«Специфика формирования функциональной грамотности при освоении предметной области «Искусство».
материал по музыке
Данный материал может быть использован для проведения заседаний РМО учителей музыки в рамках изучения темы "функциональная грамотность".
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Специфика формирования функциональной грамотности при освоении предметной области «Искусство».
- Слушателям предлагается слайд с изображением выпускника и ряд названий современных профессий.
Некоторые из востребованных профессий сегодня не существовали всего 5 лет назад. 65% детей, которые завтра пойдут в школу, будут работать по специальностям, о которых мы еще не знаем. Треть навыков и умений, которые к 2025 году станут необходимыми для большинства профессий, не рассматриваются как критически важными сегодня. Задание: Как вы думаете, какие компетентности должны быть сформированы у выпускника, чтобы успешно освоить данные профессии?
2.Если дети должны владеть данными умениями, то мы, как мудрые учителя, должны сами успешно ориентироваться в вопросе формирования ФГ, должны сами владеть многими компетентностями.
Байер – специалист из мира моды и модных вещей.
Аквизитор – сотрудник страховых, или транспортных компаний, чьи обязанности заключаются в привлечении новых клиентов и поиску грузов для перевозки.
Вальвеолог – специалист, который заботится о вашем здоровье.
Джоббер –специалист рынка финансов.
Коучер – это специалист, учитель, наставник, который раскрывает ваш потенциал по средствам психологических приемов, или специализированных систем тренингов.
Лоббист – специалист, пробивающий интересы вашей компании среди органов власти.
3.Соответсвенно, тема нашего маетодического диалога «Специфика формирования функциональной грамотности при освоении предметной области «Искусство» (форма - методический диалог)
В динамически развивающемся обществе значительно расширилось содержание понятия «грамотность». Наряду с традиционной интерпретацией стало активно использование понятие «функциональная грамотность» Согласно проведенным исследованиям качество образовательных результатов современного школьника оценивается через его функциональную грамотность. В условиях изменившегося запроса на качество общего образования многие страны, включая Россию, столкнулись с проблемой функциональной неграмотности. Сегодня проблеме формирования функциональной грамотности уделяется пристальное внимание, что отражают нормативные акты, принятые на уровне государства в сфере образования.
- Термин «Функциональная грамотность» далеко не новый, он был введен в 1957 году в документах ЮНЕСКО.
В 2019 году в РФ дан старт реализации Национального проекта ОБРАЗОВАНИЕ. Срок реализации проекта 5 лет, основная цель - повысить качество образования на всех уровнях и ступенях, сделать образование в РФ конкурентно-способным на мировом уровне.
Каждый педагог должен понимать, что функциональная грамотность – это способность человека адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях, для решения разнообразных жизненных задач.
Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах.
- Способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
- Функциональная грамотность обучающихся - это определенный уровень образованности обучающихся, выражающий степень овладения учащимися ключевыми компетенциями, определяемых образовательным стандартом по любым предметам, позволяющий эффективно действовать в учебной деятельности и за ее пределами, в обществе, способность к самоопределению, самосовершенствованию и самореализации.
Другими словами «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности»
Ребенку важно обладать:
Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром.
Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи.
Способностью строить социальные отношения.
Российский педагог, член-корреспондент РАО Наталья Федоровна Виноградова
Традиционно функциональная грамотность делится на такие составляющие, как читательская, математическая, естественно-научная, финансовая грамотность; глобальные компетенции и креативное мышление.
В настоящее время в исследованиях PISA не предусмотрены задания для оценки художественной грамотности, лишь в рамках оценки креативности включатся задания, требующие использования художественных средств (словесных и изобразительных)
С точки зрения цельности оценивания креативности в области художественного выражения целесообразно включить в состав заданий задания на использование художественных средств - словесных, интонационных, изобразительных - «задания на вербальное самовыражение», «задания на интонационное самовыражение», «задания на визуальное самовыражение»
Вероятно в будущем, в рамках исследований PISA будут разработаны задания для оценки художественной грамотности. В настоящее время учителю искусства можно ограничиться заданиями на вербальное самовыражение – например, анализ художественного произведения, на интонационное и визуальное самовыражение в создании художественного образа с использованием выразительных средств музыкального или изобразительного искусства. Очевидно, что формирование функциональной грамотности у школьника предполагает её наличие у учителя. Это объективное законное требование времени, что отражают нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя в т.ч. и в аспекте формирования функциональной грамотности у школьников.
