Логико-смысловые модели - технологическая карта?
статья по теме
Логико-смысловые схемы и технологическая карта урока – возможно ли это?
В.Э. Штейнберг определяет «дидактические многомерные инструменты (ДМИ) как универсальные образно понятийные модели для многомерного представления и анализа знаний и учебной деятельности. Такие инструменты используются в качестве основных инструментов дидактической многомерной технологии».
По В.Э. Штейнбергу, конкретная реализация дидактического многомерного инструмента, представление знаний на естественном языке в виде образа модели — это логико -смысловые модели (ЛСМ). Они «предназначены для того, чтобы представлять и анализировать знания, поддерживать проектирование учебного материала, учебного процесса и учебной деятельности». Именно это свойство представлять и анализировать знания мы используем для результатов нашего исследования.
Анализируя аспект многомерности, В.Э. Штейнберг выделяет наиболее распространённые в природе, математике и информатике её структуры. Таковыми, по его мнению, являются «солярные» (многолучевые) и «сеточные» (матричные) структуры. Наиболее распространенная форма ЛСМ выглядит именно так.
Мне кажется, что данная модель может неплохо использоваться при составлении технологической карты урока.
Наиболее часто ЛСМ используются в преподавании предметов естественного цикла – химии, физики :
Использование логико-смыслового моделирования на уроках химии (схема взята из статьи учителя химии Мансуровой Ларисы Анатольевны - http://festival.1september.ru/articles/579165/)
В технологической карте урока должны быть (возможны и другие варианты)следующие разделы -
1.Тема урока,
2. Основные блоки урока,
3. Возможная личностно значимая проблема
4. Планируемые результаты изучения материала
5. Методы обучения и формы организации учебной деятельности.
6. Развитие умений учащихся.
7. Основные понятия и термины.
8. Источники информации: школьные и внешкольные.
Исходя из того что в классической ЛСМ тоже предполагается 8 координат, проблем с размещением материала карты быть не должно, причем некоторые моменты можно и совместить.: например – 1 и 2., 3 и 4. Ведь никто не требует, чтобы в вашей модели было именно 8 координат, их может быть сколько угодно.
Литература, которую желательно изучить, чтобы разобраться что же такое – ЛСМ – из опыта практикующих учителей.
- Статья Готлиб Людмилы Кирилловны - http://festival.1september.ru/articles/556694/ с очень хорошими приложениями, позволяющими на практике рассмотреть прикладную технологию ЛСМ. К своему сообщению я прикреплю приложение именно из этой статьи.
- Статья Мансуровой Ларисы Анатольевны - http://festival.1september.ru/articles/579165/
Монографии по технологии многомерной дидактики
- . Остапенко А.А. Моделирование многомерной педагогической реальности: теория и технологии. М.: Народное образование; НИИ школьных технологий,2005.384 с.- скачать и ознакомиться можно вот здесь – http://www.twirpx.com/file/560049/
- Штейнберг В.Э, Дидактические многомерные инструменты: Теория, методика, практика.: Народное образование,2002.304 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logiko.docx | 969.67 КБ |
pril1.zip | 2.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Логико-смысловые схемы и технологическая карта урока – возможно ли это?
В.Э. Штейнберг определяет «дидактические многомерные инструменты (ДМИ) как универсальные образно понятийные модели для многомерного представления и анализа знаний и учебной деятельности. Такие инструменты используются в качестве основных инструментов дидактической многомерной технологии».
По В.Э. Штейнбергу, конкретная реализация дидактического многомерного инструмента, представление знаний на естественном языке в виде образа модели — это логико -смысловые модели (ЛСМ). Они «предназначены для того, чтобы представлять и анализировать знания, поддерживать проектирование учебного материала, учебного процесса и учебной деятельности». Именно это свойство представлять и анализировать знания мы используем для результатов нашего исследования.
Анализируя аспект многомерности, В.Э. Штейнберг выделяет наиболее распространённые в природе, математике и информатике её структуры. Таковыми, по его мнению, являются «солярные» (многолучевые) и «сеточные» (матричные) структуры. Наиболее распространенная форма ЛСМ выглядит именно так.
Мне кажется, что данная модель может неплохо использоваться при составлении технологической карты урока.
Наиболее часто ЛСМ используются в преподавании предметов естественного цикла – химии, физики :
Использование логико-смыслового моделирования на уроках химии (схема взята из статьи учителя химии Мансуровой Ларисы Анатольевны - http://festival.1september.ru/articles/579165/)
В технологической карте урока должны быть (возможны и другие варианты)следующие разделы -
1.Тема урока,
2. Основные блоки урока,
3. Возможная личностно значимая проблема
4. Планируемые результаты изучения материала
5. Методы обучения и формы организации учебной деятельности.
