Логико-смысловые модели - технологическая карта?
статья по теме

 

Логико-смысловые схемы и технологическая карта урока – возможно ли это?

В.Э. Штейнберг определяет «дидактические многомерные инструменты (ДМИ) как универсальные образно понятийные модели для многомерного представления и анализа знаний и учебной деятельности. Такие инструменты используются в качестве основных инструментов дидактической многомерной технологии».

По В.Э. Штейнбергу, конкретная реализация дидактического многомерного инструмента, представление знаний на естественном языке в виде образа модели — это логико  -смысловые модели (ЛСМ). Они «предназначены для того, чтобы представлять и анализировать знания, поддерживать проектирование учебного материала, учебного процесса и учебной деятельности». Именно это свойство представлять и анализировать знания мы используем для результатов нашего исследования.

Анализируя аспект многомерности, В.Э. Штейнберг выделяет наиболее распространённые в природе, математике и информатике её структуры. Таковыми, по его мнению, являются «солярные» (многолучевые) и «сеточные» (матричные) структуры. Наиболее распространенная  форма ЛСМ выглядит именно так.

image

Мне кажется, что данная модель может неплохо использоваться  при составлении  технологической карты урока.

Наиболее часто ЛСМ используются в преподавании предметов естественного цикла – химии, физики :

 

 

 

Использование логико-смыслового моделирования на уроках химии (схема взята из статьи учителя химии Мансуровой Ларисы Анатольевны - http://festival.1september.ru/articles/579165/)

 

0001

В технологической карте урока должны быть (возможны и другие варианты)следующие разделы - 

1.Тема урока,

2. Основные блоки урока,

3. Возможная  личностно значимая проблема

4. Планируемые результаты изучения  материала

5. Методы обучения и формы организации учебной деятельности.

6. Развитие  умений учащихся.

7. Основные понятия и термины.

8. Источники информации: школьные и внешкольные.

Исходя из того что в классической ЛСМ  тоже предполагается  8  координат, проблем с размещением материала карты быть не должно, причем некоторые моменты можно и совместить.: например – 1 и 2., 3 и 4. Ведь никто не требует, чтобы в вашей модели было именно 8 координат, их может быть сколько угодно.

 

Литература, которую желательно изучить, чтобы разобраться что же такое – ЛСМ –  из опыта практикующих учителей.

  1. Статья  Готлиб  Людмилы  Кирилловны  -  http://festival.1september.ru/articles/556694/ с очень хорошими приложениями, позволяющими на практике рассмотреть прикладную технологию ЛСМ. К своему  сообщению я прикреплю приложение именно из этой статьи.
  2.  Статья  Мансуровой Ларисы Анатольевны  - http://festival.1september.ru/articles/579165/

Монографии по технологии многомерной дидактики

  1. . Остапенко А.А. Моделирование многомерной педагогической реальности: теория и технологии. М.: Народное образование; НИИ школьных технологий,2005.384 с.- скачать и ознакомиться  можно вот здесь – http://www.twirpx.com/file/560049/
  2. Штейнберг В.Э, Дидактические многомерные инструменты: Теория, методика, практика.: Народное образование,2002.304 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logiko.docx969.67 КБ
Package icon pril1.zip2.54 МБ

Предварительный просмотр:

Логико-смысловые схемы и технологическая карта урока – возможно ли это?

В.Э. Штейнберг определяет «дидактические многомерные инструменты (ДМИ) как универсальные образно понятийные модели для многомерного представления и анализа знаний и учебной деятельности. Такие инструменты используются в качестве основных инструментов дидактической многомерной технологии».

По В.Э. Штейнбергу, конкретная реализация дидактического многомерного инструмента, представление знаний на естественном языке в виде образа модели — это логико  -смысловые модели (ЛСМ). Они «предназначены для того, чтобы представлять и анализировать знания, поддерживать проектирование учебного материала, учебного процесса и учебной деятельности». Именно это свойство представлять и анализировать знания мы используем для результатов нашего исследования.

Анализируя аспект многомерности, В.Э. Штейнберг выделяет наиболее распространённые в природе, математике и информатике её структуры. Таковыми, по его мнению, являются «солярные» (многолучевые) и «сеточные» (матричные) структуры. Наиболее распространенная  форма ЛСМ выглядит именно так.

Мне кажется, что данная модель может неплохо использоваться  при составлении  технологической карты урока.

Наиболее часто ЛСМ используются в преподавании предметов естественного цикла – химии, физики :

Использование логико-смыслового моделирования на уроках химии (схема взята из статьи учителя химии Мансуровой Ларисы Анатольевны - http://festival.1september.ru/articles/579165/)

В технологической карте урока должны быть (возможны и другие варианты)следующие разделы -  

1.Тема урока,

2. Основные блоки урока,

3. Возможная  личностно значимая проблема

4. Планируемые результаты изучения  материала

5. Методы обучения и формы организации учебной деятельности.

