Построение процесса обучения на основе инновационных технологий
статья по теме
Данный доклад был подготовлен в качестве экзаменационной работы по курсам "Образование и общество"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
postroenie_processa_obucheniya_na_osnove_innovacionnyh_tehnologiy..docx | 38.84 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОУ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Доклад на тему:
Построение процесса обучения на основе инновационных технологий.
Подготовила: учитель немецкого языка
МОУ «Каменская ООШ»
Артёмова Е.Е.
Кашира 2011
План 2
Актуальность 3
1.Понятие педагогических технологий 4
2. Сущность личностно-ориентированных технологий 5 - 6
3. Построение процесса обучения на основе инновационных технологий 7 – 15
4. Заключение 16
4. Литература 17
5. Приложение 18-21
Актуальность
Я работаю учителем немецкого языка в сельской школе, и одной из проблем, которые возникали у меня в работе, было привитие учащимся интереса к своему предмету. Как сделать так, чтобы ребята занимались не «из-под палки», мотивируя тем, что иностранный язык им не потребуется (для деревенской жизни). Используя на уроке различные методы и приёмы обучения. Я поняла, что детям интересно всё то, что касается непосредственно их жизни, их интересов; когда обучение строится на личном опыте учащихся, опирается на их переживания, чувства. Поэтому постепенно я начала применять на своих уроках технологии, в основе которых лежит личностно-ориентированный подход. Создать ситуацию успеха на уроке, дать ребёнку возможность поверить в собственные силы, привлечь учащихся к внеклассной работе по предмету – такими стали мои задачи при организации процесса обучения.
1.Понятие педагогических технологий
Педагогическая технология – это универсальная легко воспроизводимая последовательность педагогических ситуаций, необходимая для гарантированного природосообразного достижения той или иной цели. Это конкретная система использования тех правил, принципов, методов и форм, которые выработала педагогика с учётом времени, места, условий педагогического процесса. М.И.Махмутов раскрывает смысл понятия педагогических технологий. «Технологию можно представить как более или менее жёстко запрограммированный процесс взаимодействия преподавателя и учащегося, гарантирующий достижение поставленных целей». Признаками педагогических технологий являются: целевая направленность; опора на научные идеи; процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся; система средств и условий, гарантирующих достижение педагогических идей; наличие диагностических средств, средств анализа процесса и результатов деятельности учителя и учащихся; системность и воспроизводимость. Учителю перед применением технологий необходимо изучить все её особенности: на что направлена технология, во имя чего применяется, каким педагогическим концепциям соответствует, какие задачи помогает решить в определённых условиях. Учитель, освоивший педагогическую технологию, это человек, владеющий педагогическим мастерством. Под инновационными педагогическими технологиями подразумеваются нововведения в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества.
2. Сущность личностно-ориентированных технологий
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных безопасных и бесконфликтных условий её развития, реализации её природных потенциалов. В основе личностно ориентированного подхода лежат идеи гуманистической педагогики: личностно ориентированного подхода (К.Р. Роджерс, Г. Олпорт, А. Маслоу, Р. Мэй) и конструктивизма (Дж. Дьюи, Дж. Брунер) в западной системе образования, а также гуманистического развивающего личностно ориентированного направления (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.А. Леонтьев) и педагогики сотрудничества (Л.С. Выготский, П.П. Блонский, Ш.А. Амонашвили) в отечественной педагогике. Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребёнку – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности. Идеи и принципы, психолого-педагогические основы личностно-ориентированного обучения, модель которого создана доктором психологических наук И.С. Якиманской - наиболее привлекательны для решения задач развития личности учащегося, раскрытия их индивидуальности через учение. Согласно концепции личностно-ориентированного обучения, каждый ученик – индивидуальность, активно действующий субъект образовательного пространства, со своими особенностями, ценностями, отношением к окружающему миру, субъектным опытом. В условиях личностно-ориентированного подхода каждый ученик для учителя предстает как уникальное явление. Учитель помогает каждому ученику реализовать свой потенциал, достичь своих учебных целей и развить личностные смыслы обучения. Личностно ориентированный подход отвечает специфике предмета «иностранный язык» и позволяет решить проблему активизации учебно-познавательной и коммуникативной деятельности адекватными цели средствами. Цель личностно-ориентированного урока – создание условий для познавательной активности учеников. Это одна из центральных проблем современной школы.
