Доклад история музыкального образования.Древняя Русь
статья по музыке

Епишкина Галина Владимировна

Две основные сферы: музыкальный фольклор, менестрельная (часть скоморошьего искусства)

 Со стороны Русской православной церкви подвергались запрету-инструментальные  наигрыши, пляски, скоморошье искусство.

 

Скоморошье искусство представляла « Веселая игра»,  « Великая игра»( прославление царей,князей.

  

Вне критики православной церкви и государства была сигнальная музыка. Это вид ратной музыки ,показывающий силу армии по количеству инструментов: труб, барабанов. Церемониальная музыка- сопровождающая выезды князей, прием послов. В 15-16 веках было популярно так называемое « Битье зорь» -открытие и закрытие крепостных городских ворот.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_istoriya_muz.docx17.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств им. Ю.А. Гагарина»

Котельниковского муниципального района

Волгоградской области.

Доклад

История музыкального образования Древняя Русь Конец X- середина XVII столетия. Народная ориентация»

Выполнила: преподаватель фортепиано Епишкина Г.В.

Котельниково 2023

Тезисный доклад.

Две основные сферы: музыкальный фольклор, менестрельная (часть скоморошьего искусства)

Со стороны Русской православной церкви подвергались запрету-инструментальные наигрыши, пляски, скоморошье искусство.

Скоморошье искусство представляла « Веселая игра», « Великая игра»( прославление царей,князей.

Вне критики православной церкви и государства была сигнальная музыка. Это вид ратной музыки ,показывающий силу армии по количеству инструментов: труб, барабанов. Церемониальная музыка- сопровождающая выезды князей, прием послов. В 15-16 веках было популярно так называемое « Битье зорь» -открытие и закрытие крепостных городских ворот.

Музыкальные инструменты древней Руси.

Музыкальные инструменты представляли струнные, духовые, мембранные( трубы,гусли,бубны.

Термины же типа « Исполнение, исполнитель в Древней Руси не применялись. Были следующие термины «певцы, домрачи, трубачи»

В качестве образовательной технологии использовалась устная передача знаний.

Мелодия использовалась только одноголосная . В 15 веке появляется подголосочнность. Что дает развитие музыкального образования в целом.

Гармонический план: Олиготоника - звукоряд из 2-4 звуков, Ангемитоника-звукоряд,который не содержит полутонов.

1

С 15-17 веков появляются семиступенные лады, мажоро-минорная одноименная и параллельная переменность. Получает большое развитие многоголосное пение.

1-ЭТАП –ВСЛУШИВАНИЕ

2-ЭТАП- ПОДЛАЖИВАНИЕ.

3-ЭТАП- САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ.

До 15-века главное заключалось в ритмике стиха ,после мелодическая направленность.

С 16 века появляется прообраз музыкальных учреждений- то потешная палата. Фольклор, как известно ,называют искусством «памяти поколений».Это культура бесписьменной традиции. И музыкальный фольклор, будучи частью этой культуры, сохраняется и передается от одного поколения к другому бесписьменным способом.

Со временем, однако, под влиянием других направлений музыкального образования ,а также постоянного совершенствования нотной нотации наблюдается процесс интенсивного «вторжения» письменности и в музыкальное образование народной ориентации.

В Древней Руси подобное «единение» различных по своей природе способов сохранения и передачи музыкального опыта в области фольклорного типа музыкального творчества было совершенно исключено. Во-первых, «включенность» русского человека в традиционную народную музыкальную культуру была столь велика ,что для большинства населения соблюдение народных, в том числе музыкальных, традиций являлось нормой. Они хранились в коллективной памяти людей и во многом определяли, регулировали весь уклад жизни русского человека. Поэтому традиции эти не требовали письменной фиксации. Они усваивались ребенком с детства непосредственно в практической деятельности,когда он по мере взросления все более полно «входил» в «музыкальный ритм» окружающей его жизни.

Во-вторых, «рождение» отечественной музыкальной письменности ,как было показано выше ,происходило в неразрывной связи со знаменной системой пения. Для записи фольклорных образцов она не могла быть

2

Использована ,так как имела совершенно иную духовно-смысловую направленность.

Устная традиция передачи музыкального опыта от одного поколения к другому была присуща и отечественному менестрельному искусству. В отличии от Западной Европы где образцы записывались ,музыкальное творчество скоморохов формировалось на бесписьменной основе.

Таким образом, все обозначенные выше виды разновидности музыкального образования народной ориентации в Древней Руси развивались в рассматриваемый период в рамках устной традиции. Слушая

и наблюдая за игрой или пением народных умельцев ,ученик постепенно осваивал на слух интонационный строй музыки ,бытующий в той или иной определенной общественной среде ,принципы и манеру интонирования ,а также те технические приемы, которые были ему необходимы.

Не фиксируемая ни в каких специальных учебных пособиях, устная традиция, тем не менее, представляла собой достаточно определенную совокупность путей, способов и приемов передачи музыкального опыта от одного поколения к другому. Многие из них и поныне используются в музыкально педагогической практике, причем не только в рамках изучения народного музыкального творчества, но также и других пластов музыкальной культуры.

Это не означает, что процесс передачи музыкального опыта в народной музыкально-педагогической практике оставался в не поля зрения народных мастеров, но главным становилась активная позиция самого ученика. Все это свидетельствовало о естественности, ненасильственности народного музыкального образования, соразмерности его личным потребностям и возможностям каждого человека.

Но, чтобы услышать эту удивительную музыку ,созданную народным воображением, нужно учиться ее слушать. На постепенное все более глубокое освоение ребенком этой звуковой картины мира и сориентированы, многие народные образцы музыкального творчества. И в этом их огромная педагогическая значимость.

3

Список использованной литературы:

1. Е.В. Николаева « История музыкального образования Древняя Русь» конец 10- середина 17 столетия.

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ИСТОРИИ НА ТЕМУ: "О, РУСЬ МОЯ!" 6 класс

"О, Русь моя!" Урок-турнир итогового обобщения по истории России, 6-й классРябова Татьяна Николаевна учитель историиЦели урока:Повторение и обобщение материала по истории России, пройденного в 6 класс...

Урок истории для 6 класса"Русь былинная..."

Урок считается одним из сложных по методической подготовке, так как это первый урок, который посвящается целиком изучению культуры и нужно установить связи разных ...

ИСТОРИЯ 6 класс Тема: Русь и Золотая Орда

6 класс, учебник А.А.Данилова «История. Россия с древнейших времен до конца VII века», изд. «Просвещение», СФЕРЫ. На уроке учащиеся определяют  процесс складывания отношений между Золотой О...

Музыкально-литературная беседа "Русь, Россия, родина моя!". Мероприятие посвященное международному дню музыки. (презентация прилагается)

Цели: восстановление естественной связи детей с русской природой, с историческими и культурными ценностями России; воспитание школьников на судьбах наших земляков, прошлом, настоящем и будущем Родины...

сценарий музыкально-поэтического вечера "Русь стозвонная"

сценарий музыкально- поэтического вечера "Русь стозвонная" для учеников 7-11классов, посвящена творчеству воронежскому композитору, поэту, заслуженному аристу России Алекасандру Ивановичу Токмакову...

Литературно - музыкальная композиция «Святая Русь»

Программа выступления детско-юношеского театрального коллектива «Элис» на праздничном концерте посвященном Димитриевским образовательным чтениям 13.11.2008 годаЛитературно - музыкальная композиция «Св...

Формирование и развитие УУД на уроках истории в основной школе (на примере урока истории в 6 классе "Русь и Золотая Орда")

В разработке  урока истории в 6 классе показаны методические приемы по формированию универсальных учебных действий на разных этапах комбинированного урока. Системно-деятельностный подход позволяе...