"МУЗЫКА И ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА - ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕГРАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ И МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"
консультация по музыке

Баширова Ольга Александровна

Технология интеграции двигательной и музыкальной деятельности в образовательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_i_zdorove.docx34.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыка и здоровье ребенка – технология интеграции двигательной и музыкальной деятельности в образовательном процессе» 
«Забота о здоровье-это
важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
 

«Музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные и физические силы»

                                    В.А.Сухомлинский

Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического воспитания имеет свою давнюю историю. Так, Пифагор, Аристотель, Гиппократ и Платон считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Выдающийся врач всех времен Авиценна еще тысячу лет назад лечил музыкой больных.

Исследования американских ученых показали, что всего лишь 10-минутное прослушивание фортепианной музыки Моцарта повышает  IQ (коэффициент интеллекта) людей в среднем на 8-10 едениц.

На музыку реагирует  температура тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру тела на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас. 

В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом, со временем этот процесс более усугубляется. В наш компьютерный век, многие родители не уделяют достаточного внимания воспитания у  ребенка привычки  к здоровому образу жизни, а в силу своей занятости, направляют ребенка  к нерациональному использованию всевозможных гаджетов.
Актуальность темы  здорового образа жизни подтверждают и статистические показатели, по мнению специалистов, 75%  всех болезней человека заложено в детские годы, и педагог может сделать для здоровья воспитанника не меньше, чем врач.

Все это требует внедрения здоровьесберегающих технологий во все образовательные области, в том числе и образовательную область «Музыка»,

Цель: способствовать эффективному оздоровлению воспитанников в процессе использования на музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

  • создать полноценные условия для поддержания и сохранения здоровья дошкольников; 
  • внедрить эти технологии в образовательный процесс; закрепить навыки и умения детей, с целью улучшения их физического здоровья, голосовых и музыкальных данных, а так же здоровья психики дошкольников и их комфортного состояния в образовательном процессе;
  • развивать музыкальные и творческие способности, используя здоровьесберегающие технологии, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ребенка;
  • развивать эмоционально – волевую сферу и игровую деятельность;
  • формировать вокальные навыки (дыхание, артикуляцию, звукообразование, чистоту интонирования), исходя из здоровьесберегающих технологий и охраны детского голоса;
  • укреплять различные группы мышц и осанку, развивать музыкальный слух, вкус и чувство ритма, умение правильно двигаться, ориентироваться в пространстве; создать музыкальную предметно – развивающую среду с учетом здоровьесберегающей модели организации музыкально – оздоровительной работы;
  • содействовать просвещению родителей и педагогов.

       В системе музыкально- оздоровительной работы в ДОО можно предложить  использовать  следующие здоровьесберегающие технологии:

  • Дыхательная гимнастика
  • Вокалотерапия
  • Музыкотерапия
  • Танцетерапия
  • Игротерапия
  • Ритмопластика
  • Психогимнастика
  • Фольклоротерапия
  • Сказкотерапия
  • Пальчиковая гимнастика
  • Праздникотерапия

Средствами интеграции двигательной и музыкальной деятельности являются музыкально – подвижные игры, музыкально – ритмические движения, танцы, общеразвивающие упражнения.  

Музыкально-ритмические движения (ритмика) – один из видов
музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия.
 
Цель музыкально-ритмического воспитания дошкольника 
– развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. Чем раньше ребенок воспринимает гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, особенно в таком виде деятельности, как движение под музыку, – тем более гармоничным, естественным, успешным будет дальнейшее развитие ребенка, и возможно, меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формированием красивой речи, внимания, памяти,  мышления, формированием красивой речи.
«Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни – это свободное движение под музыку. И научиться этому можно у ребенка и вместе с ним.                                                        А.И. Буренина

Дыхательная гимнастика — это система дыхательных упражнений, направленная главным образом на профилактику и лечение заболеваний связанных с органами дыхания,  сердечно-сосудистых болезнях.    Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Стоит обратить особое внимание на часто болеющих, имеющих различные речевые нарушения детей. Ведь ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще.

  • Вокалотерапия:
  •      Вокалотерапия — научное название метода, который подразумевает лечение голосом. Голос выражает позицию ума. Ум с помощью мысли проецирует тонкие вибрации в виде дыхания. Вибрации дыхания, проходя через носоглотку, бронхи и легкие образуют голос. Голос — это уникальный музыкальный “инструмент”, данный человеку природой с самого рождения. Благодаря голосу мы можем петь, а значит выражать свое эмоциональное состояние. Когда человек поет, во внутренних органах возникает вибрация, которая массирует этот орган тела, то есть благодаря пению можно восстановить кровообращение и устранить застой в данном органе. Вокалотерапия, путем активного тренинга, массируя гортань, щитовидную железу, бронхи, легкие, сердце, печень, оказывает лечебное воздействие на весь организм человека. 

