Роль аппликатуры при обучении игре на фортепиано
методическая разработка по музыке
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО(ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА ИМ. Н К КРУПСКОЙ
Роль аппликатуры при обучении игре на фортепиано
Выполнили:
Дидук Ю.В.,
Сыркашева О.Н.,
преподаватели по классу фортепиано
Аппликатуру нужно выбирать сознательно – это простое требование учащиеся часто забывают. В начале работы над пьесой многим не до аппликатуры; во время занятий в медленном темпе – тоже, так как в медленном темпе «все равно», какими пальцами играть. Так заучивается неверная аппликатура. И только при переходе к настоящему темпу обнаруживается ее непригодность.Начинается переучивание пальцев – работа, отбирающая немало нервной энергии и времени.Аппликатуру нужно выбирать в начальной стадии работы. Прежде всего, необходимо тщательно изучить редакционные и особенно авторские указания. Залогом качественного исполнения фортепианного сочинения служит тщательная предварительная работа над различными техническими и художественными моментами.
Одним из наиболее важных факторов успешного преодоления технических трудностей служит правильный выбор аппликатуры. Аппликатурную дисциплину необходимо воспитывать в учащемся с первых шагов обучения игре на инструменте и в дальнейшем постоянно совершенствовать.
Аппликатура - это способ расположения и порядок чередования пальцев при игре на музыкальных инструментах, а также и само обозначение этого способа в нотах. Выбору подходящих пальцев (аппликатуры) и усвоение этими пальцами техники исполнения придается огромное значение. Цель методического доклада - выделить круг наиболее важных вопросо, связанных с развитием аппликатуры, а также освоить главные принципы и методы подбора аппликатуры.
Задачи методического доклада: - учить пианиста умению грамотно подбирать соответствующую аппликатуру, руководствуясь задачами художественной выразительности; - воспитывать с первых лет обучения сознательное отношение к аппликатуре; - знакомить с аппликатурными принципами правилами великих мастеров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_applikatury_pri_obuchenii_igry_na_fortepiano.docx | 16.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
АППЛИКАТУРА
1. Основные аппликатурные принципы по Г. Г. Нейгаузу В методике преподавания фортепиано существуют определенные принципы аппликатуры. Педагог, работая над аппликатурой, должен помнить ее главный, художественно верный принцип. Он заключается в следующем: наилучшей является та аппликатура, которая позволяет наиболее верно передать данную музыку и наиболее точно согласуется с её смыслом; она же будет и самой красивой аппликатурой. Аппликатура должна подчиниться задачам художественной выразительности. Это − важнейший и основной аппликатурный принцип. Обратимся к книге Г.Г. Нейгауза «Об искусстве фортепианной игры, где он выявил три правила аппликатуры:
1.) Говоря об аппликатуре, важно установить её верховный художественно верный принцип. Всё остальное тогда естественно из него вытекает. А главный принцип заключается в следующем высказывании: наилучшей является та аппликатура, которая позволяет наиболее верно передать данную музыку и наиболее точно согласуется с её смыслом.
2.) Вторым принципом можно считать гибкость, вариантность аппликатуры в связи с духом, характером, фортепианным стилем данного автора. Ведь в искусстве, говорит Нейгауз, нет мелочей, всё подчинено законам красоты вплоть до последней детали. 3.Аппликатура должна быть удобной для данной руки в связи с её индивидуальными особенностями и намерениями пианиста. Исполнитель, обладающий даже самой небольшой и неудобной рукой, всегда сможет соблюдать первый и второй принципы аппликатуры, если он понимает музыку и имеет хорошую пианистическую культуру. Но соблюдать он их будет, пользуясь своими личными индивидуальными средствами, воплощая, таким образом, третий принцип. Г.Г. Нейгауз пишет, что все опытные пианисты умеют при случае заменить одну аппликатуру другой. Но, работая в классе фортепиано с детьми над сложными техническими произведениями (в старших классах) и только начинающими свой путь в музыке малышами, рекомендуется выучивать, как правило, одну, твёрдо установленную, наилучшую из возможных вариантов аппликатуру. При этом очень важно помнить, что нельзя заучивать механически, без участия головы и слуха.
