Арам Хачатурян. Детский альбом.
методическая разработка по музыке

Тихонова Ирина Михайловна

"Детский альбом" выдающегося армянского композитора Арама Хачатуряна является ценным вкладом в сокровищницу самых прекрасных произведений, созданных для детей. Удивительно яркая, талантливая музыка с характерным национальным колоритом сочетает в себе самые современные тенденции музыкального письма. Дается исполнительский анализ всех пьес цикла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aram_hachaturyan.docx33.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Арам Хачатурян. Детский альбом.

В произведениях Арама Хачатуряна для детей выявляется тенденция, характерная для целого ряда крупных композиторов ХХ века: намерение приобщить начинающих музыкантов к закономерностям языка современности через свое понимание выразительных средств, свойственных музыке наших дней. Композитор отражает современную действительность современными средствами выражения, продолжая традиции Баха, Шумана, Чайковского, Бартока, Прокофьева.

Многие стилистические черты музыки Хачатуряна рельефно выявились в его «Детском альбоме».

«Детский альбом» может быть назван «маленькой энциклопедией» для детей, раскрывающей черты хачатуряновского пианизма и более того – особенности его творческого стиля вообще.

Почерк композитора отчетливо проявляется в ритмической импульсивности, в противопоставлении различных метрических и ладотональных линий, в частом обращении к органным пунктам и остинато, в щедром использовании терпких секундовых созвучий, обилии ориентальных фигураций, а также в имитации звучности того или иного инструмента. Все это обновляет фортепианное письмо.

Первая тетрадь «Детского альбома» написана в 1947 году, а вторая – в 1964-1965 годах.

Обе тетради построены по одному принципу: в каждой по 10 миниатюр, расположенных по мере возрастания выразительных или технических трудностей. Обе части завершаются фугой – этим подчеркнута соразмерность построений.

Область практического применения широка. Ряд миниатюр можно использовать уже к середине первого года обучения, а отдельные произведения – даже в музыкальном колледже. Последние же пьесы сборника могут закрепиться и во взрослом репертуаре.

Хачатурян, как и Прокофьев, смотрит на мир детскими глазами. При общем оптимистическом начале в «Альбоме» можно уловить множество оттенков чувств и настроений: целомудрие лирики и страстность, юмор и трагизм, игривость и поэтичность.

Большая часть произведений имеет программу, что помогает понять содержание музыки.

Группа непрограммных миниатюр, в которых ребенку не помогает подсказка автора, призвана воспитывать ассоциативность мышления.

Первая тетрадь

«Андантино» открывает первую тетрадь. Это очень популярная пьеса. Есть переложения и для других инструментов: альта, виолончели, гитары, фагота.

Удивительно красива мелодия «Андантино»! Она отличается большой свободой и гибкостью, широтой мелодического дыхания напоминает мелодии Рахманинова. Вокальная основа здесь очевидна. Ритмически спокойный распев удобных для пения интервалов, широкие ходы, начинающие мелодию, сменяются плавным, заполняющим скачок, движением.

В каждом из трех разделов пьесы обаятельный напев, лежащий в основе миниатюры, показан с разных сторон. Сначала это простодушное размышление, затем, благодаря остинатному синкопированию, в середине возникает грациозный образ. Появление мелодии в конце репризы в более низком регистре придает ей декламационный характер, значение итога.

Начинающий пианист приучается здесь к сознанию, что образный строй музыки трансформируется не только с изменением мелодии, а разнообразные ритмические, гармонические и регистровые средства могут осветить напев с иной стороны. Нужно быть внимательным ко всем переменам, происходящим в музыкальной ткани и искать в них образный смысл.

«Сегодня запрещено гулять».  В этой небольшой сценке раскрываются переживания малыша. Смены его настроений – от просьбы к настойчивости – подчеркнуты артикуляцией (акценты) и динамикой (пиано сменяется форте). В конце пьесы меняется лад: вместо до минора возникает До мажор. Возможно, это свидетельствует о примирении ребенка с жизненными обстоятельствами, из-за которых запрещено гулять, а они могут быть самыми разными: плохая погода, наказание за поведение и другое.

Эта пьеса для начинающих написана в подвижном темпе и создает некоторые трудности. Прежде всего трудна плавная передача восьмых из руки в руку. Чтобы в момент передачи не появился толчок, надо следить за тем, чтобы подхватывающая рука не была тяжелой и плавно продолжала линию восьмых. Очень важно готовить ее заранее, чтобы рука не убиралась с клавиатуры, а спокойно ждала своего вступления над нужной клавишей. Ноты, отмеченные черточкой под лигой, должны звучать мягко и глубоко. Ученику дается понятие о весе руки, о взаимодействии руки и пальцев. В кульминационных моментах акценты надо играть всей рукой.

Лядо серьезно заболел.  Это одна из самых печальных пьес цикла. В ней отражены волнения ребенка, вызванные болезнью верного друга – собачки Лядо.

Хачатурян создает удивительно тонкий образ. Музыка глубоко психологична и выразительна прежде всего за счет гармонии. Развитое гармоническое развитие, сложные тональные сдвиги, «терпкие» аккорды – все это является характерными чертами гармонического письма автора произведения. Используется и прием остинатности во время повторного проведения темы. Неизменное повторение басового голоса усиливает скорбной состояние. Обостряются и аккорды. Вообще прием остинатности является характерным для музыки Востока.

Основными исполнительскими приемами в этой пьесе являются легато и портаменто. Портаменто исполняется движением всей руки на каждый звук.

Педаль должна быть запаздывающей, это способствует исполнению легато, не допускается смешение гармоний. Музыка сложна для исполнителя, на первых порах кажется сложной и непонятной. Однако путем вслушивания преодолевается «сопротивление материала» и перед пианистом открывается красота и смысл музыки.

В день рождения. Это романтический, взволнованный вальс. С каким нетерпением ожидает ребенок свой день рождения! И вот наступает этот день и начинается праздник.

Пьеса написана в трехчастной форме. Безмятежному кружению крайних частей противостоит взволнованная средняя часть, в которой проявляется декламационная природа хачатуряновского мелодизма. Для исполнителя достаточно сложно переключиться мгновенно из одного эмоционального состояния в другое.

В пьесе нет указания «рубато»: Хачатурян, подобно Шопену, редко прибегает к этой ремарке. Однако, также как в произведениях Шопена, в его музыке недопустимо исполнение, лишенное ритмической свободы, импровизационности.

Вальс, как это и полагается, написан в трехдольном размере, но композитор применяет свой излюбленный прием эпизодических проявлений признаков другого размера, метра (в конце средней части и репризе). Появление перекрестного ритма выявляется акцентами.

Перед исполнителем возникает ряд сложных технических задач. Необходимо целостно исполнять мелодию крайних частей с ее мелким мотивами, прерывающимися восьмыми паузами. Своеобразно использованы акценты: они указывают не на усиление звучности, а наоборот, призывают исполнять звуки мягко, с «придыханием». Повторяющиеся мотивы должны как бы нанизываться на один стержень.

В аккомпанементе типичная ритмическая формула вальса. Бас отмечен черточкой, берется движением руки сверху мягко и глубоко, а вторая и третья доли звучат легко и остро, исполняются пальцевым стаккато, от последней доли рука отлетает вверх, чтобы вновь глубоко опуститься на бас.

Свободной координации рук требует исполнение средней части, в которой мелодия плавно звучит в левой руке, а правая рука играет маркатированные аккорды, каждый на отдельном движении руки.

Выразительная мелодия в правой руке достаточно протяженная, с остановками на длинных звуках, ее играют на одном движении руки, что технически сложно. Необходимо избегать толчков после долгих звуков, для этого нельзя опускать руку на длинных звуках, рука нужна легкая, «дышащая», а сам долгий звук, который в действительности угасает, должен мысленно продолжаться.

Очень красочны в пьесе тональные сопоставления. Чего стоит только модуляция первой темы из Ми мажора в си-бемоль минор, и тут же мгновенный переход в фа-диез минор!

Этюд.  Эта пьеса знакомит исполнителя с моторно-токкатным движением – неотъемлемым компонентом пианизма Хачатуряна. Это эффектная токкатина, упругая, с чеканным ритмом. Несмотря на главенство динамизма (маркато, повторяющиеся ноты, резкие перебивки ритма, прием игры «мартеллато»), основная тема грациозна, ее необходимо выразительно проинтонировать. И в технических пьесах красочность звука имеет решающее выразительное значение, а потому необходима большая работа над самими приемами звукоизвлечения.

