Дополнительная программа "Музыка и логоритмика" для детей 3-4 лет
методическая разработка по музыке
Музыеальная программа "Музыка и логоритмика" зля детей младшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop.progr_.logoritm.odt | 50.91 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Дополнительная программа по музыкально-речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста
Программа ориентирована на детей в возрасте 3-4,5 лет
(срок реализации 1 год)
Составитель: музыкальный руководитель Евградова Е. Ю.
г. Гусев
Пояснительная записка
Данная программа составлена для дополнительного интегрированного развития речи детей младшего дошкольного возраста от 3-4,5 лет с использованием доступных видов деятельности: речевой, музыкальной, театральной, музыкально-ритмической. Основу программы составляют авторские методики: «Логоритмичекие занятия для детей 3-4 лет» М. Ю. Картушиной, «Театр-творчество-дети» Н.Ф. Сорокиной и Л. Г. Миланович, «Музыкально-ритмические движения» А. Н. Бурениной, «От этюда к спектаклю» Л. В. Гераськиной, «Музыкальная психогимнастика» Т. Чистяковой. Основополагающий принцип проведения музыкальных занятий — взаимосвязь музыки, речи и движения. Для эффективной работы музыкальный руководитель и логопед тщательно отобрали доступный детям тематический репертуар, учитывая возрастные и речевые особенности детей.
Цель настоящей программы:
- познакомить со звучанием окружающего мира, познать его гармонию и красоту,
- укрепить здоровье детей, их психоэмоциональное состояние, заложить основу для исправления дефектов речи через доступные виды деятельности.
Принцип построения программы:
Программа выделяет два блока задач: задачи общего музыкального воспитания и коррекционные задачи.
Задачи общего музыкального воспитания обозначены в Примерной образовательной программе воспитания в детском саду «Успех», авторы: Березина Н. О., Бурлакова И. А., Герасимова Е. Н. (Москва, издательство «Просвещение» 2015 год):
- воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве;
- развитие творческих способностей в музыкально-игровой деятельности;
- обучение основам создания художественно-театральных образов;
- развитие сенсорных способностей восприятия, умение элементарно выражать в художественных образах;
Коррекционные задачи вытекают из необходимости коррекции наиболее часто встречающихся отклонений в развитии детей (нарушений координации; чувства ритма; двигательных внимания и памяти; повышенного мышечного тонуса; равновесия; общей и мелкой моторики; перенапряжения голосовых складок; голоса; недостатков дыхания; трудностей артикуляции; нарушений мимики; повышенной утомляемости; эмоциональной неустойчивости и проблем общения).
Именно это определяет следующие задачи:
- развивать двигательную сферу, мышечную активность;
- развивать координацию движений;
- развивать движения рук и мелкой моторики;
- учить навыкам мимики и пантомимики в передаче игровых образов;
- развивать музыкальный (ритмический, динамический, звуковысотный, тембровый) и фонематический слух;
- совершенствовать подвижность органов артикуляции;
- учить исполнять знакомые песни эмоционально-выразительно;
- учить петь без напряжения, естественным голосом, в удобном диапазоне;
- учить инсценировать содержание детских песен игрового плана (развитие связной речи);
- развивать психические процессы (память, внимание, мышление, воображение).
Структура программы:
Занятия проводятся с группой детей один раз в неделю длительностью от 10до15 минут и строятся по тематическому принципу. Темы приближены к логопедическим, повторяются каждый месяц, с усложнением задач и репертуара. Каждая тема проходит через все виды музыкальной деятельности детей и предполагает использование разнообразного наглядно-зрительного, наглядно-слухового и дидактического материала: игрушек, иллюстраций, предметов прикладного искусства, художественного слова, компьютера, мультимедийного проектора.
В программе отмечены особенности построения занятий и отбора репертуара, представлен речевой практический материал, рекомендованный к использованию на музыкальных занятиях (игры со словом; этюды и упражнения по психогимнастике), дан перечень музыкально-педагогической и коррекционной литературы с практическим материалом. Все занятия планируются и проводятся либо как тематические, либо как интегрированные, имеют особенности в построении и отборе репертуара.
Прежде всего, это игровой материал:
- игры со словом;
- музыкально-дидактические игры;
- игры с пением и хороводы;
- игры на развитие ориентировки в пространстве;
- игра на детских музыкальных инструментах (ударно-шумовых, мелодических, различных свистульках);
- этюды и упражнения по психогимнастике.
А также:
- упражнения, направленные на развитие основных движений; мелкой моторики рук (с предметами и без них); на активизацию внимания; на координацию движений; танцевальные и плясовые движения.
- коррекционные гимнастики.
- пальчиковые игры.
