Модель здоровьсбережения школьников
статья на тему

Голубев Владимир Владимирович

     Единство физического, психического и нравственного здоровья предполагает их взаимопроникновение и взаимозависимость. На практике это означает, что, позитивно воздействуя на один из видов здоровья, можно улучшить остальные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sostoyanie_zdorovya_podrastayushchego_pokoleniya.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Ильинская средняя школа

Доклад

«Модель здоровьсбережения школьников»

Учитель физкультуры: Голубев В.В.

2012 год

«Модель здоровьсбережения школьников»

    Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. На сегодняшний день известно, что состояние здоровья учащихся, покидающих школу, не является удовлетворительным.

    Поэтому одно из направлений «Нашей новой школы» посвящено теме здоровьесбережения.

    Среди зровьесберегающих технологий, которые сегодня присутствуют в системе образования, можно выделить несколько направлений, в которых используются разные подходы к охране и профилактике здоровья: это медико-гигиенические технологии, подразумевающих наличие контроля за гигиеническими нормами; физкультурно-оздоровительные технологии, экологические здоровьесберегающие технологии; это технологии, направленные на обеспечение безопасности жизнедеятельности; лечебно-оздоровительные технологии составляют: здоровьесберегающие образовательные технологии (на сегодняшний день они представляют собой разнообразные подходы к процессам обучения и воспитания, которые оказывают значительное воздействие на здоровье учащихся).

    Под здоровьесберегающими технологиями мы понимаем совокупность форм, методов и приемов организации учебной деятельности без ущерба для школьников.

    По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

     Говоря о здоровье, мы будем рассматривать его в концепции ортобиоза (здорового образа жизни), которая отталкивается от единства трех его состовляющих: физического, психического и духовного здоровья. Идеи Мечникова И. с 90-х годов прошлого века разрабатывались доктором философских наук, академиком Шепелем Виктором Максимовичом. Его исследования легли в основу разработок кафедры в этом направлении (Шепель В.М. «Ортобиотика: слагаемые оптимизма». М.1996г.).

     Ортобиотика как наука представляет собой технологию сбережения человеческого здоровья и жизненного оптимизма через включение внутренних резервов самого человека, а так же через задействование различных источников и ресурсов, предоставляемых внешней средой. Эта наука интегрирует в себя знания, способствующие укреплению физического, психического и духовно-нравственного здоровья людей.

    Под ФИЗИЧЕСКИМ ЗДОРОВЬЕМ обычно понимается естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.

     Под ПСИХИЧЕСКИМ ЗДОРОВЬЕМ понимается такое состояние психической сферы человека, которое обеспечивает адекватную регуляцию его поведения в социуме.

     Под ДУХОВНЫМ ЗДОРОВЬЕМ принято понимать наличие у человека таких моральных принципов и норм, которые помогают сознательно относиться к труду, родине, другим людям, овладевать сокровищами человеческой культуры, познавать законы строения вселенной.

     Единство физического, психического и нравственного здоровья предполагает их взаимопроникновение и взаимозависимость. На практике это означает, что, позитивно воздействуя на один из видов здоровья, можно улучшить остальные.

     Понимание здорового образа жизни в рамках ортобиотики не исчерпывается гигиеническими нормами.           Скорее акцент делается на обретении человеком самоценности личной жизни, которая в свою очередь включает в себя и формирование философии отношения человека к своему здоровью, и практические навыки самоконтроля и саморегуляции, а также помогает овладевать методами самоактуализации своей личности.

     Основное противоречие в проблеме здоровьесбережения школьников заключается в том, что базовые потребности личности (физические, психические, духовные) не реализуются в современном учебном процессе. Нереализация потребностей ведет к созданию напряжения, переходящего впоследствии в какое-либо психосоматическое заболевание.  

     Физиологические потребности – это дыхание, еда, питье, сон, движение. (Потребность в безопасности по типологии А. Маслоу так же относится к физиологическим потребностям).

     Психологические потребности – представляют собой возможность любить и быть любимым, быть принятым референтной группой, иметь в ней. Также важно не быть оцениваемым.

     Духовно-нравственные потребности – самореализация и самоактуализация личности, реализуется через процесс эмоционального, интеллектуального, эстетического и инуитивного познания законов строения Вселенной.

    Долгое пребывание в состоянии нереализации базовых потребностей ведет к стрессу. Вообще, стресс – это нормальная реакция мобилизации организма на неблагоприятные условия. А вот дистресс – это реакция со знаком минус, характеризующаяся развитием пессимизма. Как мировоззренческой позиции, а также потерей концентрации внимания и энергии в процессе обучения и деструктивными  поступками. Учебный стресс, по сути, и является одним из вариантов дистресса.

