ХОРОВОЕ ПЕНИЕ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
консультация по музыке (7 класс)
Значение хорового пения на уроках и во внеурочной деятельности очень велико! Во все времена люди умели и очень любили петь. И современные дети очень любят петь. Вокально-хоровая работа в общеобразовательной школе очень нужна и важна. Роль учителя увлечь детей! Правильно подобрать репертуар по содержанию и в соответствии с возрастными особенностями, способностями и талантами детей. Песня - душа народа. Чрез мелодии и содержание песен происходит очень тонкий процесс воспитания подрастающего поколения. Песни формируют мировоззрение, рассказывают об истории Отечества, помогают познакомиться с разными жизненными ситуациями, выражают чувства и мысли, осуществляют взаимосвязь разных поколений, раскрывают способности и таланты обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.94 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ХОРОВОЕ ПЕНИЕ
«В искусстве можно только увлекать». К. С. Станиславский
Искусство хорового пения – это искусство коллективное. Именно в коллективе формирование и развитие личности ребенка происходит наиболее эффективно. Коллективное музицирование способствует развитию творческих способностей, формирует художественный вкус. В коллективе развиваются также такие качества как: дисциплинированность, ответственность, умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца.
Хоровое пение – это вокальное искусство, поэтому главная работа в хоре – это работа над вокалом. Однако, хор – это коллективное, совместное пение и поэтому вокальная работа здесь имеет свои особенности. Чтобы петь в хоре, надо научиться управлять своим голосом и овладеть целым рядом вокально-хоровых навыков. Известно, что каждое искусство слагается из двух частей: технической и художественной. Без освоения технической стороны искусства невозможно достичь высоких художественных результатов. Техническая сторона пения в хоре включает в себя: чистое интонирование, слитность звучания голосов, ансамбль, строй, единую манеру звукообразования и звуковедения, организацию певческого дыхания и вокальной позиции звука, четкую дикцию и другое.
Огромное влияние на развитие музыкальности учащихся оказывает тщательная работа преподавателя над художественным образом исполняемого произведения. При этом особое значение приобретает работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, умение почувствовать и выделить кульминационные моменты как всего произведения таки его отдельных частей.
Основу репертуара могут составлять сочинения композиторов классиков, народные песни разных стран, сочинения современных композиторов. Программа строится по принципу от простого репертуара к сложному.
С первых занятий ребята чувствуют себя активными, сознательными участниками большого и интересного дела. Хоровое занятие всегда разнообразно, включает каждый раз нечто новое, интересное. Живое, разнообразное хоровое занятие мобилизует внимание и развивает музыкальные способности детей, характерной особенностью которых является живость характера, любознательность, эмоциональность, непоседливость. А пение – это средство выражения идей и чувств. Важный момент – концертные выступления. Ничто не воспитывает ребят лучше, чем сцена. Сцена не позволяет не выкладываться. Сцена – сражение для учащихся. Сцена – это азарт. Поэтому большое значение имеют смотры-конкурсы, фестивали, концертные выступления, отчетные концерты.
ХОРОВОЕ ПЕНИЕ – ЭТО ПОЛЕЗНО!
Введение
Пение – самый массовый вид народного исполнительства: традиционно все народные праздники, обряды, церковные богослужения сопровождались и сопровождаются пением.
Процесс пения – один из наиболее доступных видов деятельности как взрослых, так и детей:
• певческим голосом, в той или иной степени развитым, обладает от природы каждый человек с рождения;
• восприятие музыки облегчено в силу синтеза со словом;
• адекватность исполняемых песен психолого-возрастным особенностям, в частности у детей – это стремление к активным формам освоения искусства;
• эмоциональное сближение людей.
Поэтому коллективному пению (хор в общеобразовательной школе) всегда уделялось достойное внимание в музыкально-эстетическом воспитании подрастающего поколения.
1. Влияние на общее развитие организма
Хоровое пение рассматривается как средство укрепления организма школьников.
