Программа "Общее фортепиано"
рабочая программа по теме

Королева Любовь Николаевна

Адаптированная программа "Общее фортепиано"- часть Комплексной программы Музыкально- хорового центра "Лель".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_lel_okonchatelnaya.doc178 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Зеленоградское окружное управление образования

Государственное образовательное учреждение

Зеленоградский дворец творчества детей и молодежи

Рекомендовано                                                                        Утверждаю

Педсовет ДТДиМ                                                         Директор ДТДиМ

_______________                                                                _______________

«__» _________ 200  г.

Экспертным советом                                                                Согласовано

«__» _________ 200  г.                                                            Зам. директора

                                                                                _____________

Образовательная программа

Дополнительного образования детей

ОБЩЕЕ ФОРТЕПИАНО

Возраст обучающихся: 6 – 15 лет

Срок реализации: 7 лет обучения

Авторы составители:

Педагоги доп. Образования

Багашвили Т. Г.

Петрова О. А.

Королева Л. Н.

Москва 2010

Пояснительная записка.

                Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Эстетическое воспитание – один из факторов формирования нравственности, всестороннего развития, творческих и художественных способностей подрастающего поколения. Важным разделом эстетического воспитания является музыкальное образование, которое представляет собой основу формирования общей культуры личности.

Дополнительная образовательная программа «Общее фортепиано» является частью учебно-воспитательного комплекса в детском творческом объединении «Музыкально-хоровой центр «Лель».

 Обучение игре на фортепиано в условиях  учебного комплекса  расширяет о возможности обучающего для  соприкосновения с многогранным миром музыки. «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее», – эти слова Шостаковича как нельзя точно передают важность музыкального образования в системе эстетического воспитания.

  Инновационный характер  программного документа проявляется в том, что  итогом его  реализации станет не только  выработка у обучающегося основных исполнительских навыков, но и  активизация таких психических процессов, как мышление, воображение, память, развитие  у ребенка эмоционального отклика на музыкальные образы,  умения  чувствовать и слушать.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что, опираясь на  музыкально –эмоциональный опыт детей и подростков  в возрасте от 6 до 18 лет ,синтезируя их знания и навыки на основе глубоких межпредметных связей,  дать учащимся общее музыкальное образование, приобщить детей к сокровищнице музыкального искусства, сформировать их эстетические вкусы.

                Актуальность данной программы заключается в том, что она направлена на развитие музыкальных способностей, личностных качеств ребенка (самостоятельность, творческий подход к поставленным задачам), на формирование навыков социального поведения. Данная программа учитывает возрастные особенности детей.

Особенностью программы является то, что она разработана  в учреждении дополнительного образования для учащихся музыкально-хорового центра. В этот центр принимаются дети с разными музыкальными данными, поэтому из классических методик выбраны те, которые позволяют учитывать состав учащихся и режим занятий. Музыкально-хоровой   центр «Лель» являются примером гармоничного сочетания коллективного творчества (хоровое пение) и индивидуального развития ребенка (общее фортепиано).

Новизна данной программы заключается в индивидуальном подходе к каждому ученику, что способствует развитию личности, раскрытию её творческих возможностей. Данная программа позволяет обеспечить разнообразные условия для проявления индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Учёт этих особенностей позволит найти наиболее целесообразные и действенные приёмы и методы обучения. К таким методам относятся, различные для каждого ребёнка: 1) объём изучаемого музыкального произведения 2) сложность 3) темп обучения. Дифференцированный подход позволяет составить индивидуальную программу обучения, дающую возможность полноценно развивать творчество и индивидуальность в познании и самовыражении.

Цель

          Развитие творческого потенциала учащихся через  формирование фортепианной исполнительской культуры в контексте комплексного образования в МХЦ «Лель».

