Планы - конспекты уроков
план-конспект урока по музыке
Коспекты уроков, проводимых по актуальным вопросам - чтение с листа, формирование навыков разбора нотного текста, грамотный разбор нотного текста, формирование начальных исполнительских навыков, формирование базовых тенических навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитание грамотного отношения к разбору нотного текста | 50.78 КБ |
Основные игровые навыки на начальном этапе обучения | 721.15 КБ |
Базовые технические навыки в работе над инструктивным материалом | 750.86 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
“МБУДО «Чунская ДМШ»
План-конспект урока
преподавателя по классу аккордеона
Прокопьевой Е. В.
Заявленная категория: первая
Презентация урока
Дата проведения урока: 23.03.2020 г.
Фамилия, имя обучающегося: Пастухова Анастасия
Образовательная программа: Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовительный класс раннего музыкального развития.».
Специализация: Аккордеон.
Учебный предмет: Музыкальный инструмент
Класс: подготовительный
Тема занятия: «Формирование навыка грамотного разбора нотного текста у обучающихся подготовительного класса по специальности аккордеон»
Цель: создать условия для систематизации полученных знаний, выявление уровня овладения системой знаний и умений, опытом практической творческой деятельности.
Задачи урока:
Образовательные: формирование комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для освоения нотного текста; содействие формированию у ученицы положительной мотивации, стойкого интереса к процессу обучения.
Развивающие: развитие познавательных способностей, максимальное раскрытие индивидуальности ученицы; развитие музыкальных способностей: гармонического и мелодического слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; развитие творческой познавательной активности обучающейся
Воспитательные: воспитание терпения и усидчивости, внимания, целеустремлённости, трудолюбия; воспитание упорства для достижения цели, уверенности в себе; развитие коммуникативной культуры поведения и общения
Тип урока: комбинированный
Вид урока: традиционный.
Место урока в решении задач обучения, воспитания и развития: Урок повторения и закрепления знаний, совершенствования практических умений и навыков. В процессе занятия, обучающаяся закрепляет теоретические знания, необходимые для освоения нотного текста. В процессе урока вырабатывается творческое отношение обучающейся к практическому применению знаний и умений в работе над освоением нотного текста на более сложном музыкальном материале.
Образовательные технологии, применяемые в ходе урока: личностно-ориентированное обучение, методы проблемного обучения, приемы здоровьесберегающей технологии.
Методы:
Словесные: вопрос – ответ, объяснение, устный разбор, обобщение.
Наглядные: показ преподавателя, метод демонстрации.
Практические: методы учебной работы по применению знаний на практике: методы проверки и оценки знаний и навыков обучающегося.
Оборудование:
Аккордеон, баян, два стула, пюпитр, подставка под ноги для обучающейся, нотная тетрадь, план урока.
Дидактический материал: карточки с изображением знаков нотного письма.
План урока
I. Организационный этап: приветствие, представление ученицы, сообщение темы урока.
II. Подготовительный этап: вступительное слово преподавателя по теме урока.
III. Основной этап: ход урока
IV. Заключительный этап: анализ, подведение итогов урока
Ход урока
Деятельность преподавателя | Деятельность учащегося |
I. Организационный этап | |
Добрый день! Урок по заявленной теме будет проведен с ученицей подготовительного класса по УП «Музыкальный инструмент. Аккордеон» Пастуховой Анастасией. | Ученица готовится к уроку. |
II. Подготовительный этап. Введение. | |
Вступительное слово: Одно из интересующих меня методических направлений называется «Организация форм и методов работы, направленных на формирование и развитие учебно – познавательных компетенций у обучающихся детской музыкальной школы по классу баян, аккордеон». Компетенция - означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, имеет знания, умения и навыки, которые успешно использует в практической деятельности. Тема урока: «Формирование навыка грамотного разбора нотного текста в подготовительном классе по специальности аккордеон в детской музыкальной школе» Было бы ошибкой считать, что умение грамотно разбирать и максимально качественно исполнять музыкальный текст требует каких-то выдающихся музыкальных способностей, одарённости. Это прежде всего – навык, который можно и нужно развивать! Поэтому, моя методическая установка в этом направлении базируется на убеждении, что детей нужно учить(!) работать с нотным текстом с первых шагов, следуя принципу от простого к сложному, что связано с постепенным расширением и усложнением учебного репертуара. Это должна быть систематизированная, кропотливая и тщательная работа по заданному алгоритму, который устанавливается преподавателем для каждого ученика индивидуально. Актуальность формирования навыка. Безупречное знание нотного текста – залог уверенности, грамотности, исполнительской свободы и, следовательно, творческого и эмоционального самовыражения ученика во время любых публичных выступлений. Целенаправленное, систематическое обучение грамотному разбору закладывает основу для выработки очень ценного навыка – чтению с листа, что является самым коротким, эффективным и перспективным путём, ведущим в обще-музыкальном развитии детей. Развитые навыки разбора и чтения с листа, в свою очередь, способствуют быстрому запоминанию нотного текста на память. Все три вышеназванных навыка, являются ключевыми в обучении игре на музыкальном инструменте и, в совокупности, значительно расширяют кругозор и развивают музыкально – интеллектуальные качества ребёнка, способствуют накоплению его теоретической, музыкальной и исполнительской базы. Именно этого ждут от музыкальной школы ученики и их родители! И ещё, важный принцип, общий для всех видов работы на уроке, которому я следую – никогда не гнаться за быстрым результатом. У каждого ученика свой темперамент, свой «биоритм», своя индивидуальность, которую нужно учитывать. И это главное!
Условие: быстрые и точные ответы на вопросы. Вопросы:
Верно! Нота, в переводе с латыни, означает – знак, метка. Хорошо! А, теперь продолжим наш блиц – опрос по карточкам. Показываю карточки.
Карточки (№ 1-15) «Готовим для музыки уютное местечко»: 1. 2. 3. 4. 5. Вопрос: Каким образом поделили нотный стан на такты? Вопрос: Что такое такт? 6. 7. Вопрос: Что означает размер? 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. | Ответы:
Ученица называет, что изображено на карточках.
Ответ: Провели несколько вертикальных линий, каждая из них называется тактовая черта. Ответ: Отрезок музыки между двумя тактовыми чертами.
Ответ: Количество долей в такте и какие они по длительности. 9. Ноты в Скрипичном ключе: до, ре, ми, фа, соль – целые. 10. Эти же ноты – половинные. 11. Эти же ноты – четвертные. 12. Ноты в Басовом ключе: фа, до, соль –четвертные. 13. Басы: фа, до, соль с мажорными аккордами. 14. Два нотных стана, объединённые общей чертой и скобкой. 15. Аппликатура -порядок пальцев при игре. |
III. Основной этап. Практическая деятельность. | |
Первый раздел | |
Последовательность работы: 1.Общее знакомство с пьесой. Название. Краткое содержание сказки «Теремок». Чтение вслух литературного текста. 2.Проигрываю пьесу от начала до конца. Выясняю, понравилась ли музыка, хотела бы она её разучить. 3.Обзор нотного текста: определение тональности, количества тактов, узнавание знаков сокращения нотного письма: реприза, вольты. 4.Напоминаю ученице, что начинать рассматривать нотный текст можно и с верхней и с нижней строчки, по желанию. А можно и сразу обе, это будет смело и интересно. Правильно будет, начать изучать строчку, начиная от ключа и рассказывать всё, что попадает в поле зрения. 5.Предлагаю простучать пульс левой рукой, ритм правой рукой – одновременно, называя ноты вслух. Напоминаю – темп медленный! 6. Вопрос: что будешь делать дальше? 7. Вопрос: какой аппликатурой? Напоминаю, что играем в позиции. Клавиши до, ре, ми, фа, соль расположены на клавиатуре по порядку, значит, и пальцы нужно поставить по порядку от первого к пятому. Даю установку – проиграть от начала до конца без единой остановки. 8. Вопрос: какой выберешь темп? 9. Вопрос: что будешь делать, если почувствуешь затруднение в каком-нибудь месте? Мы провели достаточную умственную подготовку для того, чтобы у тебя всё хорошо получилось на инструменте. Но при игре ты должна выполнить самое главное правило. 10. Вопрос: Какое?