На уроках мы используем Первый комплекс упражнений на развитие показателей певческого голосообразования Фонопедического метода развития голоса (ФМРГ) В. Емельянова: для учащихся подготовительного хора– это артикуляционная гимнастика, интонационно-фонетические упражнения, голосовые сигналы доречевой коммуникации (ГСДК), для учащихся младшего хора– это тренировочные программы для грудного и фальцетного регистра детского голоса, на переходе из грудного регистра в фальцетный регистр с использованием регистрового порога – «п», дополнительная программа для развития певческого вибрато механическим приёмом. Эти упражнения помогают развитию и укреплению лицевых мышц, совершенствованию артикуляционного аппарата, что способствует улучшению дикции и детской речи.
Во время урока преподаватель следит за правильной осанкой детей: ровная спина, плечи расправлены, ноги стоят на полу. Также преподаватель напоминает, что стоять во время пения надо «красиво, как на сцене во время концерта»: опираясь на две ноги, руки свободно располагаются по бокам. Ровное положение корпуса во время пения сидя и стоя укрепляет спинные мышцы и мышцы пресса, формируя правильную осанку, что является профилактикой искривления позвоночника.
По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Правильная поза поющих, систематическое выполнение упражнений ФМРГ регулирует и углубляет дыхание (достаточно посмотреть, как хорошо развита грудная клетка у профессиональных певцов), разогревает голосовые мышцы, что приводит к укреплению голосового аппарата и лёгких, и, как следствие, является профилактикой утомляемости и заболеваний голосового аппарата.
2. Влияние на развитие личности.
Навыки культуры поведения, привитые в школе, такие, как организованное начало и окончание урока, умение поднимать руку при желании ответить, спокойно дождаться своей очереди для ответа, коллективное исполнение.
Часто в одной группе собираются дети из семей, отличных друг от друга по укладу, традициям, составу, национальной принадлежности. Совместная деятельность в процессе хоровых уроков позволяет воспитывать уважительное отношение к любому человеку, независимо от мировоззрения и уклада семьи.
Воспитывая умение слушать музыку, слышать средства музыкальной выразительности, дослушивать произведение до самого последнего звука, преподаватель воспитывает в детях умение слышать и слушать друг друга, воспитывает уважительное отношение к деятельности другого ребёнка, воспитывает способность радоваться успехам одногруппника и развивает стремление к общему успешному результату. К тому же, выделяя те или иные особенности произведения, разучиваемого на уроке, преподаватель развивает у младших школьников произвольное внимание, улучшает концентрацию внимания. Запоминание большого количества мелодий и текста способствуют развитию памяти.
В течение хоровых уроков у детей расширяется представление об окружающем мире, увеличивается словарный запас, улучшается внимание и память.
Разные по темпераменту и характеру, дети порой не умеют выразить свои мысли, чувства, желания. Коллективное пение помогает неуверенным и замкнутым детям почувствовать свою значимость, первые успехи в певческой деятельности формируют и укрепляют положительную самооценку ребёнка. Постепенно появляется желание быть лучше, солировать. В результате формируются и лидерские качества: целеустремлённость, настойчивость, уверенность.
С помощью пения можно не только выразить, но и вызвать те или иные чувства. Ученые обнаружили, что во время пения в мозгу вырабатываются особые химические вещества, благодаря которым человек ощущает покой и радость. Расстроенный ребёнок, приходя на хор, переключается на новый интересный вид деятельности. Погружаясь в мир музыкальных звуков, исполняя произведение самостоятельно или в хоре, аккомпанируя на детском музыкальном инструменте, ребёнок забывает о своих детских обидах и неприятностях за день.
3. Влияние на развитие музыкальных способностей.
Параллельно с формированием культуры поведения в музыкальной школе и на уроке хора у детей формируется и сценическая культура: умение держаться на сцене во время исполнения одного и нескольких произведений, умение выйти на сцену, встать на своё место, уйти со сцены после выступления, а также уважительное поведение по отношению к зрителями и выступающим на празднике или на концерте.
Приучение детей петь с прямой спиной стоя и сидя, упирая ноги в пол, с первых занятий формирует певческую установку. Устойчивое положение корпуса позволяет почувствовать правильное формирование вокального звука.
