Доклад история музыкального образования.Древняя Русь
статья по музыке
Две основные сферы: музыкальный фольклор, менестрельная (часть скоморошьего искусства)
Со стороны Русской православной церкви подвергались запрету-инструментальные наигрыши, пляски, скоморошье искусство.
Скоморошье искусство представляла « Веселая игра», « Великая игра»( прославление царей,князей.
Вне критики православной церкви и государства была сигнальная музыка. Это вид ратной музыки ,показывающий силу армии по количеству инструментов: труб, барабанов. Церемониальная музыка- сопровождающая выезды князей, прием послов. В 15-16 веках было популярно так называемое « Битье зорь» -открытие и закрытие крепостных городских ворот.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_istoriya_muz.docx | 17.64 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств им. Ю.А. Гагарина»
Котельниковского муниципального района
Волгоградской области.
Доклад
История музыкального образования Древняя Русь Конец X- середина XVII столетия. Народная ориентация»
Выполнила: преподаватель фортепиано Епишкина Г.В.
Котельниково 2023
Тезисный доклад.
Две основные сферы: музыкальный фольклор, менестрельная (часть скоморошьего искусства)
Со стороны Русской православной церкви подвергались запрету-инструментальные наигрыши, пляски, скоморошье искусство.
Скоморошье искусство представляла « Веселая игра», « Великая игра»( прославление царей,князей.
Вне критики православной церкви и государства была сигнальная музыка. Это вид ратной музыки ,показывающий силу армии по количеству инструментов: труб, барабанов. Церемониальная музыка- сопровождающая выезды князей, прием послов. В 15-16 веках было популярно так называемое « Битье зорь» -открытие и закрытие крепостных городских ворот.
Музыкальные инструменты древней Руси.
Музыкальные инструменты представляли струнные, духовые, мембранные( трубы,гусли,бубны.
Термины же типа « Исполнение, исполнитель в Древней Руси не применялись. Были следующие термины «певцы, домрачи, трубачи»
В качестве образовательной технологии использовалась устная передача знаний.
Мелодия использовалась только одноголосная . В 15 веке появляется подголосочнность. Что дает развитие музыкального образования в целом.
Гармонический план: Олиготоника - звукоряд из 2-4 звуков, Ангемитоника-звукоряд,который не содержит полутонов.
1
С 15-17 веков появляются семиступенные лады, мажоро-минорная одноименная и параллельная переменность. Получает большое развитие многоголосное пение.
1-ЭТАП –ВСЛУШИВАНИЕ
2-ЭТАП- ПОДЛАЖИВАНИЕ.
3-ЭТАП- САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ.
До 15-века главное заключалось в ритмике стиха ,после мелодическая направленность.
С 16 века появляется прообраз музыкальных учреждений- то потешная палата. Фольклор, как известно ,называют искусством «памяти поколений».Это культура бесписьменной традиции. И музыкальный фольклор, будучи частью этой культуры, сохраняется и передается от одного поколения к другому бесписьменным способом.
Со временем, однако, под влиянием других направлений музыкального образования ,а также постоянного совершенствования нотной нотации наблюдается процесс интенсивного «вторжения» письменности и в музыкальное образование народной ориентации.
В Древней Руси подобное «единение» различных по своей природе способов сохранения и передачи музыкального опыта в области фольклорного типа музыкального творчества было совершенно исключено. Во-первых, «включенность» русского человека в традиционную народную музыкальную культуру была столь велика ,что для большинства населения соблюдение народных, в том числе музыкальных, традиций являлось нормой. Они хранились в коллективной памяти людей и во многом определяли, регулировали весь уклад жизни русского человека. Поэтому традиции эти не требовали письменной фиксации. Они усваивались ребенком с детства непосредственно в практической деятельности,когда он по мере взросления все более полно «входил» в «музыкальный ритм» окружающей его жизни.