При исполнении «маркато» следует использовать движения кисти, напоминающие бросок и отскакивание мяча. Нужна верная градация силы звука: в «пиано» движения должны быть наилегчайшими, в «форте» нужны крепкие пальцы. Для их укрепления полезно поиграть восьмые, составляющие один мотив, в виде одновременных интервалов с повторениями по два раза. Чтобы не было излишнего утяжеления звука, надо играть с ощущением движения руки от клавиатуры, а не в клавиатуру.

В момент кульминации очень ярким и сильным должно быть звучание мелодии в правой руке. Нужно играть акценты смелым движением руки сверху, не останавливаясь перед взятием звука и не нащупывая клавиши. Акценты, естественно, должны складываться во фразы. В сопровождении в это время появляются репетиции, которые исполняются с подменой пальцев (лучше использовать сильные пальцы – первый, второй и третий). Для удобства исполнения лучше в этом месте правую руку поднять повыше, чтобы она не мешала играть девой руке. Там, где используется прием мартеллато, необходимо, чтобы сыгравшая рука не оставалась на клавишах; должна быть точная передача из руки в руку.

Музыкальная картина.  Напоминает балетные адажио Хачатуряна. Это типично восточная музыка, лиричная, томная, очень выразительная. Она рождает самые различные ассоциации, будит воображение.

Для исполнения пьесы характерно «рубато». Композитор указывает смены темпов, которые должны быть прочувствованы и органичны.

Колористическая изысканность проглядывает с самого начала в виде мажоро-минорной вариантности тонической терции и полигармонического каданса в конце первого предложения. Эта гармония предвосхищает тональность начала репризы. Реприза расширяется, она состоит не из двух предложений, как в начале, а из трех, каждое из которых проводится в новой тональности: фа-диез минор, до минор и соль минор. Полигармонический каданс в коде отразил тональности экспозиции и начала репризы в виде их тонических аккордов.

Очень эффектны регистровые переклички в средней части.

Эта красочная пьеса требует выразительного, теплого звучания. Обязательно используется педаль, она придает музыке особый романтический колорит.

Конница.  Музыка передает образы движения. Не случайно она посвящена мальчику Владику: эти военные сюжеты близки именно мальчикам. Надо напомнить, что «Детский альбом» Хачатурян посвящает двум своим детям и трем племянникам.

Восторженно воспринимает маленький герой цикла кавалеристов-буденовцев, лихо распевающих в «Коннице» походную песню. Мелодика своеобразно сочетает национальный колорит с интонациями массовых песен. Интересно перевоплощение волевой походной песни в распевную мелодию с явно национальной окрашенностью.

Через всю пьесу, лишь изредка видоизменяясь, проходит ритмическая формула, изображающая топот копыт. Она подстегивает движение, придает большую степень активности ритму, играющему ведущую роль.

Пьеса начинается в До мажоре/до миноре, а затем переходит в основную тональность – дорийский лад с тоникой Ми. В заключительном кадансе, как и в предыдущей пьесе, бифункциональное созвучие, вбирающее в себя тонику с ладоповышенной шестой ступенью и тонику До мажора. Таким образом, происходит синтез тональностей.

Инвенция.  Тема взята из адажио из балета Хачатуряна «Гаяне».  

Большинство номеров из «Альбома» в той или иной степени полифонично. Но есть и специально полифонические пьесы: инвенция и две фуги. На них ученик готовится к исполнению сложных сочинений современной полифонии.

Инвенция написана на основе фрагмента из балета «Гаяне», то есть не предназначалась для детей. Это редкий для Хачатуряна образец автотранскрипции. Отрывок из балета покоряет искренностью и красотой.

В основе композиции лежит дополняющая ритмика: остановка в одном голосе вызывает движение другого.

Национальная сущность подчеркивается импровизационным развитием. Частые ремарки «рубато» усиливают свободу исполнения.

Подражание народному.  Это жизнерадостная сценка в южном городе. Слегка рисуясь, танцоры в пляске подзадоривают друг друга, любуются красотой своих движений, своей удалью.

Почти каждый раз, проводя основную тему, композитор привносит в нее новые, как бы едва заметные штрихи, которые подчеркивают задорный характер музыки. Эти детали требуют особого внимания ученика.

Ритмический рисунок остинато сопровождает пляску. Композитора всегда привлекала «привораживающая» сила ритма народной музыки. Вспоминая детские впечатления, Хачатурян рассказывал: «Помню, как забравшись на чердак с медным тазом, я усердно выстукивал на нем подслушанные и поразившие меня ритмы народной музыки, изощряясь в их варьировании и сочетании. Эта первоначальная моя музыкальная деятельность доставляла мне неописуемое наслаждение».

