Статья "Сотрудничество в школьном коллективе на уроках и во внеурочной деятельности"
статья по теме

Сотрудничество и партнерство - вот факторы, без которых в современных условиях существование школьного коллектива - а он включает в себя таких разных (по возрасту, по интересам и склонностям, по уровню развития, по способностям, по мировоззрению и т.д, и т.п.) людей! - просто невозможно! Некоторым аспектам этой проблемы современной школы и посвящена статья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Школа начинается с учителя. Или ученика? Вряд ли один без другого смогут обойтись. Что же нужно сегодня ученику от школы? Качественное преподавание – да, конечно. Но анкетирование старшеклассников показало, что вопросы общения, взаимоотношений в школьном коллективе они ставят вровень с требованиями компетентности и профессионализма учителя. Следовательно, нет более актуального вопроса, чем сотрудничество – СО-действие, СО-вместность, СО-вместимость, СО-чувствие, СО-страдание, СО-переживание – продолжите сами!

    Ребёнок ещё с дошкольного возраста включён в две системы социальных отношений: 1) отношения со взрослыми и 2) отношения с детьми (сверстниками, старшими или младшими). В школе эти системы отношений сохраняются, но происходит их трансформация. Перевод учебно-воспитательного процесса на уровень личностного взаимодействия означает превращение его в сотрудничество учителя и учащихся. Реальное сотрудничество и партнёрство ученика и учителя, ученика и классного руководителя является неотъемлемым условием для становления партнёрских отношений учеников друг с другом. Сотрудничество со сверстниками даёт более высокие показания в развитии рефлексивного мышления ученика, умения оценивать свои возможности и отделять область знания от незнания, что чрезвычайно важно для становления у него мотивации самоизменения.

    Именно отношения сотрудничества наиболее эффективно способствуют развитию учащихся как субъектов деятельности и становлению активной жизненной позиции воспитанников в целом, поскольку категория “сотрудничество” являет собой сложное единство:

а) формы перспективной взаимосвязи, основанной на взаимопонимании, взаимопереживании;

б) способы организации совместной деятельности, то есть “на равных”, предусматривающие проявления самостоятельности, активности и организованности;

в) формы взаимодействия учителя и учащихся, когда труд основывается на взаимоподдержке и взаимопомощи, то есть умении учащихся работать вместе как между собой, так и с учителем при объединении усилий и согласованности действий.

    Основными признаками сотрудничества психологическая наука называет:

-целенаправленность (стремление к общей цели);

-мотивированность (активное, заинтересованное отношение к совместной деятельности);

-целостность (взаимосвязанность участников деятельности);

-структурированность (чёткое распределение функций, прав, обязанностей, ответственности);

-согласованность (согласование действий участников деятельности, низкий уровень конфликтности);

-рганизованность (планомерность деятельности, способность к управлению и самоуправлению);

-результативность (способность достигать результата).

    Думается, что сотрудничество не является самоцелью, а налаживается для того, чтобы ученик приобретал знания и способы деятельности, опыт общения и социальной активности. Оно необходимо для того, чтобы он умел трудиться в большом коллективе, в малой группе и, если необходимо, индивидуально. И тогда первейшими условиями являются осознание общей цели, которое мобилизует учителя и учащихся; стремление к её достижению, взаимная заинтересованность в этом, положительная мотивация деятельности: высокая организация совместного  труда, общие усилия участников; взаимная ответственность за результаты деятельности;

взаимное доверие, доброжелательность, взаимопомощь при затруднениях и неудачах;  взаимодействие учащихся друг с другом, их деловое общение и коллективная ответственность за результат общего труда.

    Таким образом, сотрудничество мыслится не только как помощь ученику, не только как объединение усилий педагогов и учащихся, но и как самостоятельный коллективный труд школьников по выполнению заданий, требующих постоянных или временных контактов с внешкольной средой. При таком понимании сотрудничества речь идёт о взаимодействии, которое скреплено отношениями взаимного интереса и доверия. Если ученик хоть на какой- то момент становится соратником учителя или одноклассников, если знает, что от его действий зависит успех общего дела, позиция его меняется. Волей- неволей ему приходится проявлять инициативу и самостоятельность.

     Детский коллектив в современной школе – очень сложная многоплановая система, внутри которой возникают разные по характеру и длительности существования объединения  Они  позволяют организовать деятельность детей в небольших группах, которым поручается выполнение кратковременных дел. Своеобразие этих групп состоит в том, что школьник в таком объединении, насчитывающем обычно всего несколько детей, постоянно находится под воздействием общественного мнения товарищей и не может уклониться от принятых норм поведения. Кроме того,  в небольших группах каждый ребенок  определяет для себя такое положение в совместной работе, при котором он может приложить все свои знания, силы и способности, т.е. возникает возможность для каждого выделить свою роль в общей деятельности, в наибольшей степени адекватную его индивидуальным склонностям.

