Использование ИИП КМ-школа в образовательном процессе
статья по теме
Предварительный просмотр:
Использование ресурсов ИИП «КM-школа»
в образовательном процессе
Заместитель директора по ИКТ Сергиевской СОШ №1
Наумова Н.Н.
1. В последние годы заметно проявилось многообразие видов и форм информационных образовательных ресурсов, в том числе и Интернет-ресурсов по учебным предметам и различным аспектам воспитательного процесса. Можно с уверенностью говорить об опыте эффективного использования этих ресурсов в самостоятельной работе всех участников педагогического процесса (учителей, учащихся, родителей и администрации школ).
Для решения своих профессиональных задач мы выбрали электронную образовательную среду «КМ-школа». Для нашей школы это преимущество, которое открывает новые перспективы для развития.
В 2005 году компания «Кирилл и Мефодий» обеспечила 76 школ Самарской области информационным интегрированным продуктом, в том числе и нашу; организовала бесплатное обучение членов педагогического коллектива и техническую поддержку работы системы. Сегодня мы хотим рассказать вам о возможностях данного продукта и какие именно используются ресурсы «КМ-школы» учителями в своей работе.
2. Для тех, кто пока не в курсе, о чём пойдёт речь, несколько общих слов о продукте.
Что такое «КМ-школа» и для чего она нужна?
Это электронная образовательная среда, которая создана для поддержки школьного образования и позволяет решать задачу информатизации с опорой на методический опыт, знания и навыки педагогического коллектива компании. «КМ-школа» дает возможность каждому участнику учебно-воспитательного процесса организовать свою деятельность, общение и обмен информацией в единой образовательно-информационной среде учебного учреждения, исходя из собственных профессиональных запросов, предпочтений и творческих инициатив.
3. «КМ-школа» обеспечивает:
- Полноценный доступ к уникальной образовательной информации компании «Кирилл и Мефодий», нормативным и учебно-методическим материалам;
- Удобные и эффективные средства подготовки и проведения всех видов школьных занятий, организации внеурочной деятельности;
- Эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса;
- Комплексную автоматизацию педагогической и административной деятельности.
4. Кто ее может использовать?
Электронная образовательная среда «КМ-школа» предельно проста в освоении и работе независимо от степени компьютерной подготовки пользователей. «КМ-школа» поддерживает следующие категории пользователей:
- Директор Завуч Учитель Ученик (и его родители) Библиотекарь
- Администратор системы
Для каждой категории пользователей определены свои права доступа к разным частям базы данных образовательного учреждения.
5. Для каких учеников создавалась «КМ-школа»?
-Во-первых, для успевающих по предмету. Ориентируясь в море информации, ученик, осознавший свои интересы и образовательные запросы, может выстроить собственную образовательную траекторию, реализовать потребность в самостоятельности. Это особенно важно при реализации профильного обучения в старшей школе. Электронные средства обучения «Кирилла и Мефодия» являются незаменимым источником новых знаний, их можно рекомендовать для подготовки рефератов, докладов, учебных исследований.
-Во-вторых, для отстающих. Для учеников с невысокой познавательной активностью Урок в «КМ-школе» - отличный стимул, поскольку вырывает из привычной школьной рутины, привлекает внимание богатством иллюстраций. Большое количество тренингов и упражнений позволяет в индивидуальном темпе формировать репродуктивные умения и навыки.
- В-третьих, для находящихся на домашнем обучении Специфика данных форм обучения заключается в большой доле самостоятельной учебной деятельности. «Урок Кирилла и Мефодия» выступает не только как источник информации, но и организатор самостоятельной работы, своеобразный «виртуальный учитель», ненавязчиво, но твердо ведущий ученика от одного этапа урока к другому. Медиалекции, сопровождаемые дикторским комментарием, подсказки со звуковыми эффектами уменьшают эмоциональную изоляцию ученика, создают эффект присутствия учителя.
6. Ценность «КМ-школы» прежде всего в том, что она предлагает уникальный образовательный мультимедийный контент. Это цифровые информационные, методические и дидактические материалы нового поколения. Образовательный контент постоянно развивается и обновляется с учетом последних достижений в области образовательных и информационных технологий и обладает лицензионной чистотой. Он включает в себя:
- уроки и репетиторы по всем предметам школьной программы
- медиатеки по учебным предметам
- электронные энциклопедии
- библиотеку полнотекстовых произведений художественной литературы
- практические курсы по информационным технологиям
- обучающие и развивающие игры для детей младшего школьного возраста
- электронную коллекцию музыкальных произведений российских и зарубежных исполнителей
7. В настоящее время «КМ-школа» включает 1027 готовых уроков по химии, биологии, русскому языку, литературе, истории (Отечества и Всемирной), географии, алгебре, геометрии, физике. Данные уроки не привязаны к какому-то конкретному учебнику, они универсальны и не ставят целью заменить учебники и учебные пособия, являясь прекрасным дополняющим средством к ним.
