Рабочая программа «Основы формирования личностных качеств у подростков»
рабочая программа по психологии (8 класс)
В современных условиях значительно возросли требования к профессионально важным качествам летчика.
Под профессионально важными качествами (ПВК) понимаются качества человека, определяющие эффективность выполняемой им профессиональной деятельности и несущие при этом основную нагрузку.
Военными психологами выделяются пять блоков профессионально важных качеств военного летчика, которые обеспечивают успешное овладение практически любой профессиональной деятельностью:
– личностные ПВК;
– психофизиологические (операторские) ПВК;
– познавательные (интеллектуальные) ПВК;
– физиологические ПВК.
Современная система профессионального образования рассматривает человека, как субъекта деятельности и ориентирована на создание таких образовательных условий, которые будут способствовать формированию и развитию компетенций личности, способствующих успешной адаптации человека. В практических разработках и исследованиях проблем адаптации личности в процессе профессионального становления все больше выделяют ведущую роль самой личности, ее самосознанию, диспозициям разного уровня и ценностно-смысловым ориентирам. В профессиях разного типа данная проблема имеет различную актуальность. Но особое значение проблема образовательной, профессиональной и психологической поддержки личности приобретает в ходе подготовки летчика. Существует острая потребность в разработке психологических технологий, позволяющих поддерживать личностно-профессиональную траекторию становления
летчика, как профессионала. Основная цель такого психологического обеспечения – это психологическая поддержка личности кадета, направленная на укрепление мотивации, развитие осознания особенностей выбранной профессиональной деятельности, своих личностных свойств и возможных путей профессионального развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_formirovaniya_lichnostnyh_kachestv_u_podrostkov.docx | 44.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА–ИНТЕРНАТ
С ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ЛЕТНОЙ ПОДГОТОВКОЙ
ИМЕНИ ТРИЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.И. ПОКРЫШКИНА
Рассмотрено на заседании МО школы ___________________ «____»__________2020 г. | «Согласовано» Зам. директора по УР __________Л.Е. Севлюк «___»___________2020 г. | «Утверждаю» Директор ГКОУ МО КШИ с ПЛП ______________Я.А.Долинчук « ___ »______________2020 г. |
Рабочая программа
«Основы формирования личностных качеств у подростков»
8 класс
Педагог-психолог
Удникова Ольга Ивановна
2020-2021 учебный год
В современных условиях значительно возросли требования к профессионально важным качествам летчика.
Под профессионально важными качествами (ПВК) понимаются качества человека, определяющие эффективность выполняемой им профессиональной деятельности и несущие при этом основную нагрузку.
Военными психологами выделяются пять блоков профессионально важных качеств военного летчика, которые обеспечивают успешное овладение практически любой профессиональной деятельностью:
– личностные ПВК;
– психофизиологические (операторские) ПВК;
– познавательные (интеллектуальные) ПВК;
– физиологические ПВК.
Современная система профессионального образования рассматривает человека, как субъекта деятельности и ориентирована на создание таких образовательных условий, которые будут способствовать формированию и развитию компетенций личности, способствующих успешной адаптации человека. В практических разработках и исследованиях проблем адаптации личности в процессе профессионального становления все больше выделяют ведущую роль самой личности, ее самосознанию, диспозициям разного уровня и ценностно-смысловым ориентирам. В профессиях разного типа данная проблема имеет различную актуальность. Но особое значение проблема образовательной, профессиональной и психологической поддержки личности приобретает в ходе подготовки летчика. Существует острая потребность в разработке психологических технологий, позволяющих поддерживать личностно-профессиональную траекторию становления
летчика, как профессионала. Основная цель такого психологического обеспечения – это психологическая поддержка личности кадета, направленная на укрепление мотивации, развитие осознания особенностей выбранной профессиональной деятельности, своих личностных свойств и возможных путей профессионального развития.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа дополнительного образования «Основы формирования личностных качеств у подростков» культурологической направленности рассчитана на 1 год обучения для обучающихся 8 класса.
Актуальность данной программы обоснована важностью такого направления психолого-педагогической практики в учреждениях дополнительного образования, как развитие психологической культуры обучающихся в условиях отсутствия психологических предметов в системе общего среднего образования. Одновременно, целью процессом и результатом реализации представленной программы, является формирование психологической культуры личности, положительное изменение целостного «Я» (трансформации «Я» как целостного феномена): положительная динамика развития личности и «Я-концепции», конструктивность отношений и поведения, гуманизация ценностных ориентаций, актуализация личностных ресурсов.
Реализация программы «Основы формирования личностных качеств у подростков» представляется важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве. Именно личностные, психологические факторы выступают на первый план в работе над этой задачей. Психологическая культура, толерантность, позитивное отношение к себе и другим, способность к рефлексии и саморазвитию, умение строить свои отношения с людьми, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом — все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества. Социально-психологическая и личностная зрелость человека характеризуется способом решения жизненных противоречий и проявляется в умении соединять свои индивидуальные особенности, статусные, возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества, окружающих. Способность осуществлять это соединение К. А. Абульханова-Славская называет стратегией жизни. Помощь в формировании индивидуальной "стратегии жизни" старшеклассников является главной ценностью данной программы.
При написании данной программы использовалась программа Н.Е.Водопьяновой, Н.В.Лик, Г.В.Андреевой "Самопознание школьников". Кроме этого применялся материал социально-психологического тренинга "Познавая себя и окружающих" М. Ю.Савченко и тренинга уверенности в себе А.М.Прихожан. Также использованы теоретические и практические материалы известных психологов: Н.Р.Битяновой, Л.П.Пономоренко, Р.В.Белоусовой, Н.И.Дереклеевой, М.Ю.Савченко и др.
"Чтобы научиться жить соответственно своим возможностям, способностям, характеру, необходимо знание, понимание самого себя. Искусство жизни состоит не только в том, чтобы учитывать свою индивидуальность, но и в том, чтобы соотносить свои жизненные цели, планы и желания со своими особенностями, чтобы раскрывать в ходе жизни в себе новые качества, развить новые способности" (Абульханова-Славская К.А. «Стратегия жизни»). Все это становится возможным для детей подросткового возраста через приобщение к культуре лидерства.
Актуальность программы «Основы формирования личностных качеств у подростков» состоит в том, что она позволяет подготовить положительно ориентированного лидера, уверенного в себе, в своих созидательных возможностях, способностях и взглядах человека, умеющего понимать и считаться с мнением и чувствами других, умеющего управлять собственной судьбой и добиваться определенных положительных результатов в учебе, работе, семейной жизни, способного повести за собой других. Данная программа направлена на то, чтобы развить у старшеклассников лидерские качества, позволяющие самореализоваться в позитивном ключе и гармонично интегрироваться в социум.
Цель: формирование лидерских качеств у подростков.
1. Обучающая цель: подготовка обучающихся к успешной и эффективной трудовой деятельности и выработке качеств, умений и навыков, которые помогут им справиться с жизненными и профессиональными задачами и трудностями.
Задачи:
- формирование у кадетов теоретических и практических знаний, умений, навыков, необходимых для социальной адаптации и успешной деятельности в обществе;
- формирование способности к рефлексии, адекватной самооценки;
- приобретение навыков лидерского поведения через коллективную деятельность;
- формирование способностей к принятию решений и готовности брать на себя инициативу и ответственность;
- формирование у кадетов умения строить жизненные планы и корректировать ценностные ориентации.
2. Воспитательная цель: воспитание адаптированной, приспособленной к полноценному развитию личности.
Задачи:
- воспитание умения действовать в интересах совершенствования своей личности;
- воспитание интереса к самому себе, формирование культуры самопознания, саморазвития и самовоспитания.
3. Развивающая цель: развитие социальных навыков поведения и установок на самостоятельное решение социальных проблемных ситуаций.
Задачи:
- развитие адекватного восприятия самого себя и осуществление коррекции самооценки;
- развитие творческих и организаторских способностей обучающихся;
- развитие навыков работы в группе, в команде;
- развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности процесса социализации;
- развитие эмоциональной устойчивости и оптимального реагирования в сложных жизненных ситуациях;
- развитие умений и потребности в познании других людей, гуманистического отношения к ним.
Объем программы
Программа рассчитана на 1 год обучения. Объем курса - 34 часа.
Возраст обучающихся 8 класс.
Формы проведения занятий:
В программе используются следующие формы проведения занятий: лекции, практикумы, деловые игры, семинары, мозговые штурмы, просмотр видеоматериала и презентаций, консультации педагогов-психологов (по запросу), дискуссии.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Основные понятия и термины
Лидер, команда, личность, психология, ресурсы, личностный рост, эмоциональная компетентность, коммуникативные навыки, толерантность, манипулирование, самоменеджмент, модальности, манипуляции, восприятие, межличностные взаимодействия, самопрезентация, конфликт, жизненные цели, уверенность в себе, проекции, контакт, ответственность.
Механизмы оценки образовательных результатов
Входящее и исходящее анкетирование, стандартизированные тесты по соответствующим темам, проективные методики, личностные опросники, визуальное наблюдение руководителями программы, индивидуальные консультации-собеседования с педагогом-психологом (по запросу).
Каждый участник ведет специальный «Дневник для самоотчёта», где фиксирует свои впечатления о занятиях, заинтересовавшую его информацию, проводит тестирования, рефлексирует.
Ожидаемые результаты реализации программы
В процессе освоения программы обучающиеся должны приобрести:
- знания: основ психологии личности; типов лидеров и лидерства; механизмов социализации, структуры и особенностей коммуникативных процессов; проблем межличностного взаимодействия и путей их решения; основ конфликтологии; механизмов стрессовых состояний и способов их регулирования; подходов к индивидуальному выбору профессии; структуры, способов организации и осуществления успешной деятельности.
- навыки: рефлексии (осознавание своего состояния и поведения), самопознания и адекватного самовосприятия, распознавания вербальных и невербальных сигналов, распознавания возможных искажений в процессе общения, активного слушания, конструктивного общения и публичного выступления, анализа конфликтной ситуации, саморегуляции, ориентации в информационном поле процесса профессионального самоопределения, постановки целей и планирования их достижения, нестандартного мышления, социализации.
- умения: осознанного управления своим состоянием и поведением, эффективного выстраивания коммуникаций, адекватного и конструктивного реагирования в условиях конфликтных ситуаций, целенаправленного и эффективного использования своих ресурсов, управления процессом целеполагания, эффективного регулирования процессами своего поведения и группового взаимодействия.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Количество часов | Всего | |
Теория | Практика | |||
1 | Личность Лидера | 5 | 5 | 10 |
2 | Психология общения | 5 | 5 | 10 |
3 | Основы конфликтологии | 3 | 2 | 5 |
4 | Стресс | 2 | 3 | 5 |
5 | Профессиональное самоопределение | 1 | 1 | 2 |
6 | Технологии успеха | 1 | 1 | 2 |
Итого | 17 | 17 | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел I. ЛИЧНОСТЬ ЛИДЕРА.
Тема 1. Знакомство. Анализ ожиданий. Презентация программы. Входящая диагностика. Упражнение на знакомство «Мяч по кругу». Упражнение для завершающей рефлексии «Грузим баржу».
Диагностический комплекс: методика изучения интерактивной направленности личности (Н.Е.Щуркова в модификации Н.П.Фетискина), Определение направленности личности (ориентационная анкета) (Б.Басс), методика «Тип мышления» (Методика определения типа мышления в модификации Г.В.Резапкиной), специализированная анкета определения типа личностной идентичности подростка (С.С.Носов), методика определения уровня коммуникативной социальной компетентности (КСК).
Тема 2. Личность. Структура личности.
Личность, индивидуальность, личностный рост, структура личности, самооценка, потребности и мотивы, пирамида потребностей А. Маслоу, способности, интеллект, темперамент, характер, самосознание. Диагностика «Личностный рост». Упражнение «Кто я».
Тема 3. «Влияние проекций на восприятие».
Проекция, интерпретация, личный опыт, восприятие, виды восприятия, искажение восприятия. Разминка «Части тела». Диагностика: «Дорисуй рисунок». Упражнение «Представить партнера». Упражнение «Иностранец».
Тема 4. Теории лидерства.
8 теорий лидерства. Типы лидеров. Лидер и руководитель. Формальный и неформальный лидер. Имидж лидера. Стили управления коллективом. Ролевая игра «Предвыборная кампания».
Тема 5. Распределение ролей в коллективе.
Что такое группа и коллектив? Стадии развития коллектива. Группа и группировки. Роли «производственные» (функциональные и социальные) и «межличностные». Упражнение «Здесь и сейчас». Упражнение «Назови без оценки».
Тема 6. История развития науки психологии.
Философия как прародительница психологической науки. Как и когда психология стала наукой. Связь психологии с другими науками в прошлом и настоящем. Направления психологии. Механизмы психологической защиты.
Диагностика: методика выявления типологий психологической защиты (Р.Плутчик в адаптации Л.И.Вассермана, О.Ф.Ерышева, Е.Б.Клубовой и др.).
Тема 7. Эмоциональный интеллект.
Эмоции и чувства. Функции эмоций. Эмоциональный интеллект как механизм адаптации в социуме. Взаимосвязь успешности и уровня развития эмоционального интеллекта. Диагностика: Методика изучения «эмоционального интеллекта» (Н.Холл), опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» (Д.В.Люсин). Упражнение: «Дерево эмоций». Рефлексия «Мои лица» (до и после).
Тема 8. Групповые нормы.
Для чего нужны групповые нормы? Формальные и неформальные групповые нормы. Правила группы. Конформизм.. Групповой контракт. Круглый стол «Билль о правах личности». Упражнение «Осознанность и ответственность».
Тема 9. Эффективный самоменеджмент.
Ключевые навыки эффективного самоуправления. Потенциальные ограничения, которые могут мешать управлять своей жизнью. Управление своими ресурсами.
Тест «Насколько вы эффективно управляете своей жизнью?».
Тема 10. Методы арт-терапии в пути к себе.