Задачи

  1. Образовательные:
  1. Обучение основным навыкам игры  на музыкальном инструменте фортепиано
  2. Ознакомление с разнообразными музыкальными произведениями
  3. Умение ориентироваться в нотном тексте и читать с листа
  4. Повышение музыкальной грамотности, расширение и закрепление теоретических и исторических познаний
  5. Владение исполнительским аппаратом (посадка за инструментом, положение рук, пальцев, корпуса)
  6. Обучение различным приемам звукоизвлечения и умению пользоваться динамическими красками
  7. Владение исполнительской культурой (работа над музыкальным образом, характером, настроением произведения, пониманием основной идеи)
  8. Получение знаний о выдающихся композиторах, особенностей их взглядов и творческого метода, исторической эпохи, в которой было написано произведение
  9. Работа над музыкальным произведением с целью его публичного исполнения
  10. Накопление опыта работы детей над художественным образом музыкального произведения, понимание содержания и умение передать его в своем исполнении
  1. Развивающие:
  1.  Развитие психических функций (восприятие, воображение, воля, внимание)
  2. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыкальное произведение
  3. Развитие музыкального слуха
  4. Развитие музыкальной памяти
  5. Развитие чувства ритма
  6. Развитие техники аккомпанемента (на примере ансамблевой игры)
  7. Развитие технических навыков звукоизвлечения (звуковедение, беглость пальцев, техника динамики, штриховая культура, техника педали)
  8. Развитие техники чтения с листа
  1. Воспитательные:
  1. Воспитание потребности общения с музыкой
  2. Воспитание музыкального вкуса на примере лучших образцов классической музыки
  3. Воспитание чувства коллективизма (на примере ансамблевой игры)
  4. Приобщение ребёнка к нравственно-духовным, общечеловеческим и гуманистическим ценностям
  5. Воспитание уважения ребёнка к самому себе и своему творчеству
  6. Профилактика асоциального поведения
  7. Тесное взаимодействие педагога с родителями и привлечение их в процесс обучения

Возраст и сроки реализации

Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 6 до 18 лет. Срок реализации программы – 7 лет. Если ребенок не освоил базовую программу, возможно продолжение его обучения на этом же этапе.

Форма и режим занятий

Основной формой работы с детьми является индивидуальное занятие. Продолжительность урока общего фортепиано 1-3кл.- 0,5 астрономического часа 2 раза в неделю (30 минут), т.е. 1 час (30+30мин.) в неделю.

        Для учащихся IV – VII классов 1,5 часа (30+15мин.) + (30+15мин.) 2 раза в неделю.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки

        Для успешного обучения педагог должен постоянно ориентироваться на «зону ближайшего развития» ученика.

1 год.  В конце 1-го обучения воспитанник должен освоить следующие ЗУН:

- Ознакомиться с нотной грамотой (название октав, изучить ноты       1-ой, 2-ой и малой октав, длительности нот, знаки альтерации, паузы, нота с точкой), должен освоить первичные навыки приёмов звукоизвлечения (legato, non legato) и правильной постановки рук, корпуса, ног; ориентироваться в простых размерах, выдерживать единый темп произведения, читать с листа народные попевки, песенки и одноголосные мелодии; исполнять не сложные пьесы и этюды и находить в них рациональную аппликатуру.

- за год учащийся должен пройти 20 – 25 различных по форме музыкальных произведений: пьесы песенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, вариации, этюды и ансамбли. Чтение нот с листа легчайших произведений каждой рукой отдельно.

Способ проверки – концертное прослушивание.

В конце учебного года  ученик должен исполнить на прослушивании 2 пьесы и этюд.

2 год.  В течение учебного года ученик должен пройти 8 – 10 различных по форме музыкальных произведений: 1 полифония, 1 сонатная форма, 3 пьесы различного характера,  этюды, ансамбли.

Научиться исполнять в музыкальных пьесах динамические оттенки «крещендо» и «диминуэндо», слышать начало и конец музыкальных фраз. Гаммы: до-мажор, ля - минор двумя руками, аккорды.

 Овладеть навыками  разбора и анализа  хоровых партий с целью их чистого интонирования

Способ проверки - концертное прослушивание.

В конце I полугодия учащийся исполняет пьесу, пьесу с элементами полифонии.

В конце II полугодия – пьесу, этюд, крупную форму.

3 год. В течение учебного года ученик должен пройти 6 – 8 различных по форме музыкальных произведений: полифоническая пьеса, 1 сонатная форма или вариации, 2 пьесы различные по характеру, 3 этюда, 1 ансамбль.

Гаммы:  – до, соль,  фа мажор. Минорные – ля, ми, ре (натуральная, гармоническая, мелодическая), аккорды, арпеджио в 2 октавы отдельно каждой рукой.

. Овладеть навыками  разбора и анализа  хоровых партий  с помощью фортепиано с целью их чистого интонирования. Выработать умение исполнить хоровую партию с дирижированием.

Способ проверки - концертное прослушивание.

В конце I полугодия учащийся исполняет пьесу, пьесу с элементами полифонии.

В конце II полугодия – пьесу, этюд, крупную форму.

        4 год. В течение учебного года ученик должен пройти 6 – 8 различных по форме музыкальных произведений: произведение полифонического склада, 1 сонатная форма, 2 пьесы различного характера, 2 – 3 этюда, 1 ансамбль.