«Уроки Кирилла и Мефодия», вошедшие в «КМ-школу», - это комплекс учебных пособий по предметам в соответствии с учебным планом и программой средней общеобразовательной школы. В основу учебных курсов положены методики ведущих специалистов России и учителей-практиков. Уроки прошли тестирование в школах России и получили высокую оценку.
8. Уроки разбиты на несколько частей и включают: объяснение нового материала, вопросы для самоконтроля, тренажеры, итоговое тестирование, выводы к уроку, по некоторым темам указываются дополнительный материал, Интернет-ресурсы, список литературы. По ходу урока, после предъявления фрагмента нового материала (примерно 5 шагов), интерактивный курс ставит перед Учеником вопросы для самоконтроля (тестовые задания). После изучения теоретической части и закрепления знаний и умений по теме ученику предстоит выполнить итоговое тестирование. Наличие большого набора информационных объектов в значительной степени способствует эффективному усвоению учебного материала, делает процесс обучения и разнообразным, и увлекательным.
9. Каждый урок состоит из нескольких слайдов, в среднем их около 20. Слайд урока – фрагмент учебного материала, представляющий собой электронный документ, созданный по шаблону, предназначенный для просматривания на экране монитора или проецирования на экран. Он представляет собой фрагмент учебного материала, содержащий информационные объекты (ИО) различного типа (текст, текст и медиалекция, текст и видео, тренажер и др.).
Основные дидактические функции: источник информации, средство управления учебной деятельностью, средство организации самоконтроля и контроля. Преимущество слайдовой структуры представления учебного материала заключается в возможности преподавателя из серии слайдов отобрать нужные для урока кадры без необходимости показывать все изображения, входящие в серию. «КМ-школа» позволяет использовать готовые слайды урока, редактировать их, создавать новые. Количество уроков в «КМ-школе» пополняется с выходом каждой новой версии программы. (11 - пример слайда – текст и графика)
11. Следующая составляющая контента «КМ-школы» - медиатеки. Медиатека – это организованный набор информационных объектов, который может использоваться на школьных занятиях в качестве инструмента, помогающего учителю насытить уроки богатейшим иллюстративным материалом – от несложных графических иллюстраций до интерактивных анимаций и видеосюжетов. (Пример английский язык.)
Медиатеки по предметам, построенные с использованием современных мультимедиа-технологий, предоставляют уникальные возможности для реализации творческих инициатив учителя и способствуют эффективному усвоению учениками как теоретического, так и практического материала. Использование Медиатеки активизирует образное мышление учащихся, значительно повышает их интерес к изучаемому предмету и создает все условия для наиболее полной реализации принципа личностно-ориентированного обучения. (ДЕМОНСТРАЦИЯ Фрагмента из Англ.языка)
12. Медиаобъекты в «КМ-школе» различаются по типам, у каждого из которых свои особенности.
Анимированная модель – тип информационного объекта, представляющий собой движущееся, изменяющееся изображение. Основная дидактическая функция - формирование наглядных представлений, источник информации, повышение информационной плотности занятий за счет ускоренной подачи материала; в обучении используются для наблюдения.
Видеофрагмент – представляет собой изображение движущихся или изменяющихся объектов, которое сопровождается дикторским текстом. Основная дидактическая функция – формирование наглядных представлений, источник информации, повышение информационной плотности занятий за счет ускоренной подачи информации,
Аудиозапись –звуковые фрагменты музыкальных произведений, авторского и художественного чтения, звуки живой и неживой природы. Основные дидактические возможности - формирование звукового образа, источник информации, создание эстетического впечатления. Прослушивание фрагментов способствует не только формированию эстетического впечатления у учащихся, но и прививает школьникам навыки выразительного, осмысленного чтения.
Интерактивный объект - позволяет пользователю в индивидуальном режиме взаимодействовать с ним, применять теоретические знания на практике. Интерактивные объекты делают процесс обучения разнообразным и увлекательным.
Тренажер (тренировочное упражнение) - разновидность интерактивного объекта, представляющий собой анимированную иллюстрацию в сочетании с набором инструментов управления, позволяющих пользователю взаимодействовать с данным информационным объектом. Школьники очень любят тренажёры, поскольку они не проверяют знания (за прохождение тренажёра не ставится оценка), а помогают закреплению изученного (тренажёр, в отличие от теста, можно проходить несколько раз) в игровой форме.
13. Уникальные медиаобъекты – далеко не единственное достоинство «КМ-школы». Любому образованному человеку знакомы энциклопедии «Кирилла и Мефодия», большая их часть стала частью образовательного контента нашего продукта. Энциклопедия «КМ-школы» объединила 12 специализированных мультимедиа-энциклопедий «Кирилла и Мефодия»:
- Универсальная энциклопедия; - Детская энциклопедия;
Автомобильная энциклопедия; - Энциклопедия о животных; - Энциклопедия здоровья; - Энциклопедия кино;
- Энциклопедия персонального компьютера; - Кулинарная энциклопедия;
- Энциклопедия популярной музыки; - Энциклопедия этикета;
- Энциклопедия спорта; - Туристический атлас мира.
