Методические рекомендации по формированию приема игры "тремоло" у начинающих домристов
методическая разработка по музыке (5 класс)

Ефремова Любовь Викторовна

Тремоло является самым выразительным и самым трудным для освоения приемом игры  в домровом исполнительстве. Оно основывается на чередовании направления ударов по струне сверху и снизу и сочетает в себе целый комплекс движений руки, различных по степени мышечного напряжения. В работе подетально разбирается каждый этап, начиная  от простого тремолирования отдельных ноток до игры легато целой фразы.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств имени С.В. Рахманинова»

г. Старая Русса Новгородской области

Методические рекомендации по формированию приёма игры «тремоло»

у начинающих домристов

Автор: Ефремова Л.В.,

преподаватель по классу домры

Формирование приёма игры «тремоло» у начинающих домристов.

Тремоло является самым выразительным и самым трудным для освоения приемом игры в домровом исполнительстве. Оно основывается на чередовании направления ударов по струне сверху и снизу и сочетает в себе целый комплекс движений руки, различных по степени мышечного напряжения. Как известно, тремоло бывает нескольких видов:

1. Кистевое, оно тождественно движению кисти в «штриховой» игре с разницей лишь в том, что в штриховой игре делается одно и то же количество ударов на каждую, одинаковую по длительности ноту, а в тремоло мы думаем не о количестве ударов, а только о протяженности ноты во времени. Тремоло кистью дает легкое, прозрачное, светлое звучание.

2. Тремоло совместным движением кисти и предплечья (единый рычаг от локтя до медиатора). В этом случае кисть выпрямляется до прямого продолжения предплечья. Напряжение в запястье будет очень небольшим, необходимым лишь для удержания кисти в прямом положении. Этот вид тремоло дает большую плотность, густоту и силу звучания.

3. Комбинированное тремоло. Самостоятельные движениями кисти и предплечья одновременно. С увеличением амплитуды движения предплечья активизируется кисть, и подключаются главные двигательные силы – мышцы плеча. Этот вид тремоло применяется при внезапном изменении звучания, исполнении широких аккордов и создает сильный глубокий звук.

Используется тот или иной вариант в зависимости от поставленных в произведении задач: игра одноголосных, двухголосных или трехголосных мелодий, динамических оттенков пиано или форте, диминуэндо или крещендо, субито форте, субито пиано и так далее. В одном произведении могут использоваться все варианты тремоло.

Я в своей педагогической практике считаю нужным изначально учить ребенка кистевому тремоло, так как задачи начинающих довольно ограничены и осложнять их не имеет смысла. На основе успешного овладения тремоло кистью можно освоить и два других варианта.

Педагог сам определяет, когда начинать осваивать тремоло с тем или иным учеником. Обычно это происходит к концу первого года обучения, когда в работе над различными пьесами и этюдами начинающим домристом достаточно хорошо освоена «штриховая» игра (воспроизведение звука одиночными ударами и в разные стороны).

Первоклассник с интересом наблюдает, как на тремоло играет педагог или более старшие ученики, и ему тоже очень хочется как можно быстрее научиться этому приему. Он пытается подражать движениям рук старших, и если даже, как нам кажется, тремоло получается, чаще всего это происходит случайно и неосознанно. А надо, чтобы технология воспроизведения тремоло прошла через осознание учащимся правильных движений и правильных ощущений кисти правой руки. Приему тремоло надо обучать детей очень осторожно и постепенно, чтобы не зажать руки и в дальнейшем не испортить творческую карьеру учащегося неправильной методикой.

Поэтому ученику надо предложить подготовительные упражнения. Я уже много лет использую упражнения З. Ставицкого, которые отражены в его учебно-педагогическом пособии «Начальное обучение игры на домре» под редакцией И. Шитенкова в разделе: «Работа по освоению тремоло». Основой для упражнения будет цикл «бросок».

Практический блок.

I. Предложить ученику представить брошенный резиновый мячик с его постепенно затухающими отскоками. (Можно продемонстрировать на практике).

Показать похожий момент на примере брошенной кисти с его инерционными затухающими движениями.

Продемонстрировать упражнение «бросок» на листе толстого картона или толстой книге.

Продемонстрировать упражнение «бросок» на струне Ля. Чтобы не потерять легкости движений, предложить использовать в начале бумажный медиатор (по величине не больше обычного медиатора). Бумажный медиатор более эластичен и при соприкосновении со струной он не вызовет чрезмерных напряжений кисти, звук будет слабый, но мягкий.

Заменить бумажный медиатор на пластмассовый и продолжить работу на струне Ля.

Продемонстрировать упражнение «бросок» на двух других струнах.

Пояснение: Первый удар вниз активный при включенном мышечном напряжении, а оставшиеся три как бы на инерционном потряхивании по затухающей амплитуде расслабленной кистью (каждый последующий удар слабее предыдущего). Затем последний удар подхватывается активной кистью, и бросок повторяется. (Показать записанный нотами вариант упражнения на большом листе бумаги). При переменных (довольно частых) ударах по струне рука привыкает к нужному состоянию полной свободы (я вижу это визуально), и тогда после многочисленной серии бросков прошу ученика потремолировать сначала короткие, а потом более длинные звуки. Здесь очень важно объяснить, что тремоло – это ни что иное, как те же переменные удары, то более частые, и рука должна быть точно такой же свободной, как и при ударах. Обычно дети на примере этого упражнения очень легко и быстро ловят то нужное состояние кисти, при котором тремоло получается легко и свободно. И на данном этапе эти тремолируемые нотки можно назвать элементами тремоло.