6. Развитие умений учащихся.
7. Основные понятия и термины.
8. Источники информации: школьные и внешкольные.
Исходя из того что в классической ЛСМ тоже предполагается 8 координат, проблем с размещением материала карты быть не должно, причем некоторые моменты можно и совместить.: например – 1 и 2., 3 и 4. Ведь никто не требует, чтобы в вашей модели было именно 8 координат, их может быть сколько угодно.
Литература, которую желательно изучить, чтобы разобраться что же такое – ЛСМ – из опыта практикующих учителей.
- Статья Готлиб Людмилы Кирилловны - http://festival.1september.ru/articles/556694/ с очень хорошими приложениями, позволяющими на практике рассмотреть прикладную технологию ЛСМ. К своему сообщению я прикреплю приложение именно из этой статьи.
- Статья Мансуровой Ларисы Анатольевны - http://festival.1september.ru/articles/579165/
Монографии по технологии многомерной дидактики
- . Остапенко А.А. Моделирование многомерной педагогической реальности: теория и технологии. М.: Народное образование; НИИ школьных технологий,2005.384 с.- скачать и ознакомиться можно вот здесь – http://www.twirpx.com/file/560049/
- Штейнберг В.Э, Дидактические многомерные инструменты: Теория, методика, практика.: Народное образование,2002.304 с.
Предварительный просмотр:
К 5
К 4
Приложение 10
знаменателя
с переме-
нной
виды
уравнений
Р. Декарт
способы решения
целые рациональные
показательные
нение
выра
история
корень
равносильность нарушается при освобождении от:
равносильные преобразования
оценка
(ограниченность)
разложение на множители
перенос слагаемых
свойства модуля
возведение в
нечетную степень
химия
возведение в четную степень
(части ≥0)
жение
. . .
ество
равносильность
определения
К 6
К 7
К 8
К 2
К 3
К 1
УРАВНЕНИЯ
Л. Эйлер
уравнение - …
решить
Ариабхата
Ал - Хорезми
уравнений
тожд
биология
комбинированные уравнения
(в т.ч. с модулями и параметрами)
применение
астрономия
информатика
география
технология
урав
свойства произведения (частного)
графически
теорема о корне
(монотонность)
числовое
переход:
h (f(x)) = h(g(x)) ↔
↔ f(x) = g(x)
( y = h(x) монотонная)
замена переменной
функционально-графический
Диофант
ОДЗ!
ОДЗ!
физика
Бхаскара
Ф. Виет
уравнения
иррациональные
равенство
логарифмические
тригонометрические
дробно- рациональные
знаков обратных
тригонометрических функций
знаков тригонометрических
функций
знаков
логарифмов
воздействие монотонной функцией (с условиями)
знаков корней
четной степени
понятие параметра
умножение на
число (≠0)
. . .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение логико - смысловых моделей на уроке физики
В образовании наступают непростые времена: учащиеся все меньше проявляют настойчивости и усердия в обучении, а учителям все труднее организовать продуктивный учебный процесс в классе. Современна...
Логико-смысловые модели в обучении математике
Статья рассказывает о применении технологии многомерных дидактических инструментов среди которых популярны логико-смысловые модели, о возможности применения данной технологии в сочетании и с другими м...
Логико - смысловая модель интеграции.
Материалы самостоятельной работы слушателя курса повышения квалификации по программе «Моделирование культурно-образовательного пространства для индивидуального развития ребёнка средствами допол...
4-а. Логико-смысловая модель «Познание».
Эта схема обобщает изучение всей темы «Познание как форма духовной жизни человека»....
Анисимова В. В.Логико-смысловая модель "Портрет физики"
В логико - смысловой моделе представлен портрет физики....
Урок в 6 классе с использованием логико-смысловой модели В. Э. Штейнберга. Tема: “Do you know Past Simple?”
Переход на ФГОС нового поколения сопровождается системными преобразованиями, связанными не только с изменениями содержания образовательных программ, но и с поиском наиболее эффективных технологий обуч...
Тема «Использование логико-смысловых моделей на уроках математики»
Образование развивается путем совершенствования образовательных средств. Передача опыта на заре человеческой культуры обходилась натуральными, биологическими средствами запоминания и воспроизвед...