Критерии оптимальности психологического климата в коллективе
презентация к уроку на тему
Выступление на методическом совещании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soc-psiholog_klimat.doc | 46 КБ |
psihologicheskiy_klimat.ppt | 790 КБ |
Предварительный просмотр:
Критерии оптимальности психологического климата
В отечественной социальной психологии термин "психологический климат" впервые использовал Николай Сергеевич Мансуров – специалист по социальной философии, психологии, С 1993 года - декан философского факультета и одновременно заведующий кафедрой социологии Московского гуманитарного университета, который изучает взаимодействие людей в трудовых коллективах. Психологический климат, по его мнению - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Николай Сергеевич считает, что климат отношений между людьми в организации состоит из трех составляющих:
- Первая составляющая - это социальный климат, который определяется осознанием общих целей и задач организации.
- Вторая составляющая - моральный климат, определяющийся принятыми моральными ценностями организации.
- Третья составляющая - это психологический климат, то есть те неофициальные отношения, которые складываются между работниками.
В середине XX века социальные психологи активно изучали проблему климата группы, но это касалось главным образом производственных коллективов. Изучение климата школьного класса началось позже благодаря усилиям Нелли Петровны Аникеевой, Израиля Ефремовича Шварца и других известных российских педагогов и психологов. Учителя во все времена фиксировали тот особый феномен, который, будучи неосязаемым, тем не менее, оказывает влияние на формирование характера, работоспособность и эмоциональное самочувствие членов группы. Л.Н. Толстой в своё время назвал этот феномен «духом» школы. Особый «дух» есть у каждой семьи, производственной группы, педагогического коллектива, школьного класса. Был особый дух и в коллективе, руководимом А.С. Макаренко. Педагог создал в детском учреждении тот особый климат, который, казалось, сам воспитывал, во всяком случае, способствовал формированию цельных характеров, ярких личностей, квалифицированных специалистов, воспитанных людей. Обладая способностью чутко улавливать малейшие нюансы общего настроя детского коллектива, он ввёл понятия «стиль и тон» коллектива, близкие к сегодняшним «климат» и «атмосфера», обозначил отдельные характеристики стиля и тона, нашёл конкретные пути совершенствования этих тонких образований и опытным путём доказал их эффективность. В начале XX века А.С. Макаренко заметил, что вопрос о стиле коллектива достоин отдельных монографий, настолько он важен. «Область стиля и тона всегда игнорировалась педагогической «теорией», а между тем это самый существенный, самый важный отдел коллективного воспитания» - писал он. Особый интерес вызывают идеи А.С. Макаренко, которые содержат в себе много подсказок для современных учителей. Под «стилем и тоном» коллектива Антон Семенович понимал общее направление, характер культивируемых в коллективе отношений В современной педагогике под социально-психологическим климатом группы понимается динамическое поле отношений, определяющее самочувствие личности, меру проявления личностного «Я» и характер развития (нравственного, интеллектуального, профессионального) каждого члена группы. «Ведущие» отношения, определяющие характер психологического климата группы, - отношения к человеку, жизни, труду, образованию, к себе, группе, человечеству. Во главу угла Макаренко ставил бодрость и уверенность в своей жизни. «Мажор, постоянная бодрость, никаких сумрачных лиц, никаких кислых выражений, постоянная готовность к действию, радужное настроение, именно мажорное, весёлое, бодрое настроение, но вовсе не истеричность». Исходя из современной трактовки, на первом плане - общее отношение к жизни, которое должно быть свойственно детскому объединению с благоприятным психологическим климатом. Признаком здорового психологического климата по Макаренко служит ощущение собственного достоинства. «Эта уверенность в своём собственном лице вытекает из представления о ценности своего коллектива, из гордости за свой коллектив... Тон достоинства трудно воспитывается, для этого нужны годы». Отношение личности к себе увязывалось с особым отношением к своему коллективу, который обозначается как гордость. А.С. Макаренко ценил защищённость личности в коллективе. «Каждая личность должна чувствовать себя защищенной от насилия и самодурства, от издевательства... Я добился, что самые маленькие, самые нежные мальчики и девочки 10-12 лет не чувствовали себя младшими членами коллектива. В работе - да, в деле - да, но в самочувствии, в уверенности в себе они чувствовали себя прекрасно защищенными, так как они чувствовали, что никто не сможет их обидеть, так как каждый обиженный будет защищен не только своим отрядом, бригадой, мною, а более того - первым встречным товарищем». Таким образом, важнейшие признаки благоприятного психологического климата по Макаренко: мажор как отношение к жизни, чувство собственного достоинства, гордость за свой коллектив, защищённость личности. Возникает вопрос: что означает оценка климата как благоприятного? Всегда радостное настроение? Всегда смех и шутки? Всегда удачи? Главный критерий «благоприятности» климата - позитивное развитие личности. В соответствии с этим критерием неблагоприятный климат - тот, который тормозит, препятствует развитию личности. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Социально-психологический климат коллектива - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей.
Социальный климат осознание общих целей и задач организации
Моральный климат принятые моральные ценности организации
Психологический климат неофициальные отношения, которые складываются между членами коллектива
Дух коллектива- феномен, который, будучи неосязаемым, тем не менее, оказывает влияние на формирование характера, работоспособность и эмоциональное самочувствие членов группы.
Стиль и тон коллектива «Область стиля и тона всегда игнорировалась педагогической «теорией», а между тем это самый существенный, самый важный отдел коллективного воспитания» А.С. Макаренко
гордость за свой коллектив бодрость и уверенность в своей жизни ощущение собственного достоинства защищённость личности в коллективе позитивность развития личности в коллективе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Благоприятный морально-психологический климат в коллективе — основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса
Психолого-педагогический семинар...
“Экспресс-методика” по изучению социально-психологического климата в коллективе.
“Экспресс-методика” по изучению социально-психологического климата в коллективе....
Методика.Психологический климат классного коллектива (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева)
Материал в помощь воспитателю. Назначение: методика ориентирована на определение психологического климата по трем критериям - эмоциональному, моральному и деловому....
АНКЕТА «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ»
Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в вашем коллективе.Прочтите сначала предложенный текст слева, затем справа, и после этого знаком «+» отметьте в сре...
Непараметрические критерии социально-психологического климата в коллективе
В работе описаны особенности социально-психологического климата в коллективе, формы его проявления, а также основные правила формирования сплоченности, сработанности учебного коллектива и совмес...
Психологический тренинг с педагогами «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»
Психологический тренинг с педагогами «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»...
Психологический тренинг «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»
Сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу....