Духовно-нравственное воспитание обучающихся статья
статья на тему
Автор: Юлаева И.А.
Тэги: Духовно-нравственное воспитание обучающихся. Технология духовного общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie_obuchayuschihsya_statya.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание обучающихся. Технология духовного общения.
Духовность есть раскрытие врождённого благородства. Это есть божественное наследие души.
Н. Рерих
На рубеже 20-21 столетий в системе российского образования чётко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания. Неслучайно всё чаще в общественной лексике последних лет одним из ключевых стало слово духовность, которое определяется как специфическое человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности; позиция ценностного сознания. Однако преобразования последних десятилетий, повлекшие за собой кризис общественных идеалов и ценностей, привнесли в наш мир и ломку нравственных ориентиров, девальвацию духовности. И, как следствие, духовный кризис: утверждение потребительской жизненной парадигмы, прагматический способ мышления, равнодушие к культурному, историческому прошлому своего народа, своей страны. Равнодушие к человеку, хотя человек есть «мера всех вещей».
Между тем именно духовность играет особую роль в сфере нравственности. Следовательно, целенаправленное духовно-нравственное воспитание и развитие молодого поколения должно стать приоритетной задачей современного российского образования. Осуществлению подобного «замысла» способствуют современные педагогические технологии, одна из которых - технология духовного общения. В основе «фундамента» этой технологии- принцип гуманизма и антропософии- ориентация на человека как личность, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей; человеческая мудрость, поиск духовных ценностей, ответов на важнейшие вопросы смысла бытия.
Технология духовного общения - это такой вид взаимодействия на уроке, в процессе которого происходит сопряжение внутренних миров участников взаимодействия, поскольку встреча с другим духовным миром – одно из условий развития самопознания личности. Такое взаимодействие возможно при общении произведением культуры, социальным пространством, другим человеком. «Посредником» духовного общения на уроке становится учитель. Именно он помогает обучающимся постигать внутренние и внешние миры других субъектов.
Технология духовного общения позволяет решать следующие задачи:
- эмоциональное вживание в диалог с окружающим миром;
- развитие способностей самовыражения, способности быть собеседником;
- выбор жизненных перспектив, рефлексивное отношение к собственной жизни;
- развитие внутреннего мира на духовно-нравственной основе;
- опыт духовного общения в различных сферах бытия;
- знакомство с различными предметами и явлениями человеческой культуры, окружающим миром.
Технология духовного общения может быть применима в любом предмете, если предполагается творческое размышление над проблемами человеческого бытия, если урок проходит в атмосфере доверия и эмоционального комфорта, если на уроке будет услышан голос каждого ученика, а урок «проживается» как момент человеческого бытия.
Современное общество не может гармонично развиваться вне духовно-нравственной парадигмы. Духовность-это отрешённость от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высота духа; проявление в человеке качеств, дающих возможность внутреннего роста с целью обретения им силы творца, созидателя, а не потребителя. Решать эту проблему должно сегодня российское образование, и прежде всего - технология духовного общения.
Приложение к статье. Описание технологии духовного общения.
Цель: раскрытие внутреннего мира обучающихся; ценностно - смысловое самоопределение каждого ученика.
Пошаговое описание.
1.Доверие - создание атмосферы доверия, эмоционального комфорта.
2.Представление - знакомство обучающихся с определённым отрезком человеческой жизни и культуры (поступок, событие, произведение литературы и т.п.).
3.Я – высказывание – изложение своего отношения к данному явлению.
4.Голоса других - изложение отношения других к данному явлению.
5.Самоопределение – выбор и предъявление своей позиции.
6. Рефлексия - осмысление происходящего события.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса
Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...
Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования
Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...
Статья "Проектная деятельность в основной школе по духовно - нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся"
В данной статье рассказывается о проектной деятельности, дается классификация проектов, приводятся примеры проектов....
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....
Роль и значение физического воспитания в духовно-нравственном развитии личности обучающегося
В данной статье описывается роль физического воспитания в общем развитии детей. Рассказывается о культуре проведения тренировочных занятий, законах жизни в коллективе. Раскрываются принципы эффективно...