Сценарий лекции - концерта "Гитара во фраке"
материал по музыке
Лекция - концерт "Гитара во фраке" посвящена творчеству А. Иванова - Крамского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.62 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сценарий лекции – концерта «Гитара во фраке».
фоном звучит музыка А.Иванова - Крамского Вальс
Выходит Ведущая.
Добрый вечер, дорогие наши слушатели!
Наша сегодняшняя лекция - концерт посвящена выдающемуся русскому гитаристу 20 века, основоположнику классической гитары в России. Человек, который вынес гитару на высокую профессиональную планку; человек, который посвятил гитаре практически всю свою жизнь – исполнитель, композитор, педагог - Александр Михайлович Иванов – Крамской - мужественный образ гитары во фраке. В прошлом году гитарное сообщество отметило 110-летие со дня рождения знаменитого гитариста (1912 – 1973). Более 40 лет своей жизни было посвящено гитаре.
В жизни маленького Саши гитара появилась не сразу – ребёнок искал себя. Детство его проходило в деревне. Как - то он услышал звучание балалайки, которая очень ему понравилась и он захотел научиться играть на ней. Но тогда достать инструмент не было возможности и отец смастерил ему самодельную балалайку. А вскоре семья переезжает в Москву и Александра отдают в музыкальную школу имени Игумнова по классу скрипки.
Семейная легенда гласила, что когда – то в роду Ивановых был превосходный гитарист кудряш, певец - прадед мальчика - крепостной Никита Иванов, освобождением из неволи обязанный своей игре, пленившей хозяина - графа Пашкова.(1) Он был выкуплен графом Пашковым за 13 крепостных семейств. Музыкальным талантом отличались и дед, и отец исполнителя. (2) Так, отец Александра- служащий гимназии – был очень музыкален, но играть на гитаре у него и в мыслях не было. Зато гены сказались в сыне Александре. Гитару в детстве Александр брал в руки как все. Она очаровывала его, он чувствовал, что она таит в себе огромные возможности, но никогда не слышал как надо играть на ней.
(3) В 1926 году ему представилась такая возможность, когда в Москву с концертом приехал испанский гитарист Андрес Сеговия и выступил ни где – нибудь, а в Большом зале Московской консерватории. Это был фурор! На гитаре звучала музыка Баха И.С. и других известных композиторов. Он поразил юного 14-летнего Александра своей виртуозной игрой, который всем сердцем полюбил гитару. (4) И судьба Иванова - Крамского была определена – он решил во что бы то ни стало обязательно научиться игре на гитаре и популяризировать её.
Сначала он стал заниматься самостоятельно, а в 1931 году поступил в училище им. Октябрьской революции в класс замечательного преподавателя Петра Спиридоновича Агафошина (5), а затем к нему же и в консерваторию на курсы повышения квалификации, где параллельно начал заниматься дирижированием и композицией. Таким образом, полученное образование позволило ему стать первым советским гитаристом, окончившим профессиональное учебное заведение.
Александром Михайловичем Ивановым-Крамским написана «Школа игры на шестиструнной гитаре»(6). Достоинством этой работы являются авторские пьесы для начинающих - небольшие и несложные этюды, прелюдии, танцы. В этом плане никто до него так не обогатил у нас в России литературу шестиструнной гитары для начинающих гитаристов. Сейчас для вас прозвучат несколько пьес из его «Школы».
1.«Маленький вальс» из цикла «Четыре пьесы для начинающих» в исполнении ученика 1 класса Нукова Данилы.(7)
А теперь в исполнении ученика 3 класса Кирякова Дениса мы услышим
2.«Танец»(8)
3. «Русский напев» исполняет ученик 5 класса Ковалёв Алексей(9)
Судьба гитары в России была непростой. До Октябрьской революции 1917 года (10) она воспринималась лишь как бытовой увеселительный инструмент, связывалась с «цыганщиной». Иванов – Крамской своим творчеством гитариста – исполнителя разрушил этот стереотип (11). Его гитара звучала как оркестр.
