Исследовательские и творческие качества современного учителя музыки. Возможности реализации творческого потенциала.
статья по музыке
Работа учителя музыки в условиях современной школы предполагает развитие творческих способностей учащихся путем поиска эффективных приемов и методов преподавания. Особенно актуальной проблема творчества учащихся стала в настоящее время - в период модернизации российского образования.
Каковы же основные качества учителя музыки сегодняшнего дня?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 26.06 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Исследовательские и творческие качества современного учителя музыки. Возможности реализации творческого потенциала.
Работа учителя музыки в условиях современной школы предполагает развитие творческих способностей учащихся путем поиска эффективных приемов и методов преподавания. Особенно актуальной проблема творчества учащихся стала в настоящее время - в период модернизации российского образования.
Каковы же основные качества учителя музыки сегодняшнего дня?
Прежде всего, необходимо кратко рассмотреть эти качества с учетом педагогических функций учителя, его деятельности непосредственно на уроке музыки. Опыт показывает, что из всех присущих учителю качеств, важнейшим является то, которое во многом определяет успех работы преподавателя, а именно, владение вниманием детей, обеспечение их заинтересованности. «Без владения внимание детей на уроке музыки не может состояться встреча учащихся с искусством. Если в классе шум, даже вызванный восприятием самой музыки (например, ее моторным, динамичным характером), это неудача учителя. Владение аудиторией – способность чрезвычайно тонкая, с трудом поддающаяся анализу, а следовательно, и целенаправленному развитию»
Наблюдались случаи, когда отдельные учителя и даже отдельные студенты-практиканты, имеющие и эстетический вид, отлично владеющие речью, и глубокие знания, - а дети на их уроках сидят, равнодушны, или еще хуже – активно- негативны, т.е. подвижны, шумны. У других учителей, ничем особенно не отличающихся, школьники – сосредоточены, внимательны, они « все в музыке». В чем же секрет? Секрет здесь очевидно в каких-то особых душевных качествах учителя и главным из них, бесспорно, является любовь к детям, чуткость к их мыслям и переживаниям, вера в их возможности, с мягкой, но настойчивой непримиримостью к разболтанности, грубости. На уроке учитель должен быть искренне увлеченным той темой, той музыкой, которая на нем звучит, уметь просто и понятно поделиться с детьми мыслями и чувствами, которые она (музыка) пробуждает. «Учитель музыки всегда должен помнить,- пишет Д.Б.Кабалевский, - что если скука нетерпима на любом школьном уроке, то трижды нетерпима она на уроке искусства. Учитель должен быть серьезным, но ни в коем случае не скучным. Улыбка, шутка, юмор зачастую могут принести несравненно большие плоды, чем самое серьезное замечание, самое глубокомысленное изречение». Учитель должен постоянно анализировать свои действия, воспитывать в себе недостающие качества, развивать их.
Общеизвестно, что музыкально-педагогические факультеты педвузов не готовят музыкантов-исполнителей. Это, в общем, задача консерваторий. Вместе с тем учитель музыки – постоянный исполнитель и как инструменталист, и как дирижер-хормейстер. Касаясь качеств учителя музыки как инструменталиста, Д.Б. Кабалевский писал: «Из всех умений, которыми должен обладать учитель музыки, надо выделить владение инструментом… Это очень важно по крайней мере с трех точек зрения: во-первых, живое исполнение всегда создает в классе более эмоциональную атмосферу; во-вторых, при живом исполнении учитель может если надо, остановиться в любой момент, повторить любой эпизод, даже отдельный такт, вернуться к началу и т.д.; в-третьих, учитель, играющий на музыкальном инструменте (и к тому же поющий), служит хорошим примером для своих питомцев, показывая на практике, как важно и интересно самому уметь исполнять музыку». В связи с этим следует отметить, что показателем исполнительского уровня учителя музыки является не только сложность репертуара, но, главным образом, качество исполнения, именно такое качество, какое необходимо для работы в школе. Поэтому важной стороной профессиональной подготовки учителя музыки является изучение и знание школьного репертуара в соответствии с программой по годам обучения. Здесь, очевидно, важно, чтобы учителя музыки понимали специфику своей исполнительской деятельности. Каждый показ произведения в классе необходимо проводить увлеченно, заинтересованно, на подъеме. «Учитель должен ощущать себя,- говорит О.А.Апраксина, - первооткрывателем ранее неизвестной детям музыки, сохраняя отношение к каждой пьесе, песне как к новой».., и далее, «иначе говоря, школьный репертуар должен пониматься широко и рассматриваться как музыкальное искусство».
