Первое путешествие в музыкальный театр. Опера-былина «Садко»
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Ксения Качалова

Конспект урока приложен в файле ниже, там все расписано.

все ссылки также там.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока22.36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Уч: Здравствуйте ребята, сегодня мы продолжим наше путешествие по прошлой теме. Записывайте дату и тему урока. Тема нашего урока: «Второе путешествие в музыкальный театр.».

Уч: Начнем наш урок с песни. Нужно перейти по ссылке и петь под минус все куплеты.

Песня:

Уч: Сказка умница и прелесть... разве можно как-то по-другому о ней сказать? Ответы на следующие вопросы запишите в тетради, будите сдавать на проверку.

• Чем привлекает сказка художников, писателей, поэтов, композиторов?

• Назовите авторов любимых сказок, сказочных

картин и музыки?

Портрет Римского-Корсакова:

Уч: Настоящая область деятельности Римского-Корсакова - опера, притом сказочная, легендарная, фантастическая. Его называют величайшим среди музыкантов сказочников. Особенно его привлекают сказки Пушкина.

Уч: Из огромного творческого наследия композитора мы остановимся на одной опере - былине - «Садко».

Это - одно из первых значительных произведений композитора. Сначала Римский-Корсаков сочинил симфоническую картину «Садко». Позже он ее использовал для создания оперы-былины. Ответы в тетради:

• Вспомните, что такое опера?

• Почему композитор решил именно оперу

написать о Садко, ни балет, не сюиту?

«Былины— русские народные эпические песни о подвигах богатырей…» - записываем определение -«Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины — «ста?дина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).

Былина связана с песней, а песня играет главную роль в опере.»

Уч: Сейчас мы познакомимся поближе с оперой. С таких слов она начинается:

Как во славном Нове-городе

Был Садко, веселый молодец;

Не имел он златой казны,

А имел лишь аксельки яковчаты;

По пирам ходил-играл Садко,

Потешал купцов, людей посадских

Уч: Многие слова, а также описание декораций и сценических подробностей Римский-Корсаков заимствовал целиком из народного эпоса - различных былин, песен, заговоров, причитаний и т.п.

Уч: Звучит вступление. Ответы на вопросы пишем в тетрадь.

Видеофрагмент:

Звучит музыкальный фрагмент из оперы

«Садко» - «Океан - море синее»

• О чём рассказывает эта музыка?

• Как композитор передает характер моря? С помощью чего?

• Какие инструменты симфонического оркестра

помогают нам услышать «краски моря»?

Уч: Послушайте ещё раз и запишите на видео как вы руками показываете характер музыки. Сделать короткий фрагмент на 30-40 сек.

Повторное слушание (Звучит музыкальный фрагмент из оперы «Садко» «Океан - море синее»)

Уч: Опера открывается вступлением, рисующим образ моря. Этот образ проходит через всё произведение. Познакомимся с двумя главными героями оперы, записываем:

• Садко - купец, певец, гусляр, отважный путешественник-мореплаватель.

• Волхова - дочь морского царя, красавица, волшебница, кудесница.

Уч: Знакомство их произошло на Ильмень - озере, во второй картине. Светлая летняя ночь. Тишина. Крутой берег Ильмень-озера. С невеселыми мыслями приходит сюда Садко. Отвергнутый самодовольной знатью, непонятый и осмеянный новгородским людом, он обращается за сочувствием к природе, изливая в песне свою тоску-кручинушку. Запишите ответы в тетрадь:

• В какую обстановку ввела нас музыка? В реальную или сказочную? Обоснуйте.

• К кому обращается в своей песне Садко?

• А какой инструмент сопровождает пение героя? На что он похож?

Видеофрагмент:

Звучит музыкальный фрагмент из оперы

«Садко» - «Ой, ты темная дубравушка»

Уч: Голоса ночного леса и подводного мира оживают благодаря дару гусляра, который долетает до дна Ильмень-озера. Начинаются чудеса: дерево становится тростью, а стая лебедей красными девицами, среди которых Волхова - дочь морского царя. Садко, очарованный, хочет узнать, кто она и кто другие девицы, но красавица не отвечает на вопрос, а благодарит его за грустную песню, которая покорила всех своей искренностью. По просьбе Волховы Садко заводит игровую песню «Заиграйте, мои гусельки».

