урок музыки 6 класс на тему "Древность и современность"
план-конспект урока по музыке (6 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Открытый урок по музыке
в 6 классе на тему:
Древность и современность.
«Фрески Софии Киевской».
Цель:
- создать педагогические условия, при которых ученик сможет объяснить, какими средствами в современной музыке раскрываются религиозные сюжеты и образы, познакомиться с терминами «арпеджио», «музыкальный орнамент»;
- ученик сможет спроектировать музыку к фрескам, выделить элементы музыкальной речи, определить живописные и музыкальные средства выразительности, развивать творческое мышление;
- ученик сможет задуматься и высказать собственное мнение о роли темы духовности в наши дни, приобщаться к духовной национальной культуре.
Тип урока: изучение нового материала.
Технологии: исследовательская (эвристическое погружение,
мозговой штурм);
информационная (сообщение);
здоровьесберегающая (метод пластического движения,
вокальные упражнения).
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, коллективная (в группах).
Оборудование: компьютер с проектором, магнитофон, ямаха.
Дидактический материал: презентация к уроку, учебник, рабочая тетрадь, картонные геометрические фигуры.
Раздаточный материал: нотный текст песни Е.Крылатова «Молитва».
Ход урока:
Музыканты – извечные маги
Вызывают виденья веков…
Б.Дубровин
- Организационный момент. Вход в класс под «Прогулку» М.П.Мусоргского.
II. Проверка домашнего задания. Подготовка к новому материалу на основе ранее изученного. Эвристическое погружение.
-Здравствуйте! Ребята, под какую музыку вы вошли сегодня в класс?
(Это пьеса «Прогулка» из сюиты Мусоргского «Картинки с выставки».)
Вспомните, какую роль выполняет «Прогулка» в сюите?
(Прогулка является связующим звеном между другими контрастными музыкальными картинками - иными словами, служит путеводителем по выставке).
На экране схема:
|
|
|
|
|
|
|
|
Балет Богатырские
невылупившихся ворота
птенцов
Прогулка Прогулка Прогулка
Посмотрите, на какую музыкальную форму похоже такое построение музыкальных пьес?
(форму рондо, где «Прогулка» – рефрен, «Балет невылупившихся птенцов» и «Богатырские ворота»- эпизоды)
На экране появляется формула А + В + А + С + А,
где А – рефрен, ВС – эпизоды
- Замените буквенное выражение геометрическими фигурами.
(ученики выкладывают на партах, доске треугольник, круг, треугольник, квадрат, треугольник)
Что получилось? (узор).
Какие особенности имеет этот узор? (Повтор).
Как такой узор называется в декоративно-прикладном искусстве? (Орнамент)
III. Изучение нового материала.
Вводная беседа.
Итак, сегодняшняя музыкальная экскурсия тоже будет связана с орнаментами и живописными, и музыкальными. По моему небольшому вступлению попробуйте определить тему сегодняшней музыкальной экскурсии.
Мы отправимся с вами в столицу Украины, г. Киев. В г. Киеве находится собор Святой Софии. Однажды, увидев красоту и богатство древней архитектуры этого собора, композитор Валерий Григорьевич Кикта создал уникальное музыкальное произведение и назвал его «Фрески Софии Киевской». (Дети пробуют самостоятельно определить тему урока).
Собор был заложен в 1037 году (11 век) великим князем киевским Ярославом Мудрым (отец его Владимир, Красно Солнышко).
В соборе Софии Киевской гармонично сочетаются два вида монументальной живописи – мозаика и фреска. Стены и купола собора украшены изображениями главных персонажей и сценами христианского вероучения: Христос Вседержитель. Богоматерь, Апостолы, а также светскими композициями: изображение семьи Ярослава Мудрого, игра скоморохов, ипподром и другие интереснейшие изображения.
Значительное мест занимают орнаменты, которые украшают оконные и дверные проемы. Чаще всего они имеют растительный характер и состоят из стилизованных пальметок, побегов лозы, завитков и почек, геометрических построений.
