Современные технологии игрового обучения
статья по теме
В статье рассматривается специфика современных технологий игрового обучения, возможности их применения, риски и трудности внедрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_tehnologii_igrovogo_obucheniya.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
БОУ СПО «Омский техникум строительства и лесного хозяйства»
Бережнова Т. В.
Статья
Современные технологии игрового обучения
Работая мастером производственного обучения в группах детей с особыми образовательными потребностями, сложно найти те методы, приемы и средства, чтобы заинтересовать каждого ребенка, сформировать у него определенные умения и навыки, способствующие становлению молодого рабочего-профессионала. Из опыта работы знаю, что использование игровых технологий способствуют развитию не только интереса к учебной и производственной деятельности, но и влияет на формирование способности к творческому и интеллектуальному развитию обучающегося, поэтому каждому мастеру производственного обучения необходимо знать основные игровые технологии и возможности их применения.
Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.
Признаки и особенности методики: игровому обучению присущи те же черты, что и игре:
- свободная развивающаяся деятельность, предпринимаемая по указанию учителя, но без его диктата и осуществляемая учениками по желанию, с удовольствием от самого процесса деятельности.
- творческая, импровизационная, активная по своему характеру деятельность.
- эмоционально напряженная, приподнятая, состязательная, конкурентная деятельность.
- деятельность, проходящая в рамках прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры и элементов общественного опыта
- деятельность, имеющая имитационный характер, в котором моделируется профессиональная или общественная среда жизни человека.
- деятельность, обособленная местом действия и продолжительностью, рамками пространства и времени.
К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре и дети и взрослые действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.
Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников. Человек приоткрывается, отбрасывает в игре психологическую защиту, теряет настороженность, становится самим собой. Это может объясняться тем, что участник игры решает игровые задачи, увлечен ими и поэтому не готов к противодействию с другой стороны. Экспериментально было показано, что в ситуации некоторой рассеянности внимания иногда легче убедить человека принять новую для него точку зрения. Если чем-то незначительным отвлекать внимание человека, то эффект убеждения будет более сильным. Возможно этим, в какой-то степени, определяется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций.
Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что игра:
- Хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста.
- Одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровую деятельность за счет содержательной природы самой игровой ситуации, и способное вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры.
- Мотивационна по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность.
- Позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участниками законов природы и общества; позволяет оказывать на них воспитательное воздействие; позволяет увлекать, убеждать, а в некоторых случаях, и лечить.
- Многофункциональна, её влияние на человека невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все её возможные воздействия актуализируются одновременно.
- Преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект. В качестве соперника, однако, может выступать не только человек, но и обстоятельства, и он сам.
- Нивелирует значение конечного результата. В игре участника устраивает любой приз: материальный, моральный (поощрение, грамота, широкое объявление результата), психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки) и другие. Причем при групповой деятельности результат воспринимается им через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный.
- В обучении отличается наличием четко поставленной цели и соответствующего ей педагогического результата.
Каждому мастеру необходимо обрести свой индивидуальный практический опыт, и обрести его можно только с помощью многократного повторения той или иной игры. К прогрессу в научении ведет:
- тщательная подготовительная работа;
- репетиции, тренинг и упражнения;
- анализ результатов после каждого игрового занятия – обратная связь, фиксация трудностей и путей их преодоления;
- диагностика причин успехов и неудач;
- извлечение уроков из своего опыта.
Список использованной литературы
- Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер,2008. - 304 с. – (Серия «Учебник нового века»)
- Михайленко О.И. Общая педагогика. Уч. пособие для студ. пед. спец.- Издат. КБГУ им. Х.М. Бербекова. - Нальчик. - 2008. - 487с.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2009. - 576 с.
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Игровое_обучение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Освоение современных образовательных технологий на примере технологии игрового обучения.
Сценарий игры по физике "Подумайте и ответьте" для учащихся 7,8 классов Цели: формировать познавательную активность учащихся; заинтересовать ребят историей физики; продолжить формирование и...
Технология игрового обучения как объективная потребность и ключевое звено в образовательном процессе.
Данная статья посвящена проблеме образования, а именно современным педагогическим технологиям. Среди наиболее важных и эффективных технологий была выделена игра. Рассмотрены основные положения и...
Технология игрового обучения как объективная потребность и ключевое звено в образовательном процессе.
Данная статья посвящена проблеме образования, а именно современным педагогическим технологиям. Среди наиболее важных и эффективных технологий была выделена игра. Рассмотрены основные положения и...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием современных технологий. Игровая технология. Тема:"Дикие животные"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием современных технологий. Игровая технология. Тема:"Дикие животные"...
Урок русского языка в 7 классе Тема: «Страдательные причастия настоящего времени» урок сочетает в себе ряд технологий: диалоговая, технология игрового обучения, здоровьесберегающие, компьютерные
Данный урок в разделе курса «Морфология. Орфография. Культура речи» входит в тему «Причастие» и связан с предыдущими уроками по этой теме. Опирается на конкретные знания, навыки, ...
презентация "Современные технологии электронного обучения в формировании положительной мотивации к обучению"
Презентация на решение проблемы:"формирование положительных мотивов к изучению предмета с помощью современных технологий электронного обучения"Активное использование в учебном процессе совре...