Применение методов активизации мышления на уроках ОБЖ и занятиях кружка
статья по теме
Статья о методах активизации мышления на уроках ОБЖ и занятиях кружка Зарница
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ ИХ НА УРОКАХ
Андреева Е.В. – учитель ТРИЗ гимназии №441 г. Санкт-Петербург
Многие учащиеся не проявляют охоты к добровольному и послушному усвоению учебной информации, а любой насильственный подход ведет к подавлению познавательной активности. Так что гуманнее, логичнее и вообще целесообразнее адаптировать учебную информацию для ученика с учетом его индивидуально-психологических особенностей.
Известно, что целью образовательного процесса является не просто усвоение содержания отдельных учебных дисциплин, но, в первую очередь, развитие и обогащение интеллектуальных ресурсов личности средствами этих дисциплин.
Наряду с передачей ученику системы научных знаний об окружающей действительности методами научного познания необходимо создавать условия для личностного роста, формирования у него психологической готовности к дальнейшей деятельности с учетом своеобразия и ценности его внутреннего мира.
Известно выражение М. Монтеня: «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный».
Тем самым подчеркивается различие между образованностью и интеллектуальной воспитанностью.
Под интеллектуальным воспитанием понимают условия для:
- развития мышления,
- формирования индивидуальных приемов умственной деятельности ребенка с учетом его возрастных и психофизиологических особенностей.
Школа вынуждена уделять все большее внимание проблемам формирования творческого стиля мышления в процессе обучения и воспитания учащихся. Появилась потребность в инновационных технологиях, внедрение которых в учебный процесс способствовало бы воспитанию творчески мыслящей личности.
Считаю, что использование методов активизации мышления и других активных методов обучения на уроках делают их интересными творческими.
Известно, что творчество является атрибутом человеческой деятельности – это исторически эволюционная форма активности людей, проявляющаяся в различных сферах и способствующая развитию личности.
Проблема творчества является объектом изучения философии, психологии, социологии и т.д.
Делаются попытки раскрыть сущность и критерии творчества, рассматриваются вопросы, связанные с психологией творческой деятельности (творческий процесс, его основные этапы, качества творческой личности), разрабатываются методы и приемы активизации творческой деятельности и управления творческим процессом, изучается вопрос об организации педагогической деятельности по развитию творческих способностей детей.
Понятие творческой личности почти всегда раскрывается через описание ее качеств. Предпринимались многочисленные попытки составить «психологический портрет» творческой личности, определить блок качеств, ее характеризующих. Так, например, один из крупных американских менеджеров А.Е. Браун приводит в своей статье следующий перечень:
- творческие личности проявляют любознательность и постоянно допытываются «почему?», «а что если?»;
- проявляют гибкость и открытость к восприятию новой информации (другими словами, никогда не отклоняют идею на том основании, что «мы это уже пробовали – не получается»);
- способны увидеть проблему там, где другие ее не видят, и отчетливо ее сформулировать;
- проявляют высокую чувствительность к нуждам и потребностям, замечая их раньше, чем другие люди;
- способны связывать и объединять различную информацию самым неожиданным образом.
Научить творчеству в полном смысле невозможно.
Но есть возможности стимулирования творческого процесса, активизации творческой деятельности.
Психологами было выявлено, что создание нового (идей, способов, действий) осуществляется, в частности, и такими базовыми стратегиями мышления, как комбинирование, аналогизирование, выявление новых связей. Эти методические принципы используются в методах активизации мышления: морфологический анализ, мозговой штурм, метод фокальных объектов.
Как показывают исследования, их можно применять как системы воздействия на творческий процесс.
Морфологический анализ
Комбинирование – суть метода морфологического анализа (разработанного в 1930 году швейцарским астрофизиком Ф.Цвикки).
При работе по методу морфологического анализа нужно составить морфологический ящик – таблицу, в которой по вертикали располагаются объекты, причины и т.д., а по горизонтали – всевозможные варианты (что необходимо по теме).
Принцип перебора вариантов можно использовать для поиска необычных ситуаций, на базе которых надо придумать рассказ.
Остается выбрать ту комбинацию или группу комбинаций, которые послужат стимулом для создания рассказа, где необходимо объяснить, как и почему получилась эта ситуация. Такие задания можно давать ученикам для работы в группах или как творческое домашнее задание, например, вовремя изучения темы «Действия в криминальной ситуации» или встреча с мошенниками (ОБЖ).
После обсуждения рассказа возникла творческая и доверительная обстановка в классе и тогда можно обсудить и проанализировать ситуации по теме урока.
