Пути формирования у обучающихся универсальных учебных действий на уроках обществознания
статья по теме

 

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе  разработки ФГОС общего образования, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.  Обществоведческая подготовка учащихся 5-9 классов вносит свой вклад в формируемые у учащихся при изучении других учебных предметов знания и представления о мире и человеке, о способах познания и изменения действительности, а также  в выработку универсальных учебных действий. В статье предлагается попытка анализа  путей формирования у обучающихся универсальных учебных действий на уроках обществознания, дана характеристика основных видов универсальных учебных действий; предложены примеры путей формирования у обучающихся универсальных учебных действий на уроках обществознания.

 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puti_formirovaniya_uud.rar296.88 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Метапредметные результаты

Темы уроков, формы организации учебной деятельности, технологии

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,  умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

Познавательные УУД

1) Возможные темы

«Глобальные проблемы современности»

2) Форма организации: работа  в группах.

 Предложите учащимся:

 а) подобрать синонимы  к слову «глобальная»;

б) назвать список проблем, которые называются глобальными и сделать предположения;

в) сформулировать признаки, присущие глобальным проблемам;

г) подтвердить или опровергнуть предположения  (предложите любую статью поданной проблеме)

3) Технология критического мышления (приемы: «фишбоун», стратегия решения проблем «ИДЕАЛ»)[1]

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Познавательные УУД


1) К любой теме.

2)Форма организации: работа индивидуальная и в группах.

Попросите учащихся предположить по каким смысловым блокам будет изучаться тема.

3) Технология критического мышления (прием:  кластер)

8) смысловое чтение

Познавательные УУД



1) Возможные темы:

Мировоззрение. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Поиск смысла жизни.

2) Форма организации: работа индивидуальная и в группах.

 Предложите учащимся озаглавить текст или составить к нему  вопросы различных типов

3) Технология критического мышления (прием: чтение с остановками, таблица «тонких» и «толстых» вопросов)

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

Коммуникативные УУД

1) Возможные темы:

Социальные конфликты. Человечество  в XXI в., основные вызовы и угрозы. Современный мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.

2) Форма организации: работа в  группах. Предложите учащимся придумать и создать  иллюстрацию к изучаемой обществоведческой проблеме.

3) Интерактивные технологии[2]

(«Большой круг», «Аквариум», дискуссия)

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической и контекстной речью

Коммуникативные УУД

1) Возможные темы

К любой теме «Человек в обществе».

Социальные конфликты.

2) Форма организации: работа в парах,   группах.

Предложите учащимся выработать, а затем представить и обосновать общее мнение по заданному вопросу, например: почему надо выполнять обещание?

3) Интерактивные технологии


[1] Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на  уроке. М.: Просвещение, 2011.

[2] Добролюбова  Л.Л. Активизация познавательной деятельности обучающихся через активные формы и методы преподавания. Новосибирск, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование и развитие универсальных учебных действий на уроке английского языка

В данной статье рассматриваются виды универсальных учебных действий и способы их формирования и развития на уроке английского языка...

Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках английского языка (УМК "Английский в фокусе")

В статье описываются УУД.Приводятся примеры заданий, через которые формируютяс рзличные УУД.Есть ссылка на презентацию к статье....

" Формирование у учащихся универсальных учебных действий на уроках географии"

" Формирование у учащихся универсальных учебных действий на уроках географии"...

Модель формирования у обучающихся универсальных учебных действий как средство реализации ФГОС общего образования (на примере обучения иностранным языкам)

Примерная программа по иностранному языку для основной школы, разработанная в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом, Фундаментальным ядром содержания общего образования...

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках обществознания»

Статья содержит примеры формрования УУД на уроках обществознания через обучение написанию эссе....

Методическая разработка "Формирование у обучающихся универсальных учебных действий средствами заданий по методологии физики"

Формирование у обучающихся универсальных учебныхдействий средствами заданий по методологии физики...