Выступление "Личность святого праведного Иоанна Кронштадтского как пример нравственного облика педагога"
статья по теме
Выступление на Рождественских чтениях о педагогической деятельности Иоанна Кронштадского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rozhdestvenskie__chteniya.docx | 15.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Рождественские чтения.
«Личность святого праведного Иоанна Кронштадтского
как пример нравственного облика педагога»
Выступление учителя русского языка и литературы МОУ СОШ № 11
г.о. Орехово-Зуево Чистяковой Л.К.
Россия всегда славилась праведниками. Они – оплот православной христианской веры.
Такие люди знали, что возвысив человека над всем земным миром, даровав ему разум и свободу, украсив его своим образом, Творец тем самым указал им особое высокое назначение. Их назначение нести людям свой богатый внутренний опыт, опыт общения с Богом, уникальный, свой, собственный. Таким представителем Русской православной церкви был святой праведный отец Иоанн Кронштадтский.
Еще учась в Духовной Академии г.Санкт-Петербурга Иоанн Сергиев первоначально склонялся посвятить себя миссионерской работе среди дикарей Сибири и Северной Америки. Но судьбе угодно было призвать его к иного рода деятельности. В 1855 году он окончил курс академии со степенью кандидата богословия, ему предложено принять сан священника для служения в Кронштадтском Андреевском соборе г.С-Петербурга.
При первом же знакомстве со своей паствой отец Иоанн увидел, что здесь ему предстоит не меньшее поле для самоотверженной и плодотворной пастырской деятельности, нежели в далеких языческих странах. Процветали безверие, иноверие и сектантство. Кронштадт был местом административной высылки из столицы разных порочных людей, большинство из них попрошайничали и пьянствовали. Ежедневно стал он бывать в их убогих жилищах, беседовал, утешал, ухаживал за больными и помогал им материально, раздавая все, что имел, нередко возвращаясь домой раздетым и даже без сапог. Необыкновенно трогательно рассказывает об одном из таких случаев духовного возрождения благодаря отцу Иоанну один ремесленник: "Мне было тогда годов 22-23. Теперь я старик, а помню хорошо, как видел в первый раз батюшку. У меня была семья, двое детишек. Я работал и пьянствовал. Семья голодала. Жена потихоньку по миру сбирала. Жили в дрянной конурке. Прихожу раз не очень пьяный. Вижу, какой-то молодой батюшка сидит, на руках сынишку держит и что-то ему говорит ласково. Ребенок серьезно слушает. Мне все кажется, батюшка был, как Христос на картинке "Благословение детей". Я было ругаться хотел: вот, мол, шляются... да глаза батюшки ласковые и серьезные меня остановили: стыдно стало... Опустил я глаза, а он смотрит- прямо в душу смотрит. Начал говорить. Не смею передать все, что он говорил. Говорил про то, что у меня в каморке рай, потому что где дети, там всегда и тепло и хорошо, и о том, что не нужно этот рай менять на чад кабацкий. Не винил он меня, нет, все оправдывал, только мне было не до оправдания. Ушел он, я сижу и молчу... Не плачу, хотя на душе так, как перед слезами. Жена смотрит... И вот с тех пор я человеком стал..."
«Любить всякого человека и в грехе его и в позоре его, - говорил отец Иоанн. - Не нужно смешивать человека - этот образ Божий - со злом, которое в нем"... С таким сознанием он и шел к людям, всех побеждая и возрождая силою своей истинно любви к ним.
Более 25-ти лет Отец Иоанн преподавал Закон Божий в Кронштадтском городском училище и в Кронштадтской классической гимназии. И был он замечательным педагогом-законоучителем. Современники вспоминают о том, что он никогда не прибегал к тем приемам преподавания, которые часто имели место тогда в наших учебных заведениях, то есть ни к чрезмерной строгости, ни к нравственному принижению неспособных. У о. Иоанна мерами поощрения не служили отметки, ни мерами устрашения - наказания. Успехи рождало теплое, задушевное отношение его как к самому делу преподавания, так и к ученикам. Поэтому у него не было "неспособных". На его уроках все без исключения жадно вслушивались в каждое его слово. Урока его ждали. Уроки его были скорее удовольствием, отдыхом для учащихся, чем тяжелой обязанностью, трудом. Это была живая беседа, увлекательная речь, интересный, захватывающий внимание рассказ. И эти живые беседы на всю жизнь глубоко запечатлевались в памяти учащихся. Такой способ преподавания он в своих речах, обращаемых к педагогам перед началом учебного года, объяснял необходимостью дать отечеству, прежде всего человека и христианина. Нередко бывали случаи, когда о. Иоанн, заступившись за какого-нибудь ленивого ученика, приговоренного к исключению, сам принимался за его исправление. Проходило несколько лет, и из ребенка, не подававшего, казалось, никаких надежд, вырабатывался полезный член общества. В каждом слове его чувствовалась какая-то особенная сила, как отражение силы его собственного духа.
Выполнять свою миссию отцу Иоанну помогали добродетели, которыми он обладал - вера, любовь, терпение, смирение, милосердие, целомудрие.
Изучение его педагогического опыта актуально и в настоящее время. Школа на сегодняшний день остается единственной силой, которая способна формировать мировоззрение, решать задачи духовно-нравственного образования школьников, дать знание о нравственной культуре: понимании этических категорий добра и зла, смысла жизни.
Молодежь, особенно сегодняшнего дня, не слишком верит в красивые слова, но очень подвержена влиянию примера. Жизнь и деятельность святого праведного Иоанна Кронштадтского и есть тот пример служения людям.
Личность святого праведного Иоанна Кронштадтского , его нравственный подвиг, является примером и для педагогов. Индивидуальный подход к каждому ребенку, любовь и терпение, задушевное отношение к делу преподавания - все это пример для подражания и сейчас.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск путей духовного возрождения России, особенно актуально.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устный журнал «Праведный Иоанн Кронштадтский –воин духовный ».
Жизнь и деятельность Св.Иоанна Кронштадтского....
Презентация к сообщению: «Духовно-нравственный облик учителя - условие духовно-нравственного воспитания ученика».
Обращаясь к духовно - нравственному облику учителя, мы, прежде всего, должны понять, насколько, в какой мере учитель причастен или способен быть причастным к жизни духовной. В противном случае, у...
Святой праведный Алексей Мечев
работа учащегося 7 класса на научно-практическую конференцию...
Классный час в 5 классе «Святой праведный воин Федор Ушаков»
Тема классного часа: «Святой праведный воин Федор Ушаков»Цели: познакомить детей с некоторыми героическими победами русского флота, именем русского флотоводца Ф.Ф.Ушакова; способствовать ф...
Проект "Непобедимый адмирал, святой праведный воин - Фёдор Ушаков"
В 2016 году к знаменательной дате 320 - летию Российского флота педагоги школы взяли Положение о проведении праздника «День героев Отечества» - «Морской венок славы: моряки на ...
Презентация -фотоотчёт о работе обучающихся 5-а класса ГБОУ школы № 370 в проекте "Непобедимый адмирал, святой праведный воин - Фёдор Ушаков"
В презентации - фотоотчёте показана работа учащихся 5-а класса -детей с ОВЗ в проекте "Непобедимый адмирал, святой праведный воин - Фёдор Ушаков".Детьми под руководством педагогов были выпол...
«Духовный подвиг. Жизнь и подвиг православных христиан в России в XX веке. Святой Праведный Иоанн Кронштадтский».
laquo;Исследовательская работа» на тему:«XX век – век трагических судеб. Подвиг в жизни человека»...