    Учебный стресс – состояние, характеризующиеся снижением эмоционального и интеллектуального потенциала у школьника, вследствие нереализации им своих базовых потребностей (физических, психических, духовных) и ведущее в перспективе к психоматическим заболеваниям и остановке личного роста.

     На психологическом плане при наличии учебного стресса наблюдается потеря интереса к процессу обучения, проявляется чувство скуки или раздражения, ученик может чувствовать беспомощность, у него появляются мысли о своей несостоятельности и т.п.

     На физиологическом плане у учащегося может наблюдаться головокружение, легкая тошнота, зевота, поверхностное («собачье») дыхание, блуждающие боли (например, может болеть живот) и т.п.

Модель технологии здоровьесбережения.

    Цель здоровьесберегающей технологии состоит в том, чтобы создать систему обучения, которая помогала бы реализовывать базовые потребности школьника.

И если учитывать, что учебный стресс представляет собой совокупность трех видов потребностей, то, следовательно, создавая условия для нейтрализации стресса, необходимо учитывать их все. Поэтому модель технологии здоровьесбережения трехчастна.

    Первый блок модели здоровьесбережения предлагает на уроке работу с физических потребностей школьников. Сюда входят методы и способы саморегуляции, нейтрализующие последствия внутреннего напряжения, которое возникает в ситуации недостаточного физического движения и нарушения других законов жизнедеятельности учащегося.

    Второй блок модели здоровьесбережения обеспечивает психологические потребности учащихся. Они реализуются через идею активизации познавательных процессов.

   Третий блок модели здоровьесбережения помогает в реализации потребностей духовно-нравственного уровня. Здесь ребятам предлагается работа по осознанию своей индивидуальности и уникальности, то есть по глубинному познанию самого себя через методы и методики саморелизации и самоактуализации личности.

    Первый блок модели здоровьесбережения предлагает на уроке работу с физических потребностей школьников. Сюда входят методы и способы саморегуляции, нейтрализующие последствия внутреннего напряжения, которое возникает в ситуации недостаточного физического движения и нарушения других законов жизнедеятельности учащегося

Схема естественных путей напряжения.

  1. То, что вы видите на схеме -  так бывает в жизни.
  2. Если напряжение не вышло – оно переходит в болезнь (иммунная система ослабевает).
  3. Например, если сна было недостаточно:
  1. за одну бессонную ночь человек теряет 3-4 единицы IQ;
  2. хронический недосып (подъем по будильнику) приводит организм человека к состоянию, сходному по своим показателям на организм больного СПИДом;
  3. если сон был меньше 8 часов, то информация не передается в долговременную память (только почле 6 часов начинается обмен между структурами мозга).

Психофизическая саморегуляция:

              через дыхание; тело; сознание (образы).

  1.  Психофизическая регуляция строятся на методах реакции, релаксации и катарсиса.
  2. Задача методов состоит в гармонизации работы левого и правого полушария и активизации правого полушария (образность).

                   Для чего?

  1. Для того, чтобы нейтрализовывать стресс (шкала от 100 ед. до 0; от 0 до 7 ед. мы спим: от 7-14 релакс или самовосстановление организма; логика – 20 Гц: физическая смерть – 100 Гц)
  2. Гнев, страх, вина – это 40 Гц – это стресс.

                                   

Ребенок становится стрессоустойчивым!

Второй блок модели здоровьесбережения обеспечивает психологические потребности учащихся. Они реализуются через идею активизации познавательных процессов.

Информационный стресс – это примета сегодняшнего времени. Информации много и она разнородная.

Качество и количество информации ведет к перегрузке. Не хватает ресурсов организма и возможностей мозга перерабатывать этот поток.

  1. К тому же традиционно отечественная школа делает упор на развитии памяти. При этом идет ее перезагрузка, так как другие процессы не используются. В каком-то смысле школа остается авторитарной, и ребенка никто не спрашивает, как именно он относится к поступающей информации. (между тем к 10-11 годам механическая память ребенка уступает место ассоциативной. Требующей размышления, - это важное противоречие не разрешается на сегодняшний день никак).
  2. Отсутствие образа говорит нам об отсутствии понятия, что в свою очередь ведет к невозможности осуществления действий с этим понятием (площадь круга, длина окружности, дизоксерибонуклеиновая кислота; коучинг, коуч, экзистенциальный вакуум и т.п.).
  3. Если информация эмоционально не нравилась, была логически непонятна, не хватало физических ресурсов на усвоение и т.п. – она отторгалась, оставив психофизическое напряжение.
  4. Значит, нужен инструмент, который поможет качественнее анализировать и синтезировать полученную информацию.

   Таким инструментом могут выступать мыслительные стратегии, которые основаны на активном использовании всех познавательных процессов. К познавательным процессам относят внимание, память, мышление, восприятие, воображение, речь и волю.

