РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
презентация к уроку по теме
Одна из задач современного образования сформировать у ученика навык уверенности в работе с различными типами информации, научить эффективно использовать самые разнообразные ресурсы, взаимодействовать с информационным пространствам, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей. Вот почему очень важно развивать у современного школьника критическое мышление – чтобы ребенок, работая с разными источниками информации, научился их анализировать и делать самостоятельные выводы, чтобы научился задавать умные вопросы и творчески находить на них ответы. Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять противоречия, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Как следствие, он более успешно сможет адаптироваться в современной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kriticheskogo_myshleniya.pptx | 910.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развитие критического мышления на уроках ЕНЦ как один из векторов реализации задач обучения в рамках требования ФГОС Федуркина Татьяна Юрьевна, учитель географии ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Управление процессом учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий в контексте ФГОС начального и основного общего образования»
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ПРОЦЕСС СООТНЕСЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ИНФОРМАЦИИ С ИМЕЮЩИМИСЯ У ЧЕЛОВЕКА ЗНАНИЯМИ, ВЫРАБОТКА РЕШЕНИЙ О ТОМ, ЧТО МОЖНО ПРИНЯТЬ, ЧТО НЕОБХОДИМО ДОПОЛНИТЬ, А ЧТО ОТВЕРГНУТЬ. “Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить”. Эдисон
Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. эффективно взаимодействовать с информационными пространствами аргументировать свою точку зрения владеть разнообразными способами интерпретации и оценки информации проявлять активность в познании окружающего мира критически мыслить Технология учит современного школьника: добывать информацию из различных источников вести переговоры, взвешивать альтернативные суждения
Технология дает учителю Concept Text Text Text Text Text Text стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность Text Text Text возможность использовать эффективные методики, развивающие критическое мышление умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества
Для формирования критического мышления необходим ряд учебных условий 1 давать возможность учащимся размышлять 2 принимать разумные идеи и мнения 3 способствовать активности учащихся в учебном процессе
Стадия вызова Стадия рефлексии Стадии технологии критического мышления Стадия осмысления Краткое обобщение имеющихся знаний Вдумчивая работа с новыми понятиями Интеграция новых и имеющихся знаний
Функции Стадия вызова Стадия осмысления Стадия рефлексии 1. Мотивационная (пробуждение интереса и побуждение к работе). 2. Информационная (актуализация (вызов «на поверхность») уже имеющихся знаний). 3. Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями) 1. Информационная (получение новой информации) 2. Систематизационная (классификация, ранжирование информации) 1. Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) 2. Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) 3. Оценочная (выработка собственной позиции) Стадии технологии «Критическое мышление»
Саванна Климатические условия Географическое положение Почвы Животный мир Растительный мир Лето Зима Методические приемы развития критического мышления Кластер
Фишбоун Проблема: экологические проблемы порождают конфликты между странами Причина: трансграничные перемещения атмосферных загрязнений Причина: загрязнение воды Мирового океана на территориях одних государств другими государствами Факты: 25 тыс. озер Швеции с признаками окисления. 90% загрязнений в Норвегии из других стран. Факты: 1978 г. – авария танкера у берегов Бретани, разлив нефти – 2 тыс. км² Вывод: экологические конфликты расширяются и имеют глобальный характер Методические приемы развития критического мышления
Методические приемы развития критического мышления Москва Линии сравнения Санкт-Петербург 1.В какой части страны расположен город? 2.Выход к морю 3.Транспортное положение 4.Положение на реке 5.Планировка города А) Определите тип планировки (радиально-кольцевая, дуговая, прямоугольная, линейная) Б) явный центр города В) год основания Г) достопримечательности Концептуальная таблица
Методические приемы развития критического мышления Белая шляпа Мыслим фактами, цифрами. Без эмоций. Только факты!!! Жёлтая шляпа Позитивное мышление. Нужно выделить, что именно было хорошо, полезно, продуктивно и объяснить почему. Чёрная шляпа Противоположность жёлтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно и объяснить, почему так произошло. Зелёная шляпа Это – творческое мышление. Нужно представить тот или иной факт в иной, новой ситуации. Синяя шляпа Обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» цвете, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы. За ними последнее слово. Шесть шляп мышления
Методические приемы развития критического мышления Развитие мышления, через эффективное использование вопросов Знак вопроса – это крючок, на который ловятся идеи. Из записной книжки Умный вопрос – это уже добрая половина знания. Ф. Бэкон
Главный источник информации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ С чего начать работу? Наверно, с переосмысления целей обучения. Включить в их перечень развитие критического мышления. Это работа требует немало сил, времени и желания. Но если для учителя изначально приоритетны цели учеников, если он верит, что важно не только выучить предмет, но и позволить школьникам рассуждать, заблуждаться и самим искать пути преодоления этих заблуждений, начать будет несложно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Числительное как часть речи" с использованием педагогической технологии "Развитие критического мышления учащихся"
Формирование навыков фиксации мыслей и образов, удерживать их, рассматривать со всех сторон, активизировать процесс познания. ...
Технология развития критического мышления учащихся на уроках истории на примере изучения темы «Внутренняя политика Ивана IV Грозного: реформы и контрреформы».
Проект урока с использованием методики развития критического мышления. Получая новую информацию, современные ученики должны научиться рассма...
Работа по обобщению педагогического опыта по теме: Развитие критического мышления учащихся на уроках биологии как средство успешной самореализации личности
Тема моего педагогического опыта: Развитие критического мышления учащихся на уроках биологии как средство успешной самореализации личности. В работе представлены основные методические приёмы тех...
Развитие критического мышления учащихся в обучении английскому языку как способ достижения метапредметных результатов ФГОС
Развитие критического мышления учащихся в обучении английскому языку как способ достижения метапредметных результатов ФГОС...
Технология развития критического мышления учащихся
Технология развития критического мышления учащихся была разработана на примере урока по теме: " Существование плоскости, проходящей через данную прямую и точку. 10 класс"...
Сообщение на заседании методической комиссии математического и естественнонаучного цикла по теме: «Методические приёмы и технологии развития критического мышления учащихся на уроках»
Сообщение на засезании ПЦК...
выступление Развитие критического мышления учащихся в обучении иностранному языку как способ достижения метапредметных результатов ФГОС.docx
в выступлении расскрываются особенности критического мышления и его отличия от других видов мышления...