Сценарий школьного мероприятия к международному дню музыки «Где музыка берёт начало?».
методическая разработка по музыке

Романович Людмила Михайловна

Внеурочное мероприятие, на котором ребята узнают об истории возникновения музыки и о роли музыки в жизни человека.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий внеурочного мероприятия к Международному Дню Музыки «Где музыка берёт начало?»

Цель: познакомить учащихся с историей праздника Дня Музыки.
Задачи:
-Познакомить с историей возникновения музыки.
-Развивать творческие и музыкальные способности детей.
-Привлечь детей к участию во внеурочных мероприятиях.

Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог со зрителями.

Учащиеся 4б класса начинают мероприятие песней «Мечта детства».

О, Музыка, блистательный каскад!

Стихи твои небесные звучат.

Ни капли нет в тебе обмана,

Ты – в пенье скрипки, арфы и органа.

Твой голос – в танце, в хороводе,

А сердце и душа – в природе.

О, Музыка, ты там и тут.

Салют тебе, о, Музыка, салют!

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы пришли в гости, на День рождения. А кто же виновник торжества? МУЗЫКА!!!!

Слово «музыка», в переводе с греческого, означает «искусство муз». Музыка всегда была и будет величайшим искусством, достойным восхищения и преклонения.  

       Международный день музыки учрежден 1 октября 1975 года по решению ЮНЕСКО (организация объединённых наций по вопросам образования, науки и культуры).

        Одним из инициаторов учреждения Международного дня музыки является русский и советский композитор Дмитрий Шостакович (1906–1975). Он обратился к международной общественности с письмом, в котором говорил, что «главное – музыка открывает человеку новые миры и выполняет благородную миссию объединения людей».

А знаете ли вы, что музыкальный язык – это единственный на земле международный язык, его понимают все музыканты мира.   А музыка, не нуждаясь в переводе, понятна всем народам, несмотря на национальные и культурные различия.

Подобно живописи, театру, поэзии музыка является образным отражением мира. С первых минут жизни человека она входит в его дом с колыбельной песней матери, звучит на улице, в кино, в театре.

         На День рождения принято дарить подарки. Как вы думаете, что мы можем подарить музыке? Ну, конечно же, нашу игру, песни, стихи и загадки.

Нужно закончить строчки стихотворений.

Я мечтаю стать артистом

Знаменитым пианистом

Чтобы музыку играть

Буду ноты изучать

Я присяду на диван

Нарисую нотный стан

На стене танцует луч

Это мой скрипичный ключ

С ним изучим без забот

Семь веселых звонких нот!

Чтоб легко запоминать, мы их будем называть!

Села утка на гнездо

Это будет нота ДО

Спит собачка во дворе

Это будет нота РЕ

Кошку с дерева сними

Это будет нота МИ

По степи бежит дрофа

Это будет нота ФА

А в шкафу летает моль

Это будет нота СОЛЬ

В небе вижу журавля

Это будет

нота ЛЯ

В море блещут караси

Это будет нота СИ

Мама, мама как я рад

Знаю полный звукоряд

Я отвечу, ты спроси

ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. (Д. Смайлз)

Учащиеся 3а класса исполнят песенку «Семь цветов».

Первые музыкальные произведения появились много-много лет назад. Они были просты, примитивны и чаще всего просто сопровождали какие-то трудовые действия. Позже появилась нотная грамота.
Изобретателем всемирно известной нотной грамоты считается монах Гвидо Аретинский (Гвидо д'Ареццо), живший в 990-1160 года нашей эры. Гвидо был учителем музыки и хорового церковного пения при разных храмах, он много путешествовал по Италии, встречался в Риме с Папой Иоанном XIX и много трудился над созданием музыкальной грамоты, которая стала бы общепринятой.
Однажды, стараясь придумать более легкий способ заучивания незнакомых мелодий для песнопения, Гвидо придумал систему сольмизации.
Современная интерпретация названий нот выглядит так:
Do – Dominus – Господь;
Re – rerum – материя;
Mi – miraculum – чудо;
Fa – familias рlanetarium – семья планет, т.е. солнечная система;
Sol – solis – Солнце;
La – lactea via – Млечный путь;
Si – siderae – небеса.