Арт-терапия и её виды. Художественная экспрессия. Самовыражение. Креативность. Правила групповой работы. Упражнение «Здравствуй, это Я!». Упражнение «Рисунок по кругу». Упражнение «Мир, в котором бы я хотел жить».
РАЗДЕЛ II. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ.
Тема 1. Общение.
Функции общения. Типы общения. Правила диалогического общения. Конфликт – неэффективное общение. Три вида ограничений – источников конфликта. Эмоциональные барьеры. Результаты конфликтов и пути их разрешения.
Диагностика: методика определения уровня общительности В.Ф.Ряховского, методика К.Н.Томаса «Определение своего способа реагирования в конфликте».
Упражнение «Вывеска». Упражнение «Комплимент».
Тема 2. Невербальное общение.
Виды невербальных средств. Пространственные зоны. Эмоциональная компетентность. Семинар-практикум «Позы, мимика, жесты».
Тема 3. Вербальное общение.
Речь внутренняя и внешняя. Виды внешней речи. Я-высказывание: оценка и переживания. Коммуникативные барьеры. Диагностика: опросник «Оценка поведения при разговоре». Опросник «Насколько вы общительны, робки, контактны?».
Тема 4. Эффекты межличностного восприятия.
Перцептивная сторона общения. Существенные свойства для процесса перцепции. Установки восприятия. Три измерения установок. Установки и их виды. Стереотипизация. Игра «Следопыты».
Тема 5. Манипулирование.
Что такое манипуляции, кто такой манипулятор. Суггестия. Типы манипуляторов Э.Шостром. Способы защитного реагирования на манипуляции.
Диагностика: выявление манипулятивного отношения (по шкале Банта), методика «Склонность к воспроизведению негативных эмоциональных инграмм» (В.В.Бойко). Технология «Зигзаг». Ролевая игра «Манипуляции».
Тема 6. Умение слушать.
Ошибки слушания и речевого поведения. 10 правил того, как не надо слушать. Активное слушание. Правила эффективного слушания. Тест «Умеем ли мы слушать».
Тема 7. Общение и темперамент.
Темперамент и его типы. Взаимосвязь темперамента и стиля общения. Речевое поведение и социальные шкалы темперамента. Диагностика: тест-опросник Г.Айзенка.
Тема 8. Деловое общение.
Деловая беседа. Что противопоказано при деловом общении. Деловой этикет. 6 принципов делового этикета. Алгоритм переговоров. Важные принципы этики общения по телефону.
Тема 9. Конструктивная критика.
Зачем нужна критика. Критика как обратная связь и как стремление найти пути решения проблемы. Деструктивная и конструктивная критика. Правила конструктивной критики. Структура критикующего разговора. Схема реагирования на конструктивную критику. Диагностика: опросник Казанцевой Г.Н. на определения уровня самооценки.
Тема 10. Публичное выступление.
Формы и цели публичного выступления. Страхи публичного выступления. 10 ошибок начинающего оратора. Способы подготовки к выступлению. Развитие навыков правильного построения деловой беседы, применение полученных знаний на практике. Упражнение «Моя прелесть». Упражнение «Самопрезентация».
РАЗДЕЛ III. ОСНОВЫ КОНФЛИКТОЛОГИИ.
Тема 1. Конфликт. Причины конфликтов.
Психология конфликта. Источник конфликта – противоречие. Структурные элементы конфликта. Конфликтогены.
Диагностика: тест «Самооценка конфликтности», тест «Тактика поведения в конфликте». Ролевая игра «Финансовые авантюристы».
Тема 2. Стиль поведения в конфликте.
Стратегии поведения в конфликте: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. Диагностика: «Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению» К.Томаса в модификации А.Грецова. Упражнение «Письмо губернатору города».
Тема 3. Конструктивное разрешение конфликтов.
Переговоры при помощи посредника. Пять этапов посредничества (по Г.Дьяконову). Диагностика: самоопросник осознания конфликта, методика А.Ассингера «Определение уровня своей агрессивности». Ролевая игра «Конфликты».
Тема 4. Правила поведения и общения в конфликтной ситуации.
Эффективное общение, состоящее из умения слушать и умения говорить. Условия активного слушания: эмпатия, валидация, осознание и обобщение. Эффективная трансляция в конфликте. Правила успешного общения в конфликте. Упражнение «Иностранец». Упражнение «Карусель».
Тема 5. Толерантность.
Круглый стол «Толерантность». Межличностные конфликты. Границы моего «Я». Свобода и ответственность.
РАЗДЕЛ IV. СТРЕСС
Тема 1. Стресс. Фазы развития стресса.
Теория стресса Ганса Селье. Виды стрессоров. Шкала жизненных событий Холмса и Рэя. Три стадии развития стресса. Степени переутомления. «Стресс льва» и «стресс кролика». «20 фактов о стрессе». Диагностика: методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса, методика определения уровня депрессии (В.А.Жмуров).
