Синергетический подход в организации образовательного процесса
презентация по теме

Презентация рассказывает о новом в педагогике обучения понятии "синергетика", дает представление о ключевых моментах и об особенностях использования и внедрении синергетического подхода в процесс обучения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Синергетический подход в организации образовательного процесса Главное – бросить идею в мир , зажечь процесс самоорганизации в нём С.П. Курдюмов

Слайд 2

Синергетика происходит от греческого «СИНЕРГОС» , что означает «вместе действующий». Понятие СИНЕРГИЗМ пришло в научный лексикон из медицины: в физиологии СИНЕРГИСТАМИ называют мышцы , действующие совместно для осуществления одного определённого движения , в фармакологии - это лекарственные препараты , взаимно усиливающие лечебный эффект. Позднее этот термин стал использоваться в естествознании для описания коллективных взаимодействий атомов и молекул , приводящих к УПОРЯДОЧИВАНИЮ и поддержанию СТАБИЛЬНОГО течения процессов в физико – химических системах. Во второй половине ХХ века сложился особый подход к исследованию систем , далеких от равновесия , и была разработана познавательная МОДЕЛЬ науки , которая получила название синергетика. Её идеи , сформировавшиеся в недрах естествознания и связанные с именами И. Пригожина , Г. Хакена , и других учёных , стали основополагающими в постнеоклассической науке и имеют выдающееся значение для современной теории познания открытых сложных неравновесных диссипативных систем различной природы – физических , химических , биологических , экономических , социокультурных , научных , лингвистических и т.д.

Слайд 3

Синергетика переводится как «энергия совместного действия» (от греч. « син -» , «со-» - «совместно» и « эргос » – «действие»). (профессор Штутгартского университета Г. Хакен ) . отвлекаясь от частных свойств систем , раскрывает общие механизмы их развития на основе общих моделей; . разрабатывает общие методологические подходы к анализу поведения таких систем; . выявляет роль коллективных взаимодействий отдельных элементов системы на пути их эволюции; . дает развернутое представление о том , как из хаоса возникает упорядоченная сложность; . подводит к видению универсального единства мира , к пониманию единства всего сущего.

Слайд 4

Синергетическое образование – это образование , побуждающее к собственным поискам и открытиям , а значит , гарантия успеха и процветания всей системы образования в целом. Ведь Галилео Галилей в своё время утверждал: «Вы ничему не можете научить человека. Вы можете только помочь ему открыть это в себе» .

Слайд 5

Ключевые идеи синергетического подхода к образованию можно коротко определить так: 1. Мы живем в мире неустойчивых процессов с нарушенной симметрией между прошлым и будущим. 2. Будущее предстает как пространство возможностей , а настоящее как напряженный процесс отбора. 3. Система образования может быть как замкнутой и статичной , так и открытой и динамичной , в зависимости от того , насколько полно она отражает динамику способов освоения мира – науку , искусство , литературу. Ключевые идеи

Слайд 6

4. В открытой системе каждый человек рассматривается как неповторимая индивидуальность, инициирующая и организующая свой уникальный процесс освоения мира. 5. Принципы самоорганизации, реализующиеся в саморазвивающейся среде, предполагают совместное творчество организаторов, преподавателей и учеников в определении целей, планов, программ и стратегий обучения.

Слайд 7

Синергетический подход к образованию , опирающийся на универсальную эволюционную картину мира , способствует стиранию границ между естественно – научным и гуманитарным знанием. При этом на передний план выходит продуктивная деятельность – исследовательская , проектная , творческая – ученика и учителя. От традиционных ЗУНов и оценок в терминах «знает – не знает» , «умеет – не умеет» , «есть навык – нет навыка» мы переходим к оценке определённого продукта – проекта , сценария , теории и т.п. в категориях «красиво – некрасиво» , «интересно – неинтересно» , «оригинально – неоригинально» , «полно – неполно» и т.д.

Слайд 8

Это приводит к принципиальному изменению роли учителя и его ответственности в жизни ученика. Главным становится не столько функция учителя как преподавателя определённого предмета и даже не как воспитателя, сколько его способность раскрыть возможности ребёнка, его будущее. Синергетическая система, в большей степени моделируя саму социальную среду современного мира, оказывает влияние на его развитие, т.к. в образовании ,как ни в какой другой сфере, представлено будущее в настоящем . Роль учителя

