Приобщение детей дошкольного возраста к мордовскому фольклору.
статья по музыке

Зенченко Елена Владимировна

В статье говорится о детском мордовском фольклоре. Благодаря тесному общению с фольклором: играми, обрядами, песнями, танцами у детей на всю жизнь формируется уважение и любовь к родному краю, своему народу, языку.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Приобщение детей к мордовскому фольклору.

Мордовский народ создал богатый детский фольклор, который вводит ребёнка в жизнь и всюду сопровождает его, учит, развлекает, воспитывая доброту и красоту. Колыбельные песни, потешки, прибаутки, сказки, загадки доставляют ребёнку большое удовольствие и радость.

Мордовский детский фольклор предстал перед нами в многообразии жанров, в которых умело сочетается художественное и педагогическое начало. В самых разных жанрах мордовского детского фольклора рассыпано множество назиданий, рожденных народной мудростью. Идеологией народа во все времена было стремление к социальной справедливости, мечта о победе добра над злом.

Вся работа по приобщению к мордовскому фольклору строится с учетом возрастных особенностей по принципу «от простого к сложному». Практический опыт показал, что для детей младшего дошкольного возраста более доступными являются малые фольклорные формы: потешки, загадки, считалки, короткие сказки и колыбельные песни.

Баю, бай, баюняй,                     Баю, баю, баиньки,

Удок мазы цераняй,                     Засни сыночек маленький,

Ушеса вармась вяшки,                     Ветер свищет за окном

Якшамсь лямботь эса сяськи.               Пробирается он в дом.

Баю, баю, баюняй,                     Баю, баю, баиньки,

Удок, марлю лопаняй.                               Засни,        цветочек маленький.

Колыбельные. песни мордовского народа («нурсема морот») по своей тематике имеют немало общего с русскими  текстами.

     В педагогический процесс нашего детского сада органично включены народные традиции, которые мы соблюдаем и в повседневной жизни. Например, чтобы развлечь ребенка, подбодрить его, исполняем мордовские потешки, прибаутки, дразнилки, пестушки:        

А кодашкасто касыть, монь церам!    А каким большим ты вырос, мой сынок!

А кодашкасто касыть, монь лапам!           А каким большим ты вырос, моя лапонька!

В детском саду заучивание фольклорных произведений сопровождаем обыгрыванием и показом иллюстраций, картинок. Затем вместе с детьми обыгрываем потешку, повторяя слова.

В средней группе продолжаем знакомить детей с национальными фольклорными произведениями. Побуждаем не только отвечать на вопросы, но и высказывать свое мнение о героях произведения; выразительно декламировать потешки и прибаутки, петь колыбельные и колядки, проговаривать заклички. В этой группе знакомим со сказками, более сложными по содержанию и большими по объему; побуждаем давать оценочную характеристику произведения. При чтении произведения обращаем внимание на средства выразительности языка: эпитеты, сравнения, крылатые слова и выражения, фразеологизмы, метафоры; выделяем голосом, повторяем такие фразы вместе с детьми.

В старшей группе детям читаем сказки с мифологическими персонажами, где героями являются Ведява, Вирьава, Паксява, Вармава, Пурьгинепаз и другие.  Во время беседы сравниваем мордовские и русские сказки. Например, похожи русская сказка «Кот, дрозд, петух и лиса» и мордовская сказка «Как лиса петуха из дому выманила».

В этом возрасте дети любят состязаться в повторении труднопроизносимых фраз и стишков (скороговорок). Скороговорка - веселая безобидная игра, во время которой дети часто ошибаются, путают звуки, искажают слова, чем вызывают смех товарищей. С помощью скороговорок не только развлекаются, но и «учатся говорить»:

Парь, парь лангсо,                                    Кадка на кадке,

Парь кундо лангсо.                                    А на кадке крышка

Активно живет в детской среде загадка.

Для приобщения детей к мордовской культуре оформлена «изба», где собраны предметы старинного быта и воссоздана обстановка мордовской избы: в каждой группе имеется мордовский уголок, обеспечивающий ежедневное зрительное восприятие различных изделий, национальных костюмов (на куклах), орнамента, вышивки, деревянных игрушек, государственных символов.

Потешки, прибаутки, поговорки, пословицы, загадки присутствуют в различных видах деятельности детей: игровой, художественно-речевой, театрализованной, учебной, в режимных моментах.

С большим желанием наши воспитанники поют мордовские песни, учат пословицы, поговорки, загадки. Их веселит мягкий юмор потешек, считалок, успокаивает колыбельная песня.

Благодаря тесному общению с фольклором: играми, обрядами, песнями, танцами у детей на всю жизнь формируется уважение и любовь к родному краю, своему народу, языку.

Хотелось, чтобы наши добрые начинания по приобщению к мордовскому фольклору были продолжены в общеобразовательных школах.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система музыкально-коррекционной работы по приобщению детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарумениями к игре на музыкальных инструментах

Исследования педагогов: Т.С.Бабаджан,  И.Л.Дзержинской,  Н.А.Ветлугиной,  О.П.Радыновой, А.Н.Зиминой,  А.И.Бурениной и психологов: В.Н.Шацкой, Л.К.Шлегер, Б.В.Астафьева, Н.А.Метлов...

«Сказки-шумелки» - как средство приобщения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта к игре на музыкальных инструментах

Одним из действенных средств приобщения ребенка к культуре своего народа является музыкальная деятельность. Среди всех видов музыкальной деятельности музицирование или игра на музыкальных инструментах...

Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре

О важности приобщения ребенка к культуре народа, на земле которого живешь...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народных традиций.

Необходимость обращения к истокам народных традиций, обычаям народа не случайна. От поколения к поколению переходят считалки, дразнилки, скороговорки, русские народные сказки, потешки. Большое место в...

Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколениям может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом». (С.Михалков).Родная  культура – это живой и...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры...