Управление общением в педагогическом процессе
статья на тему

Велика и значима роль педагога в общении и обучающимися, он организует его и управляет им. В статье раскрываются особенности управления педагогическим общением. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon upravlenie_obshcheniem_v_pedagogicheskom_processe.doc52.32 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ СПО «Омский техникум строительства и лесного хозяйства»

Мухина А.Н.

Статья

Управление общением в педагогическом процессе

        Одним из главных аспектов формирования нового человека является воспитание у подрастающего поколения гуманистических и в то же время зрелых, реалистических установок на полноценное общение.

В педагогической деятельности мастера производственного обучения (ПО) общение приобретает специальные задачи. Мастер должен знать закономерности педагогического общения, обладать коммуникативными способностями и культурой общения.

На этапе моделирования предстоящего общения мастер ПО опирается прежде всего на свою память и воображение. Он должен мысленно восстановить особенности предыдущего общения с группой и отдельными обучающимися, поставить себя на их место, идентифицироваться с ними, увидеть окружающий мир и происходящее в нем их глазами.

На этом этапе необходимы также умения устанавливать психологический контакт с группой, способствующий передаче информации и ее восприятию обучающимися; создавать обстановку коллективного поиска, совместной творческой деятельности; вызывать настроенность воспитанников на общение с мастером.

Управление общением в педагогическом процессе предполагает овладение педагогом:

  1. умениями распределять внимание поддерживать его устойчивость;
  2. выбирать по отношению к группе и отдельным обучающимся наиболее подходящий способ поведения и обращения;
  3. анализировать поступки воспитанников, видеть за ними мотивы, которыми они руководствуются, определять их поведение в различных ситуациях;
  4. создавать опыт эмоциональных переживаний учащихся, обеспечивать атмосферу благополучия в классе;
  5. управлять инициативой в общении, используя для этого богатый арсенал средств, повышающих эффективность взаимодействия.

Установлению обратной связи в процессе общения помогают эмпатийные процессы, возникающие в ходе взаимодействия педагога и воспитанников. Эмоциональная обратная связь достигается через умения по поведению обучающихся улавливать общий психологический настрой группы; чувствовать момент изменения в эмоциональных состояниях обучающихся, их желании и готовности работать, в их общем настроении: своевременно видеть выключение отдельных обучающихся из общей деятельности.

Одним из средств, повышающих эффективность коммуникативного действия, является педагогическая техника, которая представляет собой совокупность умений и навыков, необходимых для стимулирования активности как отдельных обучающихся так и коллектива в целом: умения выбрать правильный стиль и тон в общении с воспитанниками, управлять их вниманием, темпом деятельности. Другими словами, это умения проявлять свои чувства как бы "по заказу", в рамках педагогической целесообразности.

Умения педагогической техники - необходимое условие овладения технологией общения. Л.С. Макаренко отмечал, что он сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить "иди сюда" с 15—20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. Из этого признания А.С. Макаренко, очевидно, что особое место в ряду умений и навыков педагогической техники занимает развитие речи педагога как одного из важнейших воспитательных средств: правильная дикция, "поставленный голос", ритмичное дыхание и разумное присоединение к речи мимики и жестикуляции. "Не может быть хорошим воспитатель, - писал А.С. Макаренко, - который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражении или сдержать свое настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое его движение воспитывало, и всегда должен знать, что он хочет в данный момент и чего не хочет". Он особо подчеркивал необходимость владения словом, считая, что педагоги делают много ошибок потому, что не умеют говорить с воспитанниками, не дают им почувствовать волю, культуру, личность педагога.

Кроме названных к умениям и навыкам педагогической техники необходимо отнести следующие:

  1. управлять своим телом, снимать мышечное напряжение в процессе выполнения педагогических действии;
  2. регулировать свои психические состояния: вызывать "по заказу" чувства удивления, радости, гнева и т.п.;
  3. владеть техникой интонирования для выражения разных чувств (просьбы, требования, вопроса, приказа, совета, пожелания и т.п.);
  4. располагать к себе собеседника, образно передавать информацию по необходимости изменять подтекстовую нагрузку;
  5. мобилизовывать творческое самочувствие перед предстоящим общением и др.

Для успешного осуществления педагогической деятельности очень важно, чтобы педагог в совершенстве владел хотя бы одним из обширной группы прикладных умении: массовика-затейника, тренера-общественника по одному или нескольким видам спорта, инструктора по туризму, экскурсовода, художника-оформителя, руководителя кружка и др.

Список использованной литературы

  1. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 415 с.
  2. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2009. – 320 с.
  3. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учеб пособие / Под ред. Э.В. Островского. – М.: Вузовский учебник, 2008. – 384 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии управления педагогическим процессом

Описание организации  управления педагогическим процессом с использованием современных технологий. Данное электронное методическое пособие «Организация управления педагогическим пр...

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС.

Педагогическое общение - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания, обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.Говорить с ребенк...

Культура общения учителя в процессе управления учебной деятельностью учащихся

Главной задачей учителя при взаимодействии с учащимися является не только выдача рекомендации по общению со взрослыми, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы школьнико...

Культура общения учителя в процессе управления учебной деятельностью учащихся

Главной задачей учителя при взаимодействии с учащимися является не только выдача рекомендации по общению со взрослыми, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы школьнико...

Методическая разработка. "Коммуникабельность педагога. Умение управления общением"

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широки...

Проект "Управление персоналом: организационно-педагогические условия управления конфликтами в педагогическом коллективе"

Любому современному человеку, тем более руководителю, важно обладать знаниями об общих особенностях развития конфликтного процесса и навыками его эффективного управления. Важно не д...

Рабочая программа «Азбука общения» социально-педагогической направленности «Азбука общения»

Рабочая программа  социально-педагогической направленности "Азбука общения", для учащихся ОВЗ с тяжелой умственной отсталостью....