Значимая роль музыки в жизни ребенка
статья по музыке
Музыкальное искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании. Как представить современного человека без музыки?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachimaya_rol_muzyki_v_zhizni_rebenka.docx | 26.23 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МАСЛЯЕВА А. И.
«Значимая роль музыки в жизни ребенка»
Музыкальное искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании. Как представить современного человека без музыки? Для меня это невозможно. Сегодня музыка присутствует в каждом нашем дне, она его наполняет и создает настроение, а для многих становится спутником жизни. Музыкальная культура приобретает роль некой социальной идентификации, особенно если говорить о молодежи. Привязанность к определенному музыкальному стилю, направлению, исполнителю создает ощущение принадлежности к общности, объединенной единой ценностью. Музыкальные произведения диктуют молодым людям манеру поведения, тип одежды, одним словом, стиль жизни. Музыка формирует внутренний мир личности, взаимодействие социальных общностей, взаимного притяжения или отчуждения людей. Что, в общем-то, было и раньше. Музыка – один из самых «человечных» видов искусства. Потому, что от рождения она живет в каждом из нас – в чувствах радости, грусти, восторга, в интонациях нашего голоса и т.д. Музыка сопутствует современному молодому человеку повсюду: дома, в метро, автомобиле, в кафе, на улице и т.д. Она сопровождает торжественные заседания и спортивные игры, массовые гулянья и дружеские встречи. В работе музыка помогает найти ритм, в печали и радости – излить чувства, в походе – преодолеть усталость. По силе воздействия на людей и популярности музыка не уступает художественной литературе и кино. Более того, музыкальное искусство обладает только ему присущим свойством отражать в абстрактной звуковой форме духовный настрой каждой эпохи, её духовное "ядро". Музыка, как никакое другое искусство, может помочь людям найти общий язык, сплотить и объединить их.
«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках…» Д. Д. Шостакович.
Какая музыка наполняет наш день? Ее сегодня слишком много, точнее, разнообразие музыки впечатляет. Нужно тщательнее подбирать и продумывать музыку, которую слышит ребенок. Он ее впитывает и наполняется ею. Какую роль она может сыграть в его жизни? Духовный мир ребенка богат и наполнен, когда он появляется на свет. Это, конечно, мое личное убеждение. И с каждым новым днем его жизни он либо обогащается, либо истощается, не имея необходимой духовной подпитки. Подрастающее поколение проявляет творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у подрастающего поколения универсальные учебные действия.
Процесс детского музыкального творчества может быть схематично представлен в следующем виде: музыка – переживание – создание музыкально-игрового образа. Музыкальное воспитание детей начинается с приобретения опыта, составными частями которого являются слушание музыки и её сочинение. Творческую способность называют способностью самовыражения; это врождённая способность, которая может быть развита в дальнейшем.
Понять, какую роль играет музыка в развитии духовного потенциала, помогут следующие высказывания современной молодежи:
«Классическая музыка, бесспорно, возвышает, одухотворяет, приобщает к прекрасному и вечному».
«Музыка повышает уровень эмоционального развития и обогащает духовную культуру…».
«Хотелось больше разобраться в классической музыке, её эволюции в ходе истории... Как композиторы выражали свои чувства в своих произведениях. Также я считаю, что знать основных титанов музыкальной истории просто необходимо».
Формирование духовного потенциала посредством музыкального воспитания - это музыкально-творческий процесс (освоение теоретических основ музыки, восприятие музыки, индивидуальные и коллективные формы художественного творчества), способствующий изменению личностных качеств учащейся молодежи (любовь к ближнему, доброта, общительность, порядочность, уважительность, умение сопереживать). Эффективность данного процесса зависит от интенсивности музыкально-творческой деятельности.
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Таким образом, музыка играет огромную роль в формировании у подрастающего поколения творческой, духовно богатой, всесторонне развитой личности, в совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы…
Сегодня музыку используют и с целью оздоровления. Музыкальные уроки и песни в некоторых школах России используют как профилактику гриппа и ОРЗ. Врачи и учителя заметили, что для профилактики гриппа особенно хороши протяжные народные песни, когда тренируются и легкие, и гортань. И самое главное: болезнь быстрее отступает, если песню петь хором. Взаимосвязь между здоровьем и песней в школе объясняют по-разному. Одни говорят о телесной и духовной гармонии, другие - о дыхательной гимнастике. Чтобы красиво петь, нужно правильно дышать. Вот эти особые упражнения помогают не только певцам дыхание поставить, они вдобавок улучшают самочувствие.