6. Развитие  умений учащихся.

7. Основные понятия и термины.

8. Источники информации: школьные и внешкольные.

Исходя из того что в классической ЛСМ  тоже предполагается  8  координат, проблем с размещением материала карты быть не должно, причем некоторые моменты можно и совместить.: например – 1 и 2., 3 и 4. Ведь никто не требует, чтобы в вашей модели было именно 8 координат, их может быть сколько угодно.

Литература, которую желательно изучить, чтобы разобраться что же такое – ЛСМ –  из опыта практикующих учителей.

  1. Статья  Готлиб  Людмилы  Кирилловны  -  http://festival.1september.ru/articles/556694/ с очень хорошими приложениями, позволяющими на практике рассмотреть прикладную технологию ЛСМ. К своему  сообщению я прикреплю приложение именно из этой статьи.
  2.  Статья  Мансуровой Ларисы Анатольевны  - http://festival.1september.ru/articles/579165/

Монографии по технологии многомерной дидактики

  1. . Остапенко А.А. Моделирование многомерной педагогической реальности: теория и технологии. М.: Народное образование; НИИ школьных технологий,2005.384 с.- скачать и ознакомиться  можно вот здесь – http://www.twirpx.com/file/560049/
  2. Штейнберг В.Э, Дидактические многомерные инструменты: Теория, методика, практика.: Народное образование,2002.304 с.


Предварительный просмотр:

К 5

К 4

Приложение  10

 знаменателя

  с переме-

  нной

виды

уравнений

Р. Декарт

    способы   решения

целые  рациональные

показательные

нение

выра

история

корень

равносильность  нарушается        при  освобождении  от:

равносильные  преобразования

оценка

(ограниченность)

разложение  на множители

  перенос слагаемых

свойства модуля

возведение  в

нечетную  степень

химия

возведение в четную степень

               (части ≥0)

жение

. . .

ество

равносильность

определения

К 6

К 7

К 8

К 2

К 3

К 1

 УРАВНЕНИЯ

Л. Эйлер

уравнение  -  …

решить

Ариабхата

 Ал - Хорезми

уравнений

тожд

биология

комбинированные  уравнения

(в  т.ч.  с  модулями  и  параметрами)

применение

астрономия

информатика

география

технология

урав

свойства произведения       (частного)

графически

теорема о корне

(монотонность)

числовое

       переход:

 h (f(x)) = h(g(x)) ↔

 ↔  f(x) = g(x)

  ( y = h(x)  монотонная)

замена переменной

функционально-графический

   Диофант

ОДЗ!

ОДЗ!

физика

Бхаскара

Ф. Виет

уравнения

 иррациональные

равенство

логарифмические

тригонометрические

дробно- рациональные

знаков обратных

тригонометрических функций

знаков тригонометрических

функций

знаков

логарифмов

воздействие  монотонной функцией  (с  условиями)

знаков корней

четной степени

понятие параметра

умножение  на

    число (≠0)

. . .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение логико - смысловых моделей на уроке физики

В образовании наступают непростые времена: учащиеся все меньше проявляют настойчивости и усердия в обучении, а учителям все труднее организовать продуктивный учебный процесс в классе. Современна...

Логико-смысловые модели в обучении математике

Статья рассказывает о применении технологии многомерных дидактических инструментов среди которых популярны логико-смысловые модели, о возможности применения данной технологии в сочетании и с другими м...

Логико - смысловая модель интеграции.

       Материалы самостоятельной работы слушателя курса повышения квалификации по программе «Моделирование культурно-образовательного пространства для индивидуального развития ребёнка средствами допол...

4-а. Логико-смысловая модель «Познание».

Эта схема обобщает изучение всей темы «Познание как форма духовной жизни человека»....

Анисимова В. В.Логико-смысловая модель "Портрет физики"

В логико - смысловой моделе представлен портрет физики....

Урок в 6 классе с использованием логико-смысловой модели В. Э. Штейнберга. Tема: “Do you know Past Simple?”

Переход на ФГОС нового поколения сопровождается системными преобразованиями, связанными не только с изменениями содержания образовательных программ, но и с поиском наиболее эффективных технологий обуч...

Тема «Использование логико-смысловых моделей на уроках математики»

Образование развивается путем совершенствования образовательных средств. Передача опыта на заре человеческой культуры обходилась натуральными,  биологическими средствами запоминания и воспроизвед...