        Гаммы: до 2-х знаков диезные мажорные и минорные, до 2х знаков бемольные  мажорные и минорные. Мажорные гаммы  в прямом движении.  Хроматическая гамма – от «до».  Аккорды, арпеджио (длинные, короткие) и гаммы – в 4 октавы.

 Овладеть навыками  разбора и анализа  хоровых партий  с помощью фортепиано с целью их чистого интонирования. Выработать умение исполнить хоровую партию с дирижированием. Уметь исполнять хоровую партию, одновременно играя второй голос на фортепиано.

Способ проверки - концертное прослушивание.

В конце I полугодия учащийся исполняет пьесу,  произведение полифонического склада.

В конце II полугодия – пьесу, этюд, крупную форму.

5 год. В течение учебного года ученик должен пройти 6 – 8 различных по форме музыкальных произведений: 1полифоническое сочинение, 1 произведение сонатной формы, , 2 пьесы различные по характеру, 3 этюда, ансамбль – по возможности.

Гаммы: мажорные диезные до 3-х знаков включительно, бемольные – до 3-х знаков включительно в прямом и расходящемся движении, минорные – параллельные мажорным. Хроматическая гамма. Арпеджио: короткие, длинные. Произведения усложняются по техническим и психологическим характеристикам.

Способ проверки - концертное прослушивание.

В конце I полугодия учащийся исполняет пьесу,  произведение  полифонического склада.

В конце II полугодия – пьесу, этюд, крупную форму.

        6 год. В течение учебного года ученик должен пройти 6 – 8 различных по форме музыкальных произведений: 1 полифоническое произведение, 1 произведение крупной формы, 2 пьесы различные по характеру, 2 этюда, 1 аккомпанемент или ансамбль.

        Гаммы: мажорные диезные и бемольные до 4-х знаков в прямом и расходящемся движении. Параллельные минорные гаммы в прямом движении. Хроматические гаммы.

Чтение нот с листа.

Способ проверки - концертное прослушивание.

В конце I полугодия учащийся исполняет пьесу,  произведение полифонического склада.

В конце II полугодия – пьесу, этюд, крупную форму.

7 год. В течение учебного года ученик должен пройти 6 – 8 различных по форме музыкальных произведений: 1 полифоническое произведение, 1 произведение крупной формы, 2 пьесы различные по характеру, 2 этюда, 1 аккомпанемент или ансамбль.

Гаммы: до 5 знаков диезные и бемольные, мажорные в прямом и расходящемся движении, минорные – в прямом движении. Хроматические гаммы.

Способ проверки - концертное прослушивание.

 В конце учебного года учащийся должен исполнить:

- 1 полифоническое произведение

- 1 этюд

- 1 произведение крупной формы

- 1 пьесу

         

Ожидаемые результаты по окончании 7-летнего обучения:

  1. учащиеся должны уметь читать с листа несложные произведения;
  2. подбирать по слуху знакомую мелодию;
  3. свободно владеть инструментом (штрихи, педаль, динамика);
  4. иметь собственную оценку исполнения классической, эстрадной, джазовой музыки;
  5. уметь аккомпанировать голосу или другому инструменту;

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

  1. Выступление учащихся на окружных и городских конкурсах
  2. Выступление учащихся на концертах, посвященных праздничным датам
  3. Выступление учащихся на тематических концертах
  4. Выступление учащихся на отчетных концертах отделения
  5. Выступление учащихся на концертах для родителей
  6. Выступление учащихся на классных концертах.
  7. Выступление на открытом итоговом прослушивании
  8. Выступление на итоговом занятии для родителей

Учебно-тематический план.

Тема

Общее

кол-во

Теория

Практика


1, 2 года обучения( первый этап)

  1. вводное занятие

     техника безопасности

  1. развитие музыкальных способностей
  2. развитие музыкальной грамотности
  3. постановка исполнительского аппарата
  4. работа над музыкальным произведением
  5. ансамблевое музицирование
  6. концертные выступления учащихся
  7. итоговое занятие
  8. работа по программе «каникулы»

1


4

3

3


18


1

1

1

4

0,5


2

2

---


1


---

---

---

---

0,5


2

1

3


17


1

1

1

4

ИТОГО

36

5,5

30,5

3 год обучения (второй этап)

  1. вводное занятие

     техника безопасности

  1. развитие музыкальных способностей
  2. развитие музыкальной грамотности
  3. работа над музыкальным произведением
  4. ансамблевое музицирование
  5. концертные выступления учащихся
  6. итоговое занятие
  7. работа по программе «каникулы»

