Статьи
статья
В статье представлен опыт работы по формированию музыкальной культуры учащихся через проектные задачи. Представлены и раскрыты ключевые понятия современного образования: "интеграция", "проектная задача", определены способы их реализации в свете новых стандартов. Статья может вызвать интерес у учителей музыки общеобразовательных школ, студентов педагогических ВУЗов и ССУЗов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 381.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование музыкальной культуры учащихся через проектные задачи
Дашибалова Янжима Батомункуевна, учитель музыки, руководитель художественно-эстетического центра, МБОУ «Дульдургинская СОШ»
Аннотация
В статье представлен опыт работы по формированию музыкальной культуры учащихся через проектные задачи. Представлены и раскрыты ключевые понятия современного образования: «проектная задача», «интеграция», определены способы их реализации на уроке в свете стандартов второго поколения. Статья может вызвать интерес среди учителей музыки средних школ, студентов педагогических ВУЗов и ССУЗов.
Музыкальное образование занимает одно из ведущих направлений в сфере интересов современной молодежи. Однако проблема заключается в том, что предпочтение отдается низкопробному отечественному и зарубежному музыкальному репертуару. В музыкальном окружении молодежи не находится место шедеврам классического музыкального искусства, высокохудожественным образцам народной музыки, обладающим огромным духовным потенциалом, воспитательными и развивающими возможностями. В связи с этим, явно видна необходимость усиления работы в направлении формирования музыкальной культуры подрастающего поколения с помощью массового музыкального образования, которое осуществляется на уроках музыки. Этим обусловлены и новые цели музыкального образования, а именно расширение музыкально-художественного интереса школьников, обеспечение их интеллектуально-творческого развития, активного познавательного поиска в сфере интеграции искусства, самостоятельного освоения универсальных учебных действий. Следует отметить, что проблема интеграции не новая проблема в педагогике. Ее решение всегда обосновывались философскими взглядами на той или иной ступени общественного развития. Задачу использования межпредметных связей в учебном процессе высказывали еще Я.А Коменский, К.Д.Ушинский. В современной педагогике имеется более 30 определений, существуют различные подходы к их обоснованию и классификации. Мы же придерживаемся следующего определения: «интеграция» – это процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определенной системы образования. Федеральный государственный стандарт второго поколения позволяет современному учителю решить обозначенные проблемы через организацию на уроках деятельностного и проблемного подходов.
На мой взгляд, развитию музыкально-художественного интереса, освоению универсальных учебных действий в сфере интеграции содержания образования способствует решение проектных задач. По определению проектная задача - конкретно-практическая, проблемная ситуация, которая фиксируется в формулировке задачи и реализуется через систему заданий, связанных между собою общим сюжетом. Система заданий, входящих в данный тип задачи, может требовать разных стратегий ее решения (в одних задачах задания необходимо выполнять последовательно, раскрывая отдельные стороны поставленной задачи, в других задачах возможно выполнение заданий в любой последовательности, в третьих требуемая последовательность выполнения заданий скрыта и должна быть выявлена самими учащимися и т.п.). Основная интрига заключается в использовании результатов выполненных заданий.
Исходя из этого, следует отметить, что проектные задачи могут быть как предметными, так и межпредметными. Подобные задания, как правило, занимают несколько уроков и способствуют освоению основ систематизации, алгоритмов творческого и критического мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, определяют развитие памяти, фантазии, воображение обучающихся, а главное приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем. Включение в содержание музыкального образования задач подобного типа позволяет учителю в ходе учебного года системно отслеживать пути становления способов работы и способов действий учащихся в нестандартных ситуациях не только в рамках отдельно взятой темы, но и вне конкретного учебного предмета. Преимущество проектных задач состоит еще и в том, что с их помощью решается проблема перегрузки обучающихся, контрольные работы становятся более эффективными и объективными, поскольку в рамках одного контрольного мероприятия проверяются знания, умения и способы действий по нескольким учебным предметам. Это существенным образом изменяет саму систему оценивания, поскольку у учащихся происходит формирование целостной картины мира, что, в свою очередь, ведет к появлению качественно нового типа знаний, находящего выражение в общенаучных понятиях, категориях, подходах. И в заключении, хотелось сказать о том, что в настоящее время используются различные формы интеграции, в том числе и проектная задача. Каждый учитель вправе сделать свой выбор. Суть заключается в том, чтобы не отвергать один из них и применять другой, а ввести систему интеграционных мер с учетом возрастных особенностей учащихся всех уровней образования. Современная школа может и должна стимулировать интеллектуальную активность учащихся в период формирования личности ребенка.
