Формирование ценностей как основы патриотических и гражданских качеств у подростков
статья по теме
V Международная педагогическая ассамблея. Сборник материалов научно-практической конференции// Чебоксары, 2012 г.С.28-29.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_cennostey.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование ценностей как основы патриотических и гражданских качеств подростков
Черкесова Екатерина Владимировна.
МБОУ гимназия № 30 г. Ульяновска,
Учитель истории и обществознания
Общественный и специальный педагогический интерес к проблемам гражданского и патриотического воспитания не теряет своей остроты в России, что связано с непроходящим значением в обществе ценностей «Родина», «Отечество», «патриотизм», «гражданственность». Одной из важнейших черт современной личности, ее внутренним стержнем, влияющим на ценностные ориентации и установки, определенные Президентской инициативой «Наша новая школа», а также Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования является формирование гражданско-патриотических качеств личности.
Нельзя не согласиться с мнением авторов, которые выступают за формирование гражданских и патриотических качеств через реализацию деятельностного подхода и интеграцию в гражданско-патриотическом воспитании социальных, исторических, духовных, культурных и этнических компонентов.[2;с.57]. Еще Н.М. Карамзин сказал: «…патриотизм не должен ослеплять нас, любовь к отечеству есть действие рассудка, а не слепая страсть, и она всегда должна выражаться в конкретных действиях на благо Родины».
Я в своей практической деятельности рассматриваем патриотизм как систему взаимосвязанных ценностей, которая формируется на разных уровнях социального взаимодействия и итогом которой является уважение к государству. Ведущим средством поэтапного формирования гражданско-патриотических качеств является проектно-исследовательская деятельность учащихся.
Первый уровень ценностей формируется во взаимодействии индивидуума со своей семьей и близкими. Каждое новое поколение, воспринимает окружающую действительность как результат деятельности их предков. В.А. Сухомлинский считал, что самым дорогим, радостным для подростка должны быть мать, отец, братья, сестры и друзья [3; с.11]. Семья - это ближайший микросоциум, стержень воспитания, когда ребенок постигает идеалы и ценности близких ему людей. Ребенок с помощью них учится взаимодействовать с окружающей его социальной средой. Насколько успешно проходит формирование духовно-нравственных ценностей как усвоение социального опыта, настолько успешнее подросток входит в социум: принимает его ценности, общественные нормы или нет. Данную стадию можно назвать «промежуточным» патриотизмом. Здесь формируется любовь - уважение к предкам и их «миру». Наша задача как педагога на этом этапе, через реализацию проектно-исследовательского метода, показать ребенку как он может беречь и любить то, что имеет: дом, семью. Учащимися разрабатываются проекты, которые объединены общей темой: История моей семьи в истории России. Итоги детских поисков разнообразны: кто-то находит старинные бабушкины рецепты, узнает о забытых семейных традициях, а кто-то соединяет семью. Но всех их объединяет принцип историзма, и формирование во время деятельности ценностного компонента.
Второй уровень ценностей формируется во взаимодействии индивидума с макросоциумом. Формирование личности невозможно без уважения к семейным ценностям, но также невозможно без связи с национальными и региональными особенностями развития общества, в котором живет человек. Продолжение формирование системы ценностей зависит: от того, принимается ли человек обществом. А принимается он лишь в том случае, если успешно прошла социализация на первом уровне, то есть были усвоены базовые мировоззренческие ценности. Главная задача педагога на данном этапе помочь максимально безболезненно пройти стадию интеграции в социум. Для этого в течении учебного года учащимися разрабатываются проектные работы, которые объединены темой Малой Родины. Это и виртуальные экскурсии по Симбирску-ульяновску, архитектурно-мемориальная застройка города в различные исторические периоды, Симбирский край талантами полон и многие другие. Педагог выполняет здесь функцию коммуникатора, который показывает на историческом материале как быть человеком не на словах, а на деле, как надо сохранять уважение к деятельности предком, которые подарили нам эту страну. Д.С. Лихачев сказал: история открывает самые большие возможности в воспитании патриотических чувств. Но лишь в том случае, если ребята изучают историю не только по учебнику, а по вековым камням – свидетелям жизни и смерти, славы и бед ушедших поколений, по документам, памятникам, рассказам участников и очевидцев больших исторических событий [1;с.55;].
Итогом прохождения данной стадии будет формирование позиции «я – гражданин этого общества, я принимаю ценности общества, так как оно принимает меня». Когда у человека сформирована активная гражданская позиция, тогда можно говорить о патриотизме – как одной из качественных характеристик гражданина.
Список литературы
Данилов А.Л., Кондаков А.М., Тишков В.А.. Духовно-нравственное воспитание российских школьников/ А.Л. Данилов, А.М. Кондаков, В.А. Тишков // Педагогика 2009, №4- С.55-64
Лутовинов В.И. гражданско-патриотическое воспитание сегодня/ В.И. Лутовинов// Педагогика 2006, №5. С.52-59 .с.57
Сухомлинский В.А. Рождение гражданина / В.А. Сухомлинский – Москва: издательство «Молодая Гвардия, 1979- 375с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование патриотических и гражданских качеств обучающихся
Одно из направлений моей деятельности можно обозначить кратко: "Я - гражданин и патриот". В этой области ведется работа на уроках и внеклассных мероприятиях. Мой опыт был обощен в рамках городских чте...
Организация внеурочной воспитательной деятельности обучающихся школы по формированию гражданских качеств личности в пенитенциарном ОУ
Формирование гражданских качеств личности в школе закрытого социума...
Материалы конференции "Музейная педагогика как средство формирования гражданско-патриотических и нравственных качеств личности"
В сборнике представлены выступления руководителей школьных и сельских музее и педагогов школ ГО Верхотурский на третьей научно-практической конференции, проводимой коллективом ГБОУ СО "СОШ № 3" г.Верх...
Программа "Основы формирования лидерских качеств у подростков" НВ Дорогая
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАОбразовательная программа дополнительного образования «Основы формирования личностных качеств у подростков» культурологической направленности рассчитана на 1 год обучения для обуч...
«Основы формирования личностных качеств у подростков»
Реализация программы «Основы формирования личностных качеств у подростков» представляется важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколен...
Рабочая программа «Основы формирования лидерских качеств у подростков»
Рабочая программа дополнительного образования «Основы формирования личностных качеств у подростков» культурологической направленности рассчитана на 1 год обучения для обучающихся 13-17 лет...
Рабочая программа «Основы формирования личностных качеств у подростков»
В современных условиях значительно возросли требования к профессионально важным качествам летчика.Под профессионально важными качествами (ПВК) понимаются качества человека, определяющие эф...