1


4

3

20


2

1

1

4

0,5


2

2

1


---

---

---

---

0,5


2

1

19


2

1

1

4

ИТОГО

36

5,5

30,5

4, 5, 6, 7 года обучения (третий этап)

  1. вводное занятие

     техника безопасности

  1. развитие музыкальных способностей
  2. развитие музыкальной грамотности
  3. работа над музыкальным произведением
  4. ансамблевое музицирование
  5. концертные выступления учащихся
  6. итоговое занятие
  7. работа по программе «каникулы»
  8. организация музыкальных интересов как смена деятельности учащихся на уроке

3


2

1

18


2

1

3

6

18

1,5


1

1

1


---

---

---

---

18

1,5


1

---

17


2

1

3

6

---

ИТОГО

54

22,5

31,5

Содержание дополнительной образовательной программы.

Название тем

Теория

Практика


1, 2 класс (первый этап)

1.Вводное занятие

Техника безопасности

Выбор репертуара на новое полугодие

Беседа на тему ОБЖ

2.Развитие музыкальных способностей

Ритм, ритмический рисунок, мелодия, транспонирование

Ритмическое разнообразие мелодии, ритмическая память, подбор  на слух простейших песенок от разных нот

3.Развитие музыкальной грамотности

Название нот, октав, длительностей, ключей, пауз, знаков альтерации, более сложный ритмический рисунок

Упражнения на запоминание нот 1 и 2 малой октав, пауз, знаков альтерации

4.Постановка исполнительского аппарата

Посадка за инструментом, постановка рук

Работа над постановкой рук, положением туловища, ног. Упражнения на legato и non legato

5.Работа над музыкальным произведением

Работа с нотным текстом: ритмом, фразами, штрихами, динамикой, формами

Игра песенок различными штрихами, работа над фразой, динамическими оттенками, художественным образом

6.Ансамблевое музицирование

Особенности ансамблевого исполнения – умение слушать партнера

Работа над каждой партией отдельно, соединение двух партий (ученик – учитель, ученик – ученик)

7.Концертные выступления учащихся (прослушивания)

Основы сценической культуры

Репетиции выступлений, исполнение выученного произведения

8.Итоговое занятие по окончанию полугодия

Обсуждение результатов, достигнутых учащимся

Повторение выученных за полугодие произведений

9.Работа по программе «Каникулы»

Знакомство с запланированными мероприятиями, подготовка к экскурсии, посещение тематических концертов

Проведение экскурсий, репетиции  тематических концертов


3 класс( второй этап)

1.Вводное занятие

Техника безопасности

Выбор репертуара на новое полугодие

Беседа на тему ОБЖ

2.Развитие музыкальных способностей

Ритм, ритмический рисунок, мелодия, транспонирование, чтение с листа

Упражнения для развития тембрового разнообразия, транспонирование мелодических миниатюр, упражнения для развития ритмической памяти, исполнительского мастерства , упражнения по чтению нот с листа, разбор и анализ  хоровых  партий

3.Развитие музыкальной грамотности

Нотная грамота, ритмические и мелодические блоки

Упражнения на сложный ритмический рисунок, подбор рациональной аппликатуры

4.Работа над музыкальным произведением

Разбор нотного текста: звуко-высотное строение мелодий, аппликатуры, ритмический рисунок, штрихи, ладовая окраска, динамический план, мотив, фраза, предложение и др. авторские указания

Активизация самостоятельного разбора, точность аппликатуры и штрихов, работа над выразительностью исполнения, динамическими оттенками, умение выдержать единый темп, яркая передача настроение и характера произведения

5.Ансамблевое музицирование

Особенности ансамблевого исполнения – умение слушать партнера

Работа над каждой партией отдельно, соединение двух партий (ученик – учитель, ученик – ученик)

6.Концертные выступления учащихся (прослушивания)

Основы сценической культуры

Репетиции выступлений, исполнение выученного произведения

7.Итоговое занятие по окончанию полугодия

Обсуждение результатов, достигнутых учащимся

Повторение выученных за полугодие произведений

8.Работа по программе «Каникулы»

Знакомство с запланированными мероприятиями, подготовка к экскурсии, посещение тематических концертов

Проведение экскурсий, репетиции  тематических концертов


4, 5, 6, 7 класс ( третий  этап)

1.Вводное занятие

Техника безопасности

Выбор репертуара на новое полугодие

Беседа на тему ОБЖ

2.Развитие музыкальных способностей

Ритм, ритмический рисунок, мелодия, транспонирование, чтение с листа

Упражнения для развития тембрового разнообразия, транспонирование мелодических миниатюр, упражнения для развития ритмической памяти, исполнительского мастерства , упражнения по чтению нот с листа, разбор и анализ   хоровых  партий