Пример проектной задачи по образовательному предмету «Музыка»: УМК Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, 5 класс, раздел «Музыка и живопись»
Замысел проектной задачи
В 5 классе на этапе рефлексии заканчивается раздел полугодия «Музыка и живопись». Здесь они восстанавливают структуру уже изученных и прослушанных музыкально-художественных произведений, возвращаются к старым произведениям и анализируют собственные сочиненные музыкально-литературные произведения, иллюстрации к ним. В результате такой работы обучающиеся накапливают много материала (творческого и информационного характера), который требует отбора и систематизации. Вот на этом этапе детям предлагается создать свой сборник произведений, в который войдут собственные музыкальные литературные сочинения, иллюстрации к ним, а так же справочный материал по теории музыки. Особенность данной работы в том, что все «продукты» получаются разными. У каждого появляется возможность не только продемонстрировать свои достижения по предмету, но и реализовать свой творческий потенциал.
Описание проектной задачи
Вы наверняка, узнали в пятом классе, как устроены музыкальные и литературные произведения, какие жанры лежат в основе современных авторских творений, научились слушать и сочинять собственные небольшие мелодии, рассказы и иллюстрировать их. И такой труд не может пройти даром, и ваши авторские сочинения должны увидеть другие классы, родители и учителя. Вам нужно подготовить презентацию своих работ в любом жанре через создание собственного сборника музыкально-художественных произведений, иллюстрации к ним, справочника по теории музыки. Для этого:
- Представь свои лучшие работы так, чтобы читатели сборника смогли оценить их по достоинству
- Дай название предисловию и напиши это предисловие к сборнику
- Выбери вариант оформления: рукописный, печатный и электронный
- Дополни работу материалом информационного и иллюстрированного характера
- По окончании работы оцени свой «продукт» и то, как справились с работой твои одноклассники. И каждый желающий может написать отзыв или пожелание на специально отведенной странице.
Проектная задача
Задание 1
Петр Ильич Чайковский великий композитор в июле отдыхал в Испании у своего друга художника Карла Брюллова. У композитора было прекрасное настроение, он сочинял танцевальную музыку для одного из своего балета. Неожиданно Чайковский получил телеграмму:
Телеграмма
«Петр Ильич! Просим вас приехать скорее. Назначен концерт на 10 августа, мы не в доумении какие новые пьесы и композиции нужно отобрать для концерта! Мы не можем найти ваш сборник!»
Петр Ильич со своим другом быстро собрались и отправились в дорогу.
- Пользуясь иллюстрациями, определи, для какого танца композитор сочинял музыку
Испанский танец Вальс
Русский танец Неаполитанский танец
- А может, ты свой танец придумаешь? Давайте прослушаем звучание испанского танца.
- Как бы вы проиллюстрировали музыку?
Комментарий к заданию 1
Если композитор отдыхал в Испании, разумеется, он сочинял музыку для испанского танца. Через прослушивание обучающиеся должны увидеть характер испанского танца, услышать звучание констаньет, что в руках у танцовщицы
Задание 2
Друзья решили вместе как можно скорее отправиться в путь. В это время в Москве шла большая подготовка к концерту. По всему городу были развешены афиши с изображением великого композитора. Но сборник при загадочных обстоятельствах исчез. Давайте, ребята, восстановим сборник «Детский альбом» и цикл «Времена года» через прослушивание музыкальных композиций и поможем распределить пьесы по сборникам!