Процесс обучения строится на личностно-ориентированном подходе к детям, направленном на формирование творческой личности, стремящейся к самообразованию.
Исходя из этого положения, определены принципы педагогической деятельности, приемы обучения, созданы необходимые условия для развития и совершенствования личности ребенка:
а) создание ситуации успеха (на каждом уроке ученик должен почувствовать радость от успешно проделанной работы);
б) создание благоприятной атмосферы для продуктивной поисковой деятельности (доброжелательность и понимание со стороны учителя, постановка проблемных вопросов, зажигающих и интересующих ребят);
в) опора на переживание, чувства, эмоционально-волевую сферу учащихся;
г) использование дифференцированного и индивидуального подходов. Формирование положительной Я – концепции личности. Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать, понимать ее, принимать, верить;
д) возможность поделиться своими успехами и достижениями с одноклассниками, родителями через школьные олимпиады, кружковую работу, участие во внеклассных мероприятиях и т.д.;
е) возможность каждого ученика видеть свой рост, т.е. движение вперед в плане совершенствования;
ё) педагогическое сотрудничество;
ж) учет жизненного опыта каждого ребенка (знание проблем его семьи и внутрисемейных отношений).
3. Построение процесса обучения на основе инновационный технологий
Личностно ориентированный подход предполагает использование педагогических технологий, способных активизировать учебно-познавательную деятельность, предоставить возможность устной практики каждому ученику, создать условия для овладения способами мышления и взаимодействия в обществе, в том числе и на межкультурном уровне.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям являются:
- Обучение в сотрудничестве;
- Метод проектов;
- Разноуровневое обучение (индивидуальный и дифференцированный подход к обучению);
- «Портфель ученика»
- Игровые технологии;
- Использование ИКТ.
Из всего многообразия инновационных направлений данные технологии были выбраны не случайно. Во-первых, они легко вписываются в существующую у нас классно-урочную систему занятий, во-вторых, они не только обеспечивают успешное усвоение учебного материала всеми учениками, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей.
Каждый преподаватель сталкивается с проблемой организации учебной деятельности, при которой были бы одновременно решены две задачи:
- работа со всеми учащимися, направленная на достижение высокого уровня усвоения учебного материала;
- индивидуальная работа с каждым отдельно взятым учеником.
Чаще всего учитель, как показывает практика, предпочитает организовывать фронтальную работу со всем классом, давая им знания в готовом виде. В результате учащиеся лишаются возможности общения друг с другом по изучаемой теме, т.к. время на языковую практику сводится к минимуму. Вместе с тем решение подобной проблемы можно найти, обратившись к новым формам и методам обучения, ориентированным на новый подход к образованию.
Рассмотрим выше названные педагогические технологии подробнее.
- Обучение в сотрудничестве.
Сотрудничество – это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Работая в коллективе, человек должен думать не только о собственном благе, но и о благе тех, кто трудится с ним рядом. Обучение в сотрудничестве предполагает объединение учащихся в небольшие группы, для того, чтобы, работая вместе, бок о бок, они достигали больших успехов, чем при индивидуальном обучении или в ходе соревнования. Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Надо также иметь в виду, что целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, но и формирование коммуникативных навыков, овладение культурой общения. Сама идея чрезвычайно проста – проинструктированный класс разбивается на небольшие группы, каждая из которых начинает выполнять определённое задание и работает над ним до тех пор, пока все члены группы полностью не поймут и не выполнят свою часть работы. Существует множество вариантов обучения в сотрудничестве. Это и обучение в команде, и исследовательская работа в группе, и решение интеллектуального конфликта или обмен альтернативными мнениями и др. Рассмотрим подробнее метод «обучение в сотрудничестве чтению и творческому сочинению». Он предназначен для обучения чтению и письму учеников начальной школы. В группе из 4 человек ученики разбиваются на пары. Пока учитель работает с одними парами чтецов, другие самостоятельно читают друг другу, составляют план пересказа, излагают прочитанное, выделяют главную мысль, пишут ответы на вопросы, работают со словарём, тренируют правописание некоторых слов. Для того чтобы ученики большую часть времени сотрудничали, учителю следует выделить рутинные уроки и ситуации (проверка домашнего задания, подготовка к тестированию, повторение пройденного, написание докладов и эссе, заучивание новых слов и т.д.) и строить их на принципах обучения в сотрудничестве. Если тщательно спланировать и несколько раз выполнить любую из этих работ, в дальнейшем класс начнёт пользоваться этим сценарием самостоятельно.
