Музейные уроки
методическая разработка по краеведению (9 класс) на тему
урок-музей "Итоги и уроки Великой Отечественной войны" | Богородицкая Татьяна Ивановна |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2503_9.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 30» города Старый Оскол
Итоги и уроки Великой Отечественной войны
(урок-музей, 9 класс)
Учитель истории
Богородицкая Т.И.
г .Старый Оскол
2010 год
Цели:
1. Продолжить формирование представления учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме; вызвать чувство восхищения и гордости подвигами, совершенными советскими людьми в годы войны.
2. Показать роль самовоспитания в формировании нравственной стойкости, мужественности, чувства долга и ответственности перед обществом и вызвать стремление воспитывать в себе волю, целеустремленность, нравственную красоту.
3.Продолжить формирование патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за своих земляков, уважения к фронтовикам и всем, кто внёс свой вклад в победу над врагом, интереса к истории.
Оборудование: презентация, компьютер, видеопроектор, выставка книг о Великой Отечественной войне, экспонаты музея(: немецкая каска, солдатская фляжка для воды, солдатский котелок, патроны, письмо с фронта, похоронка с фронта).
Предварительная подготовка.
1. Задания учащимся:
а) Прочитайте книги о мужественных людях, их героических делах, о сражениях в годы Великой отечественной войны (см. кн.: Дети города-героя. – Л., 1974; Мальков, В. Северное сияние: повесть. – М., 1977; Медаль за бой, медаль за труд. – М., 1970; Морозова, В. Человек трудом славен: очерки. – М., 1981).
б). Подготовить сообщения нескольким учащимся о городах-героях Великой Отечественной войны.
в) Подготовить сообщение узники концлагерей во время Великой Отечественной войны.
2. Подготовить стихи о Великой Отечественной войне.
3. Предложить учащимся высказать свое мнение по следующим вопросам:
Каких людей вы считаете героями?
Ваше понимание героического поступка?
Можно ли честное исполнение своего долга считать подвигом?
Обязательно ли подвиг связан с риском для жизни?
Что значит «быть мужественным»?
Применимо ли это понятие к женщинам?
Подвиг это вспышка отваги, случайность или результат всей жизни?
План урока.
1. Что мы знаем о Великой Отечественной войне (вступительная беседа).
2. Человек на войне.
3. Великая Отечественная война в мемориальной культуре.
4. События Великой Отечественной войны в поэтических произведениях.
5. Итоги и уроки войны.
Ход урока:
Патриотизм – это не значит только одна любовь к родине.
Это гораздо больше.
Это – сознание своей неотъемлемости от родины
и неотъемлемое переживание вместе с ней
ее счастливых и ее несчастных дней
(А.Н.Толстой)
1. Актуализация знаний (беседа):
Что мы знаем о Великой Отечественной войне?
Как люди встретили войну?
Почему мы называем войну Великой Отечественной?
Перед нами находятся экспонаты школьного музея: немецкая каска, солдатская фляжка для воды, солдатский котелок, патроны, письмо с фронта, похоронка с фронта. Все эти вещи дают нам информацию о далёких днях войны, заставляют задуматься о судьбах тех, кто ценой собственной жизни подарил нам будущее…
2. Человек на войне.
(обобщение учителя)
На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение Родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. Давайте навсегда сохраним память об этой справедливой войне.
В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!
Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.
Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.
Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина – 1600 км. Итого: 2600 км - это если считать по прямой.
Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года- 1418 дней.
Люди погибали, не щадили своей жизни, шли на смерть, чтобы прогнать фашистов с нашей земли. 28 Панфиловцев. Они не пропустили к Москве ни один из 50 с лишним вражеских танков. "Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва". Защищая столицу, почти все бойцы погибли, но они подбили 50 фашистских танков.