Необходимо иметь в виду, что в подготовку к работе в школе должны включаться не только исполнительские дисциплины: музыкальный инструмент, дирижирование, вокал, хор, но и историко-теоретические дисциплины. Такие темы, как « О чем говорит музыка?», «Что такое музыкальная речь?», «Интонация», «Построение музыки (форма)» и др., включенные в программу общеобразовательной школы требуют от учителя обширных знаний и умений. Как их преподнести детям, чтобы при этом не пострадали ни музыка, ни такие дидактические принципы, как воспитывающее обучение, систематичность, доступность, прочность и другие.
Важным качеством учителя музыки является его певческая и хоровая подготовка. Певческая подготовка учителя не должна сводиться только к тому, чтобы учитель музыки знал особенности голосов детей разного возраста и методику работы с ними, он сам должен владеть в достаточной мере своим голосом. Голос является «главным орудием учителя, уникальным в своем роде средством передачи искусства пения, инструментом обучения и воспитания. Как известно, профессия учителя сочетает в себе много разных видов деятельности. А учитель музыки, кроме того использует специфические формы работы, виды деятельности, характерные для своего предмета. Одним из видов деятельности каждого педагога является исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность позволяет педагогам раскрывать свои таланты, обнаруживать новые возможности, творить и развиваться, никогда не останавливаясь на достигнутом. Это делает работу учителя более интересной, как для него самого, так и для детей, потому что творчески развивающийся человек способен научить других, передать им свои знания и свою волю к победе, к поиску нового. У учителей со стажем работы 10-15 лет « проявляются симптомы « профессиональной деформации». Многие учителя с этим синдромом отмечают в себе равнодушие в работе, нежелание готовиться к урокам, участвовать в каких-либо мероприятиях, повышать свою квалификацию. В подобных случаях встаёт вопрос о поиске новых эффективных форм включения учителя в педагогическую деятельность». Здесь как раз и приходит на помощь исследовательская деятельность. Она никогда не стоит на месте и учителю, занимающемуся ею, не становится скучно вести уроки, так как ни один урок у него не похож на другой, он привносит каждый раз новый элемент информации».
Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые: . формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении;
- развивали бы, в первую очередь, общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
В современных условиях гуманистическая философия образования реализуется с помощью разнообразных технологий, целью которых не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребёнка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности. Одной из технологий является проектная методика. Само слово «проект» переводится с латинского как «брошенный вперед». А девизом к проектному методу вполне может служить древняя китайская поговорка: «Скажи мне- и я забуду, покажи мне- и я запомню, вовлеки меня- и я научусь» Метод учебных проектов выступает как возможное средство решения актуальных проблем:
- обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знание, осуществлять целенаправленный поиск информации;
- обилие информации не приводит к системности знаний;
- отсутствие у школьников интереса, мотива к личностному росту, к самостоятельному приобретению новых знаний;
- ведущий тип деятельности, осваиваемый учащимися – репродуктивный, воспроизводящий, знания оторваны от жизни;
- субъект – объектный характер взаимоотношений между учителем и учащимися.
Дальнейшая работа определяется структурно-логической схемой: исследование, защита, презентация. Эта деятельность наверняка приведет нас к желаемым и запланированным результатам.
Несомненно, результатом работы над проектами по музыке является сопричастность к общешкольной совместной деятельности, осознание учащимися ценностей совместной работы. У учащихся, выполняющих проекты, сформированы проектные умения работать в автономном и совместном режиме. Конкретизируя результаты, я предлагаю самые удачные, на мой взгляд, проекты, ставшие победителями на областных фестивалях презентаций учебных и педагогических проектов.
- «Героическое содержание произведений Л.В. Бетховена»
Что же заинтересовало детей? Почему покорив своих современников, музыка Бетховена с каждым днем все глубже входит в жизнь великого множества людей, становясь их опорой в борьбе за счастье, справедливость, свободу, утешая их в горестях и страданиях, сопровождая в победах и веселье!
А почему героическая?
Изучив громадное число литературы, проведя анализ, сопоставив факты и события, сделали вывод:
Сравнили судьбу Л. Бетховена с судьбой «Титаника», ведь глухота, как айсберг, стояла на пути Бетховена как музыканта. Но в отличии от «Титаника», он выстоял, продолжая жить и гениально творить. Вот почему мы называем самого Бетховена и его музыку героической.
- «Неразгаданные страницы в жизни Моцарта».