Но прежде, чем спеть, ребёнок должен услышать нужную высоту звука, спеть «про себя», внешне выражая своё пение только глазами, правильно открыть рот. И только потом спеть вслух. Такая последовательность действий помогает развивать внутренний музыкальный слух, музыкальную память, способствует развитию координации между слухом и голосом, улучшает звуковысотную интонацию. Также на развитие музыкального слуха, памяти, интонации направлены такие формы работы, как повтор музыкальной фразы со словами следом за преподавателем, показ рукой направления движения мелодии («рука-ступенька», применяется в основном в подготовительном хоре), пение в ансамбле с другими детьми. На развитие чувства ритма направлены аккомпанирование на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, чтение на ритмические слоги и сольмизация. Артикуляционная гимнастика по ФМРГ В. Емельянова позволяет в игровой форме раскрепостить ребёнка, способствуя более выразительному исполнению песни, более быстрому формированию умений и навыков.
Заключение
Приобретая в процессе хоровых уроков определенные знания о музыке, умения и навыки, дети младшего школьного возраста приобщаются к музыкальному искусству. Важно, чтобы в процессе музыкального воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры.
В области музыкальной психологии пение рассматривают как одну из форм музыкотерапии, воздействующей на возникновение различных эмоциональных состояний. Пение способно улучшать настроение, умиротворять, успокаивать. У поющих детей вырабатывается стрессоустойчивость, формируется уравновешенный характер.
Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки. Правильная поза поющих детей регулирует и углубляет дыхание, развивает и укрепляет голосовой аппарат. Благодаря пению, у детей улучшается произношение, увеличивается словарный запас, развивается приятный тембр голоса.
Уроки «Хоровое пение» позволяют создать среду для проявления и развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста: музыкального слуха, памяти, чувства ритма, интонации.
Пение способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством, хоровое пение выполняет важнейшую социальную функцию. Посредством хорового пения дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе хоровой деятельности у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор, дети становятся чуткими к красоте в искусстве и в жизни.
Младший школьный возраст важен для последующего овладения человеком музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет развито музыкально - эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно для их последующего развития, духовного становления.
Таким образом, уроки «Хоровое пение» на музыкальном отделении Детской школы искусств способствуют гармоничному физиологическому и психическому развитию ребёнка младшего школьного возраста.
Список использованной литературы:
1. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренаж. - СПб.: Лань, 1997
2. Аманова Е. Статья «Проснись и пой!». – Москва: АиФ Здоровье №8, 18.02.2010
3. Карелина М. статья «Пение вылечит от астмы и убережет от инфаркта». – Москва:
Комсомольская правда, сетевое издание, 07.04.2010
4. Рыбакова Г. «Любите ли вы петь? Пойте на здоровье!» - СПб.: Школа жизни.ру, сетевоеиздание,
29.03.2009
5. «Хоровое пение против гриппа и ОРЗ». – Москва: Первый канал, 12.03.2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мотивации к хоровому пению на уроках музыки и во внеурочной деятельности через сценическое творчество и воспитание высокого музыкального вкуса
обобщение опыта работы...
Хоровое пение на уроках музыки, как средство стимулирования и выявления музыкальной одаренности подростков.
В статьеподнимается вопрос о роли художественного образования и нравственном развитии учащихся, о значении пения в воспитании подростков. Цель работы: нахождение баланса информационного и исполнительс...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»
Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Хоровое пение как форма эстетического воспитания внеурочной деятельности.
Хоровое пение как форма эстетического воспитания школьника во внеурочное время....

Хоровое пение как форма эстетического воспитания внеурочной деятельности.
Значение хорового пения как вида внеурочной деятельности...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.
В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...
Духовно-нравственное воспитание школьников посредством хорового пения на уроках музыки
Ведущая идея опыта: дать ученикам ориентир в музыке, привить эстетический вкус, приобщить к высшим духовным ценностям, научить познавать и формировать образ мира, понять себя и свое место в нём....