Обобщение педагогического опыта по ИЗО
статья на тему
Обобщение педагогического опыта по ИЗО."Развитие творческого потенциала обучающихся через информационно-коммуникационные технологии."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение педагогического опыта по ИЗО
Учителя области искусства МОКУ СОШ с УИОП
пгт Опарино Кировской области
Матрохиной Галины Анатольевны
Развитие творческого потенциала обучающихся через информационно-коммуникационные технологии.
Вспомним известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Как прав был Ушинский много лет назад и прав в наши дни. Сейчас в наш компьютерный век наглядность может быть многогранной.
О том, что уроки художественно-эстетического цикла должны создавать условия для формирования и развития музыкальной и художественной культуры, говорится достаточно долго и много, наверное, с самого становления музыки и изобразительного искусства (а не пения и рисования) в школе. Изучение предметной области «Искусство» должно обеспечить: развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. В новом государственном стандарте прописано, что обучающиеся должны приобрести опыт работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация). В должностные обязанности учителя входит: развивать познавательный интерес учащихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Использование ИКТ становится неотъемлемой частью работы современного учителя.
Возникает проблема, как и с помощью чего можно выполнить это требование стандарта. В этом случае необходимо сделать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) новым средством художественно-творческого развития.
На протяжении 9-ти лет работы в школе в качестве учителя изобразительного искусства меня изначально занимали вопросы: как сделать уроки искусства более эмоциональными, запоминающимися? Что сделать, чтобы ребёнок шёл на встречу с настоящим, подлинным искусством в предвкушении нового, захватывающего, созвучного с внутренними побуждениями и желаниями? Как сделать, чтобы в наше время, когда в обществе царят беспредел и жестокость, а многие привычные для нас вещи теряют свои ценности, уроки искусства вызывали положительные эмоции, возбуждали интерес, стремление выразить собственное “Я”? Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки искусства, открывает новые возможности. В этом случае, учителям на предметах искусства необходимо сделать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) новым средством художественно-творческого развития. Кому-то эта идея покажется далеко не новой, но я делаю только первые шаги в этом направлении, и, может быть, материал, наработанный мною, принесёт кому-нибудь пользу.
Цель моей педагогической деятельности в течение последних лет – повышение эффективности и качества образовательного процесса за счет реализации возможностей информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
Задачи, которые я ставила при использовании ИКТ на уроке ИЗО: Развитие личности обучающегося, подготовка его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях современного информационного общества:
- Развитие мышления, эстетическое воспитание, творческих способностей, развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность.
- Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества.
- Повышение эффективности и качества образовательного процесса за счет реализации возможностей информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
- Активизация познавательной деятельности с использованием ИКТ;
- Углубление межпредметных связей за счет использования ИКТ;
- Сделать ИКТ новым средством художественно – творческого развития обучающихся;
Так как каждый урок программы Б.М.Неменского построен на зрительном ряде, использование возможностей компьютера и проектора позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства; предоставляет возможность побывать в роли художника, дизайнера и архитектора, не требуя наличия материалов, которые детям порой недоступны. При этом надо учитывать, что компьютер не заменят учителя, а только дополняет его. В результате я определила модели использования ИКТ на уроках ИЗО:
- использование медиа-ресурсов как источника информации;
- выступление с опорой на мультимедиа презентацию;
- организация проектной деятельности учащихся;
- компьютерное тестирование;
- работа с электронными энциклопедиями;
- использование графического редактора «Paint» в качестве инструмента художественной деятельности.
Использование на уроках программы Power Point приводит к целому ряду положительных эффектов:
- Обогащает урок эмоциональной окрашенностью
- Психологически облегчает процесс усвоения
- Возбуждает живой интерес к предмету познания
- Расширяет общий кругозор
- Возрастает уровень использования наглядных пособий на уроках
- Повышает производительность труда учителя и ученика на уроке.