2. Е. Либерман об аппликатуре Выбор аппликатуры имеет немаловажное значение в работе. Аппликатуру нужно сознательно выбирать в начальной стадии работы. Необходимо тщательно изучать редакционные и особенно авторские указания. Бывают и неудачные, неудобные указания. Лучшая аппликатура та, «которая позволяет наиболее верно передать данную музыку и наиболее 5 точно согласиться с её смыслом. Это и есть верховный принцип художественно верной аппликатуры» Г.Нейгауз. Другой принцип – «принцип удобства аппликатуры для данной руки в связи с её индивидуальными особенностями и намерениями пианиста» Г.Нейгауз. Аппликатуру нужно выбирать, играя в быстром темпе. Если какой-то отрывок вызывает сомнения, следует поучить его немного и попробовать в быстром темпе одной, потом другой аппликатурой. Соединить его с предыдущим и с последующим отрывками. Подходящую аппликатуру записать. В быстрых пальцевых последовательностях нужно стремиться к тому, чтобы один и тот же палец употреблялся по возможности реже. Но и в этом правиле встречаются исключения. Учащиеся должны овладеть аппликатурной дисциплиной. Нужно придерживаться правил, которые используются в гаммах, арпеджио, аккордах и не нарушать их. Правильно играть аппликатуру в аккомпанементах, когда бас играется пятым пальцем, а нижний звук аккорда следует играть не 5-м, а 3-м или 4-м пальцем. Употреблять на черные клавиши в басах пятый палец и ставить его поперёк черной клавиши. Тогда им попасть легче, чем на белые. Не бояться употреблять 1-й палец на черные клавиши, потому что им легче попасть, и он лучше может справиться с задачей, когда нужно показать характерный акцент. Внимательно следует относиться к аппликатуре аккордов, вкрапленных в одноголосные последовательности, в сложной фактуре с двойными нотами, в полифонии. В исполнении быстрых унисонов надо находить согласованную, «симметричную» аппликатуру, в которой частое использование 1-го пальца сделает недостижимым стремительный темп. Аппликатура хроматических гамм в зависимости от темпа меняется. «Классическая» - до 3-го пальца - самая удобная, которая даёт максимум силы и чёткости. Наиболее употребим – до 4-го пальца. А есть случаи, когда для самых быстрых темпов приходится использовать пятипалую аппликатуру. В отрывках staccato аппликатуру надо выбирать так же, как и всюду, чтобы при исполнении случайными пальцами игра в темпе не стала корявой, суетливой, чтобы одна рука не мешала другой руке. При перекрёстном положении рук, одна над другой, удобнее вовсе не играть 1-м пальцем, который не может так далеко вытянуться, как более длинные 2-й или 3-й пальцы. И участие 1-го пальца требует в этом положении рук очень неудобного, напряжённого поворота кисти, что крайне нежелательно. 6 Хорошая аппликатура – серьёзная техническая проблема. Умение найти её приходит с опытом, а опыт накапливается в процессе сознательной работы.
3. Г. Коган о подборе аппликатуры Г. Коган пишет о том, что подбирая аппликатуру, нельзя руководствоваться тем, насколько она удобна при медленной игре. Это еще не гарантирует ее пригодность при настоящем исполнении. Нужно обязательно прикинуть ее в быстром темпе. Существуют, по мнению Когана, два вида аппликатур: «трехпалая», ведущая свое начало от Черни, и «пятипалая», идущая от Листа и его последователя Бузони. В свое время «трехпалая» аппликатура была оправданным шагом и сыграла полезную роль в пианистической практике. При тогдашних приемах игры- сочетании легатности с почти неподвижной рукой- это избавляло пианистов от некоторых неразрешимых проблем (подкладывание 1-го пальца после 5-го и 4-го). В последующие десятилетия в пианистических приемах произошли значительные перемены: легато стало менее «связанным», его место частично заняло нон легато, рука получила свободу движений, начал широко применяться «собирающий» бросок руки к 5-му пальцу. В этих условиях 1-й палец может не подкладываться, а перебрасываться через 4-й или 5-й. Слабость последних пальцев компенсируется переносом в их сторону центра тяжести руки при помощи собирательного движения. Использование же «трехпалой» аппликатуры все более утрачивает свое разумное основание. Но все же вопрос о сравнительных достоинствах этих двух аппликатурных систем нельзя считать окончательно решенным. Многое тут зависит от строения руки и других индивидуальных особенностей исполнителя. Наконец, помимо технических соображений существуют еще и художественные требования, которым везде, где это возможно, должно принадлежать решающее слово. Коган из своей книги «У врат мастерства» цитирует, что «неудобное» может оказаться и предпочтительнее удобного, если оно точнее, лучше доносит до аудитории намерения автора или исполнителя.