Слайд 9

Обществу – и человеку – синергетика принесла осознание нелинейности , многофакторности и вероятностного реального мира , поливариантности путей его развития , требующих для описания этого нового подхода – синергетического . С нелинейными и вероятностными свойствами реального мира многие сталкивались в детстве , когда , пытаясь попасть мячом в ворота или передать пас напарнику по команде , – попадали в соседское окно: опасна близость соперника , неверный угол удара – и катастрофа. В качестве примера открытой неравновесной самоорганизующейся системы можно рассмотреть ГОРОД. ГОРОД обменивается с окружающей средой ЭНЕРГИЕЙ , ВЕЩЕСТВОМ и ИНФОРМАЦИЕЙ – он является неравновесной открытой системой. Отрежьте город от питающих его артерий – превратите его в равновесную систему – и он погибнет. По такому сценарию погибают очень многие наши предприятия – например , АЗЛК. ГОРОД состоит из многих объектов разного уровня описания – сложная система. ГОРОД – САМООРГАНИЗУЮЩАЯСЯ система. В нем формируется инфраструктура , обеспечивающая стабильное существование города на основе коллективных , кооперативных взаимодействий всех его частей. Вернемся к нашему проекту. В нем мы отразили свое видение путей разработки поставленной проблемы.

Слайд 10

. Проблема адаптации идей синергетики в содержание образования чрезвычайно АКТУАЛЬНА. В научно-педагогической литературе этой проблеме уделяется большое внимание. Это связано с тем , что , с одной стороны , очевидна необходимость формирования системы методологических знаний – опоры для формирования целостной картины Мира , - и отсутствием самой системы. Синергетика служит методологической основой для разработки системных подходов в образовательном процессе. В высшей школе эта концепция уже реализована в ряде государственных стандартов по дисциплинам «Концепции современного естествознания» , (для гуманитариев ) «Биология с основами экологии» (для естественнонаучных направлений ) , и т.д. Но в направлении средней школы дидактика делает первые шаги , поэтому любой имеющийся опыт представляет ценность. Пока у нас есть опыт работы Колледжа Прикладных наук при Саратовском университете , есть опыт работы по внедрению идей СИНЕРГЕТИКИ в ряде Саратовских школ. Используя их опыт , мы стали искать свои пути. . Нам представляется множественность путей адаптации идей синергетики в школьное образование: вкрапление идей синергетики в предметные программы (физика , биология , экономика ) , факультативы и спецкурсы общего или предметного характера (например , «Синергетика» , «Синергетическая экономика» , «Синергетика и биология» ) и т.д.

Слайд 11

В текущем тысячелетии целью человека и общества должно стать осознанное цельное саморазвитие каждой личности. Общеизвестно , что каждые десять лет объем информации , окружающей человека , увеличивается в два раза. Накопленная на сегодняшний день информация не может быть усвоена учеником в полном объеме. Как показывают исследования , школа как источник информации занимает лишь четвёртое место , уступая компьютеру , телевизору и среде общения. В современном информационном обществе целью образования является не передача опыта , накопленного предыдущими поколениями , а подготовка человека , способного к непрерывному обучению , «образованию длиною в жизнь» , принятие себя как субъекта собственной жизнедеятельности (из доктрины ЮНЕСКО). Это подразумевает решение следующих задач: -формирование активной жизненной позиции по отношению к себе и окружающим; -формирование способности и готовности принимать самостоятельные ответственные решения; -умение выдвигать и отстаивать свою точку зрения; -умение отстаивать реальные цели; -умение планировать свои действия , прогнозировать их последствия; -умение ставить конкретные цели; -умение реально оценивать степень риска; -принятие того , что мир изменчив; -укрепление психофункциональной устойчивости , включая стрессоустойчивость; -владение навыками саморегуляции , снятие эмоционального напряжения , тревожности; -толерантность к новизне и неопределенности; -знание и принятие своих индивидуальных особенностей; -учет индивидуальных особенностей при распределении своих сил , планирование дел; -владение навыками поддержки психологического здоровья. Задачи самопринятия , включая:

Слайд 12

-принятия себя (в том числе своих чувств , внешнего облика тела.); -позитивный образ «Я»; -уверенность в себе , в своих силах; -адекватную , устойчивую самооценку; -самоуважение. Социально – психологическая компетентность (способность эффективно взаимодействовать с окружающими в системе межличностных отношений); -умение ориентироваться в социальных ситуациях; -умение адекватно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей; -умение выбирать адекватные способы общения с окружающими людьми и реализовывать их в процессе взаимодействия; -умение конструктивного разрешения конфликтных ситуаций. Принятие законов общества , моральных норм и необходимость их соблюдения: -социальная толерантность; -наличие представлений о различных правилах в разных микросоциумах; -осмысленное отношение к морально – нравственным основам социума; -наличие в системе мировоззрения представлений , служащих основой морально – нравственного поведения.

