Программа " Общее Фортепиано"
рабочая программа по музыке
"Общее фортепиано" для обучающихся на отделении Гитара.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gitara_5_let.doc | 67.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детская школа им.Ю.А.Гагарина
Котельниковского муниципального района Волгоградской области
«Одобрено»Педагогическим советом МБОУДО «ДШИ» Протокол № « » 2022г. | «Утверждаю» Директор МБОУДО «ДШИ» А.Л. Тихонова « » 2022г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Гитара (5 лет).
Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
ПРОГРАММА
по учебному предмету
«ФОРТЕПИАНО»
Разработчик :Епишкина Г.В Преподаватель МБОУ ДО «ДШИ»
Котельниково 2022
Содержание.
1. Пояснительная записка.
2. Содержание учебного предмета.
3. Примерные программы контрольного зачета.
4.Требования к уровню подготовки обучающихся .
5.Формы и методы контроля, система оценок.
6.Методическое обеспечение учебного процесса.
7.Список литературы и средств обучения.
8. Рекомендуемая литература.
Пояснительная записка.
Как дополнительный предмет, фортепиано способствует формированию у учащихся широкого музыкального кругозора , всестороннему развитию эстетических взглядов , музыкальных и творческих способностей.
Предмет « Фортепиано» наряду с другими дисциплинами учебного плана является одним из звеньев музыкально – педагогического воспитания учащихся – инструменталистов.
Исторические корни появления этой учебной дисциплины надо искать еще в начале XIX века. Выдающийся русский композитор Римский – Корсаков уже указывал на первостепенную значимость игры на фортепиано, как неотъемлемую часть воспитания музыканта на всех этапах обучения. Он писал: « Фундамент музыкальной профилизации должен закладываться с детских лет, через обучение пению или игре на инструменте ( особенно фортепиано ), что создает наиболее благоприятные условия для развития музыкальных данных и общей музыкальной культуры».
Роль данного предмета в музыкальном образовании чрезвычайно высока. Занятия на фортепиано позволяют раскрыть творческие способности детей, учат понимать и любить музыку, практически решают задачи эстетического воспитания.
Занятия в классе фортепиано помогают более глубокому изучению музыкально – теоретических предметов , поскольку занятия по сольфеджио и музыкальной литературе непосредственно связанны с навыками игры на фортепиано.
Данная программа предлагает учебный курс по предмету « Общее фортепиано» для учащихся отделения народных инструментов (гитара) сроком на 5 лет (1 – 5 классы ) , и предполагает начальный возраст поступления в музыкальную школу с 9 – 10 лет.
Форма проведения учебных аудиторных занятий – индивидуальная, которая позволяет проводить работу с учетом возможностей каждого ученика.
Предмет «фортепиано» вводится со 1 класса по 1 часу один раз в неделю .
Согласно программным требованиям , объём времени на выполнение домашнего задания составляет 2 часа .
Цели программы: - Развитие эстетического вкуса и общей культуры учащихся.
- Овладение детьми духовными и культурными ценностями
- Создание условий для развивающего обучения.
Задачи:
- Развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его музыкального кругозора.
- Оптимизация обучения. Помочь любому ребенку, независимо от его природных данных, выразить себя в музыке, ощутить радость творчества, разбудить в нем фантазию и любознательность через уроки творчества, гибкую щадящую форму контроля, через воспитание интереса к домашнему музицированию.
- Наработка комплекса важных практических навыков игры на фортепиано.
- Стимулирование музыкальных интересов учеников, развитие самостоятельности.
- Создание благоприятного психологического климата, позволяющего получить «радость от работы за фортепиано и гордость за полученный результат».
/
Содержание учебного предмета.
I год обучения (1 класс ОНИ)
Ознакомление учащихся с тем, чем они будут заниматься на уроках фортепиано.
Организация игрового аппарата
- Правильная посадка за инструмент
- Подготовка рук к игре
- Знакомство с нотной грамотой
- Чтение нот с листа
- Изучение музыкальных штрихов
- Поочередная игра каждой рукой
В течении года ученик должен пройти 8-10 произведений. Ознакомиться с аппликатурным строением гаммы до-мажор.
II год обучения (2 класс ОНИ)
Более полный, осмысленный разбор произведений, переход от игры поочередного исполнения каждой рукой к одновременной игре двумя руками. При разборе и выучивании пьес наизусть- обращается внимание на свободу пианистического аппарата, правильную постановку рук, кисти, на штрихи, фразировку.
В течении года ученик должен пройти 6- 10 произведений:
2 этюда
2 пьесы
2 произведения с элементами полифонии.
Подбор по слуху простейших мелодий. Чтение с листа.
III год обучения (3 класс ОНИ)
- Изучение произведений различной штриховой фактуры.
- Навыки исполнения аккордовой фактуры.
- Работа над педализацией ( прямая, запаздывающая педаль ).
В течении года ученик должен пройти 6- 10 произведений: народные песни, пьесы различного характера, этюды.
2- 3 пьесы
2 этюда
1-2 полифоническое произведение.
Знакомство с гаммой соль - мажор. Чтение с листа.
IV год обучения (4 класс ОНИ)
- Работа над способностью мыслить более масштабно
- Умение сочетать контрастные образы и темы, владение различными видами фактуры
- Изучение более сложного репертуара.
В течении года ученик должен пройти 6- 10 произведений
2-3 пьесы
2 этюда
1-2 полифонических произведения
1 ансамбль
Подбор по слуху. Чтение с листа. Ознакомление с гаммами фа-мажор, ля-мажор.
V год обучения (5 класс ОНИ)
- Умение самостоятельно разбирать нотный текст.
- Умение сочетать контрастные образы и темы, владение различными видами фактуры
- Изучение более сложного репертуара.
В течении года ученик должен пройти 6- 10 произведений
2-3 пьесы
2 этюда
1-2 полифонических произведения
1 ансамбль
Подбор по слуху. Чтение с листа.
Примерные программы контрольного зачета.
I – вариант.
II – вариант ( предлагается для более способных учащихся )
I год обучения ( 1 класс ОНИ )
I вариант
Русская народная песня « Коровушка»
Б. Берлин «Пони Звездочка»
II вариант
Русская народная песня « Ах, вы сени»
И. Королькова « Дятел»
II год обучения ( 2 класс ОНИ )
I вариант
М. Красев « Елочка»
И. Филипп «Колыбельная»
II вариант
О. Геталова « Медленный танец» Н. Кореневская « Дождик»
III – год обучения ( 3 класс ОНИ )
I вариант
И. Гайдн « Andante»
В. Ребиков « Аннушка»
II вариант
Э. Тетцель « Прелюдия»
А. Гедике « Танец»
IV- год обучения ( 4 класс ОНИ )
I вариант
С. Майкапар « Вальс»
Д. Кабалевский « Клоуны»
II вариант
И.С. Бах « Менуэт»
Д. Шостакович « Шарманка»
V- год обучения ( 5 класс ОНИ )
I вариант
Ф.Куперен « Кукушка»
П.Чайковский «Болезнь куклы»
II вариант
Л.Бетховен « Лендлер»
Дювернуа « Скакалка»
Требования к уровню подготовки обучающихся .
Согласно нормам и требованиям ФГТ учащихся в процессе обучения должны приобрести следующие знания и умения:
-осмысленное и быстрое разучивание музыкального текста
- знание инструментальных , художественных особенностей и возможностей фортепиано
- знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений , написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами .
- владение основными видами фортепианной техники ,использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу.
- уважительное отношение к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам.
Формы и методы контроля, система оценок.
В течении года учащийся показывает свою работу на контрольном зачете в конце IV – четверти. В каждой четверти преподаватель выставляет оценку за работу. В конце года-годовую оценку , учитывающую работу в классе, выступление на классных вечерах, а также на концерте ( конкурсе )отдела общего фортепиано, проводимом раз в год.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольного зачета, где учащийся исполняет два разнохарактерных произведения наизусть, а также произведение в работе ( фрагмент ). Как альтернатива, произведению в работе может быть представлена любая другая форма музицирования ( чтение с листа, подбор по слуху, аккомпанемент ). Зачет выставляется с оценкой. Итоговая аттестация по данному предмету не предусматривается.
Критерии оценки: стабильность исполнения, техника исполнения, эмоциональность и образность. Оценка выставляется по 5 бальной шкале.
Методическое обеспечение учебного процесса.
В процессе занятий по общему фортепиано учащийся должен овладеть приемами игры на инструменте, как двигательными, так и приемами звукоизвлечения, педализации. Учащиеся должны научиться понимать характер исполняемых произведений. Освоить навыки чтения с листа.
Важнейшим фактором, способствующим успешному развитию музыкально-исполнительских данных учащихся, является правильная организация учебного процесса, планирование учебной работы и глубоко продуманный выбор репертуара. При выборе репертуара преподаватель должен учитывать специфику преподавания предмета « фортепиано», в зависимости от специфики основного инструмента. Рекомендуется включать в репертуар инструментальный обработки народных песен.
Для облегчения технических задач рекомендуется освоение гамм. Ознакомление с гаммами в процессе учебной деятельности, носит обязательный характер. Более углубленное изучение гамм рекомендуется более продвинутым учащимся имеющим в наличии инструмент в условиях самоподготовки.
В течении каждого учебного года ученик должен выучить 9-13 различных по форме музыкальных произведений: народные песни, пьесы различного характера, этюды.
Освоение педали необходимо начать не позднее III года обучения ( 4 класс ОНИ )
Список литературы и средств обучения.
Согласно нормам и требованиям ФГТ занятия по предмету « Фортепиано» проводятся в хорошо освещенном классе, в наличии должны иметься:
- инструмент фортепиано
- нотная библиотека
- наглядные пособия
- магнитофон
Рекомендуемая литература:
1
1. И. Королькова « Крохе – музыканту» 1и 2 часть Р-н-Д «Феникс» 2009 год.
2. О. Геталова И. Визина « В музыку с радостью» С-П 2008 год
3. А. Николаев «Школа игры на фортепиано» Москва «Музыка» 2009 год
4. В. Григоренко « Фортепиано»-1 часть. Москва «Кифара» 2008 год
5. О. Геталова « Обученье без мученья». С-П «Композитор» 2008 год
6. Г. Цыганкова И. Королькова «Альбом ученика-пианиста» хрестоматия 1 класс Р-н-Д «Феникс» 2009 год
7. Г. Цыганкова И. Королькова « Юному музыканту пианисту» 1 класс Р-н-Д «Феникс» 2011 год
8. Г. Цыганкова И. Королькова « Юному музыканту пианисту» 2 класс Р-н-Д «Феникс» 2011 год
9. Г. Цыганкова И. Королькова « Юному музыканту пианисту» 3 класс Р-н-Д «Феникс» 2011 год
10. Б. Милич «Фортепиано» 3 класс Украина 1978 год
11. Б. Милич «Фортепиано» 4 класс Украина 1978 год
12. Б. Милич «Фортепиано» 5 класс Украина 1978 год
13. А. Шмидт-Шкловская « О воспитании пианистических навыков» Ленинград « Музыка» 1985 год
14. А. Щапов « Фортепианный урок в музыкальной школе и училище» 2002 г.
15. А. Алексеев «Методика обучения игре на фортепиано» Москва. Классика-XXI 2001 год.
16. Допускается использование любого другого музыкального материала на усмотрение педагога.
Педагогический репертуар фортепианного исполнительства- младшие, средние классы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская образовательная программа "Общее фортепиано"для школ искусств и центров детского творчества
Программа «Общее фортепиано» разработана на основе типовых программ по предмету «класс общего фортепиано» в соответствии с Законом РФ « Об образовании». Предлагаетс...
Программа "Общее фортепиано"
Адаптированная программа "Общее фортепиано"- часть Комплексной программы Музыкально- хорового центра "Лель"....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Общее фортепиано» (Музыкально-хоровой центр «Лель»)
Программа базового уровня для учащихся 5-9 кл....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Общее фортепиано» (МХЦ «Лель», базовый уровень)
Программа для учащихся 7-13 лет базового уровня....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Общее фортепиано» (МХЦ «Лель», углубленный уровень)
Программа углублённого уровня для учащихся 12-18 лет....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Общее фортепиано"
Программа для учащихся 5-9 классов МХЦ "Лель"....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Общее фортепиано»
Программа для учащихся 7-13 лет МХЦ "Лель"....