Первое путешествие в музыкальный театр. Опера-былина «Садко»
план-конспект урока по музыке (5 класс)
Конспект урока приложен в файле ниже, там все расписано.
все ссылки также там.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 22.36 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Уч: Здравствуйте ребята, сегодня мы продолжим наше путешествие по прошлой теме. Записывайте дату и тему урока. Тема нашего урока: «Второе путешествие в музыкальный театр.».
Уч: Начнем наш урок с песни. Нужно перейти по ссылке и петь под минус все куплеты.
Песня:
Уч: Сказка умница и прелесть... разве можно как-то по-другому о ней сказать? Ответы на следующие вопросы запишите в тетради, будите сдавать на проверку.
• Чем привлекает сказка художников, писателей, поэтов, композиторов?
• Назовите авторов любимых сказок, сказочных
картин и музыки?
Портрет Римского-Корсакова:
Уч: Настоящая область деятельности Римского-Корсакова - опера, притом сказочная, легендарная, фантастическая. Его называют величайшим среди музыкантов сказочников. Особенно его привлекают сказки Пушкина.
Уч: Из огромного творческого наследия композитора мы остановимся на одной опере - былине - «Садко».
Это - одно из первых значительных произведений композитора. Сначала Римский-Корсаков сочинил симфоническую картину «Садко». Позже он ее использовал для создания оперы-былины. Ответы в тетради:
• Вспомните, что такое опера?
• Почему композитор решил именно оперу
написать о Садко, ни балет, не сюиту?
«Былины— русские народные эпические песни о подвигах богатырей…» - записываем определение -«Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины — «ста?дина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).
Былина связана с песней, а песня играет главную роль в опере.»
Уч: Сейчас мы познакомимся поближе с оперой. С таких слов она начинается:
Как во славном Нове-городе
Был Садко, веселый молодец;
Не имел он златой казны,
А имел лишь аксельки яковчаты;
По пирам ходил-играл Садко,
Потешал купцов, людей посадских
Уч: Многие слова, а также описание декораций и сценических подробностей Римский-Корсаков заимствовал целиком из народного эпоса - различных былин, песен, заговоров, причитаний и т.п.
Уч: Звучит вступление. Ответы на вопросы пишем в тетрадь.
Видеофрагмент:
Звучит музыкальный фрагмент из оперы
«Садко» - «Океан - море синее»
• О чём рассказывает эта музыка?
• Как композитор передает характер моря? С помощью чего?
• Какие инструменты симфонического оркестра
помогают нам услышать «краски моря»?
Уч: Послушайте ещё раз и запишите на видео как вы руками показываете характер музыки. Сделать короткий фрагмент на 30-40 сек.
Повторное слушание (Звучит музыкальный фрагмент из оперы «Садко» «Океан - море синее»)
Уч: Опера открывается вступлением, рисующим образ моря. Этот образ проходит через всё произведение. Познакомимся с двумя главными героями оперы, записываем:
• Садко - купец, певец, гусляр, отважный путешественник-мореплаватель.
• Волхова - дочь морского царя, красавица, волшебница, кудесница.
Уч: Знакомство их произошло на Ильмень - озере, во второй картине. Светлая летняя ночь. Тишина. Крутой берег Ильмень-озера. С невеселыми мыслями приходит сюда Садко. Отвергнутый самодовольной знатью, непонятый и осмеянный новгородским людом, он обращается за сочувствием к природе, изливая в песне свою тоску-кручинушку. Запишите ответы в тетрадь:
• В какую обстановку ввела нас музыка? В реальную или сказочную? Обоснуйте.
• К кому обращается в своей песне Садко?
• А какой инструмент сопровождает пение героя? На что он похож?
Видеофрагмент:
Звучит музыкальный фрагмент из оперы
«Садко» - «Ой, ты темная дубравушка»
Уч: Голоса ночного леса и подводного мира оживают благодаря дару гусляра, который долетает до дна Ильмень-озера. Начинаются чудеса: дерево становится тростью, а стая лебедей красными девицами, среди которых Волхова - дочь морского царя. Садко, очарованный, хочет узнать, кто она и кто другие девицы, но красавица не отвечает на вопрос, а благодарит его за грустную песню, которая покорила всех своей искренностью. По просьбе Волховы Садко заводит игровую песню «Заиграйте, мои гусельки».
