композиторы детям
материал по музыке (5 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сергей появился на свет в дворянской семье в усадьбе Семёново, расположенной в Новгородской губернии, но вырос в имении Онег, принадлежавшем его отцу, дворянину Василию Аркадьевичу. Сергей Васильевич не был единственным ребёнком в семье. У его родителей было еще пять детей: Аркадий и Владимир, Варвара, София и Елена.
В детстве Сережа очень любил бывать со своей бабушкой в монастырях и слушать звон колоколов. Сергей Васильевич писал о том, что одно из самых дорогих воспоминаний детства у него связано с четырьмя нотами, вызванивающимися колоколами Новгородского Софийского собора. Четыре ноты складывались во вновь и вновь повторяющуюся тему, четыре серебряные плачущие ноты, с которыми у него всегда ассоциируется мысль о слезах. Это ощущение трагического величия, созданное звоном новгородских благовестников, Рахманинов не раз будет использовать в своей музыке. Столь же сильное впечатление на него уже позже произведут звоны Ивановской колокольни в Московском Кремле. Одним из первых исследователей, отметивших влияние величественного ритма колокольного звона на музыку Рахманинова, был критик XIX века Стасов, который писал о глубоко вкоренившихся в его симфоническую ткань, его ритмы и интонации колокольных ритмо-звуко-красок. Дед композитора был пианистом-любителем, брал уроки у Джона Фильда, писал музыку, несколько его произведений были изданы; в 4 года Сережа играл в четыре руки с дедом. К музыке мальчик проявлял особый интерес, поэтому мама, Любовь Петровна, стала обучать его игре на инструменте с четырехлетнего возраста. Она познакомила сына с основами нотной грамоты, он учился у приглашенной пианистки, и уже в 5 лет он играл на фортепьяно.
Мать композитора, Любовь Петровна Бутакова (1853-1929), окончила консерваторию по классу фортепиано у Антона Рубинштейна. Отец композитора, Василий Аркадьевич (1841-1916), был офицером, гусаром, был музыкально одарён.
Когда Сереже исполнилось 9 лет, семья переехала жить в Северную столицу. Мальчик поступает в младший класс Санкт-Петербургской консерватории (1882). С учебой у него не ладилось. На семейном совете Сережа объяснил родным, что ему не хватает дисциплины. Тогда было решено перевести юного музыканта в Московскую консерваторию к Н.С. Звереву. Этот педагог давно славился своей особой системой воспитания одаренных учеников. Он выбирал из класса двух-трех талантливых детей и забирал к себе домой на полный пансион. Николай Сергеевич приучал учеников к дисциплине, высочайшей организованности и систематическим занятиям, занимаясь с каждым из них индивидуально. Ученики пансиона находились под постоянным надзором, оттачивали игру на инструментах по 6 часов в сутки и в обязательном порядке ходили в Филармонию и Оперный театр.
Однако через четыре года, поссорившись с наставником, талантливый подросток бросает учебу, но остается жить в Москве в доме у родственников. В 15 лет он всё же продолжает обучение, но на этот раз уже в старших классах Московской консерватории (у А. Зилоти, С. Танеева, А. Аренского), которую окончил в 19 лет с золотой медалью по классу фортепиано (1891) и композиции (1892). Его дипломной работой стала опера «Алеко», написанная всего за 17 дней и получившая высочайшую отметку «5+». Сергей Рахманинов знакомится с Петром Ильичом Чайковским, благодаря которому опера «Алеко» по мотивам произведения А.С. Пушкина была поставлена на сцене Большого театра в Москве.
Еще в годы учебы в консерватории Сергей Васильевич приобрел известность как талантливый музыкант. Он написал множество лирических романсов, первый фортепианный концерт и прелюдию до-диез минор (op.3), настоящую жемчужину и его визитную карточку на долгие годы. Композитор вспоминает, что в один прекрасный день прелюдия просто пришла сама собой и он её записал; причем она явилась с такой силой, что он не мог от нее отделаться, несмотря на все усилия.
Примечание. Прелюдия op.3 №2 (до-диез минор) – наиболее популярное произведение среди фортепианных миниатюр – относится к раннему творчеству композитора, но сочетает в себе характерные для стиля черты: насыщенность и красочность звучания, широту регистрового диапазона, пронзительную «колокольность», продуманную динамичность развития; монументальную кульминацию. Неровное ритмическое движение музыкальной ткани придает ей взволнованность и напряженность. «Томный» до-диез минор создает особый колорит. Всепоглощающая лирика и глубочайшая тоска выделяют прелюдию из цикла «Пьесы-фантазии». Сочинение входит в репертуар пианистов всего мира. Прелюдия звучит в следующих фильмах: «Блеск» (1996), «Области тьмы» (2011), «Шесть демонов Эмили Роуз» (2005) и др.