11.Всё правильно! Попробуй исполнить. 12. А, теперь, то же самое левой рукой. 13. Давай попробуем сыграть двумя руками. 14. Анализируем, что получилось, что не получилось. Если получилось – хорошо! Если не получилось – выясняем причину, делаем выводы. Предлагаю опустить руки с клавиатур - дать им отдохнуть. Поморгать – дать отдых глазам. с
Последовательность работы: 1.Выясняем – нужно ли повторить пьесу по нотам. Если требуется повторение, то сделай это без игры на инструменте, используя только зрение - умственно. 2. А теперь повтори на инструменте по нотам. 3.Теперь без нот и помощи зрения, на память. Подошло время полезного развлечения. Давай, будем играть вдвоём одновременно. Ты играешь свою пьесу, я буду играть всё, что захочу. Скорее всего, моя игра будет сбивать тебя с толку, мешать. Твоя задача, и условие игры– не обращать внимания на помехи и сыграть пьесу от начала до конца без единой остановки, без единой помарки. Готова? III. Игра «Помехи» -очень полезная игра! 1.Играю небольшое вступление к пьесе. Варианты помех:
Можно придумать много других вариантов. Играем столько вариантов, пока не начнут проявляться признаки утомления у ученицы. Безошибочная игра в таких не простых условиях, является показателем того, что слух обостряется и становится цепким, внимание предельно концентрируется, проявляются волевые качества ребёнка. Происходит закалка полученного умения. |
Здоровьесберегающая пауза 1.Сообщает, что нужно повторить по нотам. Просматривает текст пьесы. 2.Когда готова к игре – играет. 3. Играет на память. Ученица любит играть в эту игру. 1.Слушает вступление, вступает. Играем вдвоём. |
IV. Заключительный этап. Выводы. Домашнее задание. | |
Вместе с ученицей оцениваем результаты урока. Ученица, на данном этапе хорошо понимает суть, задачи и последовательность действий при разборе. Хорошо запоминает знаки нотного письма, имеет необходимые теоретические знания, умеет применять их в практической работе. Благодарю Анастасию за хорошую работу, внимательность, отзывчивость, и помощь в проведении урока. | Ученица сделала вывод, что нужно учиться разбирать текст. Для этого нужны регулярные занятия и соблюдение последовательности при разборе. Самое главное -внимательность, сосредоточенность, стремление с самого начала делать разбор максимально точно. Необычное домашнее задание: учить песенку «Теремок» без нот и без инструмента, используя время по дороге домой, например. Идти и проговаривать ноты мелодии или аккомпанемента. |
Список используемой при подготовке литературы:
- Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано – М., 1971.
- Андреева А., Конорова Е. Первые шаги в музыке. – М., 1991.
- Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Уч. пособие. – М., 1996.
- Бажилин Р.Н. Самоучитель игры на аккордеоне: Учебно-методическое пособие - Изд. В. Катанский, Москва, 2008.
- Баренбойм Л. Путь к музицированию – Л.-М., 1973.
- Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке. – Л., 1988.
- Баренбойм Л., Брянская Ф., Перунова Н. Путь к музицированию: Школа игры на фортепиано. Первый год обучения. – Л., 1981.
- Голубовская Н.И. О музыкальном исполнительстве. Ленинград, «Музыка», 1985
- Гофман Я., Регер А. Школа чтения нот на фортепиано (szkola czytania nut na fortepiano) – Czytelnik, 1953
- Камаева Т., Камаев А. Чтение нот с листа на уроках фортепиано. Игровой курс. Издательство: «Классика XXI», 2007
- Курнавина О.А., Румянцев А.Г. Чтение нот с листа. Пособие для юного пианиста. Издательство «Композитор», Санкт-Петербург, 2007
- Щирина К.Ю. Хрестоматия по чтению нот с листа: методическое пособие / СПбГИК, факультет искусств, кафедра фортепиано; Санкт-Петербург: Издательство «КультИнформПресс», 2016
23.03.2020 г
Преподаватель: Прокопьева Е.
Директор МБУДО «Чунская ДМШ»: Геринг Т.Ю.
Заместитель директора МБУДО «Чунская ДМШ»: Габдрахманов Т.Д.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
План-конспект урока английского языка в 6 классе УМК «Английский в фокусе» авторы Н.И.Быкова, Дж.Дули и др. Тема урока: “Holiday plans”. Планы на каникулы.
Тема урока: “Holiday plans”. Планы на каникулы. Место и роль урока в изучаемой теме: 1 урок по теме «Holiday plans» , 1 урок по разделу «Holiday time»...
План конспект урока. Требования к плану урока.
План конспект урока математики. Требования к плану урока.Система планирования урока включает:-годовое и полугодовое планирование;-тематическое планирование;-поурочное планирование.Необходимо уделять б...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...
План-конспект урока по профильному труду 6 класс. Тема урока: «Ориентирование в задании по чертежу. Разбор чертежа. Составление плана работ изготовления скамейки».
Изучение план изготовления скамейки, научить самостоятельно изготавливать скамейку по плану; Развитие моторики рук, глазомер, связную речь, развить образную память, логическое мышление; Ко...