Помимо основного ритма применяется и полиритмия: сочетаются двух- и трехдольные мотивы в тактах 34-37.

Обычно в народных танцах аккомпанирует в Закавказье ансамбль музыкантов. Имитируя их тембровые краски, композитор прибегает к использованию своеобразной фортепианной инструментовки (такты 13-20).

Фуга.  Написана в тональности До мажор. Светлая, жизнерадостная двухголосная фуга завершает первую тетрадь «Альбома». Строго диатоничная тема близка народной мелодии с ее характерными форшлагами. Противосложение насыщено причудливыми интонационными ходами, в нем много хроматизмов. Характерные особенности, свойственные теме и противосложению, сохраняются на протяжении всей композиции, благодаря этому голоса приобретают своеобразную индивидуальность.

Фуга написана в традиционной трехчастной форме. В ней использованы переменные размеры – четырехдольный такт в теме расширяет ее.

Одна из трудностей исполнения – это постоянные несовпадения тщательно выписанных артикуляционных лиг. Голоса следует сначала проучить по отдельности.

Вторая тетрадь

Скакалка.  Это жанровая зарисовка одна из самых простых в цикле (и по языку, и по фактуре). Скромными средствами – бойко «подпрыгивающие» четверти, имитирующие друг друга, моменты скрытой полифонии – передают ощущение солнечного летнего дня, шаловливости. Так и представляешь себе резвых девчушек, прыгающих весело через скакалку. Обращают на себя внимание национальные интонации в мелодии.

Вечерняя сказка.  Это также пьеса для начинающих. Небольшое вступление продолжается простой, но очень милой вальсообразной мелодией. Музыка грустна и спокойна. Середина вносит контраст: вдруг появляются резкие,

энергичные интонации, вносящие тревогу. Но волнение проходит, и музыка возвращается в спокойное русло.

Ученику нужно передать развитие сюжета, в чем ему должен помочь педагог.

Как всегда, при исполнении кантилены возникают проблемы, связанные со звукоизвлечением, вниманием, слуховым контролем, но выразительная музыка обычно вызывает интерес у ученика и желание поработать серьезно.

Две смешные тетеньки поссорились.  Эта сценка, словно зарисованная с натуры, полна незлобивого юмора. Нетрудно заметить общие черты с «Лиможским рынком» из «Картинок с выставки» Мусоргского. Особо привлекательны тонко подмеченные детали, например, шестнадцатые, создающие шаржированный образ тетеньки, пытающейся выпалить как можно больше слов. Восьмые в левой руке, изображающие другую тетеньку, речь которой монотонна, она что-то упорно бубнит, доказывая свою правоту.

Как нельзя более кстати пришлись здесь излюбленные приемы Хачатуряна: полиритмические и политональные. Например, многократное несовпадение акцентируемых остинатных попевок с остинатным же рисунком баса, изложенного равномерными восьмыми.


Этим, как и резкими динамическими контрастами в средней части (на протяжении четырех тактов часто меняется динамика: форте – пиано) выявляется противоречие между столкнувшимися сторонами. Созданию острого гротескного рисунка содействуют авторские указания: частые ремарки «marcato a sacco», «staccato sempre», а также акценты на сильных и слабых долях такта.

Важно, чтобы при исполнении за пульсом и быстротечностью движения не потерялась скороговорка, речевые интонации, пусть и протараторенные.

Использование в средней части трехдольного размера способствует созданию впечатления особо сильного волнения спорящих, но ужасно смешных тетенек.

Траурное шествие.  Является кульминацией сборника. Этот драматический фрагмент прямо ассоциируется с героическими событиями прошедшей войны. Величественно бьют колокола, возвещая о смерти героя. После скандированных призывов начинается само шествие. Оно дано в аккордово-унисонном изложении с опорой на органный пункт в виде синкопированного гулкого баса. Неуклонный и неуловимый, он подчеркивает мерность движения и одновременно создает иллюзию колоколов.

Щемящий колорит вносят характерные «рыдающие» секунды в верхнем регистре фортепиано.