3.Развитие музыкальной грамотности

Нотная грамота, ритмические и мелодические блоки

Упражнения на сложный ритмический рисунок, подбор рациональной аппликатуры

4.Работа над музыкальным произведением

Разбор нотного текста: звуко-высотное строение мелодий, аппликатуры, ритмический рисунок, штрихи, ладовая окраска, динамический план, мотив, фраза, предложение и др. авторские указания

Активизация самостоятельного разбора, точность аппликатуры и штрихов, работа над выразительностью исполнения, динамическими оттенками, умение выдержать единый темп, яркая передача настроение и характера произведения

5.Ансамблевое музыцирование

Особенности ансамблевого исполнения – умение слушать партнера

Работа над каждой партией отдельно, соединение двух партий (ученик – учитель, ученик – ученик)

6.Концертные выступления учащихся (прослушивания)

Основы сценической культуры

Репетиции выступлений, исполнение выученного произведения

7.Итоговое занятие по окончанию полугодия

Обсуждение результатов, достигнутых учащимся

Повторение выученных за полугодие произведений

8.Работа по программе «Каникулы»

Знакомство с запланированными мероприятиями, подготовка к экскурсии, посещение тематических концертов

Проведение экскурсий, репетиции  тематических концертов

9.Организация музыкальных интересов как смена деятельности учащихся на уроке

Беседы о музыке, обсуждение характера исполняемого произведения, анализ концертных выступлений учащегося, слушание музыки в записи и в исполнении педагога

Тематика занятий по классу фортепиано остается неизменной в последующих годах обучения. Меняется предлагаемый материал. Каждый учебный год предлагаемый материал становится более сложным в техническом и исполнительном плане, что требует от воспитанников регулярных занятий и улучшения качества звуковоспроизведения, развития техники исполнения.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

Методика является своеобразным инструментом в организации реализации обучения игре на фортепиано. Методическая деятельность является важнейшим звеном системы непрерывного образования.

Прежде чем начать обучение, у каждого ребенка необходимо проверить его музыкально-слуховые данные. Полученные в первичном общении с ним сведения не будут исчерпывающими, однако помогут в выборе путей начального обучения.

Основной формой работы в классе фортепиано является занятие. Ансамблевое музицирование предполагает работу с двумя учащимися.

 Два раза в год проводятся классные концерты или музыкальные праздники.

Для успешного обучения необходимо соблюдение следующих принципов:

  1. Формирование предварительного слухового восприятия и представления с последующим пояснением и осознанием.
  2. Соответствие методов и приемов детской возрастной психологии.
  3. Мотивированность действий ребенка.
  4. Опора на «зону ближайшего развития» учащегося

Методы организации и осуществления учебной деятельности.

1. Практические методы.

Основную роль в процессе обучения в классе фортепиано играет метод упражнения, прием формирования и закрепления навыка.

2. Наглядные методы

Использование учебных пособий для успешного освоениия музыкальной грамотности. Слушание музыки в записи и в исполнении педагога

3. Словесные методы

Объяснение, краткий рассказ, беседа.

Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности.

  1. Создание благоприятной обстановки на уроке.
  2. Создание ситуации удивления, восхищения.
  3. Обращение к жизненному опыту учащихся.
  4. Стимулирование интереса к музицированию.
  5. Игровые формы обучения.
  6. Создание ситуации успеха в учении.

  1. Посадка

Успешное музыкальное развитие учащихся в значительной степени зависит от правильной посадки за инструментом и выработки ощущения пластичной организованности движений всей руки, начиная от плечевого пояса, при полной свободе и отсутствии “зажатости” во всех ее звеньях – плече, локтевом суставе, кисти, пальцах. Необходимо добиваться, чтобы ребенок удобно и естественно сидел за инструментом, не допуская «сгорбленного» положения корпуса, поднятых плеч, слишком прижатых к корпусу или неестественно отставленных в сторону локтей и т.д.

  1. Индивидуальные планы

Успешное музицирование учащихся во многом зависит от целесообразно составленного индивидуального плана, в котором должно быть предусмотрено последовательное и гармоничное развитие учащегося, учтены его индивидуальные особенности, уровень общего музыкального и технического развития и связанные с этим конкретные педагогические задачи.