II. Затем просто на открытой струне Ля предложить поиграть на тремоло отдельные звуки.

Пояснение:

Исполнение одного звука имеет три фазы: начало, развитие и окончание. Начало каждого звука должно быть определенным. Мы делаем замах, активно бросаем кисть, чувствуем первый удар и далее заполняем длительность ноты тремолированием, которое делаем более свободной рукой, не останавливая движения. Заканчиваем звучание тремоло движением руки вверх на новый замах.

III. Следующий этап – применение приема тремоло на практике в небольших пьесах.

1. Обычно я начинаю с белорусской народной песни «Перепёлочка». После того, как пьеса усвоена ударами, мы начинаем играть ноту Си на тремоло. «Перепёлочка» удобна тем, что после ноты на тремоло идет звук на открытой струне, что не создает ребенку никакой излишней зажатости..

2. Следующее произведение песенка В. Шаинского «Кузнечик». В ней мы тремолируем длинную открытую ноту Ля, что тоже очень удобно.

3. Следующая - русская народная песня в обработке Г. Кирхора «Не летай, соловей». Эта пьеса тоже очень удобна тем, что после исполненной ударами ноты До мы тремолируем, то ноту на ступень ниже, то на ступень выше и впервые в конце пьесы слиговываем две ноты Си и открытую Ля, что тоже не вызывает никаких трудностей у ребенка.

4. Никогда не обхожу без внимания песню В. Блага «Чудак». Уже давно на примере разных учеников заметила, что она дает определенный толчок в освоении тремоло. Оно становится более качественным, а именно более ровным, свободным и продолжительным. Паузы в этой пьесе отменила, а половинную ноту удлинила точкой. Удобство тремолирования длинной ноты связано с тем, что она берется с атакой звука после сыгранных ударами вниз предыдущих нот. Тремоло начинается активно с точки, как и положено.

5. На примере русской народной песни «Во поле береза стояла» мы знакомимся с четвертью с точкой, что создает более сложный ритмический рисунок и усложняет задачу ученика. Ему надо объяснить, что после длинной ноты руку надо остановить в нижнем положении, а следующий звук взять ударом вверх. Здесь дело привычки. На первых порах дети по-прежнему пытаются закончить тремоло движением руки вверх.

6. Следующий этап – игра на тремоло двух залигованных нот. Объясняю, что так же, как и в предыдущей пьесе, первая нота берется на тремоло, рука останавливается внизу, следующая нота идет ударом вверх, но важно не передержать первый звук, так как по длительности обе ноты совершенно одинаковые. Для этого надо обязательно считать. Хороший пример для исполнения этого домрового штриха пьеса Е. Металлиди «Два кота».

7. Следующий этап он же и последний – игра двух и более слигованных нот. Лучше всего это получается на примере песни Д. Кабалевского «Про Петю» и М. Парцхаладзе «Плачет котик». Основная задача, с которой сталкивается ребенок, не останавливать кистевые движения, происходящие при тремолировании, при взятии следующей ноты. И если ребенок усердный, ответственно подходит к домашним занятиям эта проблема успешно решается.

Заканчивая данный этап по начальному освоению тремоло, мы вплотную подошли к работе над более длинными фразами, и предложениями и целыми произведениями, исполняемым этим непростым, но очень красивым приемом игры на домре. Но это будут следующий этап работы по освоению тремоло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию у обучающихся умения решать основные виды логарифмических неравенств

В работе рассмотрены основные виды логарифмических неравенств, даны методические рекомендации по обучению учащихся решению логарифмических неравенств разными способами....

Методические рекомендации по формированию здоровьесберегающей компетентности учащихся по биологии в теме «Опора и движение».

Данные методические рекомендации направлены на формирование здоровьесберегающей компетентности  в теме «Опора и движение»   в курсе биологии раздела «Человек и его здоровье» для учащихс...

Методические рекомендации по использованию приемов ТРКМ (в соответствии с требованиями ФГОС)

Материал дан в виде таблицы: название приема, этапы работы, методические рекомендации (по книге Галактионовой Т.Г "От самопознания к самореализации")....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЛЕКСНОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Комплексное учебно-методическое обеспечение - это планирование, разработка и создание оптимальной системы (комплекса) учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной о...

Методические рекомендации при занятиях волейболом с начинающими школьниками.

Данный материал будет полезен для начинающих педагогов при подготовке занятий по волейболу. В материале содержится рекомендации по подготовке занятий и педагогические принципы в работе с начинающими в...

Сборник методических рекомендаций "Эффективные методы, приемы и формы организации учебной деятельности на уроках русского языка"

В данном сборнике представлен опыт педагогической деятельности учителя русского языка и литературы по эффективной организации современного урока русского языка путем сочетания в практике активных мето...