В такой подборке энциклопедий можно найти самую разнообразную информацию о новейших научных открытиях, о государственных и политических деятелях, о древнейших цивилизациях и многое др.
Это основные ресурсы, которые, несомненно, окажут неоценимую помощь любому учителю при проведении своих уроков. (15-17 – примеры энц.статьи)
14. Как учитель может использовать на своих уроках богатые возможности «КМ-школы».
Главный участник образовательного процесса – учитель. КМ-Школа – электронная образовательная среда, ориентированная на учителей школ.
- За счёт доступа к контенту КМ исчезает необходимость в поиске дополнительных источников информации, что значительно экономит рабочее и личное время учителя.
- Учитель получает возможность использовать готовые уроки по предметам.
- Учитель благодаря КМ-Школе может изменять предложенные готовые уроки.
- Учитель может создавать собственные уроки, используя контент КМ-Школы и готовые шаблоны слайдов.
- Предоставляются удобные и эффективные инструменты для подготовки и проведения урока, проверки знаний учащихся, разработки авторских курсов, поиска нужной для урока информации.
- Обеспечивается возможность дифференцированно подходить к обучению на уроках, вести урок с учётом интересов и способностей учащихся.
- Предоставляются инструменты для систематизации и хранения всех необходимых учителю материалов в электронном виде.
- Автоматизируется ведение классного журнала и создание всех видов отчётов.
Поскольку отпала необходимость быть единственным источником знаний, все чаще педагог выступает инициатором проблемных вопросов, организатором самостоятельной работы учащихся и обсуждения ее результатов, консультантом, помогающим преодолеть текущие затруднения при работе с новыми средствами обучения.
15. Многих учителей не устраивают готовые тесты: их содержание, уровень сложности, несоответствие программному материалу. Учитель имеет возможность создавать для уч-ся тестовые задания. Предусмотрено 9 видов тестовых заданий. (внимание на слайд)
16. Приходится считаться с тем, что в современном мире учитель и школьный учебник перестали являться единственным источником новых знаний для учащихся. С появлением электронных учебников, электронных энциклопедий, образовательных сайтов в Инернете объем доступной и интересной учебной информации значительно возрос.
В отличие от книги, электронные учебники имеет нелинейную структуру, что позволяет ученику реализовать свою самостоятельность в организации последовательности поиска информации, направления движения по гиперссылкам. Школьники учатся работать с нетекстовой информацией, пользоваться поисковыми системами, что тоже предусмотрено в КМ. Итак, на современном уроке учитель целенаправленно формирует у учащихся информационную компетентность, объяснение нового материала сочетает с самостоятельной работой с дополнительными источниками знаний, фронтальную работу сочетает с групповой, когда учащиеся делятся друг с другом новой информацией.
17. Что хочется сказать в заключение? «КМ-школу» используют самые разные педагоги: только что начинающие свой трудовой путь и учителя-методисты, проработавшие в школе ни один десяток лет, гуманитарии и преподаватели естественнонаучных дисциплин. Назовем профессионально важное качество, которое их всех характеризует: способность не только учить других, но и готовность учиться самим. В один прекрасный день они сказали себе и своим ученикам:
Я и сам открываю вместе с вами много нового!
Если вы владеете современными информационными технологиями лучше меня, я готов у вас поучиться.
Мы нужны друг другу, давайте учиться вместе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных цифровых ресурсов в образовательном процессе
Процесс обучения в средней общеобразовательной школе представлен многообразием форм организации учебных занятий. В связи с этим возникает проблема рационального использования цифровых обра...
Использование активных методов обучения в образовательном процессе
Использование АМО позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся, уверенн...
Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе на примере преподавания экологии
Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе на примере преподавания экологии. В работе представлены теоретические аспекты проблемы и практические примеры применен...
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе коррекционной школы
Материалы педагогических чтений 2013 год...
методическая разработка "Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе школы-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
В методической разработке представлено описание современных педагогических технологий и их практическое применение на уроках музыки с обучающимися ОВЗ в коррекционной школе....
Методическое пособие по использованию оборудования «Точки роста» в образовательном процессе предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" в рамках федерального проекта "Современная школа"
laquo;Методическое пособие по использованию оборудования «Точки роста» в образовательном процессе предмета "Основы безопасности жизнедеятельности", в рамках федерального п...
Использование личностно-ориентированных технологий в образовательном процессе в условиях коррекционной школы
Личностно-ориентированное обучение - это обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения. Ключевыми словами личностно-ориентированных техн...