Одним из важнейших средств музыкального воспитания, развития эстетического вкуса у учащихся является выбор репертуара, котором основное место отводится изучению произведений русских и зарубежных композиторов классиков, а также наиболее прогрессивных современных авторов. Репертуар ученика должен быть разнообразным по содержанию, форме, стилю, фактуре. Пути развития ребенка определяются лишь в процессе занятия, поэтому педагогические требования должны быть строго дифференцированы. Недопустимо включать в индивидуальный план произведения, превышающие музыкально-исполнительские возможности учащегося и не соответствующие его возрастным особенностям.

Учитывая, что в музыкально-хоровом центре обучаются дети самых различных музыкальных способностей, в отдельных случаях являются педагогически оправданным включение в индивидуальные планы отдельных произведений из репертуара предыдущего класса.

Чтобы ученик в течение учебного года был представлен разносторонне, целесообразно установить следующую последовательность исполнения различных по форме произведений: в I полугодии – полифония и пьеса; в конце года – этюд, сонатная форма и пьеса.

Условия реализации программы дополнительной образовательной программы

Для реализации программы по классу общего фортепиано необходимы следующие материально-технические условия:

  1. кабинеты для индивидуальных занятий по фортепиано с хорошо настроенным инструментом;
  2. в одном из классов МХЦ – 2 инструмента для ансамблевой игры и проведения классных концертов;
  3. аппаратура для слушания музыки.

Методические условия:

  1. нотная библиотека
  2. музыкальная фонотека

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Техническое развитие

1-2 год обучения

А.  Жилинский        Этюд

А.  Гумберт        Этюд

В. Курочкин        Этюд

Е. Гнесина                Этюд

Л. Шитте                Этюды соч. 108  № 1-15

К. Черни                Этюды № 1-6  

И. Беркович        Этюд

Н. Любарский        Этюд

К. Черни                Этюд

А. Лемуан                Этюд

3 год обучения

А.  Лемуан                Этюды соч. 37 № 10, 34, 35

К. Черни                Этюды соч. 6 № 17, 22, 28, 2, 31, 32, 36, 38

К. Черни                Этюды соч.139 № 61, 64

Л. Шитте                Этюды соч. 25 № 2, 3, 6, 9

4 год обучения

К. Черни                Этюды соч.139 № 38, 46, 86

К. Сорокин                Этюд

Т. Лак                Этюд

А. Лешгорн        Этюды соч. 66 № 1-4

К. Черни-Гермер  Этюды         № 34, 39, 42, 50

5 год обучения

К. Черни-Гермер  Этюды часть 2 № 1, 3, 4, 5, 7, 16, 18

А. Лешгорн        Этюд соч. 66 № 7, 12, 16

Т. Лак                Этюд

В. Зиринг                Этюды соч. 30 № 1, 2, 6

Ф. Бургмюллер        Этюды соч. 109 № 66, 2,16

Г. Беренс                Этюды соч. 61 № 4-9 ,16,18-20, 23, 25, 30

6 год обучения

Г. Беренс                Этюды соч. 61 № 13-15, 26-29

А. Бертини                Этюды соч. 29 № 15-18, 20

И. Крамер                Этюды соч. 60 № 1, 3, 9

М. Мошковский  Этюды соч. 18 № 3, 8, 10, 11

К. Черни                Этюды соч. 299 № 5, 8, 9, 12, 13, 15, 17-20

7 год обучения

Г. Беренс                Этюды соч. 61 № 1-4

А. Бертини                Этюды соч. 29 № 25-28

И. Гуммель                Этюды соч. 125 № 3, 5, 6, 7, 9, 12

И. Крамер                Этюды соч. 60 № 4, 5, 10, 18-20, 22, 23

К. Черни                Этюды соч. 299 № 9, 17, 20, 23-25, 28, 29, 32, 34, 37-40

2. Развитие полифонического мышления

1-2 год обучения

Л. Моцарт  «Менуэт»,  « Бурре»

И. Бах  «Менует», « Волынка», « Полонез»

Г. Гендель «Менует»

Ю. Щуровский  «Канон»

И. Беркович «Украинская песня»

3 год обучения

И. Бах «Ария», « Менует»

А. Арман «Фугетта»

А. Корелли «Сарабанда»

Г. Свиридов «Колыбельная»

С. Павлюченко «Прелюдия»

Ж. Рамо «Менует»

4 год обучения

И. Бах «Маленькие прелюдии»   № 2, 5, 8

Д. Циполли    «Сарабанда»

Л. Моцарт «Ария»

Г. Гендель «Куранта»

Ю. Щуровский  «Степная песня»

М. Глинка «Фуга»

5 год обучения

И. Бах  «Маленькие прелюдии»

Д. Циполли «Сарабанда»

Л. Моцарт «Ария»