Едва освободившись от клейма «цыганщины», в 1936 году гитара получает новое клеймо «инструмент идеологически чуждый». Класс гитары закрыли, а всем гитаристам было предложено перейти на более благонадёжные инструменты балалайку, домру. И многие ушли от гитары, но не Иванов – Крамской.
Александр Михайлович - русский музыкант создаёт много прекрасных обработок на темы русских народных песен.
4. Русская народная песня «Утушка луговая» исполняет ученица 2 класса Бастракова Юлия.(12)
(13)Иванов –Крамской обладал превосходным композиторским талантом - его музыка, за кажущейся простотой, полна глубины. Во все времена песня сопровождает человека – и радости, и в печали. Следующая русская народная песня - трудовая. Чтобы трудная, порой нудная работа не была в тягость – люди пели.
Я на камушке сижу и топор в руках держу
Ай, ли, ай люли, я топор в руках держу.
Я топор в руках держу, вот я колышки тешу
Ай, ли, ай люли, вот я колышки тешу…
Русская народная песня
5. «Я на камушке сижу» исполняет ученик 3 класса Юрчишин Кирилл.
Ещё одна задорная народная песня, обработанная Иванов – Крамским с потрясающей красотой, где мы снова отчётливо слышим русский интонационный строй.(14)
6. «У ворот, ворот» в исполнении Болдуреску Виталия ученика 4 класса.
(15)Александр Михайлович прошёл всю войну в качестве руководителя огромного творческого коллектива, с которым он побывал с концертами в блокадном Ленинграде, Сталинграде, на Курской дуге. После ВОВ он возвращается к своей любимой гитаре.
(16) С наступлением оттепели отношение в стране к гитаре меняется. В СССР на гастроли приезжают именитые гитаристы со всего мира, которые высоко оценивают деятельность Иванова – Крамского и его имя становится известно за рубежом. Его приглашают за границу в качестве жюри конкурсов, солиста. Но за границу его не выпускают.
Иванов – Крамской борется за гитару и в 1960 году в училище при Московской консерватории открывают гитарный класс, что изменило всё для классической шестиструнной гитары в России. (17) Толпы желающих стремятся поступить и научится играть высокую музыку. А в 1970 году класс гитары уже открывают в институте культуры. Среди воспитанников класса А.М. Иванова – Крамского известные ныне музыканты: Николай Комалятов, Валерий Петренко, Евгений Ларичев; Наталья Иванова-Крамская, талантливый продолжатель дела своего отца в училище.
Талантливый человек – талантлив во всём. Иванова - Крамского всегда отличала жажда деятельности, любопытство, природный ум – он отлично рисовал, фотографировал, играл в теннис, пёк пироги, мог вырастить пальму из финиковой косточки и собственными руками построить дом, что он и сделал на даче в Абрамцево(18)
(19) Сейчас вы услышите произведение, в основу которого лёг известный романс Александра Варламова «На заре ты её не буди», на стихи Афанасия Фета. Принято считать, что поэт написал стихотворение своей возлюбленной Марии Лазич, но это ошибочно, так как на момент написания стихотворения поэт ещё не был знаком с девушкой - любовью всей своей жизни. По воспоминаниям очевидцев, Фет написал его после того, как провел ночь в доме своих друзей¸ у которых от сердечной недостаточности умирала маленькая дочь. Промучившись от боли всю ночь, под утро девочка наконец- то уснула.
На заре ты ее не буди:
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.
И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.
Именно этой хрупкой девочке автор и посвятил свое знаменитое стихотворение, которое впоследствии стало одним из наиболее известных русских романсов. А теперь давайте послушаем с какой теплотой и любовью А.Иванов – Крамской написал вариации на тему романса Варламова
7. «На заре ты её не буди». Исполняет ученик 7 класса Шехавцов Максим.
(20)В основу следующего произведения легло стихотворение М. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу», написанное им незадолго до его роковой дуэли. Лермонтов, будто предчувствуя свою смерть, высказывает всё, что у него на душе. Ключевой темой стихотворения является тема одиночества. Музыкальной же основой является народная тема, но это не совсем так – существует более двадцати вариантов романсов и песен «Выхожу один я на дорогу». Наибольшую популярность получил вариант, написанный в 1861 году Елизаветой Шашиной – она была композитором любителем и выступала на концертах вместе с сестрой. Сочинённый Шашиной романс воспринимался публикой как народная песня.