Техническими достоинствами программы Power Point является быстрая манёвренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов, создание динамических алгоритмов по объяснению нового материала и много других мультимедийных возможностей. Дидактическим достоинством программы является создание при просмотре «эффекта присутствия» («это я видел!»), возникает ощущение подлинности, появляется заинтересованность в обучении, желание знать и видеть больше. Педагогам, применяя новые информационные технологии необходимо:
- использовать новые информационные технологии для организации творческой деятельности учащихся и др.
- знать дидактические возможности компьютера;
- владеть методами использования компьютера в организации обучения;
- уметь использовать компьютер для организации контроля и самоконтроля освоения школьниками пройденного материала;
- уметь оптимально сочетать компьютерные и традиционные технологии обучения;
- При использовании информационных технологий на уроках нужно соблюдать ряд условий:
- совместной работы в сотрудничестве для решения разнообразных проблем;
- вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный и творческий процесс;
- широкого общения со сверстниками из других школ, регионов, стран;
- свободного доступа к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам.
Таким образом, все перечисленное выше соответствуют целям образовательного процесса и способствуют восприятию учащимися событий, явлений процессов в динамике, во времени и в пространстве создаётся основа познаний изобразительно – графического мира.
В ходе педагогической деятельности выяснила, что использование медиа-ресурсов как источника информации повышает интерес учащихся к творчеству художников, направлениям в искусстве, позволяет использовать на уроке помимо произведений искусств, произведения литературы, музыки и фольклора. Но использование таких дисков в полном объеме нецелесообразно, так как часто эти яркие и эффектные энциклопедии не учитывают возрастные особенности детей, правила и законы построения учебно - воспитательного процесса. Поэтому, разрабатывая план- конспект урока, необходимо учитывать, что, как правило, использовать видеосюжеты с этих дисков целесообразно лишь фрагментарно, сразу после изложения новой темы для осмысления полученных знаний или в конце урока для их закрепления. Целесообразнее создавать свои фильмы, по своему сценарию, органично вписывающиеся в структуру урока. Такими являются фильмы – презентации, слайд – фильмы и тестовые задания. Успех применения каждого зависит от правильного определения места в структуре урока, целесообразности использования в соответствии с поставленными целями и задачами, от типологии урока.
Фильм – презентация (Приложение 1) может быть использован на уроках - лекциях, беседах, диспутах, путешествиях, вернисажах. Он поможет заинтересовать детей, удержать внимание, не потерять связи среди многообразия представленных произведений и новых понятий. При этом надо учитывать, что обширная информация, помещенная на слайдах, малоэффективна, так как отвлекает от наглядной информации, и самое главное – живую речь педагога сложно заменить каким – либо напечатанным текстом, даже если он полно и понятно раскрывает детям тему урока. А вот определения, выведенные на экране, позволяют процесс записи их в тетрадь по искусству сделать более быстрым, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз, а ученику не нужно ждать, когда учитель повторит необходимый ему фрагмент. Демонстрация фильма сопровождается лекцией или комментарием учителя. При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы и делать необходимые отступления и пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств. В результате создается своя мультимедийная библиотека, максимально приближенная к учебному процессу. Используя возможности программы PowerPoint, мной были разработаны презентации некоторых тем уроков. Они помогают мне разнообразить уроки. Уроки-презентации я широко использую:
- во время знакомства с творчеством того или иного художника
- при изучении особенностей и разнообразия тембров музыкальных инструментов
- во время знакомства с жизнью художников и их творческим наследием
- во время изучения темы «Семь чудес света» в 8-ом классе
- при изучении таких тем по изобразительному искусству как «Особенности народных глиняных игрушек», «Жанры изобразительного искусства», «Виды изобразительного искусства», «Музеи мира», «Классика в России», «Архитектура Москвы и Санкт-Петербурга» и др.
- при закреплении темы «Декоративно-прикладное искусство в жизни людей».