- Метод проектов
Метод проектов отражает специфику дифференцированного обучения. Данный метод предполагает разработку замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта. В 70-90 гг. 20 века педагоги и учёные предложили следующие общие подходы к организации работы над проектами:
- Активная роль учителя в процессе выбора темы проекта и работы над ним.
- Выбранная тема проекта должна соответствовать возрасту ребёнка.
- Основательно выбрав тему, учитель решает, для работы над какой темой у него самого и у школы есть соответствующие возможности.
- Приступая к работе над проектом, ученик должен иметь предварительный запас знаний по теме проекта.
- Учитель должен иметь возможность расширить первичный уровень знаний учащегося, предоставляя ему новую информацию или направляя его к тем источникам, из которых учащийся сможет почерпнуть дополнительную информацию, расширяющую его первоначальный круг знаний.
- Учителя вдумчиво заранее планируют свои исследования, верно направляют учащихся при выборе темы, сборе информации, помогают учащимся в правильной формулировке тезисов, в которых были бы оформлены результаты их исследований.
- Одной из главных своих целей учитель ставит привитие учащимся чувства удовлетворения и уверенности в собственных силах, которые возникают при написании работы, основанной на прочных знаниях.
В соответствии с признаком доминирующего в проекте метода можно обозначить следующие типы проектов: исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентированные.
- Разноуровневое обучение.
Личностно-ориентированные технологии предполагают учёт индивидуальных особенностей каждого ученика. Это важно для гуманистического направления в педагогике, если мы стремимся изменить парадигму образования, которая соответствовала бы сущности нового подхода к воспитанию и развитию личности ученика, основной цели базового школьного образования – интеллектуальному и нравственному развитию личности. Обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные различия учащихся, т.е. основные свойства личности обучаемого. Дифференциация – это методический принцип обучения, предполагающий использование различных методов и приёмов обучения в зависимости от целей обучения, видов речевой деятельности, этапа обучения, языкового материала, возраста учащихся и пр. В дидактике различают дифференциацию по способностям, по проектируемой профессии и по интересам. Различают также дифференциацию внешнюю (когда уч-ся разного уровня обученности специально объединяются в учебные группы) и внутреннюю (когда индивидуальные способности школьников учитываются на уроке в классе).
Способности школьников к изучению ИЯ не одинаковы: одним язык даётся легко, другим – с большим трудом. Учителю в данном случае необходимо выявить причины данных трудностей. Это может быть невнимательность на уроке, большое количество пропусков, ученик не понял объяснения и т.д. Зачастую дифференциация в обучении иностранному языку основывается не на индивидуальных особенностях личности, а лишь на индивидуальных пробелах в его знаниях.
- Портфель ученика.
Идея портфеля или папки индивидуальных достижений уч-ся становится всё более популярной. Всё больше школ применяют её на практике. Более того, утверждается, что школа 21 века – это школа «портфолио». Идея «портфолио» выступает как один из существенных элементов модернизации образования, происходящей по всему миру. Из всех проблем, с которыми сталкивается учитель, главной является мотивация уч-ся. Некоторые учителя решают её, делая свои уроки живыми и интересными, выбирая интересные материалы и стимулирующие виды учебной деятельности. Но этого бывает недостаточно, должна быть создана определённая система совместной деятельности ученика и учителя, которая разделяет ответственность за процесс обучения между ними. Вот именно в этом и помогает Европейский языковой портфель. Это личный документ, который позволяет учащемуся оценить свою собственную языковую компетенцию в различных языках и его контакты с другими культурами.