Ребенок, включаясь в их активное использование, движется:

  1. К пониманию учебного материала, а не только его запоминанию;
  2. Алгоритмизации мыслительных процессов для того, чтобы их можно было применить самостоятельно при изучении любого материала – метазнаниям;
  3. Чувству компетентности, которое является одной из базовых психологических потребностей.

   Третий блок модели здоровьесбережения помогает в реализации потребностей духовно-нравственного уровня. Здесь ребятам предлагается работа по осознанию своей индивидуальности и уникальности, то есть по глубинному познанию самого себя через методы и методики саморелизации и самоактуализации личности.

  Третий блок подключается уже после того, как школьники овладели первыми двумя: саморегуляцией и активизацией познавательных процессов.

 

  1. Существуют проверяемые параметры уровня самоактуализации личности (самопонимание, аутосимпатия, контактность, психологическая гибкость, креативнось; кроме того, такие люди толерантны не только на уровне поведения, но, прежде всего, мышления).
  2. Так сложилось, что на сегодняшний день методы психофизической регуляции человека, эффективного обучения личности, ее развития и коррекции сосредоточены в психологии. Их нет в педагогике, они только начинают туда проникать. Поэтому можно говорить о том, что психологические знания оторваны от реального педагогического процесса на местах.
  3. Между тем интеграция возможна: психологическая наука имеет не только теоретическую базу, но и сильную практическую часть. Поэтому можно попробовать перенести эти методы в реальность школьного урока. Психопедагогика еще очень молодая наука, но уже готова предложить ряд психолого-педагогичских методов и способов, способных в условиях традиционной классно-урочной системы хотя бы частично нейтрализовать негативные последствия учебного процесса.
  4. Психолого-педагогические методы и способы в своей основе отталкиваются от идеи создания дополнительного ресурсоемкого состояния сознания, которое необходимо для качетвенного процесса жизнедеятельности личности. Учеба, как вид деятельности, энергозатратна по своей природе, а, следовательно, так же требует дополнительного потенциала.
  5. По сути, психолого-педагогические техники третьего блока – это тоже метазнания – знания о том, как нужно получать знания.
  6. Здесь ребятам предлагается работа по осознанию своей индивидуальности и уникальности, то есть по глубинному познанию самого себя через методы и методики самореализации и самоактуализации личности.

Учебная деятельность.

       Уже пять лет на кафедре реализуется учебный курс «Технология здоровьесбережения школьников» -72 ч.

Слушатели технологии внедряют различные блоки модели здоровьесбережения по всей области. С некоторыми есть связь, они свидетельствуют о том, что учебный процесс осуществляется легче для всех участников образовательного пространства.

Курс оснащен методическими пособиями:

«Учебный стресс и способы его нейтрализации»; «Технология здоровьесбережения школьников».

Эксперементальная деятельность.

  1. КБУ (кафедральное базовое учреждение) – Лицей «Серпухов» - развитие эмоционального интеллекта школьников.

«Технология здоровьесбережения младших школьников»-I-IIч.

Научная деятельность.

«Методика апробации и внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательную практику»: «Здоровьесберегающие технологии в школе. Теория и практика внедрения».

    Работа продолжается» диссимиляция опыта Лицея «Серпухов», находятся в печати книги по ортобиозу; в рамках проекта «Наша новая школа» кафедра регулярно проводит круглые столы, семинары и концеренции в самой академии и Московской области.

Самоактуализация – это базовая духовная потребность личности, которая заключается в непрерывной реализации своих потенциалов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная программа «Создание инновационной модели школы с целью адаптации, индивидуализации и всестороннего развития личности школьников в 1 ступени образования»

Программа позволяет создатьинновационную модель школы 1 ступени для обеспечения качества обучения,успешной адаптации и всестороннего развития учащихся через предшкольную подготовку  и индиви...

Творческий проект. Модель самолёта "Школьник".

Творческий проект. Модель самолёта "Школьник"....

МОДЕЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКА Валентина Волевна Онишина, к.п.н., доцент кафедры человековедения и физической культуры

МОДЕЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯШКОЛЬНИКА Валентина Волевна Онишина, к.п.н., доцент кафедры человековедения и физическойкультуры...

МОДЕЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ школьников в процессе учебной деятельности Валентина Волевна Онишина

МОДЕЛЬЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ школьниковв процессе учебной деятельности       p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; text-align: center; font: 48.0px \'Times New Roman\'; col...

"Здоровьсбережение в рамках инновационной деятельности" Статья по обобщению педагогического опыта.

Данная статья рассматривает особую организацию коррекционно-воспитательного процесса с использованием здоровьесберегающих технологий (из опыта работы) для обучающихся со сложной структурой дефекта в у...