Весь разученный двигательный материал закрепляется в свободных плясках, хороводах с солистами, ритмических танцах в разной музыкальной обработке. Продуктивны в работе игры и хороводы «с подсказкой», такие, где нужно сначала петь, а потом двигаться (например, на проигрыш).
В процессе обучения пению в программе используются песни с простыми запоминающимися текстами, с повторами слов и слогов, песни с небольшими сольными партиями игрового характера. Весь вокальный репертуар инсценируется с использованием атрибутов и элементов костюмов. По согласовании с логопедом на каждом занятии используются распевки (речевые, пальчиковые игры) на автоматизацию звуков.
Для слушания музыки подобраны произведения эмоционально яркие, с понятными образами, в основном программные (имеющие конкретные названия), о которых легко высказываться, а так же вокальная музыка с понятной тематикой, при прослушивании которой дети могут подпевать и вовлекать в процесс слушания как можно больше анализаторов..
Детские музыкальные инструменты надо включать практически в каждое занятие. Их использование помогает в решении всех поставленных задач. Дети подыгрывают себе в песнях, свободных плясках, играх, инсценировках, в процессе слушания музыки.
Срок реализации: срок реализации программы составляет 1 год.
Методические рекомендации:
Прежде всего, необходимо познакомиться с речевой картой логопеда и выделить из нее пункты, которые будут полезны для направления работы и музыкального руководителя:
- обследование слуха: на каком расстоянии ребенок воспринимает шепот;
- обследование общей и мелкой моторики;
- адаптация ребенка в коллективе;
- особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы;
работоспособность; реакция на одобрение;
- реакция на замечания;
- характерологические особенности;
- состояние психофизических процессов: внимание, слуховое восприятие;
- особенности игровой деятельности;
- адекватность предметных действий;
- уровень обучаемости;
- особенности дыхания, голоса, темпа речи, ритма речи, звукоподражания (часы, дождь, лошадка...).
В начале года необходимо также проанализировать план работы логопеда с тем, чтобы сориентироваться в отборе необходимого и полезного для музыкально-речевой работы репертуара, который затем максимально используется в разных видах музыкальной деятельности. Начинать и заканчивать занятие, как и логопедическое, с организационных упражнений (музыкальных и словесных заданий).
Создать доброжелательную обстановку, расположить к себе детей и провести совместно время непринужденно, радостно и с пользой.
Результат развития ребенка строго индивидуален. Каждый взрослый – музыкальный руководитель, логопед, воспитатель – активные участники интегрированного занятия во всех его частях и видах музыкальной деятельности, так как разучивание материала идет по твердой схеме: показ взрослого – совместные действия взрослого с ребенком – самостоятельное выполнение ребенком. Воспитатель – активный участник занятия, помощник музыкального руководителя.
Показатели развития к концу учебного года:
- различать звуки по высоте;
- выполнять простые танцевальные движения;
- передавать через движение и слово образы знакомых персонажей;
- проявлять элементарное музыкально-игровое творчество;
- четко проговаривать (пропевать ) доступные слова и простые фразы;
- сопровождать речью игровые и театрализованные действия;
- отчетливо произносить (пропевать) гласные и согласные звуки;
- взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в процессе совместных музыкальных видов деятельности.
Тематическое планирование
Сентябрь
Тема:
- «Солнышко и дождик»
- Любимые игрушки. «Мой веселый, звонкий мяч»
- «В огород мы пойдем»
- «В гостях у сказки Колобок»
- «Листопад, листопад...»
Всего: 4 занятия (75 минут)
Задачи :
- Дать детям представление об изобразительных возможностях музыки.
- Учить чувствовать характер музыки, ее настроение.
- Рассказать о том, что музыка может изобразить сказочных героев, игрушку с помощью средств музыкальной выразительности (темп, динамика, регистр, звукоподражание и т. п.).
- Побуждать самостоятельно голосом и с помощью детских музыкальных инструментов изображать как капает дождик, шелестят листья и т.п.
- Учить детей передавать в движениях под музыку и эмоционально-выразительном пении характер игровых образов.
- Развивать образную речь детей.
Октябрь
Тема:
1. «Кто в лесу живет»
2. Любимые игрушки. «Куколка моя родная»
3. «Что у Осени в корзине»
4. В гостях у сказки. «Репка»
5. «Мы едем, едем...»
Всего: 5 занятий (50 минут)
Задачи :
- Приучать детей вслушиваться в музыку и слышать ее изобразительность.
- Учить различать средства музыкальной выразительности, создающие образ (динамика, темп, регистр, интонации).
- Углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки: выражение настроений, созвучных той или иной картине природы или времени года.
- Развивать умение различать характер настроений в произведениях контрастных по характеру.
- Учить передавать характер музыки в движениях, развивать элементарное детское танцевальное и игровое творчество.