Сборник «Детский альбом» | Цикл «Времена года» |
Примечание для учителя: названия пьес и произведений: «Песнь косаря », «Игра в лошадки», «Песня жаворонка», «Мама», «Жатва», «Утренняя молитва», «Нянина сказка», «Сладкая греза», «Баркарола», «Баба-яга», «Зимнее утро» и «В церкви».
- Рассмотри внимательно иллюстрации, к каким из ранее прослушанных названий произведений или пьес они больше подходят
Комментарий к заданию 2
Здесь идет аудирование произведений, узнавание пьес на слух и память: сенсорные музыкальные способности (музыкальный слух); интеллектуальные музыкальные способности (музыкальная память), ассоциативно-образное мышление и распределение пьес по соответствующим сборникам
Задание 3
По пути друзья остановились в одном провинциальном городке, где царствовала злая волшебница Мелодия. Она не выносила все то, что было связано с искусством. Но любимым ее занятием было игра на органе. В этом городке не было ни картин, ни художественных книг, а музыку Мелодия исполняла только в минорном ладу. Чтобы развеселить ее, сочините небольшую пьесу и выполните иллюстрацию к ней.
- Сочиняя мелодию, используйте средства музыкальной выразительности: (лад, темп, регистр, динамика, тембр, мелодия)
- Рисуя иллюстрацию, используйте изобразительные средства (цвет, форма, техника)
- Выделенные черным шрифтом слова, впиши в справочник по теории музыки
Комментарий к заданию 3
усвоение нотной грамоты
музыкально-ритмическое чувство
ассоциативно-образное мышление (цветовое восприятие музыки)
Задание 4
Знаменитое московское издательство «Эгмонт» к юбилею великого композитора решило издать художественно-музыкальный сборник, посвященный творчеству Чайковского, и пригласили для иллюстрирования композиций лучшего друга композитора Карла Брюллова. А какой бы вы издали сборник?
- Попробуй издать свой иллюстрированный художественно-музыкальный сборник, опираясь на справочный материал (смотри ниже)
- Для дизайна первой страницы выбери варианты, приведенные, ниже или придумай свой вариант оформления!
Рояль Арфа Ксилофон Барабан
- Когда будешь создавать сборник, используй справочный материал!
Справочный материал
Издание – документ:
- прошедший редакционно-издательскую обработку
- полученный печатание или тиснением
- имеющий страницу для комментариев
- предназначенный для распространения содержащейся в нем информации
Предисловие – какое-либо сочинение пояснительная, критическая заметка. Предисловие отличается от введения (составная часть самой книги, сборника, начало авторского изложения).
Сборник литературных и музыкальных произведений – энциклопедия или другое издание, представляющие собой по подбору и расположению материалов результат творческого труда. В РФ сборники охраняются авторским правом.
Изученные музыкальные жанры:
Песня, романс, опера, балет, симфония.
Отзыв на творческую работу:
Достоинства работы, недостатки работы, советы автору
Отзыв: 1. Ответ, отклик, отголосок. 2. Высказанное мнение, оценка // рецензия, критическая статья
Сборник - дневник, содержащий литературно-художественные, музыкальные произведения (отрывки из них), объединенные по определенному признаку.
Список источников:
- Сафронов Ю., статья «Стандарты второго поколения. Новые подходы использования элементов интеграции в учебно – воспитательном процессе современной школы», 2011г.
- Воронцов А.Б., «Проектные задачи в начальной школе» из серии «Стандарты второго поколения», Москва «Просвещение» 2010г., 175 стр.
- Кузнецов А.А., Рыжаков М.В., Кондаков А.М., «Примерные программы по учебным предметам. Искусство 5-9 классы» из серии «Стандарты второго поколения», Москва «Просвещение» 2010г., 175 стр.
- Сергеева Г.П., Критская Е.Д., «Пособие для учителей общеобразовательных учреждений», Уроки музыки, Москва «Просвещение» 2010г., 208 стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Главное захотеть стать здоровыми"
Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...
Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения
29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...
профессиональное становление личности. Статья опубликована в сборнике статей 3 конференции психологов образования Сибири.
профнаправленность...
Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна
Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...
Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .
По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...
Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"
Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....