Применение морфологического анализа
для моделирования ситуации или происшествия
Задания:
- заполнить морфологическую таблицу;
- провести мысленно анализ ситуации;
- выбрать свой вариант ситуации (например А1, Б2, В3, Г2, Д3);
- написать оригинальный рассказ по выбранному варианту (формуле).
Участник ситуации (жертва) А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Другие участники ситуации Б | ||||||
Место, где происходит В | ||||||
Время Г | ||||||
Ситуация Д | ||||||
Черты характера, которые отразились на ситуации Е | ||||||
Мозговой штурм
Основная цель МШ – развитие творческого стиля мышления.
Перечислим дидактические ценности мозгового штурма:
- это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы;
- учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли;
- участники штурма учатся слушать и слышать друг друга;
- МШ вызывает большой интерес учеников, на его основе легко организовать деловую игру.
Пример: Деловая игра «Требуется идея!».
Задание – Придумать такой флакон для хранения опасных веществ, который бы исключал возможность случайного употребления этого вещества не по назначению взрослыми и детьми.
Упражнение «Ёлочка ассоциаций»
Основное творческое задание – придумать…
Например: придумайте рассказ!
Часто ставится эта задача и на уроках О Б Ж.
А с чего начать?
Здесь нам может помочь такое упражнение, как «Ёлочка ассоциаций». Это упражнение позволяет за короткое время активизировать словарный запас из нескольких ассоциативных полей. Особая ценность ассоциаций связана с тем, что творческая деятельность всегда характеризуется дефицитом исходной информации.
Упражнение начинается со стартового слова, в качестве которого берется любое имя существительное.
Под этим стартовым словом записываются в столбик слова, которые возникают по самым разным ассоциациям от стартового слова (5-7 слов), затем делается «переключение» - из этого столбика берется какое-нибудь новое слово, например, третье, и, используя его в качестве стартового, составляется новый столбик.
Случайные переключения дают возможность уходить от стартового слова и увеличивать зону областей, из которых черпаются активные слова.
На уроках О Б Ж такое упражнение хорошо давать в начале урока в качестве разминки (на 7-10 минут) для настроя класса на тему урока или для закрепления новых понятий.
Например: Составить короткий рассказ по теме «Наводнение».
Стартовое слово – наводнение.
наводнение стихийное помощь спасение
вода разрушение сборы специалисты
затопление эвакуация вещи врачи
половодье страх МЧС палатки
паводок паника транспорт
бедствие
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предлагаемые методические приемы отражают стратегии мыслительной творческой деятельности, поэтому их можно применять для воздействия на творческую деятельность учащегося. Одновременно они являются учебно-тренинговыми и стимулируют решение творческих задач.
Цель предлагаемых заданий на уроках не только активизировать воображение, а создать творческую обстановку, что создает положительное эмоциональное отношение к предмету.
ЛИТЕРАТУРА
- Библер В.С. Мышление как творчество.-М., 1975.
- Галин А.Л. Личность и творчество.-М., 1989.
- Гин А. Приемы педагогической деятельности.- Москва.: ВИТА, 2005.
- Давыдов В.К. Теория развивающего обучения.-М., 1996.
- Шрагина Л.И. Логика воображения.- Одесса.: Черноморье, 1995.
- Толмачев А.А. Диагноз: ТРИЗ.- Санкт-Петербург, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение метода критического мышления на уроках английского языка
Технология развития критического мышления очень хорошо применима на уроках иностранного языка. Данная технология позволяет учителю давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу и...
Реферат: "Загадка как средство и метод активизации мышления и развития речи"
Умение выразительно говорить и читать формируется на протяжении всех лет начального образования. Исходным моментом обучения выразительности речи и чтения является живая разговорная речь. Развива...
Мастер - класс «От видимого к невидимому…» Применение метода ассоциативного мышления на уроках литературы
Уроки литературы являются источником формирования мировоззрения человека, фундаментом духовно-нравственного воспитания. Названные процессы имеют глобальное значение для развития самого человека и...
Применение методов критического мышления на уроках математики.
Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов. Прием кластера развивает системное мышление, учит детей...
Конспект урока с применением методов критического мышления
Цель: создавать условия для усвоения и систематизации знаний учащихся о сложном предложении путём наблюдения и практической работы....
Выступление на педагогическом совете. Доклад на тему: "Применение метода критического мышления на уроках иностранного языка".
Выступление на педагогическом совете. Доклад на тему: "Применение метода критического мышления на уроках иностранного языка"....
Применение методов активизации познавательной деятельности в школах на уроках
В активизации познавательной деятельности учащихся большую роль играет умение учителя побуждать своих учеников к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в не...