- Подкреплять впечатления детей от музыкальных произведений художественным словом.
- Развивать эстетические чувства детей: учить видеть и восхищаться прекрасным в природе и в искусстве.
Ноябрь
Тема: 1.«До свидания птицы!» 2. Любимые игрушки. «День рождения мишутки». 3. Играем в театр «Теремок». 4.«Веселый зонтик». 5. «Колючий ежик».
Всего: 5 занятий (50 минут)
Задачи :
- Воспитывать интерес к слушанию и просмотру музыкальной сказки.
- Дать понятие «музыкальная сказка» (в ней герои поют и танцуют, музыка сопровождает все их действия и слова).
- Учить детей различать средства музыкальной выразительности, с помощью которых отображены герои, явления природы и происходящие действия.
- Развивать музыкально-слуховое восприятие, привлечь к звукоподражанию знакомых персонажей.
- Развивать образную речь детей в передаче речевых и музыкальных образов, используя игру-драматизацию.
- Развивать умение передавать музыкальные образы в движениях под музыку, пантомимике.
Декабрь
Тема:
1. «Первый снег. Путешествие снежинки-пушинки»
2. Любимые игрушки. «Где живет елочка»
3. В гостях у сказки «Рукавичка».
4.«Снеговик»
Всего: 4 занятия (40 минут)
Задачи:
- Повторить и закрепить знания, умения и навыки, полученные ранее на занятиях.
- Учить «озвучивать» знакомые сказки, подбирая к их героям подходящий тембр голоса и жесты. Расширять словарный запас.
- Побуждать детей к совместному со взрослыми элементарному театральному творчеству, объединяя музыкальную и художественную деятельность для создания сказочных образов.
- Разучивание сказки к празднику.
Январь
Тема:
1. «Прощание с елочкой»
2. Любимые игрушки. «Кошка и котята»
3. В гостях у сказки «Волк и семеро козлят»
4. «Зимние забавы»
Всего: 4 занятия (50 минут)
Задачи:
- Учить детей инсценировать песни игрового характера.
- Формировать умение с помощью мимики, пантомимики и слова передавать характерные черты игрового образа.
- Активизировать речь детей в играх и хороводах.
Февраль
Тема: 1. «У бабушки», 2. Любимые игрушки. «Мы веселые матрешки». 3. «Подарки для мамочки», 4. В гостях у сказки. «Сказка о глупом мышонке», 5. «Как солдаты мы шагаем».
Всего: 5 занятий (75 минут)
Задачи :
- Дать представление о том, что музыка выражает настроения, чувства и переживания человека (веселое, грустное, нежное, спокойное).
- Пробуждать проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера.
- Развивать словарный запас через использование игры и упражнения с словом.
- Формировать представление темпа и ритма, темпа и слова.
Март
Тема:
- «В весеннем лесу»
- Любимые игрушки «Магазин музыкальных инструментов»
- В гостях у сказки «Как цыплята солнышко будили»
- «Приходи весна скорей»
- «Ручеек»
Всего: 5 занятий (50 минут)
Задачи:
- Познакомить детей со звучанием разных детских музыкальных инструментов, с их изобразительными возможностями ( скачущая лошадка, журчание ручья и т.д.)
- Учить самостоятельно подбирать детский музыкальный инструмент для звукоподражания.
- Учить играть на выбранном музыкальном инструменте и пропевать небольшие ритмические попевки и песенки.
- Развивать звуковысотный, ритмический и тембровый слух.
Аапрель
Тема: 1. «Весенняя капель». 2. Любимые игрушки. «Лошадка». 3. В гостях у сказки . Инсценируем музыкальную сказку «Теремок». 4. «Весенние кораблики» 5. «В хороводе мы пойдем».
Всего: 5 занятий (50 минут)
Задачи:
- Углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки, созвучных явлениям природы: звон капели, журчание ручейка, пение птички и т. п.
- Развивать речь детей в процессе беседы об образах природы в музыке, живописи, художественном слове.
- Учить выражать свои эмоции в пении, движениях под музыку, в чтении стихов, разыгрывании сценок.
Май
Тема: 1. « У солнышка в гостях». 2. Любимые игрушки. «Ферма с домашними животными». 3. «На весенней полянке». 4. Разыгрываем сказки. «Колобок». 5. «Петушок и его семья».
Всего: 5 занятий (50 минут)
Задачи :
- Учить детей передавать в пении, движениях под музыку, игре на детских музыкальных инструментах характер музыки и жанровые особенности.
- Приучать слушать народные песни в разных обработках.
- Учить петь песни, танцевать, исполнять пляски, маршировать в характере жанра.
- Развивать способность через жесты, мимику и слово передавать образы знакомых героев сказок.
