Изучение наследия русского народа на уроках и во внеурочной деятельности.
консультация по музыке (6 класс)

Одностайченко Татьяна Владимировна

Материал по изучению наследия русского народа на уроках и во внеурочной деятельности. Проблемы и пути их решения в современном образовании на уроках музыки и во внеурочной деятельности. Развитие, обучение и воспитание обучающихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnoe_tvorchestvo_na_urokah_i_na_vd.doc37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ  И  МЕТОДИЧЕСКИЕ

ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ ИСКУССТВА»

«Изучение творчества русского народа на уроках музыки

 и во внеурочной деятельности».

 «Общество, в котором мы родились, основано на эгоизме. Социологи называют это индивидуализмом, хотя есть объяснение попроще: мы живем в обществе одиночества. Нет больше семей, нет деревень, нет Бога. Наши предки избавили нас от всего лишнего, а взамен включили телевидение. Мы предоставлены самим себе и не способны заинтересоваться чем бы то ни было, кроме собственного пупа.», цитата  из книги «Любовь живёт три года» французкого литературного критика и публициста Фредерика Бегбедера
«Семья — это особый институт, где никто ни с кем не общается.»,
 цитата  из книги «Французский роман» Фредерика Бегбедера.

«Любовь к Родине и само чувство Родины возникает и сотворяется по мере проникновения в ту культуру, в ту сокровищницу понятий и чувств, преданий, песен и языка, поэм и архитектуры, легенд и старины, городов и подвигов, которые Родина сотворила за все предшествовавшие века своего существования.», цитата из книги " Камешки на ладони" русского писателя и поэта современности Владимира Солоухина.

Всё чаще на педагогических советах и семинарах подчёркиваются проблемы современной школы: в век телевидения и компьютеров постепенно теряется значимость человеческой души - духовности. Дети меньше  читают.

Детские песни, игры всё чаще заменяются на компьютерные игры.

Велика роль уроков музыки и внеурочной музыкальной деятельности, где дети могут окунуться в настоящий мир детства и радости: взять друг друга за  руки в хороводе, исполнить детские народные песни, обыграть их инсценируя. Хочется, чтобы обучаясь в школе, дети получили от взрослых эстафету фольклорного наследия предков. Школа может взять на себя миссию передачи культурного наследия, включая и традиционное музыкальное народное творчество.

Социальная значимость изучения творчества русского народа на уроках музыки и во внеурочной деятельности   в том, что  ученики:
 *изучая русский фольклор являются постоянными участниками художественно-творческой деятельности – уроки, занятия, концерты, фестивали, конкурсы, праздники, мастер-классы, семейные клубы, путешествия, экскурсии, поездки, исследовательская деятельность.
*выступая дарят людям радость и хорошее настроение, несут национальную
культуру и старинные традиции русского народа в  души и сердца зрителей.

Главный принцип изучения творчества русского народа - интеграция жанров народного творчества,  разнообразия форм, методов работы и воспитательных аспектов, которые:

    * расширяют общий культурный кругозор детей,

    * формируют практические навыки,

    * прививают любовь  и уважение к народным     ценностям,

    * развивают коммуникативные и музыкальные способности детей,

    * повышают творческое мастерство и культуру,

    * формируют мировоззрение и лучшие черты характера детей.      

На уроках музыки с 1 по 5 класс и на занятиях фольклорного коллектива  мы:

1.Изучаем: обряды и обычаи, традиции жизни русского народа, календарные национальные праздники.

2. Учимся: исполнять народные песни разных жанров, играть на  детских музыкальных инструментах, театральной инсценировке, элементам хореографии, мастерству художественного слова, творчеству.

3.Развиваем способности: музыкальный слух, чувство ритма, чистоту интонирования, артистизм, эмоциональность, выразительность.

4.Воспитываем духовно-нравственные чувства: патриотизм, любовь к Родине, к истории и культуре своего народа через посещение музеев, календарные русские народные праздники. (Осенины, Рождество, Масленица, Святая Пасха, Праздник русской берёзки)
Результатом нашей деятельности является активное участие  в школьных праздниках:
*  на концерте посвящённом Дню Учителя  

 * на  школьных Днях семейного отдыха «Родительский дом»,
«С любовью на все времена», «Вся семья вместе и душа на месте»…                                                

Встречаем  гостевой песней и хлебом солью педагогов, родителей и детей на торжественных мероприятиях.

А также результатами  работы являются:  дипломы за  победу в районных конкурсах и фестивалях народного творчества.

Начиная с 5 класса, делаем первые шаги в научно-исследовательскую деятельность по темам:

  •  Детский фольклор.
  • Значение  песни в жизни русского народа.
  • Образ женщины в русских народных песнях.
  • Свадебный обряд  русского народа.
  • Традиции народных календарных праздников.
  • Как жили люди на Руси (труд мужчин и женщин).
  • Рукоделие русских крестьян.
  • История русских народных инструментов.
  • Семейные обычаи и традиции русского народа.
  • Фольклор в творчестве русских композиторов.
  • Песня – душа народа.

Изучая творчество русского народа на уроках музыки и во внеурочной деятельности,  создаются условия для  воспитания патриотизма, духовно-нравственных чувств детей через изучение традиций народной культуры,  её фольклорных форм  в целостном процессе образовательно-творческой деятельности.  

От предков потомкам в наследство досталась: широта души,  красота песни, любовь к Родине, мудрость, бодрость духа, семейное тепло и доброта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности как один из показателей повышения качества образования».

Материал статьи обобщил опыт работы по теме «Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности  как один из показателей повышения качества образ...

Проект на тему "Устное народное творчество как наследие русского народа"

Традиции русской национальной культуры накапливались веками. Мы, живущие в 21 веке, имеем огромное богатейшее наследие, оставленное нам, нашими предками. Утратив духовные традиции, мы убиваем в себе ч...

Статья "Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности."

В статье рассматривается необходимость использования различных методов повышения мотивации учащихся с ограниченными возможностями здоровья к изучению русского языка и литературы....

"Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности».

Доклад  "Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности»....

Технологическая карта урока «Орловский кулинарный словарь» как национальное наследие русского народа.

Интеграция урока технологии и программы "Разговор о правильном питании"...

Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности как один из показателей повышения качества образования

В своей работе представляю те инструменты, которые позволяют поддерживать интерес учащихся на уроках и занятиях по русскому языку и литературе, формировать учебную мотивацию с целью повышения качества...

Представление опыта на МО по теме «Формирование мотивации к изучению русского языка и чтения у школьников с ОВЗ на уроках и во внеурочной деятельности»

Представление опыта на МО по теме  «Формирование мотивации к изучению русского языка и чтения у школьников с ОВЗ  на уроках и во внеурочной деятельности»...