Использование ИКТ в образовательном процессе
статья по теме

Серебренникова Алевтина Александровна

Плюсы и минусы использования ИКТ на уроках

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt_v_obrazovatelnom_processe.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Серебренникова А.А.

Свердловский областной педагогический колледж, г.Екатеринбург, 2007

Использование ИКТ в образовательном процессе

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России за последние 5 лет наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Школа – часть общества, и в ней, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ПК, аудио-, видео-, кино-).

Компьютерная технология может осуществляться в трех вариантах:

  1. Как «проникающая» технология – применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач.
  2. «Основная» - определяющая наиболее значимые из используемых в данной технологии частей.
  3. «Монотехнология» - когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера.

Рассмотрим следующие варианты применения ИКТ в образовательном процессе:

  1. Урок с мультимедийной поддержкой – в классе стоит один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски» и ученики для защиты проектов.
  2. Урок проходит с компьютерной поддержкой – несколько компьютеров, за ними работают все ученики одновременно или по очереди.
  3. Урок интегрированный с информатикой – проходит в компьютерном классе.
  4. Самостоятельное изучение (возможно дистанционное) с помощью специальных обучающих систем.

Учитель может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к уроку; непосредственно на уроке (при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний); для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала и т.д.

Преимущества использования ИКТ:

  1. индивидуализация обучения;
  2. интенсификация самостоятельной работы учащихся;
  3. рост объема выполненных на уроке заданий;
  4. возможность получения различного рода материалов через Интернет;
  5. повышение познавательной активности и мотивации усвоения знаний за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента;
  6. интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работа на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным;
  7. применение на уроках компьютерных тестов (правильно составленных) и диагностических комплексов позволяет учителю за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать;
  8. для ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла своей актуальности) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе;
  9. овладение учащимися компьютерной грамотностью.

Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы как при подготовке к таким урокам, так и во время их проведения.

  1. у учителей недостаточно времени для подготовки к уроку;
  2. недостаточная компьютерная грамотность учителя;
  3. отсутствие контакта с учителем информатики;
  4. отсутствие демонстрационного центра;
  5. сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий;
  6. не предусмотрено деление класса на группы при проведении занятия в компьютерном классе;
  7. при недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.д.;
  8. увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель может перейти от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.

При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это УРОК, а значит составлять план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не должен заменять учителя, а только помогать ему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в образовательном процессе.

Материал для проведения семинаров, педсоветов....

Презентация "Использование ИКТ в образовательном процессе"

Презентацию можно использовать для проведения педсовета....

«Использование ИКТ в образовательном процессе»

В условиях динамично меняющегося мира, глобальной взаимозависимости и конкуренции, необходимости широкого использования и постоянного развития и усложнения технологий фундаментальное значение имеет ин...

Выступление на тему: "Использование ИКТ в образовательном процессе"

Использование информационных технологий в процессе преподавания математики дает то, что учебник дать не может; компьютер на уроке является средством, позволяющим обучающимся лучше познать самих себя, ...

Использование ИКТ в образовательном процессе

Выступление на педагогическом совете "Использование ИКТ в образовательном процессе" содержит полезные для учителей советы и ссылки на Интернет-ресурсы....

Презентация : " Использование ЭОР в образовательном процессе"

Данная презентация  была подготовлена к выступлению на школьном семинаре....

Использование ЭОР в образовательном процессе

Выступление по теме "Использование ЭОР в образовательном процессе"...