(сообщение ученика)
Белорусская деревня Хатынь. Это было так: 22 марта 1943 года небольшую деревню Хатынь окружили немцы. Солдаты врывались в крестьянские хаты и выбрасывали людей на улицу. Жителей сгоняли в сарай. В нём становилось всё теснее и теснее. Матери пытались успокоить детей, но сами не могли сдержать слёз. В Хатыни было немало многодетных семей. Например, у Барановских - 9 детей. У Новицких, Иотко - по 7. А 19-летняя Вера Яскевич на руках качала семинедельного сына. В сарай прикладами затолкали стариков. Каратели обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Их сжигали живыми. Многие пытались вырваться из огня. Тщетно! Эсэсовцы хладнокровно, без промаха расстреливали их из автоматов. Для 149 жителей Хатыни этот день стал последним. Мученическую смерть приняли 75 детей.
(ученик)
* А. Безыменский
Страна цвела. Но враг из-за угла
Свершил налет, пошел на нас войною.
В тот грозный час,
Стальною став стеною,
Вся молодость оружие взяла,
Чтоб отстоять Отечество родное.
(ученик)
*М. Исаковский
Мы здесь не потому, что дата.
Как злой осколок, память жжет в груди.
К могиле неизвестного солдата
Ты в праздники и будни приходи.
Он защитил тебя на поле боя,
Упал, ни шагу не ступив назад,
И имя есть у этого героя-
Великой Армии простой солдат.
3. Великая Отечественная война в мемориальной культуре.
Давайте вспомним,кого мы называем героями?
(сообщения учеников о городах-героях)
* *Город – Герой - высшая степень отличия, присваиваемая Президиумом Верховного Совета СССР городам за массовый героизм и мужество его защитников, проявленные в Великой Отечественной войне.
Приказом Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года первыми городами-героями были названы Ленинград, Сталинград, Севастополь и Одесса. На сегодня звание города-героя также имеют: Киев, Москва, Керчь, Новороссийск, Минск, Тула, Мурманск, Смоленск, Брестская крепость (крепость-герой). (12 городов были удостоены почетного звания «Город-герой» )
1ученик-Брестская крепость
На всю страну стал известен подвиг пограничников Брестской крепости, которые около месяца сдерживали дивизию противников. За массовый героизм и мужество его защитников Бресту было присвоена высшая степень отличия - звание «Город-герой».
2 ученик -Волгоград
В 1942 году у стен Сталинграда решалась судьба всего цивилизованного мира. В междуречье Волги и Дона развернулось величайшее в истории войн сражение.
*2 февраля - Победа в Сталинградской битве
Победа советских войск над немецко-фашистскими войсками под Сталинградом - одна из наиболее славных страниц летописи Великой Отечественной войны. 200 дней и ночей - с 17 июля 1942 года до 2 февраля 1943 года - продолжалась Сталинградская битва при непрерывно возрастающем напряжении сил обеих сторон. В течение первых четырех месяцев шли упорные оборонительные бои, сначала в большой излучине Дона, а затем на подступах к Сталинграду и в самом городе. За этот период советские войска измотали рвавшуюся к Волге немецко-фашистскую группировку и вынудили ее перейти к обороне. В последующие два с половиной месяца Красная Армия, перейдя в контрнаступление, разгромила войска противника северо-западнее и южнее Сталинграда, окружила и ликвидировала 300-тысячную группировку немецко-фашистских войск.
Сталинградская битва - решающее сражение Второй мировой войны, в котором советские войска одержали крупнейшую победу. Эта битва ознаменовала начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом. Закончилось победное наступление немецко-фашистских войск и началось их изгнание с территории Советского Союза.
ОДА СОЛДАТУ
Солдату я слагаю оду.
Был ратный путь его тяжел.
Он все прошел: огонь и воду,
И трубы медные прошел.
Шагал по вражескому следу
До завершающего дня.
И прочно выковал Победу
Из грома, стали и огня.
И, полная творящей силы,
Вся в блеске солнца, не в дыму,
Стоит спасенная Россия,
Как вечный памятник ему.
3 ученик -Керчь
Всем! Всем! Всем! Всем народам Советского Союза! Мы, защитники обороны Керчи, задыхаемся от газа, умираем, но в плен не сдаемся!`, - это текст знаменитой радиограммы одного из защитников каменоломен Аджимушкая - полковника Ягунова. Подвиги и героизм жителей Керчи - одна из самых трагичных и великих страниц Отечественной войны. За время оккупации этого города фашисты уничтожили 15 тысяч мирных граждан, угнали в Германию более 14 тысяч. Но дух гордого народа не был сломлен, не смотря ни на что!
4 ученик -Киев
778 дней столица Украины была оккупирована немецкими захватчиками, которые почти полностью разгромили город. Подвиг Киева увековечен в присвоении ему звания Города-Героя. В память о событиях 1941-1945 года в городе был воздвигнут Мемориальный комплекс «Национальный музей истории Великой Отечественной войны» - еще одно свидетельство того, что подвигу народа-победителя - жить в веках.
5 ученик -Ленинград
С 20 ноября началась голодная блокада Ленинграда. Блокада города продлится до января 1944 года. За массовый героизм его защитников Ленинграду присвоено звание «Город-герой».
*27 января - День снятия блокады города Ленинграда
С первых дней войны одним из стратегических направлений, по планам гитлеровского командования, было ленинградское. Ленинград входил в число важнейших объектов, намеченных для захвата.
Битва за Ленинград, самая продолжительная в ходе всей Великой Отечественной войны, шла с 10 июля 1941 г. по 9 августа 1944 г. Советские войска в ходе 900-дневной обороны Ленинграда сковали крупные силы германской армии и всю финскую. Это, несомненно, способствовало победам Красной Армии на других участках советско-германского фронта. Ленинградцы показали образцы стойкости, выдержки и патриотизма.
Во время блокады погибли около 1 млн. жителей, в том числе более 600 тыс. - от голода. В ходе войны Гитлер неоднократно требовал сровнять город с землей, а его население полностью уничтожить. Однако ни обстрелы и бомбардировки, ни голод и холод не сломили его защитников.
6 ученик -Минск
За время трехлетней оккупации в Минске и его окрестностях немцы уничтожили более 400 тысяч человек, а сам город превратили в руины и пепел. Но Минск не сдался, не покорился врагу, а героически боролся против немецких оккупантов. В 1974 году в ознаменование заслуг граждан города в борьбе против нацизма Минск получил звание город-герой.
7 ученик -Москва
* Н. Добронравов
Война. Жестокая война
Не первый месяц длится…
Жизнь, как струна, напряжена
В опасности столица.
*12 декабря 1941 года мир облетело знаменательное сообщение Московского радио. В сводке Советского информбюро `В последний час говорилось: «6 декабря 1941 года войска нашего фронта, измотав противника в предшествующих боях, перешли в контрнаступление против его фланговых группировок. В результате начатого наступления обе эти группировки разбиты и поспешно отходят, бросая технику, вооружение и неся огромные потери».
*НЕИЗВЕСТНЫЙ СОЛДАТ Ю. Коринец
Ярко звезды горят,
И в кремлевском саду
Неизвестный солдат
Спит у всех на виду.
Над гранитной плитой
Вечный свет негасим.
Вся страна сиротой
Наклонилась над ним.
Он не сдал автомат
И пилотку свою.
Неизвестный солдат
Пал в жестоком бою.
Неизвестный солдат -
Чей-то сын или брат,
Он с войны никогда
Не вернется назад.
Ярко звезды горят,
И в кремлевском саду
Неизвестный солдат
Спит у всех на виду.
Свет зажгли мы ему
Под стеною Кремля,
А могила ему –
Вся земля, вся земля.
*5 декабря - День начала контрнаступления советских войск против захватчиков в битве под Москвой
По количеству войск, военной техники и вооружения, размаху и напряженности боевых действий битва под Москвой в 1941 -1942 гг. была одной из крупнейших в истории второй мировой войны. Она происходила на территории до 1 тыс. км по фронту и до 350 - 400 км в глубину, что по площади равнялось Англии, Ирландии, Исландии, Бельгии и Голландии вместе взятых. Свыше 200 суток шли яростные, ожесточенные и кровопролитные бои, в которых с обеих сторон сражались свыше 7 млн. солдат и офицеров, около 53 тысяч орудий и минометов, около 6,5 тысяч танков и штурмовых орудий, более 3 тысяч боевых самолетов. Битва под Москвой явилась решающим военным событием первого года Великой Отечественной войны, началом коренного перелома в Великой Отечественной войне.
8 ученик -Мурманск
Как неприступная крепость стоял на северном крыле советско-германского фронта героический заполярный город Мурманск. На Мурманск было сброшено более 181 тысячи зажигательных и четыре тысячи фугасных авиабомб. Было разрушено или сгорело большинство жилых домов и 2/3 предприятий. Но город жил, трудился, воевал.
9 ученик -Новороссийск
За стойкость и мужество проявленное при обороне Новороссийска в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. - 7 мая 1966 года город Новороссийск был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени, а 14 сентября 1973 года городу Новороссийску присвоено почетное звание «город герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда».
***
Загляни ветерану в глаза,
И узнаешь о нем очень много:
В них военных раскатов гроза
И счастливая к дому дорога.
Пусть почаще сияют они,
Забывая беду и ненастье,
Чтобы праздничных залпов огни
Отражали в них радость и счастье
10 ученик -Одесса
19 августа 1941 года Ставка ВГК образовала Одесский оборонительный район (командующий - контр-адмирал Г.В.Жуков). В него вошли соединения Приморской армии, силы Одесской военно-морской базы и части народного ополчения. На территории района были созданы 4 оборонительных рубежа. За массовый героизм ее защитников Одессе присвоено звание «Город-герой».
11 ученик -Севастополь
Имя, данное городу при его основании, в переводе с греческого означает «величественный, достойный поклонения, героический город». Он оправдал его своей более чем двухвековой историей. Городом-героем Севастополь назвал народ бывшего Советского Союза уже в первые годы Великой Отечественной войны. В 1941 - 1942 гг. выходили книги с названием «Город-герой Севастополь». Официально это почетное наименование было закреплено в первомайском приказе 1945 года Верховным Главнокомандующим.
12 ученик -Смоленск
*БРАТСКИЕ МОГИЛЫ В. Высоцкий
На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают.
К ним кто-то приносит букетик цветов
И Вечный огонь зажигает
Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче гранитные плиты.
Здесь нет ни одной
персональной судьбы -
Все судьбы в единую слиты.
А в Вечном огне видишь вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата.
У братских могил нет заплаканных вдов -
Сюда ходят люди покрепче.
На братских могилах не ставят крестов,
Но разве от этого легче?
*Высшая степень отличия «Город-герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» присвоена городу Смоленску в 1985 году за массовый героизм и мужество его защитников, проявленные в борьбе за свободу и независимость Родины в Великой Отечественной войне.
13 ученик -Тула
В октябре декабре 1941 части Красной Армии и население героически обороняли Тулу; в 1976 году Туле присвоено звание «Город – Герой» с вручением медали «Золотая Звезда»
(сообщение ученика)
Города Первого салюта
*Ожесточенные бои на земле и в воздухе на Курской дуге продолжались 50 дней (5. 07 - 23. 08 1943 г.). Через Обоянь и Прохоровку фашисты рвались к Курску. 12 июля 1943 года под Прохоровкой произошло крупнейшее в истории встречное танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало более 1200 танков и самоходных орудий. Вермахт потерял около 500 тыс. человек, 1,5 тыс. танков, свыше 3,7 тыс. самолетов, 3 тыс. орудий.
Его наступательная стратегия потерпела полное поражение. Победу одержали советские танкисты, уничтожившие до 400 вражеских танков. В ходе Курской битвы советские войска 5 августа освободили русские города Орел и Белгород. В этот день Москва впервые за время войны салютовала воинам-героям, возвестив миру о победе на Курской дуге. Провалилась последняя попытка командования врага вернуть стратегическую инициативу и взять реванш за Сталинград. Немецко-фашистская армия была поставлена перед катастрофой. Началось массовое изгнание гитлеровских захватчиков из пределов СССР. 23 августа - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве
* *** С. Михалков
Слава нашим генералам
И солдатам рядовым!
Слава павшим и живым,
От души спасибо им!
Не забудем тех героев,
Что лежат в земле сырой,
Жизнь, отдав на поле боя
За народ, за нас с тобой!