Тема 2. Способы реагирования на стресс.
Личностный адаптационный потенциал. Три группы стратегий выхода из напряженной ситуации: изменение или устранение проблемы; уменьшение ее интенсивности за счет смещения своей точки зрения на нее; облегчение ее воздействия с помощью включения ряда способов. Диагностика: копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С.Норман, Д.Ф.Эндлер, Д.А.Джеймс, М.И.Паркер; адаптированный вариант Т.А.Крюковой), методика определения стратегий поведенческой активности в стрессовых условиях.
Тема 3. Саморегуляция.
Для чего нужнасаморегуляция. Специфика приемов саморегуляции для людей с различными индивидуально-типологическими особенностями. Постановка цели, как первый этап саморегуляции. Способы саморегуляции эмоциональных состояний. Диагностика: опросник жизненных проявлений типологических свойств нервной системы, личностный опросник EPI (методика Г.Айзенка вариант Б). Упражнение «Круг силы» («Ресурсный круг»).
Тема 4. Физиология.
«Дерево стресса». Психосоматика. Стресс и здоровье. Зависимость между соматическими заболеваниями человека, его личностными особенностями и психологическим климатом окружающей среды. Упражнение «Письмо-обращение к человеку от имени какого-либо его органа».
РАЗДЕЛ V. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ.
Тема 1. Основные подходы к индивидуальному выбору профессии.
Основные признаки профессиональной деятельности. Профессия, специальность, должность. Классификация профессий. Профессиограммы и психограммы. Составление формулы профессии, анализ профессии. Мотивация и волевые качества личности. Здоровье и выбор профессии. Диагностика: методика «Карта склонностей к различным видам деятельности» (Е.И.Рогов), анкета «Мотивы выбора любимых предметов» (Овчарова Р.В.), опросник «Мотивация учебной деятельности по различным школьным предметам» (Юрцева Л.Я).
Упражнение «Кто я и что думаю о себе».
Тема 2.Возможности личности в профессиональной деятельности .
Профпригодность, профессионально важные качества. Определение степени выраженности интересов к разным группам (типам) профессий. Выявление отношения к различным видам деятельности. Определение профессионального личностного типа. Составление профессиограммы. Темперамент и выбор профессии. Интересы и выбор профессии. Склонности и профессиональная направленность. Профессиональный тип личности. Ошибки при выборе профессии. Диагностика: «Дифференциально-диагностический опросник» (Климова), «Активизирующая профориентационная методика» (Н.Пряжников), тест Холланда на определение профессиональной направленности личности.
Составление профессиограммы. Деловая игра «Кадровый вопрос».
РАЗДЕЛ VI . ТЕХНОЛОГИИ УСПЕХА.
Тема 1. Успех.
Из чего складывается понятие успеха. Успех в двух аспектах – успех в деле и успех в жизни. Формула успеха в бизнесе. Формула успеха в жизни. Понятия “материальные ценности” и “нематериальные ценности”. Личностно-ценностное самоопределение. Диагностика: методика «Мой выбор». Игровая технология «Ключ к успеху».
Тема 2. Что мешает достижению успеха. Организованность и достижение успеха. Основные препятствия, стоящие на пути достижения успеха: внутренние противоречия, неверие в себя и в свои силы, отсутствие силы воли и целеустремлённости. Осознание учащимися собственных барьеров на пути к достижению успехов. Диагностика: тест “ Организованный ли вы человек?”.
Упражнение: “Мои барьеры в достижении успеха”, “Каким нужно быть”, “Распределение времени”.
ЛИТЕРАТУРА
Список литературы для педагога
- Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М., Мысль. 1991
- Аверченко Л. К. "Загляни в свою душу", областная ассоциация "Интеллектика", серия "Психологическая служба школы", Омск, 1992
- Бурлачук Л.Ф.. Морозов С.М. Словарь - справочник по психологической диагностике. - Киев, Наукова Думка. 1989
- Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М., Просвещение. 1987
- Кон И. С. Психология ранней юности. - М., Просвещение. 1989
- Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей; Как вырабытывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично; Как перестать беспокоиться и начать жить: Пер. с англ. - М., 1990
- Леви В. Искусство быть собой. - М., Знание. 1991
- Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками. - М., Издательский центр "Академия". 2001
- Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг. - М., "Когито-Центр". 2001
- Немов Р. С. Психология. - М., Просвещение, 1994
- Прихожан А.М., Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. - М., Творческий центр "Сфера". 2000.