Так, например, презентацию «Виды пейзажа» я использую для фронтальной работы с классом, но с ней, же ребята могут работать и индивидуально. Эту презентацию можно использовать в разных классах (например, по программе Б.М. Неменского в 3-м классе в теме “Картина-пейзаж”, в 6-м классе – “Пейзаж – сфера искусства», в которой формируется отношение к природе”, в 7-ом классе – “Природа в живописи и графике. Жанр пейзажа” и др.), адаптируя её для того или иного возраста. Создание данных уроков требует от учителя умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса к предмету.
Слайд-фильмы (Приложение 2) можно использовать на всех темах и включать в любой этап урока, они, как правило, не имеет текстового сопровождения, демонстрация сопровождается кратким комментарием учителя. Для того чтобы после просмотра слайд – фильма дети могли сразу включиться в практическую работу, подборку слайдов надо составлять так, чтобы сначала прошли сложные произведения, способные вызвать эмоции, затем слайды с фрагментами. В конце нужно показывать произведения, несложные по композиции, приближенные к теме урока, чтобы у детей сложилось впечатление, что они тоже смогут сделать работу такого плана. Они позволяют менять виды деятельности, урок становится более ярким и эмоциональным, а работы, выполненные учащимися, творческими, и полностью раскрывающими тему. Например, в 5 классе по теме «Роль художественных народных промыслов в современной жизни» или по теме «Зачем людям украшения». В качестве обобщения, закрепления можно использовать проблемный метод обучения в виде тестовых заданий, оформленных на слайдах. Их можно применять на первом этапе урока, в качестве разминки, «Арт-минутки» для повторения пройденного материала, для создания проблемы в начале урока, что бы привлечь внимание, заинтриговать, вызвать желание к дальнейшему обучению (“Мозговой штурм”). В конце урока они могут быть завершающим “аккордом”, когда дети без труда будут узнавать и называть новое (слайд – шоу “Вернисаж”). Выведенные на экран, эти тестовые задания позволяют использовать оценочные методы обучения, когда по впечатлениям, по эмоциям, по движению, по радости оттого, что они это знают, умеют и могут, определяется уровень восприятия материала, степень его усвоения, и ставятся проблемы на будущее. Задание-выбор (необходимо выбрать правильный ответ из имеющихся) например урок – контроль в 6 классе по теме «Цветоведение». (Приложение 3) задание-сопоставление (установить связь в двух списках); задание-ранжирование (правильная последовательность). Но, применять компьютер может не только учитель при подготовке и во время урока, но и ученик в процессе своей работы. Одним из способов - является организация проектной деятельности учащихся, оформленная в виде презентации (Приложение 4). Тема проектной работы должна быть значимой по своей проблематике и выполнимой, вызывать живой интерес. В результате учащиеся имеют возможность, опираясь на собственную мультимедийную презентацию, раскрыть вопрос ярко и привлекательно, отстаивать свою точку зрения, вовлекать в дискуссию одноклассников. При выполнении проекта ученики показывают самый высокий уровень самостоятельности – творческий. Компьютер на уроке ИЗО можно использовать и в качестве инструмента художественной деятельности, используя графический редактор «Paint» Все дети, включая и слабых детей не бояться ошибиться, работают с интересом, активны, азартны. Исчезают комплексы, зажатость, скованность, страх перед результатом. Занятия с использованием компьютера вырабатывают усидчивость, внимательность, аккуратность, развивают моторику пальцев, что может положительно повлиять на работу с карандашом и кистью. И что важно, приходят к выводу, что научиться управлять кисточкой и получать результат можно, только имея достаточный теоретический и практический багаж знаний и навыков в изобразительной деятельности. Поэтому к изучению законов и правил изобразительного искусства начинают относиться осознанно и с долей ответственности. Композиции становятся более выразительными и разнообразными. Повышается количество выполненных на уроке заданий. В результате, занятия компьютерной графикой позволяют детям реализовать свои творческие возможности в новом виде изобразительной деятельности. В результате педагогической деятельности и опыта применения компьютера на уроке ИЗО, я сделала вывод, что диапазон его использования в учебно-воспитательном процессе очень велик: от применения в качестве инструмента художественной деятельности, до способов предъявления учебной информации. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения, позволяет усилить мотивацию ученика. Одним источником мотивации является занимательность. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы, но очень важно, чтобы эта занимательность не заслоняла учебные цели. Преимущества использования компьютерных технологий в преподавании ИЗО очевидны:
- знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий;
- широко использовать показ репродукций картин художников;
- демонстрировать графический материал (таблицы, схемы);
- “оживлять” карты;
- “посещать” крупнейшие музеи мира;
- “погружаться” в пространство и время;
- прослушивать записи песен;
- активизировать учебный процесс.
- К результативности моей деятельности я отношу:
- положительную мотивацию на уроках искусства с применением ИКТ, создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших);
- обретение компьютерной грамотности и оптимальное использование информационных технологий в учебном процессе;
- умение разрабатывать современные дидактические материалы и эффективное их использование в учебном процессе;
- возможность организации промежуточного и итогового контроля знаний с помощью компьютерных программ.
Средняя оценка по предмету выше областного показателя
Новые компьютерные технологии, используемые на уроках в школе, позволяют ярко и образно представить события или эпоху, помогают лучше понять основы какого – либо явления, процесса, расширяют кругозор учащихся. Необходимо показать детям возможности использования компьютера не только в качестве дорогой игрушки с примитивными «стрелками» и печатной машинки с большим экраном, но сформировать у них устойчивые представления по вопросам применения ИКТ и обучающих программ. Компьютерные программы – это своего рода помощники учителя, которые помогают равномерно и экономно распоряжаться временем на уроке. Педагога заменить собой они не могут, но расширяя возможности совместного использования на любом этапе урока, значительно повышают наглядность урока и заинтересованность учащихся в усвоении новой информации, снижают трудоёмкость обучения и экономят время при подготовке к уроку.
Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности
Список литературы
- Новые педагогические и информационные технологии в системе школьного образования. Полат Е.С., - М., АСНДЕМА, 2001
- Об утверждении Плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09. 2010 № 1507- р);
- Антонова Т.С., Харитонов А.Л. О мифах и реалиях. //Компьютер в школе. – 2000, №5
- Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: ИОШ РАО, 1994
- Брыксина О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов.// Информатика и образование. 2004 №
- http://witcombe.sbc.edu/ARTHLinks.html5
- http://www.artcyclopedia.com
- http://jivopis.ru/gallery/
- http://www.art-education.ru
- ФГОС ООО утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
- Приказ от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта.
Обобщение педагогического опыта.АктуальностьУсловия возникновения, становления и адресная направленность опыта Ведущие педагогические идеи Теоретическая база и технология Новизна С...
Обобщение педагогического опыта учителя немецкого языка Козловой М. А.
На современном этапе развития нашего общества необходимость владения иностранным языком осознаётся всё большими слоями общества, т.к. зарубежные контакты не только расширяются, но и углубляются....
Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии «Формирование диалогического опыта личности в процессе изучения литературы», разработанной Светланой Владимировной Беловой.
Опыт моей пятилетней работы показал, что в ситуации не-чтения учащимися программных произведений данная технология является одной из самых действующих, помогающей развитию диалогичности не только личн...
Обобщение педагогического опыта по теме "Технология педагогической мастерской как средство развития творческих способностей учащихся"
В работе представлено обобщение опы та по использованию в образовательном и воспитательномпроцессе технологии педагогической мастерской....
Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".
Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры - приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у детей с ограниченными возможностями ...
Базовая модель обобщенного педагогического опыта.Тема опыта"Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения математике в 5-11 классах"
Идеей моего обобщенного педагогического опыта является повышение качества знаний учащихся разноуровневого класса и формирование у них устойчивого интереса к математике через дифференциацию обучения....
Экскурсионный музейный урок как форма представления и обобщения педагогического опыта (из опыта работы школьного музея «Иван Бунин: города, события, встречи…»)
Педагогический опыт – это творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, личностных особенностей учащихся и творческих ...