Во времена наших предков роль музыки была огромна. Музыкальному воспитанию придавалось общегуманитарное значение, за ним признавалась одна из ведущих ролей в нравственном и интеллектуальном совершенствовании личности. С одной стороны, это может быть связано с особенностями средств музыкальной выразительности, их влиянием на психику, с другой – со способностью музыки моделировать сложнейшие процессы духовного мира человека на уровне сознания и подсознания, говорят российские музыковеды. Музыкальное воспитание развивает воображение, фантазию, концентрацию внимания. Наука приходит к выводу, что существует специфическое музыкальное воображение. Развитие всех этих психических функций (в совокупности с эмоциональной сферой и интеллектом) активизирует творческий потенциал личности.
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Музыкальное образование подрастающего поколения имеет ряд задач:
- воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
- воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
- развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
- накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Задача же педагога – заинтересовать воспитанников музыкой, эмоционально увлечь их, заразить их своей любовью к музыке.
Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
Проблема репертуара сегодня для нас более чем актуальна. Пожалуй, такого богатого выбора в музыкальных направлениях, количестве певцов и музыкальных подходах не было никогда. Причем все очень доступно, в том числе и ребенку. Но стоит ли давать доступ к любой музыке вашему малышу?
Существует такое понятие, как нравственная суть музыки. Влияние музыки может быть не только положительным, но и отрицательным, способным будить в подсознании низменные инстинкты. Приведу пример, пожалуй, одного из исследований, проведенных в музыкальной сфере. Исследователи утверждают, что музыка является эффективным средством регуляции системности работы обоих полушарий мозга. Происходит это таким образом: постоянно изменяющиеся параметры звукового потока (частотные, динамические, тембровые) служат своеобразным сигналом для головного мозга, что ведет к активизации системности работы полушарий. Однако если этот звуковой поток (т. е. музыка) однообразен по акустическим параметрам, а его звуковысотный и динамический спектр беден и не изобилует частыми сменами, контрастами, то результат получится противоположный - он будет способствовать разобщению, нарушению связи между правым и левым полушариями.
Коэффициент вариаций в изменениях энергии звукового потока в разных видах музыки различен. Так, рок-, поп-, диско-музыка имеет коэффициент вариаций не выше 18%, а в некоторых случаях - даже 0,2 и 0,3%. Мелодии этих сочинений в большинстве своем примитивны, имеют ограниченный диапазон, из динамических оттенков предпочтение отдается самым громким (часто на пределе физических возможностей человека). Естественно, что такая музыка не может передать широкую гамму человеческих чувств и эмоций. Совсем иная картина в произведениях музыкальной классики. Здесь коэффициент вариаций энергии акустического потока очень высок (более 30%), а предельный показатель составляет почти 90%. Эти данные говорят о том, что изменчивость звукового потока в произведениях классической музыки очень велика, столь же высоко его воздействие на мозг. В свою очередь повышение системности работы полушарий мозга влечет за собой активизацию творческих и интеллектуальных способностей человека. Насколько эти факты убедительны и достоверны, судить вам. На мой взгляд, это очевидно. Стоит лишь послушать Шостаковича, например, симфонию №5, и любую эстрадную композицию - и становится понятно влияние разных музыкальных жанров на человека. Выбирая произведения для прослушивания важно помнить, что в душе каждого малыша есть искорка любви к прекрасному. Это ещё раз подтверждает большую силу воздействия музыки на человека, на его полноценное развитие и становление личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Роль музыки в жизни ребенка"
Доклад для педагогов о музыкальной деятельности....
Эссе «Роль педагога в жизни ребенка – инвалида».
Зачетная работа на курсах повышения кваификации при ХК ИРО....
Сценарий урока английского языка в 9 классе по теме "Музыка. Роль музыки в жизни человека"
Сценарий урока английского языка в 9 классе по теме "Музыка. Роль музыки в жизни человека", УМК В.П.Кузовлев, Н.М.Лапа Английский язык...
Консультация для родителей "Роль мультфильма в жизни ребенка"
Консультация для родителей "Роль мультфильма в жизни ребенка"...
Доклад "Роль музыки в жизни ребенка"
Роль музыки в жизни ребенка, начальные классы...
Роль мамы в жизни ребенка
Классный час...
Роль спорта в жизни ребенка
Родительское собрание...