Композитор говорил, что хотел бы спеть тему на фортепиано так, как её спел бы певец, и признавался, что ему сложно сочинять миниатюрные произведения, что именно над миниатюрами работа всегда идет очень тяжело; «…я нередко убеждался, что короткая фортепианная пьеса причиняла мне всегда гораздо больше мук и ставила передо мной больше проблем, чем симфония или концерт… Когда я пишу маленькую фортепианную пьесу, я целиком во власти своей тематической идеи, которая должна быть представлена сжато и без отступлений… В конце концов, сказать то, что вы имеете сказать, и сказать это кратко, ясно, немногословно – вот самая трудная задача, стоящая перед художником».
Тончайший, одухотворенный мелодизм Рахманинова глубоко опирается на национальные музыкальные традиции – фольклор, протяжные песни, старинную церковную музыку. Отличительной чертой рахманиновского мелодизма является яркая образность и эмоциональность, гибкая динамика и неисчерпаемое богатство оттенков.
Сергей Васильевич впервые сам исполнил прелюдию до-диез минор в 1892 году. Произведение сразу завоевало сердца и умы слушателей. Даже спустя большое количество лет, когда Рахманинов с семьей уже переехал жить в Соединенные Штаты Америки, прелюдия не теряла популярности. Каждое интервью, которое журналисты брали у Рахманинова, сопровождалось вопросом, связанным с прелюдией до-диез минор. Однажды, устав от постоянных допросов, Рахманинов ответил, что просто сочинил музыку и не стоит искать в ней программный замысел.
После окончания консерватории Рахманинов занимается преподавательской деятельностью, дирижирует в Московской русской частной опере, где знакомится с Фёдором Ивановичем Шаляпиным (1897).
В 1897 году состоялась долгожданная премьера I симфонии, над которой Рахманинов долго работал. Публика и критики отрицательно встретили симфонию, да и сам Рахманинов был крайне разочарован. Острая критика Ц. Кюи и Н. Римского-Корсакова стала причиной глубокой депрессии Рахманинова. Он уничтожил партитуру, запретив когда-либо ее исполнять. Более трех лет Сергей Васильевич ничего не сочинял и почти все время лежал дома на диване. Только прибегнув к помощи врача-гипнотизёра, молодой человек сумел преодолеть творческий кризис.
В 1900-1901 гг. Сергей Васильевич работает над своим знаменитым Вторым концертом, до сих пор являющимся одним из величайших произведений классической музыки.
Мелодия известного сингла «All by myself», которую исполняла популярная певица Селин Дион, заимствована из Второго фортепианного концерта С.В. Рахманинова. Автор песни Эрик Кармен считал, что наследие великого композитора является национальным достоянием, но ему пришлось долго улаживать вопросы с наследниками маэстро. Он даже был вынужден указать имя Рахманинова как настоящего автора песни.
Современные музыканты отмечают влияние этого сочинения. Например, на его основе Мэттью Беллами, фронтмен группы «Muse», создал такие композиции, как «Space Dementia», «Megalomania» и «Ruled by Secrecy». Чувствуется мелодика русского композитора и в песнях «The Fallen Priest» Фредди Меркьюри, «All by Myself» Селин Дион и «I Think of You» Фрэнка Синатры.
Примечание. Концерт посвящен врачу Николаю Далю, который помог композитору преодолеть период депрессии после провала I симфонии. Впервые полностью исполнен в Москве автором в 1901 году с оркестром под управлением А. Зилоти. Концерт стал началом нового периода в творчестве Рахманинова.
В дневниковой записи С.И. Танеева от 26 октября 1901 года (после репетиции симфонического собрания Филармонического общества, в котором Рахманиновым был впервые исполнен его Второй концерт): «Рахманинова концерт с каждым разом мне больше и больше нравится. Разве можно придираться к тому, что фортепиано почти не играет без оркестра».
С 1904 года Рахманинов работал дирижером в Большом театре. В 1906 году решает оставить постоянную работу в Мариинском женском училище, чтобы заняться творчеством, путешествует по миру, посещает Италию, Германию, Америку, Канаду. В 1909 году создает свой 3-й фортепианный концерт. В Европе Сергей Васильевич остался без денег и имущества, так как иначе его бы не выпустили за границу. Он решил выступать как пианист, давал концерт за концертом, быстро расплатился с долгами и завоевал огромную славу.
Волшебный по красоте «Вокализ» опубликован как часть сборника «Четырнадцать песен», но традиционно исполняется отдельно и является показателем вокального исполнительского мастерства. (В настоящее время существуют варианты «Вокализа» для фортепиано, скрипки и др. инструментов, в том числе и с оркестром. )
Вокализ был написан в 1912 году и посвящен Антонине Васильевне Неждановой, выдающейся русской оперной певице. Сохранились её воспоминания: «В последние годы его жизни в Москве я была осчастливлена исключительным вниманием со стороны Сергея Васильевича: он написал для меня и посвятил мне чудесный «Вокализ». Это талантливое, прекрасное произведение, написанное с большим художественным вкусом, знанием, произвело сильное впечатление. Когда я высказала ему своё сожаление о том, что в этом произведении нет слов, он на это сказал:
– Зачем слова, когда вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами».
И после этого у композитора наступила жесточайшая депрессия, которая обострилась из-за кончины его друга Сергея Ивановича Танеева. Почти полтора года Рахманинов не садился за рояль. В конце 1917 года Рахманинова пригласили дать несколько концертов в скандинавских странах. Сергей Васильевич вместе с семьёй снова отправился на гастроли – сначала в Швецию, затем в Данию, на родину уже не вернулся.
Он покинул Родину, оторвался от той почвы, на которой выросло его творчество. Рахманинов до конца своих дней переживал глубокую внутреннюю драму. «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя…» – говорил он.
В конце 1918 года музыкант на пароходе отплывает в Нью-Йорк, где его встречают как героя и звезду первой величины. Рахманинов продолжает гастролировать как пианист, изредка как дирижер и не прекращает этой деятельности до конца жизни. В маленьком городке Провиденс в штате Род-Айленд началась концертная деятельность Рахманинова, которая продолжалась без перерыва почти 25 лет. В Америке Сергей Васильевич добился ошеломляющего успеха, который когда-либо сопутствовал здесь иностранному исполнителю. Слушателей привлекало не только высокое исполнительское мастерство Рахманинова, но и манера его игры, и внешний аскетизм, за которым скрывалась яркая натура гениального музыканта. «Человек, способный в такой манере и с такой силой выражать свои чувства, должен, прежде всего, научиться владеть ими в совершенстве, быть им хозяином…» – сказано в одной из рецензий.
Американцы боготворили русского композитора, за ним всегда следовала толпа фотографов. Сергею Васильевичу приходилось идти на хитрости, чтобы избавиться от их назойливого внимания. К примеру, он часто снимал гостиничный номер, но, чтобы сбить репортеров с толку, ночевал в персональном железнодорожном вагоне. Несмотря на то, что основное время композитор проводил в США, он часто бывает в Швейцарии, где построил роскошную виллу «Сенар» (В этом доме Рахманинов реализовал свое давнее увлечение техникой. Там можно было найти лифт, игрушечную железную дорогу и одну из новинок времени – пылесос. Композитор был обладателем патента на изобретение специальной муфты с присоединенной к ней грелкой, в которой пианисты могут согревать руки перед концертом. В гараже Сергея Васильевича всегда стоял новенький «Кадиллак» или «Континенталь», которые он ежегодно менял), с которой открывается изумительный вид на Фирвальдштетское озеро и гору Пилатус (Фирвальдштетское озеро (озеро Четырех кантонов) славится потрясающими природными красотами и прелестными, чисто швейцарскими деревушками, разбросанными по его берегам. Добраться до городков и деревушек можно на старинных пароходах. С горы Пилатус, «Драконьей горы», открывается потрясающий панорамный вид на центральную часть Швейцарии). Название виллы является аббревиатурой имен ее владельцев – Сергея и Натальи Рахманиновых.
После эмиграции Сергей Васильевич очень долго не писал значительных работ. «У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остается желания творить, не остается иных утешений, кроме нерушимого безмолвия нетревожных воспоминаний», – писал он.
Только в 1926-1927 гг. он выпускает Концерт для фортепиано с оркестром №4 и несколько русских песен. За последние годы жизни Рахманинов написал только три музыкальных произведения («Симфония №3», «Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром»), но все эти произведения принадлежат к вершинам мировой классической музыки. В 1941 году Рахманинов закончил свое величайшее произведение – «Симфонические танцы».
Живя за границей, Рахманинов не забывал о Родине, оставался патриотом, любил Россию, окружил себя в эмиграции русскими друзьями, русскими книгами. Он очень внимательно следил за развитием советской культуры. Но возвращаться отказывался, так как отношение Рахманинова к большевистскому режиму было непоколебимо отрицательным. В эмиграции Рахманинов почти прекратил свои дирижёрские выступления, хотя в Америке его приглашали занять пост руководителя Бостонского симфонического оркестра, а позже – оркестра города Цинциннати. Но он не согласился и лишь изредка вставал за дирижёрский пульт, когда исполнялись его собственные сочинения.
Но когда фашистская Германия напала на СССР, Рахманинов стал отправлять в фонд Красной армии денежный сбор от концертов и призывал следовать этому своих знакомых. «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу», – писал он.
Великий русский композитор не дожил до своего 70-летия всего три дня. Он попрощался со своими руками: «Прощайте, бедные мои руки...» «Кто это все играет?» – спрашивал он, изредка приходя в сознание. Ему объясняли, что никто не играет, и он удивленно покачивал головой. Уходя, он слышал музыку. А может быть, стал слышать ее яснее...
Рахманинов скончался в своей калифорнийской квартире в Беверли-Хиллз 28 марта 1943 года. Но его музыка осталась не только в нотах, но и в звукозаписи, сохранившей его неповторимо прекрасное исполнение.
Из сборника воспоминаний о Рахманинове «Великий Мастер, чья музыка проникла во все сердца, непревзойденный в трех областях музыкального искусства, джентльмен с головы до ног и искренний друг. Тот, кому выпали честь и счастье пользоваться его дружбой, обогащался от общения с ним. Никто не займет его места и его никогда не забудут» (Джулия Стейнвей, цит. по: Памяти Рахманинова, 1946).
Хронологическая таблица
1873 год, 20 марта (1 апреля) – родился в дворянской семье; с юных лет начал систематически учиться музыке
1882 – поступил в Петербургскую консерваторию
1885 – переехал в Москву, стал студентом Московской консерватории; впервые встретился с Чайковским, который заметил способного ученика и внимательно следил за его успехами
1891 – окончил консерваторию с Большой золотой медалью как пианист
1892 – окончил консерваторию как композитор
1891 – яркая индивидуальность раскрылась в консерватории в I фортепианном концерте
1892, зима – начались публичные выступления в качестве пианиста
1892 – написана опера «Алеко»
1893 – написана симфоническая фантазия «Утес»
1895 – написана Первая симфония
1898–1900 – неоднократно выступал в ансамбле с Федором Ивановичем Шаляпиным
1899 – первое зарубежное выступление в Лондоне
1901 – написан Второй фортепианный концерт
1904–1906 – работал дирижером в Большом театре; написал две одноактные оперы – «Франческа да Римини» на либретто П.И. Чайковского по Данте Алигьери и «Скупой рыцарь» по А.С. Пушкину
1906 – три зимы провел в Дрездене, возвращаясь летом домой; часто выступал в Европе как пианист и дирижер
1907 – написаны II симфония, фортепианные прелюдии и этюды-картины; принимал участие в Русских исторических концертах С. Дягилева в Париже
1909 – III фортепианный концерт; симфоническая поэма «Остров мертвых», навеянная одноименной картиной популярного на рубеже веков швейцарского живописца Арнольда Беклина; впервые выступил в США
1910–1911 – играл как пианист в Англии и Германии
1910-е – уделял много внимания крупным хоровым формам
1917, декабрь – отправился на гастроли в Скандинавию, в Россию уже не вернулся
1918 – жил в Америке, добился огромного успеха; много гастролировал и мало сочинял
1941 – написаны «Симфонические танцы»
1943, 28 марта – скончался после тяжелой болезни в Беверли Хиллз, Калифорния, США
Интересные факты из жизни С.В. Рахманинова
- Любимые развлечения С.В. Рахманинова – верховая езда, коньки, плаванье, автомобили, моторные лодки, сельское хозяйство. Предпочитал русскую кухню.
- С детства Сергей Васильевич обладал фантастической памятью: мог легко исполнить по памяти произведение, даже если слышал его всего один раз.
- Композитор обладал уникальной особенностью, которую отмечали многие исследователи его жизни и творчества. Он мог легко охватывать на рояле сразу 12 белых клавиш, что было не под силу многим известным пианистам.
- У Рахманинова и его учителя Н. Зверева произошел конфликт из-за композиции. Оба очень тяжело переживали это, а помириться смогли только после выпускного экзамена. Тогда Зверев подарил Рахманинову свои золотые часы, которые композитор бережно хранил всю жизнь.
- В выпускном классе фортепианного отделения Сергей Рахманинов остался без педагога, так как А. Зилоти ушел из консерватории, а Рахманинов не хотел менять наставника. Поэтому Сергею Васильевичу пришлось самостоятельно готовить выпускную программу, с которой он блестяще выступил на экзамене.
- Переводу на старшие курсы консерватории предшествовал экзамен по гармонии. Рахманинов сдал его не просто успешно. Сочиненные им пьесы так понравились П.И. Чайковскому, что тот окружил пятерку четырьмя плюсами.
- Дипломной работой музыканта в Московской консерватории стала его первая опера – «Алеко» по поэме А.С. Пушкина «Цыганы». Когда шли репетиции оперы «Алеко», к начинающему композитору подошел П.И. Чайковский и предложил исполнить сочинение Рахманинова вместе со своим новым спектаклем «Иоланта». От счастья и восторга Рахманинов даже не мог вымолвить ни слова.
- Пробиться на большую сцену Рахманинову помог меценат Савва Мамонтов, который покровительствовал молодым талантам в разных областях искусства. Мамонтов организовал частную оперу и пригласил в качестве дирижёра Рахманинова и Фёдора Шаляпина, никому в то время не известного певца. Тогда и возникла настоящая дружба этих двух гениев, продлившаяся до конца их дней.
- Несмотря на то, что Рахманинов последние десятилетия своей жизни прожил в США, он отказался от гражданства этого государства, так как не захотел отрекаться от своей Родины.
- Вилла «Сенар» получила название по первым слогам имен Сергея Васильевича и его супруги Натальи Рахманиновой. Это место стало особенным для композитора, он специально привез туда русские березы, а имение создал в национальном стиле.
- Когда началась Великая Отечественная война, Рахманинов крайне тяжело переживал это, и один из гонораров за свое выступление (около 4 тысяч долларов) передал для поддержки Советской Армии. Его примеру последовали и другие известные музыканты.
- Сергей Васильевич не очень любил внимание репортеров, фотографов и предпочитал всегда избегать встречи с толпой журналистов.
- Очень часто композитор подчеркивал, что он музыкант всего лишь на 85%. Если же интересовались, куда делись оставшиеся 15%, то Рахманинов отвечал, что он еще и человек.
- Рахманинов всегда бережно относился к своим рукам, многие современники отмечали, что они у него были очень красивые. Даже кнопки на его ботинках перед концертами застегивала всегда супруга, чтобы он не поранил себе пальцы. Мало кто знает, но при жизни Рахманинов запатентовал специальное приспособление для пианистов – грелку-муфту, в которой исполнители могли согревать свои руки перед важным выступлением.
- Рахманинов был требователен не только к себе, но и к публике. Особенно он не любил, когда в зале начинали кашлять и разговаривать во время его исполнения. Свое недовольство он выражал тем, что мог пропустить несколько вариаций в произведении.
- Композитор очень хотел еще раз посетить свою родную страну, сохранились сведения, что он пытался это сделать незадолго до своей смерти, однако его не пустили. Лауреат I Международного конкурса пианистов им. П.И. Чайковского (1958) Ван Клиберн отвез горсть русской земли в Америку на могилу великого «русского гения» С.В. Рахманинова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл уроков по слушанию музыки в ДШИ и ДМШ "Композиторы детям" - "С.С.Прокофьев детям», "Симфоническая сказка "Петя и волк".
В цикле уроков, посвященных творчеству С.С.Прокофьева дети вводятся в волшебный мир музыки. Знакомство с творчеством Прокофьева усит детей чувствовать и понимать классику, получать удовольствие от соп...
Презентация Мордовские композиторы-детям
Презентация Мордовские композиторы-детям...
«Мордовские композиторы - детям». Мероприятие.
Конспект музыкального мероприятия «Мордовские композиторы - детям»....
Лекция-концерт "Современные композиторы детям"
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования«Сосновская детская музыкальная школа»Лекция – концерт: «СОВРЕМЕННЫЕ КОМПОЗИТОРЫ - ДЕТЯМ»...
Классный час «Инструментальная музыка современных композиторов детям»
laquo;Музыка – самое поэтическое, самое живое, самое могучее из всех искусств». П. И. Чайковский.Классный час посвящен творчеству современных русских и украинстких композиторов, которые п...
Композиторы- детям
Интересное и увлекательное путешествие в мир композиторов....
- Мне нравится (1)