М. Глинка «Фуга»

Ю. Щуровский «Степная песня»

Г. Гендель «Сарабанда»

С. Майкапар «Фугетта»

6 год обучения

И. Бах «Маленькие прелюдии» № 4, 5

И. Бах  «Двухголосные инвенции» № 3, 5, 7, 10, 11, 15

Г. Гендель «Алеманда»

Д. Кабалевский  «Прелюдии и фугетты»

Г. Пахульский «Канон»

7 год обучения

М. Гендель «Фугетта», «Чакона»

М. Глинка «Фуга»

И. Бах  «Маленькие прелюдии», «Трехголосные инвенции», «Французские сюиты»

Д. Кабалевский «Прелюдии и фуги»

А. Лядов «Канон»

Г. Фрид «Инвенции»

3. Развитие музыкальности на примерах  пьес кантиленного характера

1-2 год обучения

И. Филипп «Колыбельная»

А. Гречанинов «В разлуке»

С. Майкапар «Сказочка»

А. Александров «Песенка»

Д. Штейбельт «Адажио»

Б. Дварионас «Прелюдия»

П. Салютринская     «Русская песня»

Г. Свиридов  «Колыбельная»

К. Михайлов  «Песня»

К. Сорокин «Нянина песня»

И. Кригер «Менуэт»

3 год обучения

Д. Кабалевский «Медленный вальс»

М. Парцхаладзе «Грустный напев»

П. Чайковский «Болезнь куклы»

А. Гедике «Маленькое рондо»

С. Майкапар «Колыбельная»

4 год обучения

А. Хачатурян «Андантино»

С. Людкевич «Старинная песня»

А. Эшпай «Перепелочка»

Г. Пахульский «В мечтах»

М. Глинка «Чувство»

О. Туссен «Ностальгия»

5 год обучения

С. Прокофьев «Сказочка»

Р. Глиэр «Романс»

А. Грибоедов «Два вальса»

Ц. Франк «Пьеса»

П. Чайковский «Сладкая греза»

М. Глинка «Прощальный вальс»

Г. Пахульский «Прелюд»

6 год обучения

А. Гречанинов «Прелюдия»

Э. Мелартин «Пастораль»

Р. Шуман «Маленький романс»

П. Чайковский «Осенняя песня»

Ф. Мендельсон «Песня без   слов»

В. Калинников «Грустная песенка»

7 год обучения

А. Алябьев «Мазурка»

Л. Бетховен «Багатель»

Р. Глиэр «Прелюдия»

А. Хачатурян «Музыкальная картина»

П. Чайковский «Подснежник»

М. Мусоргский «Слеза»

4. Активизация образного мышления в процессе изучения

произведений  крупной формы

1-2 год обучения

Д. Штейбельт «Сонатина»

А. Гедике «Сонатина»

Т. Назарова «Вариации»

И. Беркович  «Вариации»

М. Клементи «Сонатина»

Е. Гнесина «Шесть Маленьких вариаций»

Р. Глиэр «Рондо»

3 год обучения

И. Беркович «Вариации»

М. Клементи «Сонатина»

Р. Глиэр «Рондо»

В. Моцарт «Вариации»

Н. Голубовская «Вариации»

Т. Хаслингер «Сонатина»

Д. Кабалевский «Легкие вариации»

Д. Чимароза «Сонатина»

4 год обучения

Л. Бетховен «Сонатина»

К. Вебер «Сонатина»

А. Диабелли «Сонатина»

С. Майкапар «Вариации»

Ф. Кулау «Сонатина»

В. Моцарт «Сонатина»

М. Раухвергер «Вариации»

5 год обучения

К. Вебер «Анданте с вариациями»

Д. Бортнянский «Сонатина»

Г. Гендель «Сонатина»

Б. Дварионас «Вариации»

Ф. Кулау  «Сонатина»

Р. Шуман «Детская сонатина»

В. Моцарт «Сонатина»

6 год обучения

И. Беркович «Вариации на тему Паганини»

Ф. Кулау «Сонатина»

И. Гесслер «Сонатина»

Д. Кабалевский «Сонатина»

А. Гречанинов «Сонатина»

М. Глинка «Вариации»

 Д. Чимароза «Сонатина»

7 год обучения

Д. Кабалевский «Сонатина»

Г. Киркор «Сонатина»

И. Гуммель «Сонатина»

Л. Бетховен «Шесть легких вариаций»

Д. Бортнянский «Сонатина»

Н. Раков «Вариации»

ЛИТЕРАТУРА

(для детей и родителей по данной программе)