4. В. Листова об индивидуальных особенностях пальцев Подбирая аппликатуру, педагог должен учитывать следующие моменты. Следует руководствоваться естественными особенностями пальцев. Пальцы у нас все разные. И «выравнивать» их звучание можно только слухом, верным представлением о звуке. Первый палец– земледелец, способный к тяжелой работе. Его уместно применять для извлечения особенно насыщенных звуков. Но наряду с этим 7 он должен знать ощущение легкости и подвижности. Важно, чтобы первый палец не «уходил» с клавиатуры, когда играют другие пальцы. Играющий палец уводить с клавиатуры нельзя. Второй палец – это рабочий. Он умелый, сильный, способный к разнообразной деятельности. Третий палец занимает высшее положение в руке. Он выполняет организационные функции, олицетворяя собой конструктивные силы. Четвертый палец не столь свободен и самостоятелен по своему строению. Он отзывается неохотно, но очень ценный при игре кантилены. Это певец руки, и по отношению к другим пальцам он представитель искусства. Пятый палец – это олицетворение детства, так сказать баловень руки. Таким образом, пальцы для нас как члены общества. Они каждый требуют к себе особое внимание и ежедневной тренировки. Заключение Опыт таких известных педагогов − пианистов, не остаётся в тени, он становиться общественным достоянием. Знакомясь с методикой этих мастеров, появляется стремление постичь многое для себя, но и способствовать распространению этих ценных знаний и достижений. Доклад – это не исчерпывающий материал по вопросам работы над аппликатурой, а только её часть. Здесь описаны лишь основные методы, способы, советы и рекомендации. В любом хорошем деле нет предела совершенству. И в вопросе изучения новых методов аппликатуры тоже. Это лишь одна маленькая сторона того многогранника, который называется педагогика музыкального воспитания. Поэтому опыт крупнейших преподавателей заслуживает к себе не только особое внимание, но и тщательное изучение. В особенности опыт тех, кто работает с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие по обучению гаммам в начальных классах обучения игры на фортепьяно
Работа над гаммами, их изучение и исполнение – обязательный, но не всегда увлекательный процесс. Чтобы 6-7-летним начинающим пианистам было интересно заниматься гаммами, применяем ассоциативный ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ «Формирование навыков игры на фортепиано в работе над музыкальным произведением на уроках «Индивидуальное обучение игре на фортепиано и детских музыкальных инструментах »
Данная методическая разработка посвящена рассмотрениюнекоторых методов и приемов, способствующих формированию навыков игры на фортепиано. Методы и приемы, перечисленные в данной работе, являются актуа...
2012 г. Открытый урок по фортепиано "Средства музыкальной выразительности на начальном этапе обучения игре на фортепиано"
Урок для учащихся 1 класса фортепианного отделения.На сайте имеется презентация "Средства музыкальной выразительности"...
Методическая разработка для педагогов по классу фортепиано музыкальных школ, школ-студий "Обучение игре на фортепиано детей с недостаточным развитием координации движений»
Обучение игре на фортепьяно представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором учувствуют различные анализаторы: зрительный, речеслуховой, двигательный. В основе его лежат сложнейшие...
«Роль психологических факторов в обучении игре на фортепиано.»
laquo;Роль психологических факторов в обучении игре на фортепиано.»...
«Роль психологических факторов в обучении игре на фортепиано.»
laquo;Роль психологических факторов в обучении игре на фортепиано.»...
Доклад на тему: "Музыкально-слуховые данные детей и способы их выявления перед началом обучения игре на фортепиано", Доклад на тему: «Работа над аккомпанементом в классе фортепиано»
Музыкально-слуховые данные детей и способы их выявления перед началом обучения игре на фортепиано. Учебный предмет "Концертмейстерский класс" направлен на воспитание разносторонне...