Уч: Пока играет фрагмент, ваша задача – слушать и в тетради зарисовать ведение мелодии.

Видеофрагмент:

Слушание второй песни Садко - «Заиграйте, мои гусельки».

Уч: В награду за песню Волхова обещает Садко поймать трёх рыбок «золотое перо». И всё сбылось! Садко стал богатым, и народ поёт ему славу. Садко собирает друзей и снаряжает корабли. Он просит гостей из других стран рассказать ему о далеких местах. Варяжский гость рассказывает о севере. Индийский гость говорит о чудесах Индии. Ведененкий гость поёт о городе Веденен.

Садко плавает уже 12 лет и не платит дань морскому царю. Он бросает в море бочки с золотом, серебром и жемчугом. Но царю нужен Садко. Герой отдаёт выкуп и веселит морское дно своими песнями. Он берёт в жёны царевну Волхову. Она помогает ему вернуться на землю

В последней седьмой картине мы познакомимся еще с одной песней. На берегу Ильмень - озера спит Садко. Сквозь сон он слышит мелодию.

Задание: восстановить хронологию событий оперы.

Видеофрагмент:

Слушаем «Колыбельная Волховы».

• Какую песню поёт наша героиня?

• Как бы вы ее назвали, не зная названия?

• Почему композитор назвал её именно так? К какому русскому народному жанру относится фрагмент, почему?

Уч: Фантастические переливы оркестровых красок дают понять чудесное происхождение героини. Конечно же, это колыбельная Волховы. Развеялись волшебные чары подводного царства, весь новгородский люд приветствуют смелого Садко, который проложил путь Новгороду в страны заморские. Слышится торжественный трезвон колоколов, и вместе торжественно поют: «Морю синему слава, Волхове - реке слава!»

Уч: Озеро Ильмень существует на самом деле, и река Волхов есть. Как в жизни наших предков сочеталось реальное и таинственное, так и у Римского - Корсакова противопоставляются два образа, два мира. Но побеждает всегда реальное, человеческое начало, а фантастические образы, принявшие на какое - то время человеческий облик и соприкоснувшиеся с людьми, возвращаются вновь в природу т.к. обречены на невозможность соединения с людьми.

• Что, по вашему мнению, приобретает сказка, когда в ней звучит музыка?

Д/з: посмотреть худ фильм «Садко» и нарисовать Нептуна. Также составить таблицу по всем фрагментам урока – название и характерные черты для музыки.

Уч: Всем спасибо за урок.

Ссылки:

1. «С чего начинается Родина»

Песня:

2. Портрет Римского-Корсакова

Портрет:

3. Фрагмент из оперы «Садко» - «Океан - море синее»

Видеофрагмент:

4. Фрагмент из оперы «Садко» - «Ой, ты темная дубравушка»

Видеофрагмент:

5. Фрагмент из оперы «Садко» - «Заиграйте, мои гусельки»

Видеофрагмент:

6. Фрагмент из оперы «Садко» - «Колыбельная Волховы»

Видеофрагмент:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5 класс Первое путешествие в музыкальный театр

Урок музыки в 5 классе по теме "Первое путешествие в музыкальный театр" по программе Е.Д.Критской...

Урок "Первое путешествие в музыкальный театр"

Урок для 5 класса, Посвящен опере...

Урок "Первое путешествие в музыкальный театр"

Презентация к уроку. % класс, Опера...

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

Открытый урок "Первое путешествие в музыкальный театр. Опера."...

Первое путешествие в музыкальный театр - Опера

конспект урока для 5 класса "первое путешествие в музыкальный театр -опера"...

Презентация к уроку музыки в 5 классе: "Первое путешествие в музыкальный театр. Опера "Садко" Н.А. Римского- Корсакова."

Презентация к уроку музыки в 5 классе: " Первое путешествие в музыкальный театр. Опера "Садко" Н. А. Римского- Корсакова."...

Урок музыки 5 класс (самостоятельное изучение темы) - Путешествие в музыкальный театр. Опера-былина «Садко» Н. А. Римский-Корсаков.

Материал для дистанционного или самостоятельного изучения данной темы.Ниже прикреплён файл с ссылкой на гугл диск на котором вы сможете увидеть:Презентацию к уроку АудиофрагментыВидеофрагменты (ф...