       В хоре прекрасно себя чувствуют стеснительные и не уверенные в себе малыши, потому что в группе поющих детей они себя чувствуют уверенней и спокойней. Пение оказывает на ребенка не только положительное эмоциональное воздействие, но и устраняет различные недомогания. Вокалотерапия очень эффективна при хронических заболеваниях лёгких и при бронхиальной астме, так как работа над протяжной песней, над удлинением выдоха способствует качественной вентиляции этих органов. Хоровое пение отлично лечит детей от заикания. Индивидуальная и групповая вокалотерапия укрепляет певческий аппарат детей, развивает воображение и творческие способности детей.            Вокально-речевые игры развивают память, слух, творческие способности, певческое дыхание и артикуляционный аппарат ребенка. Пением можно добиться координации дыхания с речью, улучшить дикцию, устранить гнусавость. Артикуляционная гимнастика развивает и укрепляет мышцы языка, губ, щек, то есть способствует развитию речевого аппарата.

         Вокалотерапия особенно показана депрессивным, заторможенным, эгоцентричным детям. Таким образом, при помощи вокалотерапии можно практиковать развивающий эмоциональный тренинг, который способствует улучшению психофизиологического состояния организма ребенка. Музыкотерапия

Музыкотерапия – метод, использующий музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении ребёнка.

На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас.

Ритмопластика.        Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента.

       Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.

Фольклоротерапия. - фольклор способствует раскрепощению, социализации, ценностному самоопределению детей, принятию ими нравственных норм и норм этического поведения.

Народный фольклор, вызывает у детей сильнейшие эмоциональные переживания. Их воздействие на растущий организм активизирует в большей  или меньшей  степени, работу буквально всех органов. Всей сложной системы желёз внутренней секреции и оказывает этим глубочайшее и продолжительное воздействие на всё поведение и развитие детей.

Сказкотерапия. Сказка – любимый жанр детей. Велико значение сказки для поддержания душевного мира детей. Сказка открывает ребёнку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты. Я стараюсь включать сказки в содержание сценариев праздников.

Пальчикотерапия. Кончики пальцев - есть второй головной мозг. В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Праздникотерапия

      Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор единственное средство развить ум ребёнка, обучить его и сохранить детство. На праздниках важно настроить детей эмоционально, увлечь за собой в мир музыки и сказки.  

           Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов.  Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает.

Логоритмика . Двигательные паузы просто жизненно необходимы для детей. Наиболее благоприятной формой активного отдыха на занятиях хоровым пением является логоритмическая гимнастика. Это кратковременные физические упражнения под музыку, а также различные движения под собственное пение. Они снимают напряжение после долгого сидения, усиливают кровообращение, и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов мозга, вызывая возбуждение других.

 Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов.  Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает.

«Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни – это свободное движение под музыку. И научиться этому можно у ребенка и вместе с ним.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция учебной и внеучебной деятельности в образовательном учреждении

Статья адресована руководителям системы образования, педагогам и методистам, осуществляющим или планирующим инновационную деятельность в образовании. Данная статья была опубликована в книге "Пути реал...

Интеграция двигательной и познавательной деятельности школьников на уроках физической культуры .

Интегрированное занятие -  это целое, а части - теоретическое содержание по предметам приемы, средства и формы работы с обучающимися свойственные физической культуре.Интеграция создаёт максимальн...

Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей младшего школьного возраста на уроке физической культуры

В системе начального школьного образования большое место занимают проблемы, связанные с противоречием между монопредметным обучением и необходимостью применения интегративных знаний, а также с противо...

ЗАНЯТИЯ ФУТБОЛОМ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Данный материал можно использовать на выступлениях заседаний методического объединения...

Педагогические чтения «Современные педагогические технологии и инновационная деятельность участников образовательного процесса в рамках реализации, актуализированных ФГОС СПО»

Педагогические чтения «Современные  педагогические технологии и инновационная деятельность участников образовательного процесса в рамках  реализации,  актуализированных ФГОС СПО&r...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе, как механизм повышения качества образования в условиях реализации ФГОС.

Одно из ключевых направлений развития отечественной образовательной системы, обозначенной в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», – переход на новые образовател...