Динамически пьеса должна быть направлена к генеральной кульминации (ff) в средней части, где возникает особое напряжение (важную роль в его создании играет и ломка метрической сетки – шесть раз на протяжении десяти тактов). Трели в обеих руках – словно взрыв отчаяния, после которого погребальная процессия восстанавливает ход. Речитатив, звучащий в заключении, подобен эпилогу от лица повествователя.

Чтобы аккорды были не только сильными, но и звучными, необходимо ставить их, делая хватательные движения кончиками пальцев.

Скачки же в медленном темпе исполнять нетрудно.

Ритмическая гимнастика.  Эта пьеса относится к числу наиболее сложных. Это своего рода скерцо. Мелодические линии в нем самостоятельны и развиваются полифонически.

Неназойливое обыгрывание увеличенной секунды при переходе на равномерное вальсообразное движение, так же, как и характерный остинатный ритм, пронизывающий пьесу, придают пьесе черты национального своеобразия.

В первый период работы над этой пьесой можно порекомендовать игру на легато, чтобы лучше проинтонировать мелодии и приучиться играть правильной аппликатурой.

Токката.  Эта энергичная, жестковатая, порой колючая токката является пианистически выигрышной пьесой с преобладанием остинатных форм движения. Она захватывает волевой собранностью. Несмотря на моторное движение, в ней отсутствует монотонность. Этому способствует изобретательность изложения. Так, очень эффектен прием одновременного движения по черным и белым клавишам в одном из эпизодов.

В нем используется и излюбленный прием Хачатуряна несовпадения ритма в обеих руках: навстречу неоднократно повторяемой нисходящей секвентной попевке из трех звуков в виде квартсекстаккордов на белых клавишах по черным клавишам восходит ритмическая фигура из четырех звуков.

Завершает пьесу красочное пятно, кластер.

Хачатурян подчеркивал, что у него громкая манера разговаривать в музыке. Эта особенность его стиля видна и в Токкате: ремарками настоятельно акцентируется желательность громогласности исполнения (семнадцать обозначений «форте» и всего лишь одно «пиано»).

При разучивании этой пьесы учителю и ученику необходимо найти различные градации «форте» для достижения художественно убедительного результата. Приходят на ум слова Бузони, который говорил, что к художественным требованиям относится и сбережение сил для кульминационных и критических точек.

Фуга.  Это превосходное произведение написано в дорийском до миноре. Трехголосная фуга имеет ярко выраженный национальный характер. Таковой является и мелодика, и ритмика.

Особенно интересна стретта в среднем разделе. Она содержит всевозможные структурные изменения темы и выполнена виртуозно, с артистической свободой. Тема проводится в прямом, обращенном и увеличенном видах.

Характерная ритмическая фигура – восьмая-четыре шестнадцатых-восьмая – способствует единству композиции.

Несмотря на многоголосное, порой вязкое изложенние, исполнителю следует добиваться легкости и живости, чтобы непременно ощущалась пронизывающая всю фугу танцевальность.

Фуга написана в трехчастной форме с четкими границами. Музыка полна обаяния, живости и юношеского оптимизма.

Итак, в музыке, созданной Хачатуряном для детей, выявляется тенденция, характерная для целого ряда крупных композиторов ХХ век: намерение приобщить начинающих пианистов к закономерностям и особенностям музыкального языка современности через свое понимание выразительных средств, свойственных музыке наших дней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК ПО СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ ИЗ ЦИКЛА «КОМПОЗИТООРЫ – ДЕТЯМ». П. И. ЧАЙКОВСКИЙ «ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ».

Данный урок знакомит учащихся с творчеством композитора П.И.Чайковского на примере "Детского альбома". Данный урок может быть интересен для педагогов - музыкантов....

Разработка внеклассного мероприятия "Детский альбом"Чайковского

Познакомить учащихся с пьесами "Детского альбома"...

Архипова Н. И. 2 кл "Детский альбом"

Урок музыки во 2-м классе по программе Г. Сергеевой, Е. Критской...

Сценарий городского мероприятия для детских садов: «Детский альбом» П.И. Чайковского.

Сценарий предназначен для проведения  и ознакомления детей 4-8 летнего возраста с музыкой композитора П. И. Чайковского. Номера были показаны с помощью интеграции предметов, объедененных между со...

«Детский альбом» П.И.Чайковского на логоритмических занятиях в детском саду (5-6 лет)

Логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. (Г. А. Волкова). Эффективное взаимодействие логопеда и музыкального руководителя - это сов...

Арам Хачатурян

Музыкально-познавательный проект по творчеству композитора...