статья Активные методы обучения
статья по теме
Статья посвещена новым подходам в обучении. Активные методы обучения обеспечивают активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Эти методы строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_aktivnye_metody_obucheniya.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Увы, традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.
Активные методы обучения (АМО) – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Параллельно с обучением и воспитанием, применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся способности принимать решения и умение решать проблемы. А также развивать коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др. К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. К ним относятся АМ начала образовательного мероприятия, АМ выяснения целей, ожиданий и опасений,
АМ презентации учебного материала.
Отличием активных методов обучения от традиционных является то, что они способствуют активизации мышления учащихся. Игровая форма разбора и презентации материала, возможность двигаться и разговаривать в процессе обсуждения заданий, подключение творчества при подготовке презентации, соревнование команд, азарт, значительная доля самостоятельности на уроке, ответственность за правильность представления материала и усвоения его другими – все это вызывает развитие высокой мотивированности обучающихся, интерес и желание заниматься. Образовательный процесс перестает быть чем-то навязанным извне, он становится органичной частью жизни ученика как дома, при подготовке (причем, подготовка тоже может стать командной), так и в школе.
При системном использовании активных методов роль учителя принципиально меняется. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что меняет отношение к нему учеников – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у детей.
Реалии сегодняшней жизни требуют от человека, в том числе, выпускника школы самостоятельности в принятии решений, гибкого реагирования на вызовы динамично изменяющегося мира, смелости в принятии личной ответственности за совершенные поступки. Сама жизнь диктует необходимость замены существующей роли школьника, как послушного исполнителя, на его активное участие в образовательном процессе. Принятие обучающегося в качестве равноправного субъекта школьных отношений, признание его значения и ответственности за результаты обучения создадут ту необходимую среду, которая позволит эффективно использовать активные методы обучения.
Вот примеры применения АМО на разных этапах урока и для работы с классом.
Метод «Фруктовый сад» - метод выяснения целей, ожиданий и опасений – используется на первом уроке или классном часе в начале учебного года. Результаты применения этого метода позволяют лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель сможет использовать при подготовке и проведении уроков или внеклассных мероприятий для обеспечения личностно-ориентированного подхода к учащимся.
Заранее готовятся шаблоны яблок и лимонов, маркеры, плакаты с нарисованными деревьями на каждом, скотч. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Учащимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны. Учитель предлагает детям попробовать сформулировать, что они ожидают от обучения и чего опасаются.
Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.
Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. Приветствуется, когда учитель также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.
АМ презентации учебного материала
Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можно использовать следующий метод представления нового материала «Инфо-угадайка»
Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания учащихся.
Заранее подготовить лист ватмана, цветные маркеры.
Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.
Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у учащихся, учитель дает ответы на них.
Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. "Белые пятна" стимулируют - многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.
АМ на этапе первичной активизации и тренировки лексических навыков
«Угадай слово»
Цель метода: отработка лексических навыков, знакомство с реалиями. Подготовка: на доске прикреплены картинки с различными видами спорта, действиями, спортсооружениями. Учитель дает описание одной из картинок, учащиеся догадываются, о чем он говорит и называют слово/ показывают картинку. This place is large. You can play football there. What’s this? Или It’s full of water. We can swim there. What’s this? На следующем этапе учащиеся сами составляют описание-загадку, проводится командное соревнование: кто больше составит и отгадает загадок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме самообразования «Повышение уровня мотивации обучения через внедрения активных методов обучения и нестандартных форм проведения уроков математики и физики в 5-9 классах»
Я знаю и понимаю стратегию развития образования в России и принципы образовательной политики.Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния её населения...
Статья "Использование активных методов обучения для повышения учебной мотивации на уроках информатики"
Одной из характерных черт современного образования является резкое увеличение объема информации, которую необходимо усвоить, «переварить» учащемуся. При этом увеличение объема учебной информации наблю...
Статья "Активные методы обучения"
Использование активных форм и методов обучения помогает повышать образованность учащихся, помочь им реализовать свои возможности....
Статья "Активные методы обучения и воспитания как способ эффективности образовательного процесса"
Активные методы обучения и воспитания как способ эффективности образовательного процесса.В материале представлена информация по указанной теме. Мной рассмотрены различные методы обучения.Проведена кла...
Статья «Активные методы обучения, применяемые на уроках технологии ,в условиях реализации ФГОС.»
Рассказано о методах обучения ,какие методы являются активными методами ,применяемыми на уроках тежнологии ,как применяются на уроках технологии активные методы обучения....
Выступление на площадке ГМО г. Орска по теме "Активные методы обучения в начальной школе на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС: понятие активных методов обучения и их виды на разных этапах современного урока".
Современная образовательная среда должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключе...
Активные приемы и методы обучения. Понятие и классификация активных методов обучения.
Активные приемы и методы обучения. Понятие и классификация активных методов обучения. Слайд 2 Жан- Жак Ж.-Ж. Руссо философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения(1712—1778) отмечал, ...