  1. «Первые шаги маленького пианиста» И. Королькова
  2. «Крохе – музыканту» Ч.1, Ч.2 И. Королькова
  3. «Альбом ученика – пианиста» 1 – 7 класс, изд. «Феникс»
  4. «Юному музыканту – пианисту» 1 – 7 класс,  изд. «Феникс»
  5. “Фортепианная игра” 1-2 кл. ДМШ под общей ред. Николаева А. М.
  6.  «Хрестоматия педагогического репертуара» 1–2 Кл. сост. Любомудрова Н., Сорокин К., Туманян А. (3 – 4 Кл.)
  7.  «Юный пианист» вып. I-III сост. Ройзман Л., Натансон В. М.
  8.  «Сборник пьес для фортепиано» С. Барсукова
  9. «Малыш за роялем» И. Лещинская
  10. «Фортепиано» 1 – 7 класс, Б. Милич
  11. «Педагогический репертуар ДМШ» М.
  12. «Библиотека юного пианиста» М.: “Сов. композитор”
  13. «Сборник фортепианных пьес» ч.I сост. Баренбойм Л., Ляховицкая С.
  14. «Избранные ансамбли» вып. I, II-IV сост. Взорова Т., Туманян А., Баранова Г.
  15. «Брат и сестра» вып. I, II
  16. «Фортепиано» ДМШ I-VII кл. сост. Милич., Киев «Музыкальная Украина»
  17. «Allegro» Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради 1-13 М. РИФ «Криптологос»
  18. Черни К. «Избранные этюды» под ред. Гермер М.: “Музыка”
  19. Чайковский «Детский альбом» М.: «Музыка»”
  20. И. С. Бах «Инвенции» М.: «Музыка»
  21. Шульман Р. «Альбом для юношества» М.: «Композитор»
  22. Лекупе Ф. «азбука 25 легких этюдов» М.: «гос. муз. ис-во»
  23. Моцарт В. «шесть сонат» М.: «гос. муз. ис-во»

Примерный репертуарный список каждого класса состоит из 5 разделов: этюды, полифония, крупная форма (сонатины, сонаты, вариации), пьесы и ансамбли.

ЛИТЕРАТУРА

(используемая для разработки программ организации образовательного процесса)

  1. «Методика обучения на фортепиано» Н. Любомудрова
  2. «Вопросы фортепианной педагогики» В. Натансон
  3.  «История фортепианной игры» Н. Алексеев
  4. «Фортепианная методика» Н. Алексеев
  5. «Первые уроки энного пианиста» В. Михелис
  6. «Воспитание ученика-пианиста» 1 – 7 кл. Б. Милич
  7. «Работа над фортепианной техникой» С. Либерман
  8. «Игра наизусть» Д. Макиннон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ «Формирование навыков игры на фортепиано в работе над музыкальным произведением на уроках «Индивидуальное обучение игре на фортепиано и детских музыкальных инструментах »

Данная методическая разработка посвящена рассмотрениюнекоторых методов и приемов, способствующих формированию навыков игры на фортепиано. Методы и приемы, перечисленные в данной работе, являются актуа...

Музыкальный инструмент. Фортепиано. Образовательная (рабочая) программа для учащихся 1-7 классов отделения специального фортепиано

Музыка –  прекрасная и безграничная область человеческой культуры.В последнее время объем музыкальной информации необычайно возрос.Несомненно, музыкальный поток оказывает значительное влиян...

2012 г. Открытый урок по фортепиано "Средства музыкальной выразительности на начальном этапе обучения игре на фортепиано"

Урок для учащихся 1 класса фортепианного отделения.На сайте имеется презентация "Средства музыкальной выразительности"...

«Рождение фортепиано». Проект вводного занятия по программе «Домашнее музицирование по классу фортепиано».

На занятии учащиеся знакомятся с многообразием музыкальных инструментов и историей создания инструмента фортепиано,  развивают абстрактное мышление, творческую фантазию,  эмоциональноге восп...

Методическая разработка ПДО МБОУ Школа №154 по фортепиано О.П. Петровой по теме: "Методы работы по разучиванию нотного текста в классе фортепиано"(2015)

Данный материал рассказывает о методах работы по разучиванию нотного текста в классей фортепиано...

Методическая разработка для педагогов по классу фортепиано музыкальных школ, школ-студий "Обучение игре на фортепиано детей с недостаточным развитием координации движений»

Обучение игре на фортепьяно представляет собой сложный психофизио­логический процесс, в котором учувствуют различные анализаторы: зри­тельный, речеслуховой, двигательный. В основе его лежат сложнейшие...