    Но нередко дети, проявляя внутри своего коллектива отношения товарищества, взаимопомощи, ответственности, не демонстрируют подобных качеств за пределами своего коллектива. Формирование подлинно коллективистских качеств личности предполагает "абстрагирование" от дел и целей конкретного коллектива, связь этих дел и целей с более широкими задачами других коллективов, образующих общество, именно на этом пути у подростка формируется личная ответственность за общие дела.

Задача взрослых заключается в такой организации деятельности в условиях детского коллектива, которая обеспечивает ответственное отношение детей к общему делу в широком плане. Именно в этом случае происходит становление личности ребенка, для которого общественное дело - потребность. Поэтому необходимо, развивая самоуправление детского коллектива, формировать отношения детей не только к цели данного коллектива (при сохранении ее конкретной значимости), но и к общему делу вообще.

    Такую потребность нельзя сформировать в замкнутом коллективе, акцентированном лишь на достижении своих целей, что таит опасность развития групповщины. Только общешкольный коллектив обеспечивает единство, дружбу, товарищество старших и младших школьников. Ежегодно обновляясь, общешкольный коллектив сохраняет в то же время свои законы, обычаи, традиции и требования. В этом отношении он является постоянно действующей силой, помогающей создавать, стабилизировать, развивать интересы контактных коллективов. Чем больше выражены коллективные начала в общешкольном коллективе, тем прочнее спаяны контактные объединения детей; чем значимее, обширнее общая цель, зримее ее общественный характер, тем прочнее связи всех детских коллективов в их общей иерархии. Целенаправленная организация разветвленного детского коллектива обеспечивает наиболее благоприятные психологические условия формирования коллективистских качеств личности каждого ребенка.

    Может быть, как раз и необходимо одновременное включение детей в специально организованную "скользящую сеть" различных коллективов (учебных, трудовых, организационно-общественных, художественных, спортивных, игровых; постоянных, сезонных, временных; одно- и разновозрастных; малочисленных и многочисленных), которая не позволяет ребенку замкнуться в кругу близких товарищей. Она непрерывно включает малый коллектив в большой, группы детей одного возраста в разновозрастный коллектив, выводя детей в целом на общество. Важно, чтобы это был не формальный разрыв, когда ребенок участвует "то там, то тут", а система, которая, с одной стороны, способствует формированию непосредственно-личностного общения детей в коллективе, а с другой - обеспечивает осознание ребенком его включенности не только в данный коллектив, но и в общество. Скользящие формы разнопланового коллектива создают условия для разнообразного общения, общения в чистом виде, Что является первоочередным по значимости для подростков.

    Итак, формирование личности человека-коллективиста требует организации системы многопланового детского коллектива, системы, а не конгломерата классов, групп, кружков и пр. При этом важно направленное включение каждого ребенка в развернутую социально одобряемую деятельность в системе именно такого специально заданного многопланового коллектива при соподчиненности целей каждого конкретного коллектива решению общих социально значимых задач.

    Но начинается всё, естественно, в классе, поэтому так важно осознание классным руководителем тех основ, на которых будет базироваться создание и развитие классного коллектива.

    Многолетний опыт работы классного руководителя убедил меня в том, что основой коллективной деятельности в классе является обязательное участие в ней всех учеников, которые выбирают свою долю общего дела в творческих делах. Очень хочется написать «выбирают по желанию», но опыт показывает, что желание редко возникает на первом этапе, чаще требуется всё-таки принуждение – конечно, сопровождаемое объяснением целей, задач, поощрений и т.п. Добиться ответственного отношения каждого ученика довольно непросто, требуется особое приложение сил и убеждение.

    Участие каждого должно быть результативным, видимым для коллектива. Видимость результатов убеждает каждого в том, что избежать участия не удастся, так как все вкладывают частицу в общее дело. Очень скоро отказ от участия начинает вызывать недоумение друзей: ведь процесс гораздо интереснее, чем результат.

Функция руководителя возлагается на кого-либо из учеников с учётом возможностей и способностей каждого.

     Особую важность для развития учащихся приобретает организация совместной деятельности в разновозрастных группах, которые создают дополнительный резерв развития как младших, так и старших детей. «Выигрыш» разновозрастного сотрудничества для младших по группе очевиден. Для старших же сотрудничество с младшими приводит к формированию ответственности за результат совместной деятельности. А поскольку при этом необходимо предвидеть условия достижения положительного результата взаимодействия, то сотрудничество с младшими способствует развитию у старших учащихся прогностической функции – умения видеть (осознавать) и совместно выстраивать перспективу.  Кроме того, дополнительным побудителем сотрудничества с младшими может стать стремление апробировать новую социальную функцию, выступить в роли наставника, помощника учителя. Это почётно и ответственно. Сотрудничество, таким образом, мотивируется личностными, а не только познавательными целями, что также немаловажно для общего психического развития учеников. С другой стороны, умение развернуть общение и согласовать свои действия с действиями других, взаимное сотрудничество можно рассматривать как показатели психического развития детей. В частности, социально важными являются деловая направленность общения, стремление к поиску самих способов и средств взаимодействия, развитие собственно способности к содействию через преодоление эгоцентризма собственного действия

    Социальное взаимодействие в разновозрастных группах характеризуется своеобразными психологическими механизмами. Если школьник вступает во взаимодействие как младший, то действует механизм подражания, при этом ребенок как бы ориентируется на "зону ближайшего развития". Для случая, когда ученик во взаимодействие включается как старший, действует механизм "социального взросления".

