Технология развития критического мышления
презентация к уроку по теме
В основе образовательных стандартов второго поколения лежит деятельностная парадигма обучения. Целью образования является развитие личности ребенка на основе овладения универсальными способами познания мира. Решить эту задачу можно при условии использования на уроках современных образовательных технологий.
Данная презентация посвящена различным вариантам использования технологии развития критического мышления. Она будет полезна учителям литературы, истории и обществознания, экономики и права, географии и биологии, так как дает представление о разных вариантах работы с текстом учебника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.ppt | 1.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФГОС НОО Приказ Минобрнауки РФ №373 от 06.10.2009г. ФГОС ООО Приказ Минобрнауки РФ №1897 от 17.12.2010г. ФГОС СПОО Приказ Минобрнауки РФ №413 от 17.05.2012г.
Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов.
Парадигма (в пер. с греч. - пример, образец)- исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения.
В основе стандартов второго поколения деятельностная парадигма образования .
Системно-деятельностный подход находит отражение в переходе от: -определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как умения учиться; -изолированного от жизни изучения системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения учащимися жизненных задач, т.е. от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов; -стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования; -индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.
Результат образования – развитие личности учащегося на основе изучения универсальных способов познания и освоения мира.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
система способов, приёмов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров, 2001); производственно-технологический процесс с гарантированным успехом (М.В. Кларин, 1996) ; набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями (А.К. Колеченко, 2001) .
– в узком смысле – формы, методы, средства, приёмы организации учебного процесса и в широком смысле слова – методическая система, включающая цели образования, его содержание, формы, методы и приёмы, т.е. дающая ответ на три вопроса: зачем учить, чему учить и как учить?
Учащимся предлагается система пометок: « » – галочкой отмечается то, что было ранее известно (то есть «Знаю»). «—» – отмечается то, что противоречит первоначальным представлениям читателя («Думал иначе). «+» – знаком плюс отмечается новая информация («Узнал»). «?» – вопросительный знак ставится, если у учащегося возникает желание узнать о чём-то более подробно («Хочу узнать»). «!» – восклицательный знак может быть поставлен, если какую-либо информацию необходимо запомнить.
Что из прочитанного Вам оказалось известным? Какая информация была новой для Вас? Что вызвало сомнения или с чем Вы не согласны? Что из прочитанного оказалось наиболее важным, т.е. что необходимо запомнить?
Текст делится на смысловые части. Задача учителя – найти оптимальные места для остановки. До начала чтения происходит актуализация информации, опора на предшествующие знания из естественнонаучных, гуманитарных и технических дисциплин. Уже на основе названия текста, информации об авторе учащиеся могут получить некоторые сведения по теме обсуждения. Затем, читая части текста, они уточняют свои первоначальные представления.
Поставить вопросы к прочитанному тексту. 2. Выделить основную мысль (основной тезис) текста. 3. Определить причину событий, явлений. 4. Проанализировать. 5. Объяснить, аргументировать собственную точку зрения. 6. Провести исследование, ответить на вопросы.
Подходят тексты, в которых в каждом абзаце отражается одна стержневая мысль. Работая в паре, школьники знакомятся с содержанием каждого абзаца, кратко записывают, о чём говорится в нём. Инструкция для ученика при работе над абзацем . 1. Записать название темы урока или название параграфа. 2. Прочесть абзац. 3. Понять его содержание, ответить на вопросы: Какие новые слова встретились в абзаце? Что они означают? О чём говорится в абзаце? О каких явлениях, событиях повествуется? Какова главная мысль абзаца? Как она связана с главной мыслью предыдущего абзаца? Предположить, о чём пойдёт речь в следующем абзаце. 4. Дать название абзацу и записать его в тетрадь. 5. Пересказать абзац друг другу. 6. Далее перейти к работе над другими абзацами.
Данный приём может быть использован для осмысления учебного материала в виде тезисов, схем, а также рисунков. Данное задание выполняется индивидуально, в паре или группе. Все конспекты помещаются на доску, и происходит обсуждение представленных конспектов с параллельным изложением учебного материала учащимися. В конце урока можно выбрать лучшие конспекты совместно учителю с учениками. Критериями оценки их могут быть: полнота и логика изложения материала; наличие схем, таблиц; качество оформления; оригинальность; понятность и доступность изложения материала.
может быть использовано как в начале урока на первой стадии, так и в конце, чтобы дать возможность школьникам подытожить свои знания, а учителю выяснить, насколько успешно прошло изучение темы. в течение 10 минут писать без остановки на конкретную тему (главное правило – не останавливаться, не перечитывать и не исправлять); учитель может задать основные направления мысли: «Что нового узнали?», «Задайте вопрос, на который так и не получили ответа».
I вариант. Ключевые слова располагаются в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность. II вариант. На отдельных листах выписываются 5–6 событий из текста и демонстрируются классу в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После прочтения текста необходимо определить, верны ли были их предположения.
Знаем Хотим узнать Узнали Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбик таблицы «Знаю», «Хочу знать». По ходу знакомства с текстом или в процессе его обсуждения учащиеся заполняют графу «Узнали». После чего следует сопоставление граф таблицы
Данный приём целесообразно использовать при работе с информативно насыщенными текстами, в которых содержится множество фактов и сложных терминов. В первой графе записываются положительные стороны изучаемого явления, во второй – отрицательные, в третью графу выписывается информация, которая заинтересовала читателя. После прочтения текста и заполнения таблицы ученики обсуждают результаты своей работы
Предполагает обмен мнениями между учителем и учениками. Знаю Дополняю Исправляю
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых, здоровьесберегающих, групповых способов обучения, информационно-коммуникативных технологий и технологий развития критического мышления на уроках математики и во внеурочной деятельности
Данная работа представляет собой описание опыта применения различных современных образовательных технологий на уроках алгебры, геометрии и во внеурочной деятельности....
Статья "Современные образовательные технологии в условиях ФГОС. Технология развития критического мышления. (из опыта работы)"
В статье рассматривается технология развития критического мышления в условиях введения ФГОС. Материалы представлены из опыта работы учителя русского языка и литературы....
Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления
педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...
Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"
Тезисы мастер-класса "Прием "Шесть шляп критического мышления""...
О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)
На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....