Слайд 13

Формирование каждого из перечисленных качеств личности начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Большую роль в этом играет выработка единых требований к процессу формирования личности ученика со стороны всех участников образовательного процесса.

Слайд 14

Цель его формулируется следующим образом: определить перспективы , возможные направления и пути внедрения синергетики как междисциплинарной научной теории в учебную практику школы; разработать соответствующее программное и учебно – методическое обеспечение.

Слайд 15

. Педагогическая технология , разрабатываемая нами , включает три основных обязательных компонента: а)вводный теоретический курс лекций; б)лабораторный практикум; в)семинары

Слайд 16

Программа курса: -Основные понятия синергетики -Философские основы синергетики -Процессы самоорганизации в различных системах -Фрактальность мира -Хаос и порядок -Модель творчества -Феномен человека -Некоторые аспекты семиотики -Социальные аспекты синергетики -Синергетика и информация -Представление о нанотехнологиях -Синергетическая экономика

Слайд 17

● отсутствие действующей методики и образовательных технологий обучения синергетике, а также соответствующего содержания; ● ограниченность объема учебных часов в средней школе, выделенных для изучения основ классической науки; ● интегральный характер содержания самой теории самоорганизации. Проблемы внедрения основ синергетики:

Слайд 18

Синергетическая концепция образования базируется на системе идей, способствующих становлению паритетного отношения к окружающему миру человека, определяющего свое место в нем: ● холистической идее, которая признает единство мира природы и мира личности, вписанность человека в целостную социоприродную систему; ● идее экологизации, предлагающей сохранение равновесия в социоприродной системе, что является главным условием коэволюции человека, общества и природы; ● ноосферной идее, отражающей органическую взаимосвязь и взаимодействие Разума и биосферы; «здесь Разум на любом уровне своего проявления может использоваться для оптимального управления социоэкоразвитием, формированием и поддерживанием гармонии между личностью, обществом и природой».

Слайд 19

● идее толерантности, предлагающей установление терпимости по отношению к другим индивидам и социумам в общественной системе; ● идее самоорганизации, представляющей мир как динамическую открытую систему, в которой все взаимодействуют со всем, все проявляется во всем и его самоорганизацией управляют фундаментальные законы природы и общества; ● валеологической идее, раскрывающей прямую связь безопасной жизнедеятельности человека с экологической безопасности природы; ● акмеологической идее, которая подходит к проблеме устойчивого развития с позиции духовного мира человека: чистая душа гарант устойчивого мира.

Слайд 20

В заключение отметим, что синергетика, ставшая триумфом человеческой мысли ХХ I века, должна найти достойное место в современном образовании. Воплощение идей синергетики в учебно-воспитательном процессе не очередной «модный» подход в образовании, а важное условие обновления содержания современного образования с учетом реалий сегодняшнего, непредсказуемо стремительно развивающегося мира. В настоящее время происходит становление новой, адекватно отражающей в учебном познании весь спектр состояния окружающей нас действительности модели образования, методологической основой которой служит теория самоорганизации.

Слайд 21

Благодарим за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация личностно-ориентированного подхода к организации образовательного процесса в школе адаптивной модели

Актуальность исследования определяется следующим:1. Объективной необходимостью перехода общего образования к модели адаптивной школы в процессе его  модернизации (1.1. неодинаковость степени сост...

Педсовет по теме "Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на новые ФГОС"

В условиях перехода на новые образовательные стандарты перед учителем встает задача  совершенствования урока - основной формы организации обучения.  Подвести педагогов к пониманию сущности с...

«Системно - деятельностный подход к организации образовательного процесса»

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсаль...

Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения

В статье раскрываются современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения....

Сценарий педагогического совета «Современные подходы к организации образовательного процесса в МАОУ «Гимназия №1» в условиях новых образовательных стандартов»

Цель педагогического совета:- повышение эффективности образовательного процесса через внедрение современных  подходов  к организации образовательного процесса,- непрерывное совершенствование...

Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты НОО и ООО. Новые педагогические технологии

Современное образование должно научить человека жить в изменяющемся, динамичном мире. Необходимые для формирования нового человека изменения в образовании определены Федеральными государственными обра...

«Совершенствование качества образования через применение педагогических образовательных технологий и современных подходов в организации образовательного процесса на уроках информатики»

Доклад содержит описание  современных педагогических технологий применяемых на уроках информатики, таких как, информационные, компьютерные, здоровьесберегающие, игровые технологии, учебный проект...