Доклад "Модернизация российского образования"
план-конспект по теме

В докладе рассказывается о роли образования в российском обществе, о целях и задачах модернизации образования, о новых педагогических технологиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buhmatova_doklad_modernizaciya.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот т детей,

оставшихся без попечения родителей «Детский дом-школа»

Д О К Л А Д

        Модернизация  российского  образования

Выполнила  Бухматова Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы

МОУ «Детский дом-школа»

г.о. Орехово-Зуево

2011 год

   План выступления:

  1. Роль образования в развитии российского общества.
  2. Цели и задачи модернизации образования.
  3. Компетенции российского образования.
  4. Факторы успешности.
  5. Компетентностный подход.
  6. Педагогические технологии.

        1. Роль образования в развитии российского общества

     Роль образования на современном этапе развития России  определяется  задачами  ее  перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания  страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

     В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества  экономики  и  общества  увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала.  Российская система образования способна конкурировать с системами образования  передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной  политики,  восстановление  ответственности и активной роли государства в этой сфере,  глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых  для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

     Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России,  которые определены в Законе Российской Федерации "Об образовании", Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и раскрыты в Национальной доктрине  образования в Российской Федерации до 2025 года.  

     Концепция взаимосвязана  с Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную  перспективу и определяет приоритеты и меры реализации генеральной,  стратегической линии в предстоящее десятилетие модернизации образования.

                2. Цели и основные задачи модернизации образования

     Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

     Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача,  она  не должна и не может

осуществляться как ведомственный

проект.  Интересы общества и государства в области  образования  невсегда  совпадают  с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования  не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства.

     Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти,  органы местного самоуправления,  профессионально-педагогическое сообщество,  научные, культурные, коммерческие и общественные институты.

     Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.

                     3. Концепции модернизации российского образования

     В Концепции  модернизации российского образования до 2010 г. ставится задача создания  «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных  потребностей рынка труда..». Базисом для выбора профилей обучения в школе становится спектр образовательных потребностей обучающихся и их родителей, кадровый потенциал школы, ее материально-техническое и информационное оснащение, возможность участия в профильном обучении школьников общественных и государственных структур, высших учебных заведений.

     В то же время, учитывая современные тенденции в педагогике, социальный заказ, педагоги понимают, что социуму нужны “выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляются понятия “компетенция”, “компетентность”, более соответствующие пониманию современных целей образования”.

      Концепция модернизации российского образования предполагает, что «одной из причин, вызывающих рост асоциального поведения подростков и молодежи, нерациональная организация досуговой деятельности и каникулярного времени, подлинной проблемой которого становится детская безнадзорность. Дополнительное образование трактуется как специальная образовательная деятельность различных систем (государственных, общественных, смешанных), направленная на удовлетворение индивидуальных запросов детей и молодежи, творческое освоение ими новой информации, формирование новых жизненных умений и способностей, расширение возможности практического опыта, их самоопределение и самореализацию в разнообразных сферах науки, культуры, искусства, туризма, производства, физической культуры и т.п.

      Развитие вне аудиторного образования в школе предполагает решение следующих задач:

  - изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании;

  - определение содержания дополнительного образования, его форм и методов работы с обучающимися;

   - формирование условий для создания единого образовательного пространства;

  -   расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся

   -  создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к культуре своего и других народов;

  -   обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности.

      Дополнительное образование нацелено на свободный выбор и освоение детьми дополнительных образовательных программ, которые близки их способностям, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворять интересы, образовательные запросы и т.д.

  Воспитание как первостепенный приоритет в образовании,  должно

стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания  -  формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания,  духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.  В решении этих задач важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного обра-

зования детей,  которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

                    4. Факторы социально успешной индивидуальности.

      Российское общество вступило в такой период своего развития, когда произошло неосознаваемое многими, но болезненное в целом переосмысление приоритетов в общей направленности мотиваций личности. Направленность «совершенствуй себя, чтобы быть полезным членом общества» сменилась на ориентацию под девизом: «совершенствуй себя, чтобы быть успешным в обществе». Поменялось само содержание понятия успешности. Необходимость повышения конкурентоспособности каждого в условиях жесткой требовательности современного общества к адекватной социальной приспособленности личности, к адаптации ее в широком смысле слова, к ее функциональным возможностям - это повседневная реальность, заданный параметр современной цивилизации. успешность оценивают люди и сам человек, опираясь на современные общественные нормы, ценности, обычаи. Успешность можно назвать одним из социальных параметров личности, своеобразным индикатором социального статуса человека. Успех осознается человеком в процессе приобретения социального опыта и достигается им за счет приложенных стараний и усилий.