Благодаря авторитету Гвидо латинская буквенная нотация утвердилась как общепринятая в западной Европе и сохраняется до наших дней.
В последствии, Гвидо начал отмечать звуки нотами (от латинского слова nota – знак). Ноты, заштрихованные квадратики, размещались на нотном стане, состоящем из четырех параллельных линий. Сейчас этих линий пять, и ноты изображают кругом, а не квадратом, но принцип, введенный Гвидо, остался без изменений.
А я предлагаю Вам, на картинках найти спрятанные ноты и назвать их.

Музыка – один из древнейших видов искусства. В пещерах Африки сохранились наскальные рисунки давно исчезнувших племен. На рисунках изображены люди с музыкальными инструментами. Мы уже никогда не услышим той музыки, но когда-то она скрашивала жизнь людей, заставляла их радоваться или печалиться.

А нам с вами известны современные музыкальные инструменты. Давайте отгадаем загадки и вспомним их.
Три струны, играет звонко

Инструмент тот — «треуголка».

Поскорее узнавай-ка,

Что же это? (Балалайка).

В руки ты его берёшь, то растянешь, то сожмёшь,

Если это повторять, начинает он играть.

Сбоку клавиши ряды, чтобы петь на все лады.

Не рояль и не тромбон.  Это что?  (аккордеон).

Этот струнный инструмент

Зазвенит в любой момент -

И на сцене в лучшем зале,

И в походе на привале.     (Гитара.)

У него рубашка в складку,

Любит он плясать вприсядку,

Он и пляшет, и поет —

Если в руки попадет.

Сорок пуговиц на нем

С перламутровым огнем.

Весельчак, а не буян

Голосистый наш...(баян).

Я стою на трёх ногах, ноги в чёрных сапогах.

Зубы белые, педаль. Как зовут меня?  (рояль).

Он пишет музыку для нас,

Мелодии играет,

Стихи положит он на вальс.

Кто песни сочиняет? (Композитор).

Интересно, о чем думает композитор, прежде чем приступить к созданию своего шедевра? Может быть, с такими словами рождается музыка:

Чистый лист бумаги,
Нотная строка…
Звуки всей Вселенной в мыслях у меня…
Дай мне силы, Боже,
Это удержать,
Красоту созвучий
Людям передать!
Обычно, сочиняя музыку, композитор предварительно обдумываетмножество деталей, делает наброски, наигрывает её на инструменте и только потом уже записывает своё сочинение на нотной бумаге.

Йозеф Гайдн любил работать за фортепиано. А вот, к примеру, Петр Ильич Чайковский сочинял музыку мысленно, во время прогулок по живописным местам.

И вот музыка, наконец, создана и записана. Но кто же нам, слушателям, поможет познакомиться с произведением?

   (Ответ зала. В этом нам поможет музыкант-исполнитель). Правильно, это человек, прекрасно владеющий   музыкальным инструментом или голосом, исполняющий музыкальные произведения для нас с вами.

Исполнитель является посредником между композитором и слушателем. Он должен не просто прекрасно исполнить музыку, но и точно передать смысл, содержание, чувства, заложенные в произведении. Не случайно исполнительство считается одним из видов художественного творчества, то есть искусством.

Просмотр видеоролика.

Тема природы издавна привлекала композиторов. Природа дарила музыке звуки, тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьев, в шуме грозы. Сейчас и мы окунемся в мир красоты природы.

Учащиеся 3б класса исполнят песенку «Шёл по лесу музыкант».  

