КАК СДЕЛАТЬ УРОКИ МАТЕМАТИКИ НЕСКУЧНЫМИ.
статья (5 класс) на тему

      Что же нужно знать тому, кто стремится создать на своих уроках положительную эмоциональную обстановку? Прежде всего, то, что на уроках такой строгой науки, как математика, сделать это можно только введением в них занимательных моментов

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ,

ПРЕПОДАЮЩИХ В 5-6 КЛАССАХ.

КАК СДЕЛАТЬ УРОКИ

МАТЕМАТИКИ

НЕСКУЧНЫМИ.

« СДЕЛАТЬ УЧЕБНУЮ РАБОТУ НАСТОЛЬКО ВОЗМОЖНО ИНТЕРЕСНОЙ ДЛЯ РЕБЁНКА И НЕ ПРЕВРАТИТЬ ЕЁ В ЗАБАВУ – ЭТО ОДНА ИЗ ТРУДНЕЙШИХ  И ВАЖНЕЙШИХ ЗАДАЧ ДИДАКТИКИ»

                                                                                                                 К.Д.Ушинский                                       


Уважаемые коллеги!

       Скажите, Вам не бывает, ну, если не больно, то хотя бы обидно слышать, что математика – скучная наука?

       Если нет, Вы не мой читатель!

       Если – да, то пойдём дальше. Но для начала давайте признаемся (хотя бы себе), что обижаться надо не на тех, в чьём сознании слово «математика» намертво срослось со словом «скука», а на тех, кто посодействовал этому альянсу, т. е. на себя.

      Да, это мы -  учителя математики – главные виновники, но вовсе не потому, что (как гласит народная молва) большинство из нас сухари. А потому, что наш учебный материал куда менее занимателен, чем литературный или исторический; к тому же для усвоения его, кроме желания и старания ученика, требуется (не надо закрывать на это глаза!), чтобы не обошла его стороной «божья благодать» на сей предмет.

       А посчитались с этим те, кто ввёл экзамен по математике в ранг обязательных? Нет! Вот и приходится нам прикладывать максимум усилий, чтобы дать всем детям минимум знаний, который предусмотрен школьной программой. А если учесть, что мы берём на себя повышенные обязательства, то станет понятно, почему нам порой некогда вспомнить, что мало напичкать душу ученика знаниями, их надо укоренит в ней, но сделать это, не побеспокоив душу, - нельзя!

      Но хотя математика не владеет таким арсеналом средств воздействия на чувства, как литература, история и т.п., кое-то у нас всё-таки есть, о чём я и хочу с вами поговорить.

                                                 

 

       Готовясь к уроку, хороший учитель так подбирает материал к нему и формы работы, чтобы обеспечить мыслительную деятельность  каждого ученика каждую минуту.

       Это – хороший учитель.

       А очень хороший учитель, кроме этого, еще и придумывает те моменты, когда эта деятельность может начать угасать. И предусматривать  моменты её стимуляции, причём не какими-нибудь волюнтаристскими способами, а путём разумной инъекции в структуре урока чего-нибудь неожиданного, необычного, удивительного, азартного, весёлого, т. е. такого, что прогоняет скуку с урока – этого главного могильщика учебного процесса.

      У очень хорошего учителя уроки не только полезны, но и приятны. Да и результаты гораздо более надёжны, потому что они получены в комфортных (для души) условиях.

      Что же нужно знать тому, кто стремится создать на своих уроках положительную эмоциональную обстановку? Прежде всего, то, что на уроках такой строгой науки, как математика, сделать это можно только введением в них занимательных моментов. О них и поговорим.

        

  1. Характеристика занимательных моментов.

      Дело в том, что некоторые учителя впадают в другую крайность – слишком увлекаются вопросом «интересности» обучения, а всякое «слишком» чревато негативными последствиями. Что же надо учитывать, чтобы избежать их?

      Прежде всего, то, что занимательность ради занимательности малоэффективна в процессе выполнения учебных задач, а то и вовсе уводит от них в сторону.  Да и учебная занимательность даёт разные результаты в зависимости от места и времени, которые они занимают в процессе обучения. Поэтому, готовясь к уроку, следует чётко определить для себя тот или иной занимательный элемент.