В педагогическом аспекте успешность понимается как качество, присущее личности, достигнувшей успеха в процессе воспитания и обучения. Это может быть и успех ребенка в учении, и успех педагога в обучении воспитанников, и успех родителей в воспитании детей.

Рассмотрим   факторы, определяющие социально успешную индивидуальность:

  - возможность самореализации;

  -  готовность к саморазвитию;

   - готовность к продуктивной деятельности;

  - адаптивность.

                          5. Компетентностный поход.

     Компетентностный подход олицетворяет сегодня инновационный процесс в образовании, соответствует принятой в большинстве развитых стран общей концепции образовательного стандарта и прямо связан с переходом на систему компетентностей в конструировании содержания образования и систем контроля его качества. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем мировой и отечественной педагогической науки и практики. Компетентностный подход призван решить ряд таких проблем в образовательном процессе, которые до сих пор остаются нерешенными в рамках существующих образовательных технологий. Широкое распространение этого понятия в образовании объясняется желанием подчеркнуть использование прогрессивных инновационных технологий и наилучших методов обучения. 

     Виды компетентностного подхода:

  - Учебно-познавательная компетенция;

  - Социальная компетенция;

  - Трудовая компетенция;

  - Здоровьесберегающая компетенция;

  - Общекультурная компетенция.

                     6. Педагогические технологии.

      Педагогические технологии дополнительного образования детей сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.

Учреждение дополнительного образования детей – особое учреждение, которое должно стать не просто местом обучения детей, а пространством разнообразных форм общения.

Роль педагога  должна заключаться в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.

Принципиальная педагогическая установка учреждений дополнительного образования детей - такое воспитание ребенка, при котором предмет и дисциплина не самоцель, а средство формирования и совершенствования всех граней личности: интеллекта, практического ума, трудолюбия, физического развития, характера и воли к самореализации, другими словами - это способ проникнуть в богатейший внутренний мир ребенка, понять и расширить его пределы.

    Педагогические технологии:

  -  антистрессовая педагогика

  - педагогика успешности

  - педагогика активности

  - педагогика деятельности

  - ценностно-ориентированная педагогика

  - педагогика непрерывного самообразования

Лекционно-семинарско-зачетная система

Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗе. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.

Технология использования в обучении игровых методов

Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности,  формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Сотрудническтво трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти от возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики.

Информационно-коммуникативные технологии

Изменение и неограниченное обогащение, использование интегрированных курсов, доступ в Интернет

Здоровьесберегающие технологии

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Система инновационной оценки “портфолио”

Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения траектории индивидуального развития личности.

Литература:

1.  Буйлова  Л.Н.  Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт. М.: 2002.

2. Интернет-ресурсы (из опыта работы Л.А. Мацко).

3. Границкая А.С. Научить думать и действовать. - М., 1991.

4.   Гузик Н.П. Учить учиться. - М.: Педагогика, 1981.

5.    Гузеев В.В. Лекции по педтехнологии. - М.: Знание, 1992.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М., 1986.

 6.Данюшенков В.С. Практические работы учащихся с позиции педтехнологии // Педагогика, N3, 1993. - с. 29-33.

7.  Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М., 1989.

8. Дьяченко В.К. Еще раз о коллективных учебных занятиях (технология педагогического труда) // Народное образование, N1, 1992. - с. 42-47.

9. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения // Педагогика, N1, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социально-психологическая адаптация детей и молодежи в условиях модернизации российского образования».

Выбор эффективных средств помощи детям с  ограниченными возможностями здоровья, повышающих возможности их обучения и возвращающих их на путь развития, должен быть основан не только на чётко...

Метапредметный подход как ядро российского образования

Презентация по теме "Метапредметный подход как ядро российского образования" подготовлена для секции РМО учителей физики и с учетом программы по физике....

Статья: "Обучение математике в школе в условиях модернизации Российского образования"

Доклад по курсу дополнительного профессионального образования....

«Ключевые профессианальные компетентости педагога в условиях модернизации российского образования».

Выступление на педагогическом совете 8.10.11Тема: «Ключевые профессианальные компетентости педагога в условиях модернизации российского образования».Борисова М.Н., зам. директора по УВР 2-3 ступени....

«Усиление воспитательного потенциала дополнительного образования в контексте модернизации Российского образования». «Мастерская творчества».

Из опыта работы с начинающими журналистами , педагога дополнительного образования центра дополнительного образования детей «Радуга», посёлка Новоаганск, руководителя детско-молодёжной студии «Нтv-шка»...

«Роль приоритетного национального проекта «Образование» в системе модернизации российского образования»

Цель Национального проекта: ускорить модернизацию российского образования, обеспечить успешность комплекса мер по реализации Приоритетных направлений развития образовательной системы страны,в конечном...