Технология развития критического мышления
материал на тему

Ронова Татьяна Васильевна

Таблица "Стадии и методические приемы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технология развития критического мышления

Технологические этапы

1 стадия

2 стадия

3 стадия

Вызов:

- актуализация имеющихся знаний;

- пробуждение интереса к получению новой информации;

- постановка учеником собственных целей обучения

Осмысление содержания

- получение новой информации;

- корректировка учеником поставленных целей обучения

Рефлексия

- размышление, рождение нового знания;

- постановка учеником новых целей обучения.

Стадии и методические приемы

Стадия

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Возможные приемы и методы

1. Вызов (выявление субъектного опыта)

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

Составление списка «известной» информации:

- рассказ-предположение по ключевым словам;

- систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

- верные и неверные утверждения;

- перепутанные логические цепочки и т.д.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах, в группах.

2. Осмысление содержания («окультуривание»)

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания старого к новому.

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.

Методы активного чтения:

- маркировка с использованием значков

- ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

- поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах.

3. Рефлексия

Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

Учащиеся соотносят новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления содержания.

  1. Заполнение кластеров, таблиц.
  2. Установление причинно-следственных связей между блоками информации.
  3. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.
  4. Ответы на поставленные вопросы.
  5. Организация устных и письменных круглых столов.
  6. Организация различных видов дискуссий.
  7. Написание творческих работ

Исследования и т.д.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"

Тезисы мастер-класса "Прием  "Шесть шляп критического мышления""...

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики через технологию развития критического мышления

Формы урока в ТРКМ отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся р...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....