      Если есть опасность невосприятия учениками какого-либо трудного учебного материала, надо постараться найти  такой занимательный, который послужит пропедевтикой. Скажем перед изучением метода «то противного» неплохо несколько уроков «поразвлекаться» задачами на принцип П. Дирихле или задачами типа « Четверо ребят, бегая на перемене по классу, сломали цветок, вернее, сломал один из них. На вопрос, кто это сделал, они ответили:

      Саша: не я.

     Вова: не я.

     Женя: не я.

     Серёжа: не знаю.

    Потом, конечно, всё выяснилось, виновника нашли, и оказалось, что двое из них сказали правду, а двое солгали. Как вы думаете, знал ли Сережа, кто сломал цветок?..»

     Если предстоит урок, на котором требуется выполнить много однотипных упражнений, надо предусмотреть введение занимательного элемента в тот момент, когда  мыслительный процесс пойдёт на спад. Например,  идёт урок по теме «Действия со степенями» (тема не самая «живая»). Учитель, пройдя по классу, резюмирует: «Так, я поняла, что сегодня у нас 11 человек научились и умножать, и делить степени, и даже возводить их в степень

      16 – делить и умножать.

     14 – делить и возводить в степень.

     11 – умножать и возводить в степень.

     Всего же делить научились 19 человек, умножать – 19 человек, а в степень возводить – 15 человек. В классе сегодня 25 человек. Скажите, сколько человек сегодня ничему не научились?»

      Такое задание взбодрит класс и не сильно уведёт в сторону, так как после него вполне естественно предложить «доучить» эту «сладкую парочку».

       Кстати о естественности. Урок будет значительно  продуктивнее, если занимательный материал органично вольётся в него, а не будет «торчать» инородным телом. Сделать это не легко даже учителю с большим стажем и интеллектом, владеющему солидным арсеналом приёмов занимательности, большой копилкой соответствующих материалов и умением самостоятельно придумывать что-нибудь необычное.

      Но даже при наличии всего этого я бы не стала уж совсем свысока  смотреть ещё на одну, пусть примитивную, методику введения занимательности  в структуру урока. Речь идёт о практике, когда учитель доводит до сведения учащихся, что при выполнении плана урока оставшееся в конце урока время будет потрачено на викторину (варианты: игру, фокус, интересную задачу …). Но пользоваться этой методикой надо с умом. Потому что на первых порах это действительно стимулирует учебную деятельность. Правда, через пару месяцев ученики «остывают», ну, так не надо доводит их до этого. Всё приедается, даже хорошее, а тут не просто может снизиться кпд этой занимательности, она может дать отрицательный эффект, ибо ученики увидят границу между интересным неучебным материалом и скучным учебным. И всё, что затевалось во имя математики, обернётся против неё. Но это в том случае, когда постоянно используется этот приём и без учёта того, насколько предлагаемая  занимательность увлечёт весь класс. Избежать негативных последствий этой методики просто – надо не увлекаться ею, а применять изредка, чередуя с другими формами работы, а при подборе материала руководствоваться интересами большинства учащихся класса: кому – то пообещать показать фокус,  кому-то логическую задачу;  с кем-то поиграть в «крестики-нолики» (да не в те примитивные, в которые играют наши дети, а в те, что называют японскими шашками), ну а где-то и Омара Хайяма почитать.

      Какой бы приём занимательности ни использовался на уроке, самое главное – соблюсти разумный баланс между «развлекаловкой» и кропотливым трудом, ибо малейший перекос в сторону первой может привести к тому, что «заигранные» дети не окажутся готовыми работать серьёзно. При формировании этого баланса необходимо считаться с возрастом учащихся.

      Если мы намериваемся внушить пятиклассникам интерес к математике и охоту к занятиям ею, то занимательные (не просто развлекательные) элементы того или иного типа (но не однотипные) могут присутствовать на каждом уроке. Остановлюсь на этом подробнее (нумерация уроков, естественно, условная).

  1. Первый урок – игровой момент.
  1. Второй урок – задача с интересной фабулой.
  1. Третий урок – тестовые вопросы.

      Форма работы – эстафета – очень эффективна в начале урока, когда надо или быстро перестроить мысли учащихся на рабочий лад, или повторить определённую тему, или оценить степень усвоения того или иного материала, или с пользой (и  удовольствием) «скоротать» время, пока кто-нибудь из учеников выносит на доску важный момент домашней работы.