    Известно, что дети всегда стремятся ощутить свою взрослость, выполнить роль взрослого. Опыт показывает, что в разновозрастной группе лидерские функции обычно выполняют старшие, беря на себя ответственность за младших, за всю группу.

     Взаимодействие старших и младших рассматривается как фактор осуществления преемственности в школьном объединении. В процессе совместной деятельности и общении происходит преобразование имеющегося опыта старших, а также обогащение и развитие опыта младших. Взаимодействие старших и младших выполняет функцию социальной защиты, которая может быть рассмотрена в нескольких аспектах. Прежде всего, как помощь старших младшим в организации их жизнедеятельности, особенно при выполнении непосильной для младших работы. Во-вторых, эта защита и поддержка тех школьников, которые не могут реализовать себя по самым различным причинам в группе сверстников. В разновозрастном объединении у старших школьников появляются дополнительные возможности утвердить себя, получить признание. Очень многие дети чувствуют себя комфортнее среди младших. Объединение детей в разновозрастные группы обеспечивает расширение контактов, предоставляет возможность найти как сферу деятельности для удовлетворения своих потребностей, так и приятного партнера для общения и взаимодействия.

     "Свойства младших всегда дополняют свойства старших, и обратно". (И.С.Кон). «Выигрыш» разновозрастного сотрудничества для младших по группе очевиден. Для старших же сотрудничество с младшими приводит к формированию ответственности за результат совместной деятельности. А поскольку при этом необходимо предвидеть условия достижения положительного результата взаимодействия, то сотрудничество с младшими способствует развитию у старших учащихся прогностической функции – умения видеть (осознавать) и совместно выстраивать перспективу.  Кроме того, дополнительным побудителем сотрудничества с младшими может стать стремление апробировать новую социальную функцию, выступить в роли наставника, помощника учителя. Это почётно и ответственно.  

      Сотрудничество, таким образом, мотивируется личностными, а не только познавательными целями, что также немаловажно для общего психического развития учеников. С другой стороны, умение развернуть общение и согласовать свои действия с действиями других, взаимное сотрудничество можно рассматривать как показатели психического развития детей. В частности, социально важными являются деловая направленность общения, стремление к поиску самих способов и средств взаимодействия, развитие собственно способности к содействию через преодоление эгоцентризма собственного действия

     Взаимодействие детей разного возраста является фактором воспитательной системы школы, а разновозрастные группы органично вписываются в жизнедеятельность школьного коллектива, который также является  разновозрастной общностью людей. Основой возникновения разновозрастных групп является общий социальный интерес, конкретное дело, в котором могут реализовать свои личные интересы старшие и младшие.

     Многообразие интересов школьников предусматривает множество различных разновозрастных групп в школе. Взаимодействие старших и младших, взрослых и детей в разновозрастных группах предполагает прежде всего включение детей в духовную сферу социальных отношений. Большие возможности для этого предоставляют распространенные на практике так называемые содружества, в которые входят учащиеся двух-трех классов разного возраста, причем внутри содружества создаются постоянные и временные разновозрастные объединения для организации конкретной работы, проведения дел. Но главным условием является тесное взаимодействие классных руководителей – единомышленников, ибо только когда взрослые с полуслова понимают друг друга, будут прекрасно понимать  друг друга и дети. И тогда…

        … Странное дело, ведь почти полвека прошло со времени выхода романа Бэл Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз», а такое впечатление, что это написано о нас, о дне сегодняшнем. «Вы – человек особенный, вы учительница. Вот и научите меня, помогите мне. Я заблудился и устал взбираться вверх по лестнице, ведущей вниз». В той или иной степени вот этот крик души Джо Фероне – и наш крик тоже, сегодняшнего ученика, но и сегодняшнего учителя. Так может, пора уже делать шаги навстречу друг другу? Ведь каждый знает, что вместе можно взобраться наверх даже по лестнице, ведущей вниз.

      … И тогда восхождение по лестнице, ведущей вниз, окажется и возможным, и успешным!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Формирование коммуникативной компетентности учащихся средствами школьных СМИ, при обучении на уроках и во внеурочной деятельности русскому языку и литературе"

Представленный опыт работы не содержит принципиальных педагогических открытий и изобретений. Он являет собой индивидуально осмысленные и практически осуществленные (осуществляемые) системы комму...

Активизация познавательной деятельности учащихся при обучении географии на уроках и во внеурочной деятельности через использование ИКТ

Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. География расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизм...

Школьный проект, как интеграция урочной и внеурочной деятельности

Школьный проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкре...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...

Доклад «Школьные технологии как концептуальная основа ФГОС внеурочной деятельности учащихся»

Мультимедийная презентация-один из наиболее эффектных и зрелищных способов предоставления информации, в том числе и делового характера.Ваша мультимедийная презентация может быть выполнена в виде...