Музейный урок
методическая разработка по музыке (8 класс)

Галсанова Инна Саяновна

Музейный урок с ипсользованием бурятского национального инструмента "Морин хуур"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynyy_urok.docx19.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музейный урок

Тема урока: Монгольский народный инструмент Морин хуур

Учитель: Галсанова Инна Саяновна- учитель музыки.

Класс: 8 класс

Цель урока: Знакомство с инструментом из школьного музея. Развитие сознательного отношения к игре на морин хуре; 

Познакомить с монгольским народным музыкальным инструментом морин хуур: с его особенностями, строением инструмента и звучанием.

Коррекция слухового восприятия через закрепление певческих навыков и умений при исполнении (повторении) ритмично и выразительно знакомой песни. Расширение словарного запаса учащихся посредством употребления музыкальных терминов.

Воспитывать интерес и любовь к  народному музыкальному искусству; воспитывать потребность в общении с музыкой.

Оборудование:

Компьютер, презентация, изображения инструментов, аудио запись, морин хур.

Словарная работа:

Бурятские народные инструменты, морин- хур

п\п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент

Приветствие.

Прозвенел звонок, начался урок.

Здравствуйте, ребята!

"Здравствуйте, учитель!"

2.

Основная часть

 

 

2.1

Коррекционное задание

- Скажите, какой инструмент у меня в руках?

-Я сыграю ритм на ложках, а вы должны его повторить на инструментах, которые лежат на столе перед вами.

- Русский народный музыкальный инструмент - ложки!

Весь класс повторяет ритм.

2.2

Повторение пройденного.

- Назовите инструменты, на которых вы играли:

Вы правильно назвали инструменты.

- А кто из вас знает, как ещё их называют?

- А как вы думаете, почему они называются русскими народными инструментами!

- Из чего они сделаны?

Да в основном из дерева и : .

Дети называют и показывают:

погремушка, трещотка, бубен, колокольчики, бубенчики.

Это русские народные музыкальные инструменты.

Их придумал и смастерил народ.

Из дерева.

2.3

Актуализация новой темы.

- А теперь попытайтесь назвать музыкальный инструмент, о котором я расскажу легенду.

Этот инструмент распространён  в Монголии, регионально на севере Китая (в первую очередь район Внутренняя Монголия) и России (в Бурятии, Туве, Иркутской области и Забайкальском крае).

В Китае называют матоуцинь, что означает «инструмент с лошадиной головой».

Головка грифа  традиционно изготавливается в виде головы лошади. Звук инструмента в монгольской поэзии сравнивается с лошадиным ржанием или с дуновением ветра в степи. В некоторых композициях звук инструмента имитирует ржание.

Дети пытаются отгадать народный инструмент.

2.4.

Изучение темы.

Одна из монгольских легенд приписывает изобретение инструмента мальчику по имени Сухэ. После того, как злой хан убил любимую белую лошадь Сухэ, дух лошади явился к мальчику во сне и велел ему сделать себе музыкальный инструмент из её тела, чтобы Сухэ и его лошадь по-прежнему оставались неразлучны.

Согласно легенде, Сухэ создал первый морин хуур (матоуцинь), изготовив гриф из лошадиной кости, струны из конского волоса, обтянув деревянный корпус конской шкурой и вырезав головку грифа в форме лошадиной головы.

Китайские исследователи предполагают происхождение морин хуура от цзициня — древнего струнного инструмента, некогда распространённого на северо-востоке Китая.

В Европу морин хуур первым привёз Марко Поло, который получил его в подарок в 1275 году во время посещения Шанду — «летней столицы» династии Юань.

Работа с рабочими тетрадями. Все дети находят морин хуур правильно.

Слушают монгольскую народную мелодию.

Весело, задорно...

 Практическая часть.

- А сейчас мы послушаем исполнение на морин хуре Лудупа Очирова известной военной песни «Журавли».

А потом попробуем исполнить под аккомпанемент хура эту песню.

 Просмотр видео и исполнение песни «Журавли»

2.6

 

Первичное закрепление нового материала.

 А теперь посмотрим этот инструмент, который находится у нас в музее. Инструмент изготовил Молокшонов Сергей Дулмаевич в 1980 году. У морин хуур корпус деревянный, трапециевидной формы, на  смычок натянуты волосы из конского хвоста.

О каком инструменте мы сегодня с вами говорим?

Всем очень нравится морин хуур.  На морин хууре играют сидя, зажав трапециевидный корпус между коленями и держа гриф под острым углом (почти вертикально) вверх. Как правило, это мужской инструмент, широко использующийся как для сольного исполнения, так и для аккомпанирования. Особенно важен для аккомпанирования при исполнении уртын дуу и эпических сказаний.

Замечательно сыграли!

 Демонстрация инструмента морин хур.

Дети играют на морин хуре.

3.

Заключительная часть.

 

 

3.1

Подведение итогов.

Подошло время вспомнить, о чём мы с вами говорили сегодня на уроке и что нового вы узнали?

- Вам понравилась встреча с морин хууром?

- В своих тетрадях дома напишите имена известных исполнителей на морин хуре. Прощание с учителем.

Прозвенел звонок, закончился урок,

До свидания!

Учащиеся под звучание монгольского народного оркестра выходят из класса.

Учащиеся высказываются о теме занятия.

Рассказывают, что им запомнилось.

- Познакомились с монгольским народным инструментом – Морин хуур.

Морин хуур сегодня звучала в составе оркестра бурятских народных инструментов.

У морин хуур корпус деревянный, квадратной формы, на котором натянуты 2 струны.

- До свиданья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейный урок "Из бабушкиного сундука.."

Музейный урок   Тема: Из бабушкиного сундука… Краткая аннотация.     Музеи как центры хранения историко-культурного наследия обладают большим образовательным потенциалом.  Му...

Музейные уроки

урок-музей "Итоги и уроки Великой Отечественной войны"Богородицкая Татьяна Ивановна...

Интегрированный музейный урок по истории и литературе "Миссия милосердия в путешествиях В.Я.Ерошенко"

Интегрированный музейный урок по истории и литературе "Миссия милосердия в произведениях В.Я.Ерошенко" представляет собой синтез научно-исследовательского компонента с обучающими видами деятельности. ...

Сценарий музейного урока «Память незримая нить, связывающая правнуков и их прадедов, отстоявших мир» урок посвящён 70-ой годовщине освобождения Верхнедонского района от немецко-фашистских захватчиков

Внеклассное мероприятие посвященное 70-летию освобождения Верхнедонского района от немецко-фашистксих захватчиков проведенное в школьном музее дл яучащихся 1-4 классов.Цель мероприятия: Приобщить учащ...

Музейный урок «Юный музейщик»Урок посвящение в члены музейного сообщества

Урок-посвящение. Совет Музея проводит занятие с ребятами перешедшими в 5 класс.Еще Ф.М. Достоевский заметил, что полукультура страшнее чумы. Сегодня многим стало ясно, какая страшная опасность для кул...

Музейные уроки в образовательном учреждении в системе музейной педагогики.

О проблемах внедрения  положений "музейной педагогики" в учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях страны. В «Профессиональном стандарте педагога» пря...