- В результате работы над решением коррекционных и музыкальных задач, при использовании различных форм работы, у детей качественно улучшается общая, мелкая и тонкая моторика как основа для развития речи.
- Продолжать формировать правильное певческое и речевое дыхание.
- Нормализовать психические процессы (память, мышление, воображение, внимание), тренировать процессы возбуждения и торможения; укреплять психоэмоциональную сферу, уверенность в своих силах.
- Развивать театральные, музыкальные способности через доступные виды музыкальной деятельности.
- Воспитывать музыкальный вкус и музыкальную культуру.
В течение учебного года запланированы занятия с постоянной структурой использования определенных форм работы в месяц:
- логопедические занятия (2);
- тематические занятия (2);
- театрализованная деятельность (1)
Мониторинг музыкально-речевого развития детей
Оценка уровня овладения ребенком необходимых навыков и умений
Мониторинг разработан с целью оптимизации образовательного процесса развития детей младшего дошкольного возраста. Система мониторинга позволяет осуществить комплексный подход к оценке уровня развития ребенка.
Принцип построения: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка.
1 балл- ребенок не может выполнить предлагаемые педагогом задания, помощь взрослого не принимает;
2 балл-ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания;
3 балл-ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого;
4 балл-ребенок выполняет предложенные задания самостоятельно.
Таблицы мониторинга заполняются три раза в год: в начале, середине и в конце учебного года. Предлагается использовать ручки разных цветов для проведения сравнительной диагностики. Технология работы с таблицами осуществляется в два этапа.
Этап 1.Напотив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение можно получить, если все баллы сложить по строке и разделить на количество параметров, округлив до десятых долей).
Этот показатель необходим для написания характеристики на каждого ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение можно получить, если все баллы сложить по столбцу и разделить на количество параметров, округлив до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций (в группах компенсирующей направленности для подготовки к ПМПК), а так же для ведения учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно определять трудности реализации программного содержания в группе и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными результатами развития можно считать среднее значение по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8.Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка. Среднее значение менее 2,2 будут свидетельствовать о неусвоении программного содержания.
Наличие математической обработки результатов мониторинга, уровней овладения детьми необходимых навыков и умений по образовательным областям обусловлено необходимостью учета промежуточных результатов в освоении каждым конкретным ребенком общеобразовательной программы обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Следующим этапом диагностики будет перевод результатов мониторинга в образовательные уровни:
очень низкий уровень - от 0 до1 балла
низкий уровень - от 1до 2-х баллов
средний уровень - от 2 до 3-х баллов
высокий-4 балла
Слушание музыки:
0-музыка не вызывает никаких эмоциональных реакций, складывается впечатление, что ребенок ее не воспринимает;
1-проявляет положительные эмоциональные реакции на звучание отдельных музыкальных произведений, сопровождает отдельными действиями (движения руками, головой, ногами, танцевальные движения), которые не всегда соответствуют ритму;
2-сам сосредоточивается на некоторое время на звучании музыки, однако без поддержки взрослого не может дослушать его до конца;
3-с удовольствием слушает музыкальные произведения разного жанра и характера, однако часто отвлекается; определяет простые музыкальные образы;
4-заинтересованно слушает разнохарактерные музыкальные произведения разных жанров, определяет характер, динамику произведения (тихо, громко).
Пение:
0-петь не умеет, смысла действия не понимает;
1-пропевает отдельные слоги, слова не ритмично, с помощью взрослых;
2-пытается исполнять некоторые детские песни, подражая взрослым, неритмично пропевает слова;
3-знает отдельные детские песни, исполняет их вместе с взрослым, преимущественно воспроизводит их ритм;
4-знает многие детские песни, исполняет их при поддержке взрослого, по возможности воспроизводит их мелодию и ритм.
Музыкально-ритмические движения:
0-тацевать не умеет, эмоциональный отклик на звучание музыки отсутствует;
1-по показу взрослого выполняет 2-3 простых танцевальных движений (хлопки, притопы ногами, вращение кистями рук), на изменения звучания музыки не реагирует;
2-вслед за взрослым выполняет различные несложные танцевальные комбинации по одному и в паре, с предметом и без него, частично слышит и реагирует на изменения в звучании (темпа или динамики);
3-передает в движении бодрый и спокойный характер музыки, владеет техникой выполнения несложных танцевальных движений (кружиться в паре и по одному, притопывать ногой, выполнять пружинки, танцевать с предметами);
4-передает различные по характеру музыкальные образы, слышит и самостоятельно реагирует на изменения звучания (темпа, динамики, регистра), выполняет танцевальные движения самостоятельно.