В концертной симфонии для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» украинский композитор Валерий Григорьевич Кикта одну из частей так и назвал «Орнамент». Я предлагаю вам послушать этот музыкальный узор. Запишите на странице слушания. (Слайд «Схема построения концерта»).
-Какие ощущения вас охватили при слушании?
Какую особенность вы наблюдали в звучании арфы? ?( Как будто певцы-баяны на гуслях рассказывают былины о событиях, связанных с историей Киевской Руси, ощущения, что мы побывали в этом соборе и стали очевидцами его истории).
_-Какую особенность вы наблюдали в звучании арфы? (волнистую линию). Такой приём в музыке называется арпеджио, где звуки воспроизводятся последовательно ( учитель показывает разложенные аккорды намуз. инструменте).
Проектная деятельность в творческих группах.
Разделимся на 2 группы: музыканты и художники.
Итак, представьте живописную фреску «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого»
- Ребята, а кто знает, что такое фреска? (роспись на сырой штукатурке). Значит и музыка здесь должна звучать непростая, а живописная. Как же нам её услышать?
Чтобы её услышать, мы сами должны научиться создавать музыку. Для этого мы должны быть не только музыкантами, но ещё и художниками.
Сейчас вам предоставляется возможность спроектировать музыку к фрескам. У вас на столах имеются парные элементы музыкальной и живописной выразительности. Но у каждой творческой группы они разные.
Художники, определяют, глядя на фреску, элемент живописи и подчёркивают его, а музыканты находят в соответствии элемент музыкальной речи и также выделяют его.
Выберете капитана команды, который сможет объяснить результаты вашей деятельности.
ТЕСТОВЫЕ СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
МУЗЫКА | ЖИВОПИСЬ |
Мелодия – поступенная, скачкообразная | Линия – прямая, ломаная |
Тембр инструментов – ударные: ксилофон, барабан; струнные: арфа, скрипка-тремоло; деревянные духовые: дудки, гудки.
| Колорит – ясный, мерцающий, яркий. |
Форма – рондо, вариация, двухчастная | Композиция – расположение частей равномерное, повторное, хаотичное |
Развитие музыки – инструментальное, динамическое, темповое, контраст | Развитие художественной идеи – приближение, дополнение, борьба
|
на экране «Портрет дочерей Ярослава Мудрого» (дети работают)
- А теперь послушаем, насколько ваши мысли были близки к идее композитора
Слушание «фрески» «Портрет дочерей Ярослава Мудрого»
- Какие впечатления вы получили, когда фреска зазвучала? (будто княгини сначала ожили и сошли с фрески, приближаясь всё ближе и ближе. Они водят хоровод вокруг нас, перебирая мелкими шажками. И в конце музыки княгини возвращаются на своё место и вновь превращаются в фреску).
Правильный вариант ответов
Мелодия – поступенная | Линия – прямая |
Тембр – арфа, скрипка-тремоло | Колорит – мерцающий |
Форма – вариация | Композиция – располож. частей повторное |
Развитие музыки – динамическое, темповое | Развитие худ. идеи – приближение |
- Посмотрите, всё ли верно вы предположили? Какой имеется недочёт? (возможный ответ детей: темповое развитие) Сравнение.
Результат:- Что же вы сегодня создали? (спроектировали музыку к фреске)
Рефлексия: - Ребята,трудно вам было быть художниками? А музыкантами?
- Какие знания вам понадобились, чтобы создать муз. проект? (умение определять живописные и музыкальные средства выразительности)
Вывод: - Когда композитор сочинял симфонию, его задачей было сохранить для нас, потомков, события древности.
– Как вы считаете, у него это получилось?
- Какими средствами он этого добился? (инструментовкой, музыкальной формой, приёмами развития и исполнения: орнамент, арпеджио).
Физ. минутка. Пластические движения.