Задачи языкового портфеля:
- Углубление взаимопонимания среди граждан Европы;
- Уважение разнообразных культур и стилей жизни;
- Защита и развитие лингвистического и культурного разнообразия;
- Развитие полиязычности на протяжении всей жизни;
- Формирование способности самостоятельно изучать язык;
- Создание прозрачных программ изучения ИЯ.
Языковой портфель состоит из трёх частей: языкового паспорта, биографии и досье.
Языковой паспорт – документ, который даёт информацию об уровне владения языком его владельца. Паспорт включает в себя следующие разделы:
- Языки общения в моей семье и языки, на которых говорят ближайшие родственники;
- Где я учусь/учился;
- Пребывание за границей;
- Проекты;
- Языки обучения;
- Таблица для самооценки (общеевропейская шкала шести уровней владения языками)
- Коммуникативная компетенция.
Языковая биография – способствует развитию навыков планирования, рефлексии и самооценки в процессе изучения ИЯ. В языковой биографии содержатся параметры, по которым уточняется и оценивается (как учителем, так и учеником) уровень владения ИЯ. Большую часть биографии занимают контрольные листы самостоятельного оценивания языковых умений, в которых видно, что надо изучит, что уже освоено и насколько хорошо освоено это умение.
Досье – материалы для документирования и иллюстрирования достижений или опыта, описанных в паспорте и биографии. Владелец собирает работы, свидетельствующие о его достижениях в самостоятельном изучении ИЯ.
- Игровые технологии.
Об обучающих возможностях и эффективности использования игрового метода известно давно. В игре проявляется особенно полно и порой неожиданно способности любого человека, а ребёнка в особенности. Именно игра может выполнять исключительную роль усиления познавательного интереса, облегчения сложного процесса учения, создания условий для формирования творческой личности, а также вывести профессиональное мастерство учителя на уровень современных технологий.
Игра – разновидность общественной практики, действенное воспроизведение жизненных явлений вне реальной практической установки. В ней моделируются жизненные ситуации, закрепляются свойства, качества, состояния, умения личности для выполнения социальных, профессиональных и творческих функций.
На уроках я стараюсь как можно чаще использовать игровые технологии – они очень нравятся детям, делают урок интересным, убирают языковой барьер и т д. Есть у нас любимые игры – «Лото», «Домино», «Снежный ком», «Пантомима», «Угадай-ка», различные игры на внимание, с элементами физкультминуток, они направлены чаще всего на активизацию лексического и грамматического материала, а такие ролевые игры, как «Экскурсия», «В кафе», «В магазине» и др. - служат развитию речевых умений учащихся.(см. Приложение)
- Использование ИКТ.
Применение компьютера и других ИКТ на занятиях позволит оптимизировать управление обучением, повысить эффективность и объективность учебного процесса при значительной экономии времени преподавателя, мотивировать учеников на получение знаний.
Новые информационные технологии открывают большие возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету и иностранный язык не является исключением. Использование информационных технологий в процессе обучения иностранным языкам позволяет успешнее решать не только задачи развивающего обучения, но и специальные практические задачи, необходимые для выполнения программных требований.
Как отмечает ряд специалистов, использование информационных технологий в учебном процессе по иностранному языку способствует:
- повышению качества обучения;
- эффективной организации познавательной деятельности учащихся и формированию высокого уровня мотивации, интереса к учебной деятельности;
- развитию самостоятельности учащихся;
- появлению возможности наглядного и динамичного представления информации с использованием изображения и звука (текстовая, графическая, аудио- и видеоинформация, анимация);
- появлению доступа к информационным ресурсам, обеспечивающим привлечение научной и культурной информации.
Наиболее широко используемые сегодня возможности Интернета в изучении иностранного языка таковы:
а) переписка по электронной почте на иностранном языке;
б) участие в тестировании, конкурсах и олимпиадах;
в) обучение на дистанционных курсах;
г) участие в различных телекоммуникационных проектах.
В процессе работы учителя иностранных языков используют информационные технологии для планирования учебного материала и учебных занятий, - подготовки печатных материалов к урокам, обработки результатов проверочных и контрольных работ и т.д.
