"Ролевые позиции учителя".
статья по теме

    Реализация проекта и обучение проектной деятельности учащихся во многом зависит от учителя, его мобильности в смене ролевой позиции, которая может отличаться на разных стадиях работы над проектом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc47 КБ
Office presentation icon rolevye_pozicii_uchitelya.ppt2.13 МБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя физики МОБУ «СОШ № 4»: Дидерле Г.Н.

г.п. Пойковский

Нефтеюганский район

ХМАО - Югра

 

Ролевые позиции учителя при реализации проекта и обучении проектной

деятельности учащегося

(слайд 1)     

             В своей работе с учащимися физико – математической подгруппы профильного класса я использую технологию проектного обучения. Джон Дьюи определил метод проектов как «обучение через делание», где результатом деятельности учащихся является новый продукт, имеющий практическую значимость.

 (слайд 2)

 клик1     Реализация проекта и обучение проектной деятельности учащегося во многом зависит от учителя, его мобильности в смене ролевой позиции, которая может отличаться на разных стадиях работы над проектом.

            Предварительно хотелось бы напомнить задачи, которые стоят перед педагогом, когда он выступает в различных ролевых функциях.

клик 2-3     Тьютор – преподаватель – консультант.

клик 4        Его задачи: 

             1.  помочь получить максимальную отдачу от учебы

                    2.  давать обратную связь по выполненным заданиям

                    3.  следить за ходом учебы

                    4.  консультировать

клик 5-6     Фасилитатор - преподаватель, занимающийся организацией и ведением групповых

                    форм работы.

клик 7          Его задачи:  

                     1. поддерживать правила работы в группах

                     2. способствовать сплочению группы

                     3. способствовать плодотворному обсуждению

 

клик 8-9     Модератор - руководитель дискуссии.

клик 10      Его задачи:  

                   1. организовать и провести дискуссию

 

Я ознакомлю с ролевыми функциями педагога в работе над проектом по теме: «Электрический ток в различных средах».

(слайд 3)

клик 1

    Первый этап – разработка проектного задания, который состоит из нескольких стадий, где ролевые функции педагога распределяются следующим образом:

клик 2

а) выбор темы проекта:

- я самостоятельно отобрала темы и предложила учащимся, в свою очередь они обсудили и приняли своё решение

- затем я предложила учащимся совместно отобрать тему, группа ребят, работающих по индивидуальным программам, помогла мне в этом и предложила  классу для обсуждения

- далее я участвовала в обсуждении тем, предложенных учащимися, после чего ребята самостоятельно подобрали темы и предложили классу для обсуждения.

клик 3-4

  На этой стадии я выступаю в роли педагога – тьютора.

клик 5

б) при выделении подтем проекта моя деятельность сводится к тому, что с помощью общения, а не прямого направленного указания достигается поставленная цель и каждый ученик выбирает себе одну из подтем, т.е. выбирает себе роль.

клик 6-7

    На этой стадии я выступаю в роли педагога – фасилитатора. 

клик 8 

в)  при формировании творческих групп я провожу организационную работу по объединению ребят в группы, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности.

клик 9

     На этой стадии я выступаю в роли педагога – фасилитатора.

клик 10

г) при подготовке материалов к исследовательской работе мы заранее с ребятами, занимающимися по индивидуальным программам, разрабатываем задания, вопросы для поисковой деятельности.

клик 11

       Я выступаю в роли педагога – тьютора. 

Вопросы поиска ответа вырабатываются в командах с последующим обсуждением с классом.

клик 12-13-14

      Я выступаю в роли педагога – модератора. 

клик 15

д) при определении форм выражения итогов проектной деятельности я принимаю участие в обсуждении, учащиеся в свою очередь в группах, а затем в классе также обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности.

клик 16

   На этой стадии я выступаю в роли педагога – модератора.

А сейчас я хотела бы познакомить Вас, как происходит реализация этого этапа проекта на практике.

(слайд 4) 

клик 1-2   Произведён выбор темы проекта: «Электрический ток в различных средах»

(слайд 5)

клик 1      Затем выбираются подтемы

клик 2-3,   клик 4-5, клик 6-7, клик 8-9, клик 10-11.

И ребята объединяются в группы, выбрав ту или иную подтему.

(слайд 6)

клик 1    Далее происходит определение ролей учащихся внутри группы.

клик 2-3, клик 4-5, клик 6-7

Каждый выбирает себе вид деятельности.

(слайд 7)

клик 1

На этом этапе из проектных умений, которыми овладевают учащиеся можно выделить:

клик 2

мыследеятельностные:  проблематизация, целеполагание,

                                        планирование своей деятельности

клик 3

коммуникативные:  слушать и понимать других, выражать свои  

                                   мысли, взаимодействовать внутри группы,

                                   вести обсуждение и дискуссию

клик 4

поисковые:  находить и отбирать нужную информацию

(слайд 8)

клик 1-2

Второй этап – разработка проекта

  Я консультирую, координирую работу учащихся и стимулирую их деятельность,  

клик 3-4 т.е. выступаю в роли педагога – тьютора. 

В свою очередь ребята осуществляют поисковую деятельность.

клик 5

Третий этап – оформление результатов

   Здесь я уже консультирую, координирую работу учащихся как по группам, так и во взаимодействии с другими группами,

т.е. выступаю в роли как педагога – тьютора,

клик 6-7 так и педагога – фасилитатора. 

клик 8

Четвёртый этап – презентация

   Мною организуется экспертиза (с приглашением в качестве экспертов учащихся других классов, коллег по работе), а учащиеся докладывают о результатах своей работы,

клик 9 т.е. мои ролевые функции распределяются как педагога – тьютора 

клик 10  и фасилитатора.

клик 11

Пятый этап – рефлексия

   Где я оцениваю свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью ребят, учитывая их оценки,

клик 12 выступая в роли педагога – тьютора 

клик 13-14 и модератора.

Учащиеся оценивают результативность всего процесса, себя с учётом оценки других учащихся.

На рассмотренных этапах проекта выделяются следующие проектные умения, которыми овладевают учащиеся:

клик 15

  2 этап:  поисковые:  находить и отбирать дополнительную

                                     информацию

клик 16

  3 этап:  коммуникативные:  слушать и понимать других,

                                                   выражать свои мысли,

                                                   взаимодействовать внутри группы

                информационные:   представлять информацию

                                                  в печатном и электронном  виде

               презентационные:  построение доклада о проделанной  

                                                 работе, выбор форм презентации,

                                                подготовка письменного  отчета

клик 17

  4 этап:   коммуникативные:   выражать свои мысли

клик 18

  5 этап:   мыследеятельностные:  самоанализ своей деятельности

Далее я предлагаю один из фрагментов реализации рассмотренных этапов на практике

(слайд 9)

клик 1

Отбор материала, производимого учащимися представлен в виде схем опытов, графиков, иллюстрации явлений.

Оформление результатов и презентация готового продукта, т.е. проекта

(слайд 10)       клик 1

(слайд 11)       клик 1-2

(слайд 12)      клик 1-5  

              Таким образом, благодаря ролевым функциям учителя, все учащиеся, выполнившие проектную работу, начинают лучше учиться, у них формируется умение более правильно оценивать свои возможности:  повышается самооценка; инициативность, целеустремлённость, умение планировать свою деятельность, анализировать и «отсеивать» информацию т.е. ориентироваться в информационном пространстве, так как 21 век – это век информационной цивилизации, где необходимо формировать информационную компетентность, уча ребят самостоятельно добывать знания,  получая информацию из различных источников.

        При этом существенно расширяются возможности выстраивания учениками индивидуальной образовательной траектории.

       Умения, приобретенные учащимися в результате такой деятельности будут необходимы им в дальнейшем при поступлении в технические ВУЗы.

(слайд 13)

клик 1-3

Желаю Вам успехов в овладении ролевыми функциями!

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЕВЫЕ ПОЗИЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ

Презентация для районного семинара «Способы эффективного общения с участниками образовательного процесса»(прктикум для учителей и классных руководителей)...

Психологическое сопровождение формирования тьюторской позиции учителей школы

В работе рассмотрено формирование у учителей позиции тьютора с точки зрения психолога школы. Статья сопровождается презентацией. Тьюторство, как инновация, приводит к изменениям психологического состо...

проект « Гражданская позиция» (правовая культура школьников и формирование гражданской позиции в урочной и внеурочной деятельности учителя истории и обществознания)

Правовая культура и формирование гражданской позиции являются составляющей частью гражданского воспитания.  Гражданское образование – одно из ключевых понятий при разработке современных стратегий...

Ролевые позиции педагога

В презентации рассматриваются ролевые позиции педагога (фасилитатор, тьютор, модератор)....

Учитель года 2018 Конкурсное испытание "Я - учитель" Эссе "Гражданская позиция современного учителя"

Учитель года 2018 Конкурсное испытание "Я - учитель" Эссе "Гражданская позиция современного учителя"...

Конкурсное испытание «Я - учитель» для конкурса «Учитель года России» в 2021 году. Эссе "Гражданская позиция современного учителя".

Конкурсное испытание «Я - учитель» для  конкурса «Учитель года России» в 2021 году. Эссе "Гражданская позиция современного учителя".  В современной сис...

Конкурсное испытание «Я — учитель» 2021г. Эссе «Гражданская позиция современного учителя»

Конкурсное испытание «Я — учитель» 2021г.  Эссе «Гражданская позиция современного учителя»...