В условиях возросших требований к личности обучающегося и деятельности учителя владение механизмами становления и развития функциональной грамотности, в частности в области педагогической деятельности будет одной из существенных характеристик. В этом плане вполне очевидным становится вопрос, каковы будут условия и механизмы формирования и развития функциональной грамотности в целом?
Коллеги, в этот весенний день, с пробуждением природы, сердце распахивается к чему – то новому, неизведанному. Хочется общаться, откровенничать, и взамен получать ответную, доброжелательную улыбку. И все потому, что в душе поселилась ВЕСНА.
И манит побужденья новь, как непрочитанная книга.
А какую книгу можно назвать прочитанной? А какого читателя мы можем назвать грамотным? Самый известный вымышленный интеллектуал Шерлок Холмс сравнивал человеческий мозг с маленьким пустым чердаком:
«Человеческий мозг представляется мне изначально похожим на маленький пустой чердак, который можно оборудовать по своему желанию. Дурак натащит туда всякого барахла, какое подвернется под руку, а в результате более ценные знания или вовсе окажутся вытеснены, или перемешаются с кучей других вещей — поди отыщи их потом. Искусный же ремесленник отбирает то, что хочет поместить в свой мозг, с большим тщанием. Ему нужны только инструменты, с помощью которых он выполняет свою работу, но их у него множество и все разложены по полочкам в безупречном порядке».
Нужно научиться выбирать инструменты, располагать их в образцовом порядке и использовать по назначению!!! И так возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают и не обладают читательской грамотностью.
Формирование функциональной грамотности - это сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно только в том случае, если дети будут проявлять интерес к предмету, активность в его изучении, а учитель умело, грамотно сочетать различные современные образовательные педагогические технологии, использовать новые учебные ситуации и учебные задания. Развитие функциональной грамотности школьников на уроках музыки будет эффективным, если внедрять компетентностный подход к обучению:обновить методику преподавания,включить в урок различные творческие учебно-игровые и развивающие задания, использовать ИКТ;изменить формы организации занятий,шире применять групповые методыо бучения,организовывать совместную музыкальную и творческую деятельность;использовать различные средства активизации восприятия музыкальных произведений и формировать у учащихся потребности в самовыражении, рефлексии своей деятельности; рассматривать любую музыкальную деятельность как совместную творческую деятельность учащихся и учителя.
Заключение. Мы учим детей, а иногда и просто «натаскиваем» на типичные решения, но не учим рассуждать. Поэтому, сталкиваясь с невозможностью применить шаблонные решения, дети теряются, когда надо применить свои знания в изменившихся условиях. Вот почему мы говорим о том, что знания и умения должны быть функциональны. На уроках музыки нужно стремиться привить детям любовь к музыке, искусству, дать им систему знаний, умений и способов деятельности, обеспечивающих базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания, развить их музыкальный кругозор и музыкально-эстетический вкус; дать возможность свободно функционировать в конкретной культурной среде, найти своё место в жизни. Этому как раз способствует развитие функциональной грамотности на уроках музыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на семинаре для слушателей КПК «Совершенствование предметных и методических компетенций учителей (в том числе в области формирования функциональной грамотности»)
Стремительно растет поток информации, технологий обучения и, главное, требований к учителю. В своем выступлении я проанализировала результаты Всероссийского исследования программы "Я учител...
Итоговая аттестационная (проектная) работа. Интеграция на уроках предметной области «Искусство» как средство формирования метапредметной компетентности учащихся
Современное общество – это общество всеобщей информатизации. Интернет является неотъемлемой частью нашей жизни. В связи с этим вновь возникает вопрос о том, как работать со знанием. Информационн...
Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального
Доклад на тему "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и ком...
Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.
Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...
О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы
С 31 октября по 11 ноября учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы «Формирование ...
Доклад на тему: «Методы и приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся в процессе образовательной деятельности на уроках предметной области «Искусство»
Доклад Августовская конференция работников образования «Школа Минпросвещения России»: единое образовательное пространство, равные возможности»...
Формирование функциональной грамотности через освоение метапредметных навыков на уроках русского языка и литературы в условиях реализации обновлённых ФГОС
Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Формирование успешности каждого ученика не...