Применение декламационного метода в процессе обучения игре на фортепиано
методическая разработка по музыке
В данной работе речь пойдет о положительном воздействии декламации на развитие музыкальных способностей в процессе обучения игре на фортепиано.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deklamatsiya.docx | 30.86 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНЕНИЕ ДЕКЛАМАЦИОННОГО МЕТОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО
Метод игры с параллельной декламацией заключается в том, что исполнение музыкального произведения сопровождается чтением стихотворного текста. За основу берется соответствие размера и метра размеру и ритму стиха:
Традиционно эти особенности сочетания размеров в музыке и поэзии использовались в вокальной литературе.
А в инструментальной музыке? Для работы над музыкальным произведением в процессе разучивания этот способ вполне оправдан и весьма полезен.
В учебнике «Методика обучения игре на фортепиано» А. Д. Алексеева есть краткое упоминание об игре с подтекстовкой. В нотном сборнике «Первая встреча с музыкой» А. Д. Артоболевской в предисловии автором описаны примеры сочинения стихов к музыкальным пьесам для начинающих.
А. Д. Артоболевская говорила, что если пьеса понравилась и если это не песня, уже имеющая текст, дети сами сочиняют слова, находя в них отражение того, что их эмоционально затронуло и вызвало образное представление. Такие методы разнообразят и дополняют работу. Работа вызывает особый интерес, а скучное многократное проигрывание приобретает определенный смысл. Особенно важный момент- переключение на работу с декламацией дает ученику возможность преодолеть скованность во время игры, появляется свобода, непринужденность в исполнении, в целом- особый психологический комфорт.
Литературные и музыкальные параллели можно использовать и при заучивании текстов наизусть. Объяснить ученику, что для запоминания стихотворения наизусть используются многократные повторения по строчкам, предложениям.
В музыкальном произведении процесс запоминания текста ведется также по фразам и предложениям.
Младшие школьники легче и быстрее запоминают конкретные слова. Следовательно, способ запоминания, при котором используются стихотворные тексты, особенно продуктивен. Помимо развития музыкальной памяти, он позволяет включить словесный, эмоциональный, наглядно-образный типы памяти, что усиливает общее воздействие на ученика.
Применение стихотворных текстов в других учебных ситуациях довольно разнообразно. Проблема освоения нот в басовом ключе очень быстро решается с помощью стихотворения И. Д. Перфильевой:
Ты басы запомни точно:
Соль, си, ре, фа, ля- построчно,
Между- ля и до, ми, соль,
Си- над всеми как король.
Стихотворение разучивается с помощью одной из рук, представленной в виде нотного стана, а другая рука- указатель. Ребенок произносит текст, одновременно указывает где находятся ноты басового ключа.
При изучении аппликатуры в гамме, педагог предлагает ученику сопроводительный текст- подсказку:
Параллельное движенье
Я освою без сомненья,
В левой пальцы- третий, первый,
В правой- третий, как и в левой.
Вариант № 2
Листики падают, с ветром закружатся,
С гаммою пальчики скоро подружатся.
Я подскажу им: здесь в левой на первый,
А в правой- на третий, второй и на первый.
Для гамм с параллельной аппликатурой можно использовать считалку:
«Раз, два, три, первый, первый, три, четыре»
При игре вниз считает левая рука.
Играем трехзвучные аккорды вверх и проговариваем:
«Третьи, второй в правой, второй в левой, третьи».
Так, с помощью декламации в игре гамм решаются вопросы аппликатуры, ровности, четкости.
Еще более результативной и полезной «помощницей» становится декламация в работе по развитию чувства ритма начинающего пианиста. Для изучения простых форм дробления длительностей профессор Института имени К. Орфа В. Келлер советует пользоваться различными словами, произносимыми в определенном ритме одно за другим.
ли - па
Со - сен-ки
ё - лоч - ки
Лист – вен – ни – ца
Другой пример. К. Черни Этюд опус 299 № 14. В работе над ритмом, артикуляцией можно предложить следующий стихотворный текст, сочиненный специально для выполнения этого вида работы.
Вот стаи журавлиные
Летят по небу синему
Зовут в края красивые,
Где песни соловьиные,
Пускай летят и кружатся!
Придет зима, завьюжится,
А мы пойдем на улицу,
Не страшно – не застудимся.
Кристаллики – снежиночки,
На реках – льды и льдиночки,
Вот зимние картиночки
Как радости снежиночки.
Заснежено, завьюжено,
В природе все застужено,
На окнах – иней – кружено
И печь гудит натружено…
И пусть мороз прокатится,
Пройдет зима – заплачется,
В капели порастратится
Придет весна, подкатится.
Ручьями да распутицей
Весна – природы спутница,
Нам лучшая попутчица,
С весною жизнь улучшится,
Да, время возвращается,
Природа оживляется,
А день уж прибавляется,
И птицы возвращаются,
Вот стаи журавлиные
Летят такие длинные,
Скучали на чужбине вы
Летите к нам, любые
Летите к нам сюда!
Так в вечном ожидании
Тепла, весна и мая мы.
Все – в трепетном внимании,
В природе – понимание
Стремимся к продолжению
И вечному движению
Все – в трепетном волнении
В высоком вдохновении.
Дарим свои улыбочки
И звуки – как слезиночки.
Сыграем как на скрипочке
Про вечные картиночки
И эти откровения,
Как радости мгновения
Разбудят вдохновение,
И вместе с ним – движение.
О, муза фортепианная
Ты – самая желанная
Природа музыкальная
Для пианиста главная,
Как вечная весна!
(И.Д. Перфильева «Вечное движение»)
В процессе игры с параллельным чтением стихов вырабатывается четкость, ровность в исполнении.
Таким образом:
- с помощью декламации в ходе работы решаются узко специальные задачи (ритм, темп, артикуляция, ровность исполнения, свобода аппарата как следствие переключения внимания),
- раскрывается единство замысла. Восприятие образа усиливается за счет сопровождения созвучным по образу стихотворным текстом,
- подобная работа способствует эмоциональному пробуждению личности в процессе чтения и игры,
- путь в музыку от образа словесного к образу выразительному становится наиболее понятен,
- с помощью данного метода усиливается слуховое восприятие музыки, так необходимое на начальном этапе развивается искусство слушать и слышать,
Список литературы.
Алексеев А.Д. «Методика обучения игре на фортепиано»- М., 1978.
Андреева М. «От примы до октавы»- М., 1983.
Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой»- М., 1989.
Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка»- М., 1978.
Кончаловская Н. «Нотная азбука»- М., 1997.
Лившиц И. «Ритмика»- М.,1999.
Милич Б. «Воспитание ученика-пианиста»- К., 1997.
Перфильева И.Д. «Музыкальные способности и их развитие путем применения декламационного метода обучения»
Печковская М.П. «Букварь музыкальной грамоты»- М., 1996.
Холопова В.Н. «Музыкальный ритм»- М., 1980.
Цыпин Г.М. «Обучение игре на фортепиано»- М., 1984.
Щапов А.П. «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище»- К., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальный слух и его развитие в процессе обучения игре на фортепиано
Обучение учащихся навыкам, умениям играть разные музыкальные произведения (полифония, крупная форма, пьесы, этюды) музыкально, эмоционально, с тщательным слуховым контролем....
Личностно-ориентированное образование в процессе обучения игры на фортепиано.
В данной статье рассмотрены некоторые моменты личностно-ориентированной модели образования в процессе освоения музыкального искусства как фактора формирования успешной личности ребенка....
План-конспект урока "Полифонический слух и его развитие в процессе обучения игре на фортепиано"
В материале открытого урока говорится о развитии полифонического слуха у учащихся в младших классах ДШИ, ДМШ, показано применение практических методов работы....
Методическое сообщение : "Развитие музыкального слуха в процессе обучения игре на фортепиано"
Эта работа посвящена развитию слуха у учащихся в классе специального фортепиано....
Методическая разработка «Музыкальные способности: музыкальность и её развитие у младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано»
Данная разработка необходима для работы с учащимися младшего школьного возраста для обучения игре на фортепиано....
Внедрение компьютерных технологий в процесс обучения игре на фортепиано.
Внедрение компьютерных технологий в процесс обучения игре на фортепиано. Актуальность использования информационных технологий в занятиях музыкой....
использование компьютерных технологий в процессе обучения игре на фортепиано
Во время занятий музыкой использование информационных технологий решает ряд важнейших задач, прежде всего, - это повышение интереса к обучению и к учебно-познавательной деятельности, усвоение учебного...