- Прутченков А. С. Тренинг личностного роста. - М., Новая школа. 1993
- Рейнуотер Д. Это в ваших силах. - М., Прогресс. 1993
- Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М, Дидакт. 1992
- Рудестам К. Групповая психотерапия. - М., Прогресс. 1993
- Савченко М. Ю. Личностное развитие. - М., "Вако". 2005
- Самоукина Н. В. Психология оптимизма.- М., Изд-во Института психотерапии. 2001
- Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М., Педагогика, Пресс. 1992
- Смирнова Е. Е. Психология общения. - С-Пб., Каро. 2005
- Штангль Антон. Язык тела. - Баку, Сада. 1992
- Хрящева Н. Ю., Макшанов С. И., Сидоренко Е. В. Психогимнастика в тренинге. - С-Пб., "Ювента", 1999
- Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации // Кудряшов. А.Ф. - Петрозаводск, Петрком. 1992
- Мир детства: Юношеский возраст //А.Г. Хрипкова. - М., Педагогика. 1982
- Психология. Словарь/Под общей редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского - М., Политиздат. 1990
Список литературы для обучающихся
- Жариков Е. С. , Крушеницкий Е. Л. Для тебя и о тебе - М., Просвещение. 1991
- Ниренберг Д., Калеро Г. Как читать человека, словно книгу. - Баку, Сада. 1992.
- Прощицкая Е. Н. Выбираем профессию. - М., Просвещение. 1995
- Прихожан А.М., Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. М., Сфера, 2000.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА–ИНТЕРНАТ
С ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ЛЕТНОЙ ПОДГОТОВКОЙ
ИМЕНИ ТРИЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.И. ПОКРЫШКИНА
Рассмотрено на заседании МО школы ___________________ «____»__________2020 г. | «Согласовано» Зам. директора по УР __________Л.Е. Севлюк «___»___________2020 г. | «Утверждаю» Директор ГКОУ МО КШИ с ПЛП ______________Я.А.Долинчук « ___ »______________2020 г. |
Рабочая программа
«Формирование профессионально важных качеств будущего летчика»
9 класс
Педагог-психолог
Удникова Ольга Ивановна
2020-2021 учебный год
Большое значение при подготовке к летной деятельности имеют психофизиологические или операторские качества, позволяющие реализовывать рабочий цикл человека-оператора: прием и обработку информации, принятие и исполнение решения, контроль выполненных действий.
Психофизиологические ПВК обеспечивают связь психики с физиологией и характеризуются умением управлять своим функциональным состоянием. При эмоциональном напряжении (напряженности) летчику надо уметь снижать излишнее возбуждение, при утомлении бороться с усталостью, а при выполнении длительных полетов (продолжительностью более 4 часов) справляться с состоянием монотонии и комплексом других факторов: гипокинезией, сенсорной депривацией, необходимостью поддержания готовности к активизации деятельности и др.
Физиологические ПВК обеспечивают летчику получение инструментальной (от приборов) и неинструментальной (с помощью органов чувств) информации о внешней среде и состоянии объекта управления, определяют надежность функционирования органов и систем человека в условиях воздействия специфических факторов полета.
Важное значение имеют вестибулярная устойчивость и устойчивость к перегрузкам большой величины и длительности при пилотировании высокоманевренных самолетов.
Тот факт, что существует тесное взаимодействие психических процессов с физиологическими функциями, уже доказан. Оно обладает двусторонним влиянием: психические процессы воздействуют на телесные функции, а те – на психику. Если это взаимодействие нарушается, то неизбежно изменяется психика или развиваются психосоматические заболевания. Из этого также следует, что через воздействие на тело можно оказывать влияние на психику. Известно, что физические упражнения обладают способностью вызывать изменения функционального состояния организма – снижать психоэмоциональное напряжение, повышать умственную работоспособность, вырабатывать умение действовать в жесткие интервалы времени, тренировать функцию антиципации (предвидения, предвосхищения хода событий).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа дополнительного образования
«Основы формирования психофизиологических и физических качеств у подростков» рассчитана на 1 год обучения для обучающихся 9 класса.
Формы проведения занятий:
В программе используются следующие формы проведения занятий: лекции, практикумы, просмотр видеоматериала и презентаций, консультации педагогов-психологов (по запросу), дискуссии.
Объем программы
Программа рассчитана на 1 год обучения. Объем курса - 34 часа.
Возраст обучающихся 9 класс.
Актуальность данной программы обоснована важностью такого направления.
Одним из профессионально важных качеств летчика является его нервно-эмоциональная устойчивость. Научиться управлять собой в любой обстановке полезно каждому человеку, а в условиях летной деятельности, которым непрестанно сопутствуют определенный риск и повышенная опасность, просто необходимо. Овладев методами управления функциональным состоянием организма, можно поддерживать высокий уровень работоспособности, адекватно реагировать на стрессовые ситуации, рационально расходовать психофизиологические резервы.
Одним из методов управления своим состоянием служит аутогенная тренировка, которой самостоятельно способен овладеть любой человек.
При написании данной программы использовалась программы Е.А. Щербакова «Тренинг развития профессиональных качеств летчика», Щ.С. Вечтомова М.Г. Лукинова, Ф.В. Мальчинского «Развитие профессионально важных качеств летчика».
Цель: формирование психофизиологических и физических качеств у подростков.
1. Обучающая цель: подготовка обучающихся к успешной и эффективной трудовой деятельности и выработке качеств, нервно-эмоциональной устойчивости, способностью управлять своим функциональным состоянием.
Задачи:
формирование у кадетов теоретических и практических знаний, умений, навыков, необходимых для психической саморегуляции ;
- формирование способности к рефлексии, адекватной самооценки;
- приобретение навыков устойчивости к состоянию утомления
- формирование способности к мобилизации после длительной монотонной работы ;
- формирование сенсомоторных реакций, способность к действию в условиях дефицита времени, способность к совмещенным видам деятельности
- 2. Воспитательная цель: воспитание адаптированной, приспособленной к полноценному развитию личности.
Задачи:
- воспитание умения действовать в интересах совершенствования своей личности;
- воспитание интереса к самому себе, формирование культуры самопознания, саморазвития и самовоспитания.
3. Развивающая цель: Знание сильных и слабых сторон в отношении своих способностей, умение самостоятельно тренировать и развивать профессионально важные качества способствуют становлению профессионала
Задачи:
- развитие адекватного восприятия самого себя и осуществление коррекции самооценки;
- развитие вестибулярной устойчивости;
- развитие устойчивости зрительного анализатора;
Основные понятия и термины
аутогенная тренировка, самовнушение, дыхательные упражнения, регулирование уровня психической активности, идеомоторная тренировка, самомассаж биологически активных точек, вестибулярная тренировка, утомления глаз.
Механизмы оценки образовательных результатов
Входящее и исходящее анкетирование, стандартизированные тесты по соответствующим темам, проективные методики, личностные опросники, визуальное наблюдение руководителями программы, индивидуальные консультации-собеседования с педагогом-психологом (по запросу).
Каждый участник ведет специальный «Дневник для самоотчёта», где фиксирует свои впечатления о занятиях, заинтересовавшую его информацию, проводит тестирования, рефлексирует.
Ожидаемые результаты реализации программы
В процессе освоения программы обучающиеся должны приобрести знания по :
Психофизиологические (операторские) ПВК:
- нервно-эмоциональная устойчивость;
- способность управлять своим функциональным состоянием;
- устойчивость к состоянию утомления;
- устойчивость к монотонии, способность к мобилизации после длительной монотонной работы;
- скорость и точность сенсомоторных реакций (двигательных реакций в ответ на сигнал);
- способность к действию в условиях дефицита времени;
- способность к выполнению совмещенных видов деятельности.
4. Физиологические ПВК:
- абсолютные и дифференциальные пороги чувствительности зрительного, слухового, обонятельного, вестибулярного, кожного, проприоцептивного (двигательного) анализаторов;
- функциональная системность в деятельности анализаторов;
- вестибулярная устойчивость
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Количество часов | Всего | |
Теория | Практика | |||
Нервно-эмоциональная устойчивость, способность управлять своим функциональным состоянием | 3 | 7 | 10 | |
Устойчивость к состоянию утомления Способность к мобилизации после длительной монотонной работы. | 3 | 7 | 10 | |
Скорость и точность сенсомоторных реакций, способность к действию в условиях дефицита времени, способность к совмещенным видам деятельности. | 2 | 3 | 5 | |
Вестибулярная устойчивость | 2 | 3 | 5 | |
Устойчивость зрительного анализатора | 1 | 1 | 2 | |
Устойчивость к воздействию высоких и низких температур | 1 | 1 | 2 | |
Итого | 12 | 22 | 34 |
Тема 1. Нервно-эмоциональная устойчивость, способность управлять своим функциональным со-стоянием . Методы психической саморегуляции:
- аутогенная тренировка – комплекс упражнений с формулами самовнуш-ния и одновременным расслаблением мышц тела;
- дыхательные упражнения – регулирование уровня психической активности с помощью учащения или замедления дыхательных циклов;
- идеомоторная тренировка – мысленное проигрывание предстоящей деятельности
Тема 2. Устойчивость к состоянию утомления.
Способность к мобилизации после длительной монотонной работы. Упражнения на активацию работоспособности Самомассаж биологически активных точек Самокоррекция позвоночника
Тема 3. Скорость и точность сенсомоторных реакций, способность к действию в условиях дефицита времени, способность к совмещенным видам деятельности . Игровые виды спорта, специальные игровые упражнения Контрастные температурные воздействия
Тема 4. Вестибулярная устойчивость. Вестибулярная тренировка Игровые виды спорта
Тема 5. Устойчивость зрительного анализатора. Упражнения для снятия утомления глаз, для коррекции близорукости
Тема 6. Устойчивость к воздействию высоких и низких температур . Аутогенная тренировка
Метод закаливания Контрастные температурные воздействия .
Рекомендуемая литература
1. Авиационная медицина: Руководство / Под ред. Н.М. Рудного, П.В. Васильева, С.А. Гозулова. – М.: Ме-дицина, 1986. – 580 с.
2. Войтенко А.М. Средства и методы сохранения и восстановления профессиональной работоспособности человека-оператора: Учебные материалы. – СПб.: ВМедА, 2005. – 72 с.
3. Войтенко А.М., Баландин В.С. Формирование и раз-витие профессионально важных качеств авиационного врача: Учебные материалы. – СПб.: ВМедА, 2002. – 34 с.
4. Гандер Д.В. Авиационная психология: учебное по-собие / Д.В. Гандер; под ред. В.А. Пономаренко; Между-народная академия проблем человека в авиации и космо-навтике, Научно-исследовательский испытательный центр авиационно-космической медицины и военной эргономи-ки. – М.: Воентехиниздат, 2010. – 208 с.
5. Геллерштейн С.Г. Предвосхищающие реакции в деятельности летчика // Авиационная и космическая ме-дицина. М., 1963. С.124 -126.
6. Дьяконов И.Ф., Овчинников Б.В. Аутогенная трени-ровка: Лекция. – СПб., 2007. – 16 с.
7. Ибрагимова В. С. Точка… Точка? Точка!. – М.: Мол. гвардия, 1988. – 254 [2] с.
8. Избранные лекции по вопросам медицинского обес-печения полетов. Пособие под ред. заслуженного деятеля науки РСФСР проф. В.И. Копанева. СПб., ВМедА. – 1992. – 144 с.
9. Ингерлейб М.Б. Путеводитель по дыхательным гим-настикам: анализ известных методик / М.Б. Ингерлейб. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 313, [7] с. – (Лучшие оздорови-тельные методики).
10. Лобзин В.С., Боченков А.А., Лозинский В.С. и др. Влияние аутогенной тренировки на успешность летного обучения курсантов // Военно-медицинский
11. Лувсан Гаваа. Очерки методов восточной рефлек-сотерапии. – 4-е изд., репринт. – К.: Здоровья, 1992. – 232 с.
12. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и регу-ляция человека в условиях стресса. – СПб.,: Сентябрь, 2001. – 310 с.
13. Марищук В.Л., Платонов К.К., Плетницкий Е.Н. Напряженность в полете. М.: Воениздат, 1969 – 120 с.
14. Новиков В.С. Психофизиологическая характери-стика деятельности летного состава / В.С. Новиков, А.А.Благинин // Физиология летного труда: учебник. – СПб.: Наука, 1997. – 411 с.
15. Платонов К.К. Психология летного труда. – М., 1960.
16. Пономаренко Г.Н. Физические методы лечения: Справочник. - Изд. 3-е перераб. и доп. – СПб.: ИИЦ ВМА, 2006. –336 с.
17. Практикум по психологической подготовке летчи-ков / Под ред. канд. военных наук, засл. военного летчика РФ генерал-майора Харчевского А.Н., канд. психол. наук, военного летчика 1-го класса полковника Гандера Д.В.
18. Психофизиологическая подготовка летного соста-ва. Методическое пособие для авиационных врачей / Под ред. В.А. Бодрова, В.А. Пономаренко. – М.-Л.: ВВС, 1989. – 169 с.
19. Решетников М.М. Аутогенная тренировка в психо-физиологической подготовке курсантов летных училищ: Методические рекомендации. – Харьков, 1981. – 60 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль коллектива в формировании личностных качеств школьника
Детский коллектив — основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных услов...
Физическая культура в формировании личностных качеств
К числу личностных качеств относятся свойства на высоком социальном уровне, определяющие, в большой степени, выраженность у человека общественного сознания, его отношение к духовным и материаль...
Формирование личностных качеств учащихся на уроках физической культуры» (из опыта работы)
Использование метода круговых тренировок на уроках физкультуры...
Формирование личностных качеств учащихся
Формирование личностных качеств учащихся...
Программа "Основы формирования лидерских качеств у подростков" НВ Дорогая
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАОбразовательная программа дополнительного образования «Основы формирования личностных качеств у подростков» культурологической направленности рассчитана на 1 год обучения для обуч...
«Основы формирования личностных качеств у подростков»
Реализация программы «Основы формирования личностных качеств у подростков» представляется важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколен...
Рабочая программа «Основы формирования лидерских качеств у подростков»
Рабочая программа дополнительного образования «Основы формирования личностных качеств у подростков» культурологической направленности рассчитана на 1 год обучения для обучающихся 13-17 лет...