Методическая разработка. Урок музыки в 7 классе "Мой народ- американцы"
план-конспект урока по музыке (7 класс)
Методическая разработка урок музыки в 7 класс "Мой народ- американцы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_7_klass_moy_narod_-amerikantsy.docx | 38.31 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Зубарева Наталья Вячеславовна –учитель музыки МБОУ СОШ №2. Им. А.Г. Малышкина
7 класс Тема «В музыкальном театре»
Тема урока «Мой народ американцы»
Цель урока: Расширить представление семиклассников об образной сфере музыки американского композитора Дж. Гершвина.
Задачи:
1 Подключить детей к демонстрации уже знакомых песен Дж. Гершвина «Острый ритм –джаза звуки», «Любимый мой», вокализовать «Колыбельную Клары» из оперы «Порги и Бесс»
2 Закрепить понятия «корней» джазовой музыки – блюз, спиричуэл. Доказать непрекращающуюся популярность спиричуэла и в наши дни
3 Проанализировать темы из «Рапсодии в голубых тонах» Дж. Гершвина
4 Выявить специфический музыкальный язык Дж. Гершвина
Ход урока
1слайд.
- Этот музыкальный фрагмент прозвучал не случайно. Подумайте и скажите, какой музыке будет посвящен наш урок?
- Джазу.
- А давайте вспомним, что такое джаз? Где возник этот стиль музыки?
- В Америке.
- А чья музыка послужила основой для создания этого музыкального стиля?
- Музыка американских негров.
Какими особенностями обладает эта джазовая музыка? Что ей присуще?
- Полиритмия и импровизация.
- Давайте вспомним какие жанры афроамериканской музыки составили основу ДЖАЗА – внимание на экран:
(на фоне слайдов с №2 - №7 с автоматическим переключением звучит композиция Mahalia Jackson - The Best Of - - Walk In Jerusalem). В конце слайда №7 звук увести…
Жанры, которые легли когда- то в основу джазовой музыки продолжают шествовать в современном мире. Так, например, спиричуэл «Swing Low» стал официальной песней Кубка мира по регби 2003 г. в Англии.
Слайд №8 (спиричуэл «Swing Low»)
Угадай мелодию. Работа по карточкам.
Слушание фрагментов – Регтайм
Спиричуэл
Блюз
Выполнение задания.
Ритмическая игра.
Понять, насколько сложен и труден - по крайней мере для нас - ритм африканской музыки, не музыканту совсем непросто. Возможно, лучший способ получить представление о нем - это попытаться равномерно отбить ногой два удара, а руками за то же время сделать три хлопка.
(Сначала показывает учитель, затем все вместе. Можно разделить класс на две половины: первая половина два удара ногами, вторая – три хлопка в ладоши.)
Среди этой особенной, американской музыки вырос герой нашего урока, впитал её и сделал частью себя. Как вы думаете, о ком пойдет речь сегодня?
(Предположения детей)
Слайд №9 портреты Дж. Гершвина, годы жизни.
Это Джордж Гершвин. Гершвин - создатель американской национальной классики XX века. Он является основоположником американской музыки.
Это первый американский композитор, чья музыка стала известной во всем мире. Чем же он так прославился?
Ведь в ту пору (первая половина 20 века) в Америке были и другие композиторы?
(Предположения детей).
Гершвин был первым, кто в основу своей музыки положил негритянскую народную музыку джазового характера, сочетая ее с приемами европейской симфонической музыки. Это было неожиданно, необычно и обратило на себя внимание во всем мире.
Джаз в расистской тогда Америке, считали второсортной и недостойной музыкой для исполнения белыми людьми:
Слайд №10 (высказывания исследователя творчества Гершвина учебник «Музыка» Г. Сергеевой Е. Критской 7 класс стр. 40)
Чрезвычайно популярными стали многочисленные мюзиклы, песни Гершвина с быстро запоминающимися мелодиями. «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс» признана золотым хитом XX века. К её интерпретациям, вокальным и инструментальным, обращались многие известные музыканты мира.
Слайд №11 (звучит Summertime в обработке трубача Луи Армстронга и певицы Эллы Фицджеральд)
Рапсодия «Rhapsody in Blue» создавалась композитором в кратчайший срок к специальному конкурсу «Что есть американская музыка?» и была исполнена, по свидетельству современников с «нокаутирующим успехом». Об идее создания этого сочинения композитор писал:
Слайд №12 (Высказывание Дж. Гершвина)
Кроме того, Джорджем Гершвином был создан новый стиль музыки, получивший название.
- Может, вы сами попытаетесь расшифровать это слово? Для этого давайте насладимся поистине волшебной музыкой Дж. Гершвина.
Слушание: «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвин. Обсуждение произведения. |
Ученики: это слияние симфонической музыки и джаза.
Это симфоджаз .
Давайте запишем.
Симфоджаз - стиль музыки, сочетающий в себе элементы коммерческого джаза и лёгкой симфонической музыки.
В своей музыке Дж. Гершвин использует две традиции джазовую и классическую:
Слайд № 13 (таблица –сравнение)
В каком соотношении находятся в этом сочинении элементы джаза и классической музыки: конфликтуют между собой? вытесняют друг друга? органично объединены?
(Ответы детей).
Нужно отметить, что в оркестр Дж. Гершвин вводит новые тембровые краски, это саксофон, который вы все знаете по звучанию и банджо.
Слайд №14 (звучание банджо)
- Заметили ли вы, какие инструменты преобладают в джазовой музыке? Какие инструменты являются сольными?
Ученики: духовые.
- Почему духовые инструменты стали сольными?
(Предположения детей)
- Это последствия Гражданской войны (1861-1865) между Севером и Югом. Огромное количество расформированных духовых оркестров и буквально выброшенные духовые инструменты, которые оказались в руках негров.
Главные инструменты в джазовом оркестре – духовые. Они солируют.
ИГРА "Выбери инструменты"
А теперь попробуем создать образ Джаза с помощью музыкальных красок.
Для этого нам нужно отобрать инструменты, характерные лишь для него.
(Учитель показывает инструменты, дети сигнализируют карточками о наличие инструмента в джаз-бэнде).
Излюбленные инструменты Джаза: труба, тромбон, кларнет, рояль, контрабас, саксофон, гитара (банджо), ударные - барабаны, тарелки.
Надо отметить немногочисленность африканских мелодических инструментов по сравнению с множеством духовых, струнных и клавишных инструментов, которые существуют в Европе. Причина их немногочисленности достаточно проста: африканская музыка носит ритмический характер.
IV. Вокально-хоровая работа
-Сейчас мы с вами начнем разучивание песни Гершвина «Острый ритм – джаза звуки». Давайте послушаем.
(Слушание).
- В этой песне1-й куплет на русском языке, а 2-й - на английском. Мы с вами запишем 1-й куплет.
Прежде чем петь, надо сначала проговорить все слова, прохлопать ритм песни. Пение по рядам.
Слова песни
Острый ритм - джаза звуки
есть любимый,
счастья ль можно большего ждать?
Светит солнце, небо ясно
Есть любимый ,счастья ль можно большего ждать?
Возле двери радость бродит,
В мой дом входит благодать
Блещут звёзды, сладок сон мой,
есть любимый,
счастья ль можно большего ждать?
счастья ль можно большего ждать?
V. Рефлексия
- Какими музыкальными достижениями запомнился вам Дж. Гершвин? (песни «Острый ритм – джаза звуки», «Рапсодия в стиле блюз»)
- Вспомните понятие СИМФОДЖАЗ? (СИМФОДЖАЗ – стиль музыки, сочетающий в себе элементы коммерческого джаза и лёгкой симфонической музыки)
Вам все понравилось сегодня на уроке?
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
VI. Заключительное слово учителя.
Джаз – великая культура. Джаз дал начало рок-н-роллу, открыл дорогу многим певцам. Рок, эстрадная музыка, музыка кино, симфоническая музыка тоже заимствовали многие элементы джаза. Пусть для каждого из вас джаз станет чем-то особенным, источником сильных положительных эмоций. Надеюсь, что вы полюбите джаз.
Слайд №16 выводы о музыке Гершвина
Само же развитие джаза в сфере лёгкой музыки привело к рождению рок-музыки, а в сфере серьёзной музыки – к симфоджазу
Слайд №17
Слайд №18 домашнее задание
Слайд №19 литература и интернет ресурсы
- Пособие для учителя 7 кл по программе «Музыка» Е.Критской Г.Сергеевой 6-7 класс
- Учебники 6, 7 классы по программе «Музыка» Е.Критской Г.Сергеевой
- ;stype=image&lr=10820&noreask=1
Музыкальные фрагменты:
Mahalia Jackson - The Best Of - - Walk In Jerusalem
Summertime в обработке трубача Луи Армстронга и певицы Эллы Фицджеральд
Спиричуэл «Swing Low» - официальная песня Кубка мира по рэгби 2003г
Звучание банджо
Рапсодия Дж. Гершвина «Рапсодия в стиле блюз»
Мультфильм Уолта Диснею на «Рапсодию в стиле блюз» Дж. Гершвина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока музыки для 6 класса "«Героические образы вокальной и инструментальной музыки»"
Всероссийский конкурс для педагогов и учащихся «Недаром помнит вся Россия». Методическая разработка урока музыки «Героические образы вокальной ...
Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Полифония в музыке и живописи"
Урок музыки в 5 классе разработан по теме "Полифония в музыке и живописи". Цель урока: создать условия для развития у детей способности восприятия и постижения духовно-образного содержания музыки...
Методическая разработка урока музыки "Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора" для учащихся 5 класса
Открытый урок музыки по программе Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская (5 класс)...
Методическая разработка урока музыки в 5 классе по теме: «Образы героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» в литературе, музыке и живописи»
Данную разработку можно использовать на уроках музыки в 5 классе, в разделах «Что роднит музыку с литературой» или «Музыка и изобразительное искусство». Я проводила его как обобщающий урок по программ...
Методическая разработка урока музыки в 5 классе «Застывшая музыка. Музыка и архитектура»
Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Застывшая музыка. Музыка и архитектура" в рамках ФГОС (авторская программа Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)...
Применение технологии АМО на уроках музыки. Методическая разработка урока музыки по теме «Царит гармония оркестра» на основе технологии активных методов обучения
Методическая разработка урока музыки «Царит гармония оркестра» по технологии АМО создана на основе учебно-методического комплекса «Музыка» для начальной школы Е.Д. Критской,...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ: Урок музыки в 1 классе по теме: Музыкально-развлекательная викторина «До, ми, соль»»
Методическая разработка урока музыки: урок музыки в 1 классе по теме: Музыкально-развлекательная викторина «До, ми, соль»»...