Фантазия на тему русской народной песни
8. «Выхожу один я на дорогу» исполняет ученик 7 класса Серебренников Арсений.
(21) В конце 40-х годов Иванов – Крамской знакомится со знаменитым вокалистом Козловским Иваном Семёновичем, который становится его другом и наставником. Иван Семёнович чутко чувствует гитару – образуется ансамбль К. –И.-К. И в этом творческом союзе рождается множество романсов и песен для гитары с голосом. В течении многих лет А. Иванов – Крамской аккомпанировал выдающимся певцам – Надежде Андреевне Обуховой и Ивану Семёновичу Козловскому. Вашему вниманию мы предлагаем послушать (22)
Русская народная песня в обработке Иванова-Крамского
9. «По небу по синему» исполняет Киреева Ирина, концертмейстер Михайлова Гульнора
(23) Особое место в творческой жизни Иванова – Крамского занимал ансамбль. Когда Александра Михайловича снимают с работы, в одном из Московских клубов он организует якобы скромный гитарный кружок, из которого вскоре вырастает мощный ансамбль гитаристов, который в 1956 году становится Лауреатом Всесоюзного конкурса, а затем занимает 3 место на Международном конкурсе в рамках Всемирного фестиваля молодёжи и студентов.
Для вас играет ансамбль гитаристов : Болдуреску Виталий, Серебренников Арсений, Шехавцов Максим, Михайлова Гульнора
Русская народная песня в обработке И.-К.
10. «Утушка луговая»
(24) Классическая гитара – это такой музыкальный инструмент, на котором играют, прижимая его к сердцу. Восхищает благородное звучание гитары - это благородство во всём и Иванов – Крамской благородно и преданно прослужил гитаре до конца своих дней с верой в себя и в инструмент. Он вывел гитару на уровень мировой классик. Умер артист в одночасье – по дороге на репетицию. Случилось это 11 апреля 1973 года на гастролях в Минске.
Нести людям добрые и светлые чувства – таков был девиз Иванова – Крамского.
Мы благодарим вас за внимание. До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/07/picture-278508-1375859114.jpg)
Сценарий лекции-концерта "Звучала музыка с экрана"
Звучала музыка с экранаЦели мероприятия:Образовательная:-Знакомство с историей зарождения и развития кинематографа, с музыкой, сопровождавшей киноленты.Развивающие:- Развитие эстетического вкуса- Разв...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/06/picture-477409-1410024034.jpg)
Сценарий лекции-концерта "Бах-музыкальная фамилия" (к 330-летию И.С.Баха)
Лекция-концерт охватывает большой музыкально-исторический материал, связанный с деятельностью нескольких поколений семейства Бахов. Концерт состоялся 12.02.2014 г. в рамках Мытищинского районного музы...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/06/picture-477409-1410024034.jpg)
Сценарий лекции-концерта "Детский альбом" П.И.Чайковского
Сценарий концерта, предназначенного для детской аудитории (учащиеся школ искусств), представляет знакомую нам с детства музыку в разных, порой неожиданных, аранжировках. Цель проекта - приблизить мале...
Сценарий лекции - концерта "Волшебная флейта"
Этот концерт будет интересен и детям, и взрослым, профессионалам и любителям. В программе концерта собраны популярные произведения для прекрасной флейты....
Сценарий лекции - концерта фортепианной музыки "Души прекрасные порывы..."
Лекция - концерт рассчитана на школьную аудиторию. В концерте представлены известные фортепианные произведения, разные по жанрам, стилям....
Сценарий лекции - концерта "Радуга танца"
29 апреля - Международный день танца. В этот день можно провести отчетный концерт учащихся хореографического отделения ДШИ....
Сценарий лекции - концерта "Возьми гитару"
Гитара, пожалуй, самый известный, любимый и демократичный инструмент. Он любим и профессионалами, и любителями. В программе концерта предложены интересные произведения для шестиструнной гитары с небол...