В последнее время использование информационных технологий при обучении иностранному языку значительно расширилось: используются электронные пособия по иностранным языкам; видеоматериалы по страноведению, культуре и литературе стран изучаемого языка; документальные и художественные фильмы; справочные ресурсы Интернета; проектная деятельность учащихся, создание ими компьютерных презентаций, электронных докладов и др.
Сегодня не вызывает сомнения, что современный урок не должен быть ограничен предметом и учителем. На каждом этапе урока можно использовать компьютерные технологии как инструмент исследования, как источник дополнительной информации по предмету, как способ самоорганизации труда и самообразования.
Главное, сделать урок интересным, напряжённым, целенаправленным и одновременно приносящим удовлетворение.
Современный урок ИЯ включает в себя разнообразие приёмов работы. Это и дискуссионные приёмы в виде обсуждения проблем, и использование страноведческой информации, иллюстраций, фото- и киноматериала. Работа с текстом, периодической печатью и справочной литературой позволяет углубить фоновые знания школьников, учит их ориентироваться в потоке информации, отбирать нужный материал, расширять кругозор, стимулировать исследовательскую деятельность уч-ся в учебном процессе.
Всё вышеизложенное убеждает нас в том, что ИЯ как предмет школьной программы может быть действенным фактором всестороннего развития личности школьника.
Заключение
Мастерство учителя на уроке заключается главным образом в умелом владении методикой обучения и творческом применении современных педагогических технологий и передового педагогического опыта, рациональном руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся, их интеллектуальным развитием. Педагогические технологии можно описать, ими можно овладеть, однако их нельзя предписать для конкретной ситуации, их нельзя предлагать в качестве решения педагогических задач. Разнообразие технологических операций в обучении неизбежно предполагает творческий выбор учителя. Владение педагогической технологией обеспечивает учителю возможность организации успешного обучения на уроке.
Литература:
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. - М.: НИИ Школьных технологий, 2006;
- Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение. – Ростов н/Д, 2006;
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированная школа. //В сб. Взрослые и дети в образовательном пространстве. – М.,2001;
- Алфёрова Л.В., Башмакова Е.А., Водянский А.М., Гоглова М.Н., Кирсанова В.Г., Кумарина Г.Ф., Мошнина Р.Ш., Шепель В.М. Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики. – М.,2011;
- Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991;
- Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий : Пособие для преподавателей. – СПб.:КАРО,2002 ;
- Иванова Е.Г., Мохова Е.П., Яковлева Е.М. Новые технологии в преподавании иностранных языков в ВУЗе и школе. – Орехово-Зуево, 2008 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Построение процесса обучения на основе инновационных технологий
Проектная и исследовательская деятельность с учениками....
Практико-значимый проект "Построение процесса обучения на основе инновационных технологий"
Данная работа поможет тем, кто занимается на курсах повышения квалификации, так как в ней представленны различные технологии образовательного процесса и практическое применение их, на примере Проекта-...
Построение процесса обучения на основе инновационных технологий. Разноуровневое обучение.
Проект по курсу «Образование и общество. Актуальные проблемы преподования педагогики и психологии»...
Исследовательская работа на тему: «Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения»
Цель моей работы показать, как можно построить процесс обучения на основе использования инновационных технологий: технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.Сегодня по...
Педагогический опыт:"Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления"
Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления....
Проект по курсу «Образование и общество. Актуальные проблемы преподования педагогики и психологии» Тема проекта: Построение процесса обучения на основе инновационных технологий. Разноуровневое обучение.
Проект по курсу «Образование и общество. Актуальные проблемы преподования педагогики и психологии»Тема проекта: Построение процесса обучения на основе инновационных технологий. Разноуровне...
Проект по курсу «Образование и общество. Актуальные проблемы преподавания педагогики и психологии» Тема проекта: Построение процесса обучения на основе инновационных технологий. Разноуровневое обучение.
Проект по курсу «Образование и общество. Актуальные проблемыпреподавания педагогики и психологии»Тема проекта: Построение процесса обучения на основе инновационныхтехнологий. Разноуровнево...