Игра на музыкальных инструментах:
0-играть на музыкальных инструментах не может, от совместных действий отказывается;
1-пытается играть на одном музыкальном инструменте с помощью взрослого, узнает его на слух;
2-владеет приемами игры на отдельных музыкальных инструментах детского оркестра (бубен, молоточек, ложки, погремушки), частично узнает их звучание на слух;
3-владеет приемами игры на разных музыкальных инструментах (звоночки, барабан, треугольник, металлофон), и шумовых инструментах (трещотки, ложки), узнает их на слух, передает несложный ритмический рисунок;
4-играет на разных музыкальных инструментах, передает простой ритмический рисунок самостоятельно, узнает звучание музыкальных инструментов на слух по их тембру.
Театрализованная деятельность:
0-интерес к театральному действию отсутствует, ребенок отказывается от попыток взрослого привлечь его к участию;
1-проявляет частичный интерес к театральному действию, развитие сюжета не воспринимает;
2-эмоционально реагирует на отдельные театральные куклы кукольного театра с четко выраженным образом;
3-проявляет интерес к участию в театральном действии вместе с взрослыми, эмоционально реагирует в процессе действия (мимикой, жестами, движениями рук и ног);
4-заинтересованно смотрит театральные постановки с участием взрослых и детей, проявляет инициативу в участии, распознает и называет персонажей, дает несложную характеристику героям сказки.
ЛИТЕРАТУРА
- Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. — М.: Просвещение, 1981.
- Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. — М.: Просвещение, 1983.
- Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. — М.: Просвещение, 1984.
- Бекина С.И. Праздники в детском саду. — М.: Просвещение, 1990.
- Буренина А.И. Ритмическая мозаика: Программа и методические рекомендации. — СПб., 2000.
- Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. — М.: Просвещение, 1981.
- Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комисарова Л.Н. Музыкальные занятия в детском саду. — М.: Просвещение, 1984.
- Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. — М.: Просвещение, 1988.
- Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. — М.: Мозаика-синтез, 2006.
- Валявко С.М., Васильева Т.Н., Супрыкина О.А. Путешествие в стране шумов, звуков, букв. — М., 2000.
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. — М.: Просвещение, 1985.
- Вихарева Г.Ф. Веселинка. — СПб.: Детство-пресс, 2002.
- Горбина Е.В., Михайлова М.А. Здравствуй, сказка, здравствуй, песня! — Ярославль: Академия холдинг, 2003.
- Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. — М.: Просвещение, 1985.
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет. — М.: Творческий центр, 2005.
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. — М.: Творческий центр, 2005.
- Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей. — М.: Творческий центр, 2005.
- Комарова Т.С., Зацепина М.Б., Антонова А.В. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет». М.: Педагогическое общество России, 2000.
- Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 2-3 лет. — М.: Аркти, 2001.
- Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. — М.: Просвещение, 1986.
- Косицына М.А., Бородина И.Г. Коррекционная ритмика. — М., 2005.
- Королева Е.А. Музыка в сказках, стихах, картинках. — М.: Просвещение, 1994.
- Коренева Т.Ф. В мире музыкальной драматургии: Программа. — М.: Владос, 2002.
- Макшанцева Е.Д. Детские забавы. — М.: Просвещение, 1991.
- Макшанцева Е.Д. Скворушка: Сб. музыкально-речевых игр. — М.: Аркти-Илекса, 1998.
- Метлов Н.А. Музыка – детям. — М.: Просвещение, 1985.
- Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. — Ярославль: Академия Ко, 2000.
- Новиковская О.А. Логоритмика. — СПб.: Корона-принт, 2005.
- Орлова Т.М., Бекина С.И. Учите детей петь. — М.: Просвещение, 1986 – 1988.
- Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игры и развлечения детей на воздухе. — М.: Просвещение, 1981.
- Радынова О.П. Музыкальные шедевры: Программа и методические рекомендации. — М., 2000.
- Радынова О.П. Музыкальные инструменты и игрушки. — М., 2000.
- Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. — М., 1998.
- Рудченко И., Шоломович С. Развлечения и театрализованные игры в детском саду. — Киев, 1986.
- Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. — Вып. 2. — М., 1987.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. — М., 2002.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М., 1981.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. — М., 2004.
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. — М.: Владос, 2002.
Картотека музыкальных и речевых игр со словом
к «Дополнительной программе по музыкально-речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста»
Цель:
- Развитие ритмического слуха.
- Развитие активной речи.
- Совершенствование опорно-двигательного аппарата.
- Совершенствование голосового аппарата.
- Создание хорошего настроения.
Методика проведения:
- Движения и слова разучиваются одновременно.
- Дети с педагогом активно произносят слова высоким голосом в удобном для детей темпе, эмоционально.