А эта работа, основываясь на интересной и редкой литературе, проводит две линии исследования:
- взаимоотношения Моцарта и Сальери
- литературный вымысел А.С. Пушкина
Ребята сделали вывод, что происхождение легенды о Моцарте и Сальери является не правдой жизни, а литературным вымыслом. Узнали историческую правду загадки жизни Моцарта.
3. «Орган – король музыкальных инструментов»
Орган, бесспорно, представляет собой инструмент огромного звукового мира и не имеющий себе аналогов.
Отсюда целью проекта стала история органа и его возможности. Было интересно найти материал о композиторах, чьё творчество связано с этим инструментом. Мы остановились на самом ярком представителе мировой музыкальной культуры И. С. Баха.
В процессе работы возникало много интересной информации о современных органах, один из которых находится в нашем районе. Поэтому одним из разделов проекта стал поиск истории появления органа в кирхе «Старой Сарепты» 1772 года.
Методом исследования реализовались все поставленные задачи. Работа с архивом музея-заповедника «Старая Сарепта», изучение исторической литературы помогли узнать интересные, величественные, трагические страницы истории, которые закончились в наше время восстановлением органа и широкой творческой деятельностью этого инструмента.
Этот проект стал для ребят открытием страниц истории своего родного края. Вызвал глубокое уважение к людям, создавших этот величественный инструмент, творивших для него, а это значит для людей, которые и сегодня восхищаются звучанием «короля музыкальных инструментов».
Эти проекты ценны тем, что они стоят на рубеже проектной и исследовательской деятельности. Это говорит о творческом потенциале учащихся. Темы проектов логически вытекают из материалов программной деятельности. Большой интерес вызывают у учащихся жизнь и творчество композиторов изучаемых на уроках. У учеников возникали вопросы жизненных ситуаций великих музыкантов, которые естественным путём отразились в их творчестве. Эти проекты настолько прочувствованы ребятами, что им захотелось как можно больше людей познакомить со своими работами. Проекты по музыке яркие, интересные, музыкально озвучены, вызывают большой интерес у взрослых и детей.
Итак, результаты:
- Появилась информационная копилка, где собраны:
- стендовые доклады;
- папки с материалами проектов и оформленные результатами исследований;
- компьютерные презентации;
- материал для проведения классных часов и внеклассных мероприятий;
- собрали информацию в помощь школьной библиотеке, учителям музыки и литературы.
- Работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предметам. Это подтверждается следующими фактами:
- уроки стали проходить более оживленно, учащиеся с нетерпением ожидают как момент начала работы над проектами, так и заключительный этап – презентацию;
- прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность выбираемых исследований, привлекают и делают проекты лично значимыми для учащихся (как отмечают ребята «пригодятся в жизни»);
- у ребят появился стимул не только получить хорошую оценку, но и получить хорошие результаты проделанной работы.
Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт (как учащимся, так и педагогам), невозможный при других формах обучения.
Таким образом, как показывает практика, учебно-проектная деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделённого опытом самообразования.
Литература:
- Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. «Метод проектов – технология компетентно-ориентированного образования». Методическое пособие, 2006 г.
- Карпов Е. «Учебно-исследовательская деятельность в школе. В поисках новой педагогической альтернативы». Изд-во Экономика в школе, 2001 г.
- Пахомова Н.Ю. «Проектное обучение, - что это?». Изд-во Методист, 2004 г.
4)Бычков В.И. Метод проектов в современной школе.- М.,2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад о роли учителя музыки в становлении творческой личности (музыканта)
Вопросы и проблемы, которые необходимо решать молодому поколению в связи с развитием и использованием новых технологий, требуют творческого подхода....
Приоритетные профессиональные качества личности учителя музыки
Профессия учителя музыки требует от избравшего её постоянного совершенствования своей личности, развития музыкальных интересов, творческих способностей, стремления повысить ...
Коммуникативность – как важнейшее качество современного учителя, способствующее разрешению проблем современной школы.
В последние годы особую остроту приобретает задача повышения качества образования, поиски решения которой приобретают характер национальной проблемы. Сегодня не вызывает сомнения факт, что сущес...
Домашнее задание как возможность реализации творческой деятельности учащихся.
В статье идет речь о творческих домашних заданиях, призванных раскрывать возможности ученика....
Музыка и литература. Творческое взаимодействие на уроках музыки.
Конспект урока....
Выступление на тему: "Роль учителя биологии в реализации воспитательного потенциала проекта внеурочных занятий "Разговоры о важном"
С 1 сентября 2022 года российские школы ждет много нововведений. Это не только еженедельная церемония исполнения гимна и поднятия флага, но и новый дополнительный предмет. Во всех школах страны в ново...