      Эстафету можно выполнить устно, а можно с привлечением черновика. Она может быть посвящена одной теме, а может быть «сборной».

      Задания эстафеты могут содержать не только материал, предусмотренный школьной программой, но и дополнительный, причём самого разного уровня, а также включать вопросы нематематического характера. Количество заданий в одной эстафете может быть разным, но, как показывает опыт, оптимально –  от 5 до 7.

      При подборе материала руководствоваться следует и уровнем подготовки конкретного класса.

     Как проводить – эстафету.

     Предлагаю ученикам комплект заданий, который надо выполнить, но не по порядку, а следующим образом: число, полученное в результате его выполнения, есть номер задания, которое надо выполнить следом; выполнив его, получаем номер следующего задания и т. д.  Окончательный ответ, записанный на листочке, ученик показывает мне (учителю).

 

  1. Четвёртый урок – эстафета.
  1. Пятый урок – поиск закономерности.
  1. Шестой урок – творческая работа.
  1. Седьмой урок – викторина.
  1. Восьмой урок – кроссворд.
  1. Девятый урок – заполни таблицу.
  1. Десятый урок – логическая задача.

     Каждый учитель знает, как трудно проводить уроки в конце четверти, когда оценки уже выведены и у детей совершенно нерабочее настроение. На эти случаи я хочу порекомендовать одну форму работы, которая позволяет даже такие безнадёжные уроки сделать весьма эффективными во всех отношениях.

     А как это нравится детям!

  1. Правила игры.
  1. Одиннадцатый урок  -  игра «Скачки».

    Ничто так не способствует формированию мыслительной культуры, и ничто так не оживляет урок, как решение логических задач.

     

  1. Двенадцатый урок – логический практикум.
  1. Тринадцатый урок – найди ошибку.
  1. Четырнадцатый урок – провокация.
  1. Пятнадцатый урок – фокус.
  1. Шестнадцатый урок – математическое лото.
  1. Семнадцатый урок – альтернатива.
  1. Восемнадцатый урок - …

     По мере того, как ученики взрослеют и «заражаются» любовью к математике, надо уменьшать количество занимательных моментов на уроках, особенно моментов внеучебного типа.

    Начиная с 6 класса целесообразно предлагать усложнённые задачи на объединение и пересечение множеств (пока разберутся с полученным результатом, сюжет задачи из головы вылетит), задачи на принцип Дирихле (простейшая пропедевтика метода «от противного») и логические задачи, где внутренняя красота рассуждения гораздо привлекательнее внешней, сюжетной. Правда, поиск нужной (многоходовой) логической цепочки может отнять слишком много времени, поэтому такие задачи надо предлагать в качестве домашнего задания на выходные ,на праздничные дни, каникулярные дни (кстати , это весьма способствует сплочению семьи «кумекают» все домочадцы), а на уроке только выслушивать варианты рассуждений и выбирать самый красивый. И настанет момент, когда отпадёт необходимость в занимательном материале.

      Уже в среднем звене школы должен быть завершён процесс формирования вкуса к занятиям математикой. А старшеклассники должны понимать красоту этой науки без «макияжа», получать удовольствие от грамотно выстроенного доказательства, рационального решения, умной мысли, нестандартного подхода к стандартной задаче и т. д.

     

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нескучная техника безопасности

Материалы для первичного ознакомления, а так же закрепления, проведения самостоятельных и контролирующих работ по теме «Техника безопасности» .Каждый учебный год на первом занятии мы, учителя, должны ...

Нескучные уроки для 1 сентября

Занимательные задания для классного часа в День Знаний...

Нескучный урок "Лингвоумники и лингвоумницы"

Сценарий лингвистической игры по русскому языку для учащихся 5-7 классов "Лингвоумники и лингвоумницы" предназначен для внеклассной работы по русскому языку в рамках предметного месячника, кружко...

Для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.

10 ЗАПОВЕДЕЙ РОДИТЕЛЯМ ОТ ЧЕЛОВЕКА, ВОШЕДШЕГО В ГАЗОВУЮ КАМЕРУ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ. Януш Корчак — выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель, который отказался спасти св...

Лучший способ сделать ребенка хорошим – это сделать его счастливым

В статье автор рассуждает о том, что во всем многообразии проблем, обременяющих наше общество, часто теряется значимость человека, царит равнодушие и безразличие. Особое внимание обращается на то, что...