Приобщение детей дошкольного возраста к мордовскому фольклору.
статья по музыке
В статье говорится о детском мордовском фольклоре. Благодаря тесному общению с фольклором: играми, обрядами, песнями, танцами у детей на всю жизнь формируется уважение и любовь к родному краю, своему народу, языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie_detey_k_mordovskomu_folkloru_vystuplenie_na_pedagog_13_ru_-_kopiya.docx | 20.3 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Приобщение детей к мордовскому фольклору.
Мордовский народ создал богатый детский фольклор, который вводит ребёнка в жизнь и всюду сопровождает его, учит, развлекает, воспитывая доброту и красоту. Колыбельные песни, потешки, прибаутки, сказки, загадки доставляют ребёнку большое удовольствие и радость.
Мордовский детский фольклор предстал перед нами в многообразии жанров, в которых умело сочетается художественное и педагогическое начало. В самых разных жанрах мордовского детского фольклора рассыпано множество назиданий, рожденных народной мудростью. Идеологией народа во все времена было стремление к социальной справедливости, мечта о победе добра над злом.
Вся работа по приобщению к мордовскому фольклору строится с учетом возрастных особенностей по принципу «от простого к сложному». Практический опыт показал, что для детей младшего дошкольного возраста более доступными являются малые фольклорные формы: потешки, загадки, считалки, короткие сказки и колыбельные песни.
Баю, бай, баюняй, Баю, баю, баиньки,
Удок мазы цераняй, Засни сыночек маленький,
Ушеса вармась вяшки, Ветер свищет за окном
Якшамсь лямботь эса сяськи. Пробирается он в дом.
Баю, баю, баюняй, Баю, баю, баиньки,
Удок, марлю лопаняй. Засни, цветочек маленький.
Колыбельные. песни мордовского народа («нурсема морот») по своей тематике имеют немало общего с русскими текстами.
В педагогический процесс нашего детского сада органично включены народные традиции, которые мы соблюдаем и в повседневной жизни. Например, чтобы развлечь ребенка, подбодрить его, исполняем мордовские потешки, прибаутки, дразнилки, пестушки:
А кодашкасто касыть, монь церам! А каким большим ты вырос, мой сынок!
А кодашкасто касыть, монь лапам! А каким большим ты вырос, моя лапонька!
В детском саду заучивание фольклорных произведений сопровождаем обыгрыванием и показом иллюстраций, картинок. Затем вместе с детьми обыгрываем потешку, повторяя слова.
В средней группе продолжаем знакомить детей с национальными фольклорными произведениями. Побуждаем не только отвечать на вопросы, но и высказывать свое мнение о героях произведения; выразительно декламировать потешки и прибаутки, петь колыбельные и колядки, проговаривать заклички. В этой группе знакомим со сказками, более сложными по содержанию и большими по объему; побуждаем давать оценочную характеристику произведения. При чтении произведения обращаем внимание на средства выразительности языка: эпитеты, сравнения, крылатые слова и выражения, фразеологизмы, метафоры; выделяем голосом, повторяем такие фразы вместе с детьми.
В старшей группе детям читаем сказки с мифологическими персонажами, где героями являются Ведява, Вирьава, Паксява, Вармава, Пурьгинепаз и другие. Во время беседы сравниваем мордовские и русские сказки. Например, похожи русская сказка «Кот, дрозд, петух и лиса» и мордовская сказка «Как лиса петуха из дому выманила».
В этом возрасте дети любят состязаться в повторении труднопроизносимых фраз и стишков (скороговорок). Скороговорка - веселая безобидная игра, во время которой дети часто ошибаются, путают звуки, искажают слова, чем вызывают смех товарищей. С помощью скороговорок не только развлекаются, но и «учатся говорить»:
Парь, парь лангсо, Кадка на кадке,
Парь кундо лангсо. А на кадке крышка
Активно живет в детской среде загадка.
Для приобщения детей к мордовской культуре оформлена «изба», где собраны предметы старинного быта и воссоздана обстановка мордовской избы: в каждой группе имеется мордовский уголок, обеспечивающий ежедневное зрительное восприятие различных изделий, национальных костюмов (на куклах), орнамента, вышивки, деревянных игрушек, государственных символов.
Потешки, прибаутки, поговорки, пословицы, загадки присутствуют в различных видах деятельности детей: игровой, художественно-речевой, театрализованной, учебной, в режимных моментах.
С большим желанием наши воспитанники поют мордовские песни, учат пословицы, поговорки, загадки. Их веселит мягкий юмор потешек, считалок, успокаивает колыбельная песня.
Благодаря тесному общению с фольклором: играми, обрядами, песнями, танцами у детей на всю жизнь формируется уважение и любовь к родному краю, своему народу, языку.
Хотелось, чтобы наши добрые начинания по приобщению к мордовскому фольклору были продолжены в общеобразовательных школах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Система музыкально-коррекционной работы по приобщению детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарумениями к игре на музыкальных инструментах
Исследования педагогов: Т.С.Бабаджан, И.Л.Дзержинской, Н.А.Ветлугиной, О.П.Радыновой, А.Н.Зиминой, А.И.Бурениной и психологов: В.Н.Шацкой, Л.К.Шлегер, Б.В.Астафьева, Н.А.Метлов...
«Сказки-шумелки» - как средство приобщения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта к игре на музыкальных инструментах
Одним из действенных средств приобщения ребенка к культуре своего народа является музыкальная деятельность. Среди всех видов музыкальной деятельности музицирование или игра на музыкальных инструментах...
Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре
О важности приобщения ребенка к культуре народа, на земле которого живешь...
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народных традиций.
Необходимость обращения к истокам народных традиций, обычаям народа не случайна. От поколения к поколению переходят считалки, дразнилки, скороговорки, русские народные сказки, потешки. Большое место в...
Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколениям может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом». (С.Михалков).Родная культура – это живой и...
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры...