Моя педагогическая философия
статья по теме

Седова Ирина Анатольевна

Время - гений, как сказал поэт

Время нашей скорбной жизни гений

Время вспять не повернуть нам, нет,

Признаем мы это к сожалению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_pedagogicheskaya_filosofiya.rar131.05 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая философия

Седова Ирина Анатольевна – учитель истории и обществознания

 МБОУ СОШ №1 г.Ворсма Павловского района Нижегородской области

Время – гений.

Время – гений, как сказал поэт,

Время нашей скорбной жизни гений.

Время вспять не повернуть  нам, нет.

Признаем мы это, к сожалению

              В сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева» мальчик  Кай должен был собрать из кусочков льда слово «вечность». И вот уже осталось несколько осколков, но ….. Пришла девочка Герда и своими слезами растопила лед в сердце брата. Слово «вечность» осталось не собранным. Я всегда думала, а если бы Герда опоздала на несколько мгновений, то, что было бы дальше? Пытливый ум ребенка не хотел мириться с таким финалом. Но сейчас, повзрослев, я понимаю интригу автора. Он заставил задуматься многих читателей о том, а что бы произошло, если бы слово было сложено? Слово вечность созвучно со словом время.  

           Мое философское отношение к жизни, работе, поступкам других родилось не сразу. Были боль утрат, разочарования, разбитые  надежды … И слова мамы: «Время лечит».  Я сейчас понимаю, что время не только лечит, время правит миром. Сравнивая себя школьницу – непокорную, сомневающуюся, никогда не бывшую примером для подражания, с той, которая работала несколько лет в школе старшей пионерской вожатой, когда горела и я, и мои пионеры, сравнивая с собой теперешней – повзрослевшей, накопившей жизненный опыт, я понимаю – время меня испытало, изменило, дало мудрость жизни.   Самое главное, что я поняла – я хочу быть чуточку лучше других, созидать, а не разрушать, оберегая тонкую детскую психику. Со временем  я живу в ладу.

           Вот пришли ко мне малыши – 5 класс.  Какая у них философия? Самое главное для них  - чувство СПРАВЕДЛИВОСТИ. Ну и я по мере возможности стараюсь не дать угаснуть этому огоньку.

           Дальше – больше – появляется стремление к ПОЛЬЗЕ. Все в жизни должно приносить какую – нибудь пользу – и я, как добрая фея помогаю разобраться в пользе материальной и духовной, что преходяще, а что вечно.

            Приходит и стремление к ДОБРОТЕ. Какая разная у детей доброта!   Мне поставили «отлично», а  учитель одну ошибочку не заметил. Он добрый. А вот эта учительница все заметила, поставила «два». Она злая! Разбираемся в понятиях «добрый» и «добренький».   Как «быть» и «казаться».

            Время неумолимо мчит вперед и вот у повзрослевших детей появляется стремление  к  КРАСОТЕ. Это нельзя даже объяснить словами. «Катьку все мальчишки любят, ведь она красивая!» - и море слез, обид. Моя задача, выявить в каждом  свою изюминку, показать разницу красоты внешней и внутренней, подбодрить, утешить и  … колесо времени мчит нас дальше.

            С  возрастом все чаще дети задумываются о СВОБОДЕ, Как же можно жить, во всем подчиняясь родителям?  Ведь я свободен, я имею права! Приходится объяснять, что не только права, но  и обязанности существуют в мире. И с родителями можно договориться, найти «золотую середину» в отношениях. В старших классах появляется стремление к ГОСПОДСТВУ. Я – сильнее, умнее, лучше, богаче, значит я прав. А остальные должны мне подчиняться! Как нужно тонко подойти, не обидеть, не унизить, но и дать понять, что на всякую силу найдется другая сила, а создать  взаимоотношения на угрозах,  приведет к их недолговечности.

Как достучаться до каждого ребенка? Каким образом прививать эти ценности, складывать кусочки мозаики? А в этом  и есть мой педагогический инструментарий. Применение новых технологий, форм, методов обучения.

Ведь я по натуре экспериментатор. Сколько методов, приемов, технологий я разработала с ними. « В начале было слово!» Да, я согласна на 100 %. Речь учителя может волновать, вызывать протест, желание спорить, доказывать свое мнение,  но не оставлять равнодушными. Мои методы просты и доступны, я не даю готовых ответов. Хочу научить ребят думать, аргументировать, вступать в диалог.

          И вот, наконец, стремление  к ИСТИНЕ. Именно в истине формируются те нравственные качества, которые я закладываю в детей в течение моей педагогической деятельности.  Как  найти истину? У каждого своя истина?  А в чем истинное предназначение человека? Когда мои ученики задают себе и мне  эти вопросы, я горжусь ими. Я спокойна. Время подскажет им, где истина, где ложь, как в ней разобраться и найти свою дорогу. Я  посеяла зерно сомнения, указала дорогу, а пойти по дороге должен каждый самостоятельно.

Дни казалось медленно идут,

Расставанья мы совсем не ждали,

Мы любили, верили, мечтали

Но у времени характер крут…

И вот приходит миг расставанья - 11 класс. Взрослые, разумные, желающие развиваться дальше дети. Я достигла цели – стремление к самосовершенствованию есть! Ура! Мозаика сложилась! Перефразируя Ф.М.Достоевского, я скажу: «Истина спасет мир».

              Именно мозаика возникает предо мной, когда я размышляю о философии учителя. Моя цель – чтобы у каждого ребенка сложилась своя, уникальная мозаика. А я ему должна помочь, из каких кусочков ее нужно собрать, а какие отбросить за ненужностью. Как уловить – у кого собралась мозаика, у кого нет? Урок прошел, а где его результат? Мне хотелось бы, чтобы мои ученики усвоили фундаментальные ценности, свойственные любой эпохе.   Время формирует личность,  а моя задача, помочь найти тропинку Добра которая ведет к пониманию и принятию СПРАВЕДЛИВОСТИ,  КРАСОТЕ, СВОБОДЕ, ГОСПОДСТВУ, ПОЛЬЗЕ и к ИСТИНЕ!

              Пока  звучит музыка времени, пока  как педагог я чувствую себя востребованной, пока мое сердце бьется в унисон с ребячьими сердцами – я хочу творить. Но бывают мгновения, когда все валится из рук, класс не  постигает мою философию. Но это все временно. Все преходяще. Завтра все будет по - другому.  Ведь время – гений!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Размышления по поводу......

Моя педагогическая философия

В материале описываются основные педагогические идей и система работы....

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...