Как безграничен образный мир музыки! В ней можно услышать пение птиц и шелест листвы, шепот волн и порывы ветра, капли дождя и восход солнца. Все это можно имитировать с помощью музыкальных инструментов. Давайте послушаем как в музыке с помощью голоса, а если быть точнее с помощью искусного хорового пения изображен «полет шмеля»?! (хор турецкого полет шмеля).  Картинка

Музыка обладает огромной силой. Она может передать настроение человека: печаль, тревогу, радость и горе; передать в звуках состояние природы, погоды. Под музыку можно танцевать.

Игра «Перепутанные ноты»

Ребята делятся на команды по семь человек. Каждой команде выдаются ноты (каждому ребенку – своя нота) определенного цвета (например, одной команде синего цвета, другой – красного, третьей – зеленого). Когда начинает играть музыка, дети танцуют.

Когда музыка стихнет, дети должны выстроиться соответственно правильной последовательности нот в своих командах. Побеждает команда, выполнившая задание первой.

На свете найдется мало людей, равнодушных к музыке. «Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее» —  так сказал известный детский композитор Дмитрий Борисович Кабалевский.
И теперь, ребята, предлагаю вам послушать песню в исполнении учащихся
4а класса, которая называется «Рассвет чародей».

Музыка не стареет, она будет жить столько, сколько будет существовать человек. А Международный день музыки сближает народы, взаимно обогащает культуру, ведь язык музыки интернационален и понятен всем, кто чувствует...
У старика спросил поэт: 
– Что музыка такое, дед? 
– Воспоминание она. 
В ней юность давняя слышна. 
Был задан девочке вопрос, 
Она ответила всерьез: 
– Похожа музыка на луч, 
Окно пробивший из-за туч. 
А юноша ответил так: 
– Без музыки нельзя никак. 
Душа без музыки грустит, 
В простор волшебный не летит. 
А девушка, пожав плечом, 
Сказала: «Музыка – наш дом, 
В ней – все родное, все свое. 
Во всем дыхание ее». 
– Вы правы все, – сказал поэт, 
Прекрасен каждый ваш ответ. 
Одно хочу я повторить – 
Нас учит музыка любить.

В заключение нашего праздника хочется сказать словами Д. Шостаковича:  

«Любите и изучайте великое искусство музыки.  Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей». А главное, чтобы музыка была также нужна вам, как природа, дружба, любовь.  Да здравствует Музыка!

Спасибо за внимание!  До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого мероприятия к Международному женскому дню 8 марта "Цветы"

Данный материал может быть полезен при подготовке праздника в средней школе " Международный Женский День 8 марта". По времени он занимаеи примерно 90 минут.Материал включает в себя стихи, романсы, реп...

Сценарий театрализованного мероприятия, посвященного Международному Дню отказа от курения для учащихся 8-12-х кл. "Я презираю сигарету"

Сценарий театрализованного мероприятия, посвященного Международному Дню отказа от курения для учащихся 8-12-х кл. "Я презираю сигарету"...

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Международному женскому дню - * Марта!

Мероприятие адаптировано для студентов и преподавателей СПО\НПО. Проводилось в Видновском профессиональном колледже в 2013 году....

Сценарий праздничного мероприятия «П. И. Чайковский и его музыка детям»

Цель данного музыкального занятия - прививать любовь к классической музыке, к творчеству П.И.Чайковского; развивать музыкальный вкус, музыкальные и творческие способности детей, актёрские начала; учит...

Сценарий школьного праздника, посвящённого Международному женскому дню

Этот сценарий написан совместно с учителем русского языка и литературы. Праздник прошёл замечательно!...

Сценарий внеклассного мероприятия к Международному женскому дню – 8 марта

Этот праздник - хороший повод для того, чтобы сблизить детей, наладить теплые, дружеские отношения в коллективе, предотвратить появление отверженных. Важно создать в этот день праздничное, хорошее нас...

Сценарий праздничного мероприятия, посвященного началу летних каникул "Согрею музыкой сердца"

Данный сценарий поможет создать праздничную атмосферу, подарит детям положительные эмоции в преддверии летних каникул...