Название игры | Речевой текст | Музыкальный репертуар |
«Салат» | Вот как мы салат готовим: все порежем, все посолим. Помидоры, огурцы, скажут дети: «Молодцы!» Взяли две большие ложки, и попробуем немножко. Ах, какая вкуснота! Угощайте, детвора! | Хоровод «Вот какой огород» Вахрушевой, упражнение «Кто лучше танцует», «Тихие и громкие звоночки» |
«Зайка» | На лесной лужайке веселились зайки. Лапками хлопали: хлоп, хлоп, хлоп. Ножками топали: топ, топ, топ. Ушками махали, весело скакали: прыг, прыг, прыг. | Ритмический танец «На полянке зайки танцевали», игра «Зайка серенький сидит» р.н.м. |
«Листья» | 1,2,3,4,5 будем листья собирать: листья с березы, листья рябины, листья у клена и у осины. Листики тополя мы соберем, маме осенний букет принесем. | Танец «С листочками» Филипенко, игра «С листочками» Селеверстовой |
«Капли» | Кап, кап, тук, тук, дождик на дорожке. Дети ловят капельки, выставив ладошки. | Игра «Солнышко и дождик», Тиличеевой, ритмический танец «Виноватая тучка» |
«Солнышко» | Солнышко, солнышко, золотые лучики. Обогрей нам солнышко щечки, носик, ушки. | Дидактическая игра «Веселись детвора» п.н.м. |
«Сидит зайка» | Сидит, сидит зайка, Сидит, сидит серый Под кустом, под кустом. На мой хвостик поглядите, ушки длинные торчком! Поиграй-ка, зайка с нами, прыгай, прыгай вместе с нами! | Дидактическая игра «Мы в лесу гуляли» Железновой, Игра «Зайцы и лиса» Фрида, игра «Милый зайка, что с тобой?» |
«Ежик» | Ежик, ежик колкий, покажи иголки. Вот они, вот они, посмотрите, вот они! Ежик, ежик колкий, спрячь свои иголки. До чего хороший еж! На клубочек ты похож! | Хоровод «Жил в лесу колючий ежик» Гаврилова, песня «Ежик» Савинского (М.р. №8, 2017 год). |
«Солнышко» | Вышло солнышко за лес, смотрит солнышко с небес. Все такое чистое, солнышко лучистое! Если б мы его достали, мы б его поцеловали! | Упражнение «Веселый танец» Левкодимова, Ритмический танец «Солнечные лучики», пение «Солнышко» Макшанцевой |
«Козлик» | Вышел козлик погулять, Стал он прыгать и скакать. Козлик ножками стучит, По-козлиному кричит: «Бе-е-е». | Упражнение «Козлята» из музыкальной сказки «Волк и семеро козлят» |
«Бубен с погремушкой» | Мы идем, идем,идем вместе, друг за дружкой. Мы несем, несем,несем бубен с погремушкой. Если слышим: динь, динь, динь, пляшем все на месте. Если слышим: трень,трень, трень кружимся все вместе. | Дидактическая игра «Бубен или погремушка» Тиличеевой |
«Лошадка» | Едем, едем на лошадке: но, но, но! Рады, рады все ребятки: но, но, но! Далеко лошадка мчится: но, но, но! Рады детки прокатиться: но, но, но! | Упражнение «Лошадки» Макшанцевой, песня «Моя лошадка» Кишко, игра на музыкальных инструментах |
«Мишка косолапый» | Мишка косолапый по лесу идет. Шишки собирает, песенку поет. Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб. Мишка рассердился, и ногою, топ! | Упражнение с пением «Мишка косолапый», игра «Ребята и медведь» Тиличеевой, слушание «Медвежата» Красева, дидактическая игра «Тихие и громкие ладошки» |
«Машина» | Би, би, би, гудит машина. Тук, тук, тук мотор стучит. Мы поедем, мы поедем он так громко говорит. Шины трутся о дорогу: шу-шу-шу они шуршат. | Слушание с движениями «Мы едем, едем...» Компанейца, пение «Машина» Попатенко, игра «Воробушки и автомобиль» |
«Кто как кричит» | Птица: «Кар, кар, кар! Дождик: «Кап, кап, кап!» Ноги: «Шлеп, шлеп, шлеп». Туча: «Бах, бах, бах!» Мама: «Ах, ах, ах!» Дети: «ха, ха, ха, ха!» Ветер: «Ш....» | Упражнение «Воробушки» Арсеевой, игра «Скворушки» Филипенко, игра «Солнышко и дождик» Тиличеевой |
«Листок» | Дует легкий ветерок, он качает мой листок. Листик, листик золотой покачайся надо мной. | Упражнение с султанчиками «Кто хочет побегать?» л.н.м., танец «С листочками» Макшанцевой, игра «Найди листочку пару» («Ты лети, лети листок») |
«Елочка» | У зеленой елочки есть шишечки, иголочки, есть шарики, фонарики, есть зайчики и свечки, есть звезды, человечки. | Слушание «В лесу родилась елочка» Бекман (фоногр.), хоровод «Вокруг елки» Тиличеевой, «Елочка-малышка» Селеверстовой, игра «Найди игрушку» (с большими колокольчиками), «Догони нас, Дед Мороз! Агафонникова |
«Снежинка» | Маленькая снежинка села на ладошку. Я ее поглажу, посиди немножко. 1,2,3,4,5 отпускаю полетать! | Слушание «Колокольчики звенят» Моцарта, танец «С снежинками» Гречанинова, дидактическая игра «Кто в лесу живет, кто на елку к нам идет» |
«Снеговик» | Мы слепили снежный ком, шляпу сделали потом. Нос приставили, и вмиг появился Снеговик. | Упражнение «На саночках» Селеверстовой, пение «Кукла» Старокадомского, «Оркестр» р.н.м. |
«Снег» | Белый пух, снежный пух, все белым-бело вокруг. Пух на шапках, пух на шубах, пух на бровках и губках. Как щекотно-ух! Кто щекочет? Пух! | Танец «С снежинками» Чайковского («Декабрь»), дидактическая игра «Позови гостей» (пропевание слога «Ау»), пение «Снег-снежок» Филипенко |
«Снежок» | 1,2,3,4, мы с тобой снежок лепили: круглый, крепкий, очень гладкий, и совсем, совсем не сладкий. | Упражнение «Чух-чух паровозик», игра «Снежки» Селеверстовой, ритмический танец «Мы хвостиком покрутим» Железновой |
«Барабан» | Левой, правой, левой, правой, на парад идет отряд. На парад идет отряд, барабанщик очень рад. Барабанит, барабанит полтора часа подрят. Тра- та-та. Тра- та- та. Вот какой барабан! | Упражнение «Ноги и ножки» Агафонникова, игра «Вот какой барабан», пение «Бравые солдаты» Филипенко, игра на барабне |
«Солдаты» | Как солдаты наши мы идем. И флажками машем, и поем. 1,2,3, мы идем. 1,2,3, мы поем. | Упражнение «Марш» Ломовой, игра «Самолеты» Тиличеевой, пение «Мы-солдаты», игра «Оркестр», «Кто быстрее сядет на коня» |
«Юбочка» | Ай-да я! Ай-да я! Ай-да юбочка моя! Покручусь, поверчусь, а потом и в пляс пущусь! | Дидактическая игра «Кто лучше танцует» р.н.м., хоровод с пением «Матрешки» Хисмаулиной, дидактическая игра на музыкальных инструментах: ложки (тихо-громко) «Наши ложки застучали» (М.р. №1-2016 год) |
«Как у бабушки Наташи» | Как у бабушки Наташи ели вкусную мы кашу. Каша пышная, с дымком, каша пышная с дымком. С хлебом, с маслом, с молоком. Взяли две большие ложки и попробуем немножко. | Упражнение « Ходим-бегаем» Тиличеевой, пение, игра на ложках «Два веселых гуся», хоровод-игра «Репонька» р.н.м., пение «Прянички» Гомовой |
«Ладошки» | Ладушки-ладошки кашу варили, помешали ложкой. Курочке пеструшке покрошили крошки. Птичку пожалели, погрозили кошке. Строили, строили домик для матрешки. | Упражнения «Большие ноги» Агафонникова, «Воробушки» Арсеева, хоровод-игра «Веселись детвора» п.н.м., дидактическая игра «Подбери музыкальный инструмент», пение «Вышла курочка» Филипенко, игра «Кто быстрее построит домик» р.н.м. |
«Замок» | Стенка, стенка, потолок, два окошка, дверь, звонок. Только зря звонок звенит, на двери замок висит. Ключик, ключик, повернись, наш замочек отопрись! | Слушание «Строим дом» Попатенко, упражнение «Красивая девочка Катя» Филипенко, дидактическая игра «Кто как поет», пение «Есть мама у котенка», Ритмический танец «Дружба крепкая» Шаинского | |
«Апрель» | Динь, динь, динь звенит капель, солнышко смеется. В гости к нам пришел апрель, ручейками льется. | Слушание «Апрель» П. Чайковского, упражнение «Веселый танец» Левкодимова игра на музыкальных инструментах: треугольники, звоночки, пение «Зима прошла» А. Метлова, хоровод «Посадили мы горох» р.н.м. | |
«Цветки» | Наши алые цветки раскрывают лепестки. Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Наши алые цветки закрывают лепестки. Ты цветочек опускай, и внизу его качай. Покружись, цветочек мой, веселей танцуй со мной. | Слушание «Восход солнца» Э. Грига, «Голоса весеннего леса», танец «С цветами» Вахрушевой, дидактическая игра «Найди цветок по цвету» Шаламоновой (с бабочками), пение «Цветики» Красевой, игра на музыкальных инструментах: звоночки и треугольники» |
«Улитка» | В кругленьком домике, в круглом окошке грела улитка на солнышке рожки. Грела улитка на солнышке рожки, и разморило улитку немножко. Вот потянулась улитка лениво, вот затворила улитка калитку. Спрятала ключ, и отправилась спать в самую круглую в мире кровать. | Ритмический танец «Колобок» Морозовой, дидактическая игра «Ау», упражнение «Игра с водой» ф.н.м., пение «Вот и лето к нам пришло» Вахрушевой, игра на музыкальных инструментах: металлофоны «Дорожка для солнышка», «Дождик» Железновой |