Уч: Пока играет фрагмент, ваша задача – слушать и в тетради зарисовать ведение мелодии.
Видеофрагмент:
Слушание второй песни Садко - «Заиграйте, мои гусельки».
Уч: В награду за песню Волхова обещает Садко поймать трёх рыбок «золотое перо». И всё сбылось! Садко стал богатым, и народ поёт ему славу. Садко собирает друзей и снаряжает корабли. Он просит гостей из других стран рассказать ему о далеких местах. Варяжский гость рассказывает о севере. Индийский гость говорит о чудесах Индии. Ведененкий гость поёт о городе Веденен.
Садко плавает уже 12 лет и не платит дань морскому царю. Он бросает в море бочки с золотом, серебром и жемчугом. Но царю нужен Садко. Герой отдаёт выкуп и веселит морское дно своими песнями. Он берёт в жёны царевну Волхову. Она помогает ему вернуться на землю
В последней седьмой картине мы познакомимся еще с одной песней. На берегу Ильмень - озера спит Садко. Сквозь сон он слышит мелодию.
Задание: восстановить хронологию событий оперы.
Видеофрагмент:
Слушаем «Колыбельная Волховы».
• Какую песню поёт наша героиня?
• Как бы вы ее назвали, не зная названия?
• Почему композитор назвал её именно так? К какому русскому народному жанру относится фрагмент, почему?
Уч: Фантастические переливы оркестровых красок дают понять чудесное происхождение героини. Конечно же, это колыбельная Волховы. Развеялись волшебные чары подводного царства, весь новгородский люд приветствуют смелого Садко, который проложил путь Новгороду в страны заморские. Слышится торжественный трезвон колоколов, и вместе торжественно поют: «Морю синему слава, Волхове - реке слава!»
Уч: Озеро Ильмень существует на самом деле, и река Волхов есть. Как в жизни наших предков сочеталось реальное и таинственное, так и у Римского - Корсакова противопоставляются два образа, два мира. Но побеждает всегда реальное, человеческое начало, а фантастические образы, принявшие на какое - то время человеческий облик и соприкоснувшиеся с людьми, возвращаются вновь в природу т.к. обречены на невозможность соединения с людьми.
• Что, по вашему мнению, приобретает сказка, когда в ней звучит музыка?
Д/з: посмотреть худ фильм «Садко» и нарисовать Нептуна. Также составить таблицу по всем фрагментам урока – название и характерные черты для музыки.
Уч: Всем спасибо за урок.
Ссылки:
1. «С чего начинается Родина»
Песня:
2. Портрет Римского-Корсакова
Портрет:
3. Фрагмент из оперы «Садко» - «Океан - море синее»
Видеофрагмент:
4. Фрагмент из оперы «Садко» - «Ой, ты темная дубравушка»
Видеофрагмент:
5. Фрагмент из оперы «Садко» - «Заиграйте, мои гусельки»
Видеофрагмент:
6. Фрагмент из оперы «Садко» - «Колыбельная Волховы»
Видеофрагмент:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
5 класс Первое путешествие в музыкальный театр
Урок музыки в 5 классе по теме "Первое путешествие в музыкальный театр" по программе Е.Д.Критской...
Урок "Первое путешествие в музыкальный театр"
Урок для 5 класса, Посвящен опере...
Урок "Первое путешествие в музыкальный театр"
Презентация к уроку. % класс, Опера...
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.
Открытый урок "Первое путешествие в музыкальный театр. Опера."...
Первое путешествие в музыкальный театр - Опера
конспект урока для 5 класса "первое путешествие в музыкальный театр -опера"...
Презентация к уроку музыки в 5 классе: "Первое путешествие в музыкальный театр. Опера "Садко" Н.А. Римского- Корсакова."
Презентация к уроку музыки в 5 классе: " Первое путешествие в музыкальный театр. Опера "Садко" Н. А. Римского- Корсакова."...
Урок музыки 5 класс (самостоятельное изучение темы) - Путешествие в музыкальный театр. Опера-былина «Садко» Н. А. Римский-Корсаков.
Материал для дистанционного или самостоятельного изучения данной темы.Ниже прикреплён файл с ссылкой на гугл диск на котором вы сможете увидеть:Презентацию к уроку АудиофрагментыВидеофрагменты (ф...