(сообщение ученика)
*11 апреля - День освобождения узников фашистских концлагерей
Этот День установлен указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 1996 года N 489 в связи с подписанием Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, обеспечивающего дальнейшую интеграцию братских народов.
До сих пор снятся тяжелые сны узникам фашистских лагерей смерти. 65 лет прошло до дня освобождения, с того времени, когда жили мы единственной мыслью - все выдержать и не сдаться. Выдержали и не сдались. Не добившись своего, палачи отправляли на уничтожение в лагеря смерти всех, кто сопротивлялся, кто боролся с фашизмом в период гитлеровского террора.
18 миллионов узников из 23 стран мира с грифом «возврату не подлежит» вошли в ворота концлагерей и только семь миллионов дождались свободы. Один только Освенцим, настоящая фабрика смерти, унесла жизни четырех миллионов. А сколько их было?! Маутхаузен, Дахау, Заксенгайзен...
Международный женский концлагерь смерти Равенсбрюк, ад, оправдывал свое название: на русский язык его название переводится как «вороний мост».
4. События Великой Отечественной войны в поэтических произведениях.
( ученик)
И.Эренбург «9 мая»
Она была в линялой гимнастерке,
И ноги были до крови натерты.
Она пришла и постучалась в дом.
Открыла мать. Был стол накрыт к обеду.
«Твой сын служил со мной в полку одном,
И я пришла. Меня зовут Победа».
Был черный хлеб белее белых дней,
И слезы были соли солоней.
Все сто столиц кричали вдалеке,
В ладоши хлопали и танцевали.
И только в тихом русском городке
Две женщины, как мертвые, молчали.
5. Итоги и уроки войны.
(Беседа) Предложить учащимся высказать свое мнение по следующим вопросам:
Каких людей вы считаете героями?
Ваше понимание героического поступка?
Можно ли честное исполнение своего долга считать подвигом?
Обязательно ли подвиг связан с риском для жизни?
Что значит «быть мужественным»?
Применимо ли это понятие к женщинам?
Подвиг это вспышка отваги, случайность или результат всей жизни?
*звукозапись песни А. Пахмутовой на слова М. Львова (эту песню исполняла великая русская певица Людмила Георгиевна Зыкина):
Поклонимся великим тем годам,
Всем славным командирам и бойцам,
И маршалам страны, и рядовым.
Поклонимся и мертвым, и живым
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музейный урок "Из бабушкиного сундука.."
Музейный урок Тема: Из бабушкиного сундука… Краткая аннотация. Музеи как центры хранения историко-культурного наследия обладают большим образовательным потенциалом. Му...
Интегрированный музейный урок по истории и литературе "Миссия милосердия в путешествиях В.Я.Ерошенко"
Интегрированный музейный урок по истории и литературе "Миссия милосердия в произведениях В.Я.Ерошенко" представляет собой синтез научно-исследовательского компонента с обучающими видами деятельности. ...
Сценарий музейного урока «Память незримая нить, связывающая правнуков и их прадедов, отстоявших мир» урок посвящён 70-ой годовщине освобождения Верхнедонского района от немецко-фашистских захватчиков
Внеклассное мероприятие посвященное 70-летию освобождения Верхнедонского района от немецко-фашистксих захватчиков проведенное в школьном музее дл яучащихся 1-4 классов.Цель мероприятия: Приобщить учащ...
Музейный урок «Юный музейщик»Урок посвящение в члены музейного сообщества
Урок-посвящение. Совет Музея проводит занятие с ребятами перешедшими в 5 класс.Еще Ф.М. Достоевский заметил, что полукультура страшнее чумы. Сегодня многим стало ясно, какая страшная опасность для кул...
Городской конкурс "Мой лучший урок: музейный урок", 2019год
quot;Музей химии"...
Музейные уроки в образовательном учреждении в системе музейной педагогики.
О проблемах внедрения положений "музейной педагогики" в учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях страны. В «Профессиональном стандарте педагога» пря...
Музейный урок "Музейные экспонаты - хранители истории"
Урок для обучающихся начальных классов, на котором дети совершают путешествие по школьному музею. Дети знакомятся с типами музеев, экспонатами школьного музея....