- На звучание какого инструмента похоже арпеджио? (на гусли)
Теперь представьте, что каждый из вас – это струна гуслей. А что происходит со струной, если её дёрнуть? (Она деформируется). Выполняем поочерёдные наклоны друг за другом по порядку со счётом (123456 ). Каждый из вас – это струна, звук. Вы - звуки аккорда, разложенного по типу арпеджио. (Дети выполняют наклоны в ансамбле с учителем инструмент).
-Какой же исполнительский приём помог вам изобразить перебор струн? (арпеджио)
IV. Исполнение «Молитвы» Е.Крылатова .
- Как вы считаете, а в наши дни современные композиторы сочиняют духовную музыку?
Замечательный союз поэта и композитора (Юрий Сергеевич Энтин ( 21.08.1935) и Евгений Павлович Крылатов) создал детскую песню, утреннюю молитву, но прежде, чем её послушаем, пригласим с подготовленным сообщением К.Щедушину. приготовим голосовой аппарат к пению.
а) Вокальные упражнения:
Прежде, чем исполнить песню, давайте настроимся.
-Сели ровно, спинки выпрямили. Вокальные упражнения.
а) Сообщение ученицы о Святой Софии и её детях Вере, Надежде, Любви;
б)Исполнение молитвы Е.Крылатова учителем;
г)Первые 4 строчки поёт учитель. Вторые 4 строчки – весь класс.
д) Вывод:
- Чем отличается молитва XX века от партесной молитвы XVII века?
( здесь одноголосный унисон, там многоголосье - присутствует аккомпанемент, исполнительский приём «а капелла»)
- А что их объединяет? (название, интонации мольбы, просьбы, минор, медленный темп, строгость) – т.е. смысл остаётся прежним – обращение к Святыни.
V.Подведение итогов.
- Почему, спустя X веков, к теме духовности обращаются современные композиторы?
- Насколько сейчас актуальна тема духовности в наши дни? ( Во все времена человеку необходимо, чтобы о нём проявляли заботу, любовь, доброту, терпение, порядок во всём. В этом заключается внутренняя красота людей, т.е. духовность. В наше время таких людей становится всё меньше и меньше. Мы теряем духовность. А это чревато войнами и разрушениями)
- А наш сегодняшний урок вас чему-то научил?
- Какими надо быть людьми? (добрыми, уважительными)
Оценки за урок. - Сегодня вы все справедливо заслужили пятёрки. Особенно хочу отметить ребят, которые работали у доски: (Имена).
VI. Домашнее задание:
- В чём же современность музыкальных образов Валерия Кикты? Запишите в своей тетради свои размышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока (музыка, МХК) в 7 классе. Тема: "Современность в искусстве: от прошлого - к настоящему".
Урок по авторской программе интегрированного курса "Музыка. МХК" с использованием ИКТ (мультимедийная презентация)....
Урок музыки в 7 классе. Итоговый урок по теме четверти: "Что значит современность в музыке"
Использование игровых приёмов из методики критического мышления в процессе чего развивается логическое мышление, воображение, умение анализировать....
Урок музыки Класс: 7 Тема: "Что значит современность в музыке?"
Закрепление и расширение знаний о композитарах – классиках. Отвечающему смыслу понятия «современность» (И.С. Бах, Л.Бетховен)...
Зарипова М.А. Обобщение опыта работы по теме "Современные технологии на уроке музыки в школе" (тезисы выступления на районном методическом объединении учителей музыки)
В реферате рассмотрены современные образовательные технологии, наиболее часто применяемые мною на уроках музыки в школе. Они направлены на выработку активных форм и навыков самостоятельной т...
План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.
Тема урока: Искусство Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....
Реализация ФГОС в практике преподавания музыки "МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И АЛГОРИТМ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К УРОКУ"
1. Характеристика вертикальной структуры педагогических технологий2. Системность, научность, структурированность и управляемость в технологии развивающего обучения3. Методы активизации обуча...