Во-вторых, «рождение» отечественной музыкальной письменности ,как было показано выше ,происходило в неразрывной связи со знаменной системой пения. Для записи фольклорных образцов она не могла быть
2
Использована ,так как имела совершенно иную духовно-смысловую направленность.
Устная традиция передачи музыкального опыта от одного поколения к другому была присуща и отечественному менестрельному искусству. В отличии от Западной Европы где образцы записывались ,музыкальное творчество скоморохов формировалось на бесписьменной основе.
Таким образом, все обозначенные выше виды разновидности музыкального образования народной ориентации в Древней Руси развивались в рассматриваемый период в рамках устной традиции. Слушая
и наблюдая за игрой или пением народных умельцев ,ученик постепенно осваивал на слух интонационный строй музыки ,бытующий в той или иной определенной общественной среде ,принципы и манеру интонирования ,а также те технические приемы, которые были ему необходимы.
Не фиксируемая ни в каких специальных учебных пособиях, устная традиция, тем не менее, представляла собой достаточно определенную совокупность путей, способов и приемов передачи музыкального опыта от одного поколения к другому. Многие из них и поныне используются в музыкально педагогической практике, причем не только в рамках изучения народного музыкального творчества, но также и других пластов музыкальной культуры.
Это не означает, что процесс передачи музыкального опыта в народной музыкально-педагогической практике оставался в не поля зрения народных мастеров, но главным становилась активная позиция самого ученика. Все это свидетельствовало о естественности, ненасильственности народного музыкального образования, соразмерности его личным потребностям и возможностям каждого человека.
Но, чтобы услышать эту удивительную музыку ,созданную народным воображением, нужно учиться ее слушать. На постепенное все более глубокое освоение ребенком этой звуковой картины мира и сориентированы, многие народные образцы музыкального творчества. И в этом их огромная педагогическая значимость.
3
Список использованной литературы:
1. Е.В. Николаева « История музыкального образования Древняя Русь» конец 10- середина 17 столетия.
4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ИСТОРИИ НА ТЕМУ: "О, РУСЬ МОЯ!" 6 класс
"О, Русь моя!" Урок-турнир итогового обобщения по истории России, 6-й классРябова Татьяна Николаевна учитель историиЦели урока:Повторение и обобщение материала по истории России, пройденного в 6 класс...
Урок истории для 6 класса"Русь былинная..."
Урок считается одним из сложных по методической подготовке, так как это первый урок, который посвящается целиком изучению культуры и нужно установить связи разных ...
ИСТОРИЯ 6 класс Тема: Русь и Золотая Орда
6 класс, учебник А.А.Данилова «История. Россия с древнейших времен до конца VII века», изд. «Просвещение», СФЕРЫ. На уроке учащиеся определяют процесс складывания отношений между Золотой О...
Музыкально-литературная беседа "Русь, Россия, родина моя!". Мероприятие посвященное международному дню музыки. (презентация прилагается)
Цели: восстановление естественной связи детей с русской природой, с историческими и культурными ценностями России; воспитание школьников на судьбах наших земляков, прошлом, настоящем и будущем Родины...
сценарий музыкально-поэтического вечера "Русь стозвонная"
сценарий музыкально- поэтического вечера "Русь стозвонная" для учеников 7-11классов, посвящена творчеству воронежскому композитору, поэту, заслуженному аристу России Алекасандру Ивановичу Токмакову...
Литературно - музыкальная композиция «Святая Русь»
Программа выступления детско-юношеского театрального коллектива «Элис» на праздничном концерте посвященном Димитриевским образовательным чтениям 13.11.2008 годаЛитературно - музыкальная композиция «Св...
Формирование и развитие УУД на уроках истории в основной школе (на примере урока истории в 6 классе "Русь и Золотая Орда")
В разработке урока истории в 6 классе показаны методические приемы по формированию универсальных учебных действий на разных этапах комбинированного урока. Системно-деятельностный подход позволяе...