«Шар» | Надувала кошка шар (ш...), а котенок ей мешал. Подошел, и лапкой топ! А у кошки шарик-хлоп! | Упражнение «Скачут по дорожке» Филипенко, дидактическая игра «Что ты хочешь, кошечка?», пение «Цап-царап» Гаврилова, игра «На прогулку вышла кошка» Красева, «Пирожки» Филипенко |
«Киска» | Есть у киски ушки, есть у киски глазки. Есть у киски лапки, в лапках цап-царапки. Киска, киска, не сердись, не царапай деток, брысь! | Упражнение «Скачут по дорожке» Филипенко, дидактическая игра «Что ты хочешь, кошечка?», пение «Цап-царап» Гаврилова, хоровод «Ходит Васька серенький» р. н. м., «Прянечки» Гомоновой |
«Петушок» | Вот идет петушок, на головке гребешок. Сапожками: топ, топ, крылышками: хлоп, хлоп. Гребешок на боку, он кричит: «Ку-ка-ре-ку!» | Упражнение «Паровоз» Компанейца, пение «Вышла курочка» Филипенко, «Петушок» р.н.м., игра «Курочка и цыплята», игра на музыкальных инструментах: бубны и дудочки» («Кукареку, солнце спрятолось за реку»), игра «Догони нас, петушок» Агафонникова |
«Огуречик» | Огуречик, огуречик, Не ходи на тот конечик, Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет. | Упражнение «Кто хочет побегать?» л. н. м., слушание «Баюшки баю» р. н. м., пение «Баю, баю» Красевой, игра на музыкальных инструментах: погремушки «Наша погремушка» Железновой |
«Цыпленок» | Желтый маленький цыпленок стал по комнате ходить: топ, топ, топ. Желтый маленький цыпленок кушать захотел спросонок. По ладошке клювом бьет, словно он зерно клюет: клю, клю, клю. А теперь зовет цыпленок поиграть своих сестренок, все играют в прятки, спрятались ребятки! Ой! | Упражнение «Скачут по дорожке» Филипенко, дидактическая игра «Что ты хочешь, кошечка?», пение «Цап-царап» Гаврилова, игра «На прогулку вышла кошка» Красева, «Пирожки» Филипенко |
«Едем на лошадке» | Едем, едем на лошадке по дорожке ровной, гладкой: цок,цок, цок. Холод,холод,стужа,стужа, снег пушистый кружит,кружит. С горки-ух! В снег пушистый-бух! Упали. Отряхнулись, встали. | Упражнение «Всадники и упряжки» Витлина, слушание «Моя лошадка» Гречанинова, игра на музыкальных инструментах: тихие и громкие молоточки, пение «Моя лошадка» Кишко, дидактическая игра «Как тебя зовут?» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль дополнительного образования в развитии детей
В статье характеризуются основные направления кружковой деятельности и описаны проблемы, решаемые с помощью дополнительного образования....
Программа дополнительного образования "Игралочка" для детей с ограниченными возможностями здоровья 6-7 лет
В статье представлена программа дополнительного образования "Игралочка" по развитию познавательной деятельности в игровой форме у детей с нарушением интеллекта....
"Занимательный английский" (Дополнительная образовательная программа для детей )
Отличительные особенности программы от существующих заключается в том, что игровая форма проведения занятий наиболее полно помогает в решении практических, общеобразовательных и воспитательных задач и...
Самопрезентация для заочного конкурса среди педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям"
Данный видеоролик представляет мою самопрезентацию, которая рассказывает о моём пути становления педагогом, педагогическую практику сейчас, моё педагогическое кредо.Главная цель учителя- это особая лю...
Дополнительная образовательная программа для детей среднего школьного возраста (11 – 13 лет) по русской лапте
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности обучающегося.Русская лапта обеспечивает возможность полно...
Программа дополнительного образования "Бисероплетение" для детей с ОВЗ
Программа расчитана как для здоровых, так и для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. При тяжёлых степенях ограниченности физического здоровья обучающихся составляется индивидуальная прогр...
Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...